и) Водопровод и канализация. Все квартиры снабжены кухонными раковинами, фаянсовыми умывальниками и клозетами типа „Трент“, с двойной промывкой и фанерным си
дением. Водомеры устанавливаются в особых подвальных помещениях.
к) Электрооборудование. Электропроводка делается открытая, со счетчиком в каждой квартире. У входных дверей будут установлены электрические звонки от световой проводки.
На большинстве застраиваемых участков будут построены трансформаторные будки.
л) Отопление и вентиляция.
Централизация отопления при за
стройке целыми кварталами явилась весьма сложной задачей. Котельные почти повсюду решено вы
нести в отдельные
здания. Система водяная, с насосным побуждением.
Котлы решено ста
вить корнвалийские, трубчатые и
отчасти Стреля, так как котлы Мажуга, применявшиеся в 1925 году,
оказались несоответствующими предъявленным к ним требованиям.
Кроме того, для обслуживания пра
чешных будут установлены котлы паровые, низкого давления. Прокладка трубопроводов пред
положена в тунелях. Вентиляция вытяжная, но с постановкой электровентиляторов.
В одном из зданий имеется в виду осуществить приточную вентиляцию, с подачей наружного воздуха непосредственно на приборы отопления.
м) Прачешные. Прачешные запроектированы в отдельных зданиях, с центральной пода
чей горячей воды и пара для бучения и для кулисных сушилок.
Прачешные будут оборудованы приточной вентиляцией, механическими вытяжками, центрофугами и душами для стирающих. Для летней сушки белья приспособлены 3 и 4 этажи.
Кроме того, в виде опыта предположено при одной из прачешных построить душевые бани.
На стр. 7-ой показан план прачешной типа 1926 года.
Все дома будут снабжены мачтами для подвески антенн для радиоприемников.
Пожарные лестницы запроектированы по одной на каждом доме. В квартирах обращено
внимание на увеличение числа стенных шкафов с таким расчетом, чтобы число их было не менее числа комнат.
Фасады. Большое количество однотипных зданий, которое будет возводиться в отдельных пунктах, поставило вопрос о необходимости раз
нообразить их внешний вид, но без значительных при этом затрат. С этой целью был органи
зован небольшой конкурс. Наиболее интересные данные этого конкурса представлены на стр. 3-ей.
Планировка участков. Удачное реше
ние этой задачи во
многих случаях предетавляется весьма затруднительным.
Такая планировка прежде всего согласовывается с
планом Большой Москвы в отношении прокладки но
вых улиц, площадей, устройства зе
леных насаждений; затем имеется в виду по возможно
сти меньшее число квартир обращать на северную сто
рону, что во многих случаях очень усложняло планиров
ку. Усложняется эта задача также крайней утилитар
ностью типа домов и их однообразием.
Насколько при таких трудных условиях поставленная цель может считаться достигнутой, можно видеть из приводимых здесь рисунков.
На первых двух страницах представлены перспективные виды наиболее интересных участков, а именно: Усачевка, Октябрьская, 38, Стромынка, Мытная, Сыромятническая, Мясная. На каждом участке показаны зеленые насаждения и площадки для игр.
Несомненно, осуществляемый тип домов имеет много недостатков (отсутствие сквозного проветривания, ванн, светлых уборных), на что обыкновенно указывается в литературе и непо
средственно, но несомненно так же, что принятый тип при жестких экономических рамках, которые определились при его создании, является реше
нием достаточно удовлетворительным, и вряд ли в будущем 1927 году удастся отказаться от него, и вероятно он будет осуществляться на
равне с другими более совершенными типами, к разработке коих теперь приступлено.
Инж. Н. К. Николаев.
Проект типовой прачешной.