15 детей, комнаты — учительской, уборной и умывальной.
Ясли, примерно, на 30 детей с 2 спальнями, одной игралкой, столовой, приемная
к соревнованию значительное число как русских, так отчасти и иностранных строителей. Ниже мы помещаем отзывы жюри конкурса о премированных проектах. Премии в числе пяти получены следующими лицами:
1 премия — архитектор Маят, В. М. Жюри конкурса отметило следующие достоинства проекта:
а) В бытовом отношении: 1) холостые изолированы от семейных, и близко к улице и к помещениям общего пользования (столовая, клуб, читальня). 2) Семейные расположены между помещениями общего пользования и детскими учреждениями. 3) Передние перед квартирами. 4) Изолированность столовой, читальни и клуба от жилых помещений. 5) Детские учреждения удалены от улицы и вполне изолированы.
6) Нет проходных комнат; в комнате не живет более двух человек.
б) В санитарном отношении: просторные дворы и хорошее проветривание. Индивидуальные умывальные и уборные. Последние явля
ются удачным отступлением от требования программы конкурса. Хотя автором представлен вариант с общими умывальными и уборными, согласно требованию программы, но автор счи
тает более рациональным устройство отдельных уборных с умывальниками в каждой квартире для семейных и в каждой, объединенной в квар
Инж. Г. Я. Вольфензон, С. Я. Айзикович и арх. Волков Е. Детали жилых ячеек.
Инж. Г. Я. Вольфензон и С. Я. Айзикович. и арх. Волков Е. План 1-го эт.
кормилка, кабинет врача, изолятор для двух детей, уборная и умывальная.
Из общественно просветительных учреждений программой конкурса требовалось: клуб на 100 человек и библиотека-читальня тоже на 100 человек.
Дома должны быть свободно стоящими, с отступом не менее чем в 4 метра от линии улицы.
Наименьший размер двора не менее высоты дома над двором.
Вся площадь двора — не менее 3-кратной площади под строениями.
Во всех помещениях должна быть обеспечена возможность проветривания, сквозное проветривание допустимо через помещения общего пользования.
Коридоры обязательно имеют непосредственное сквозное проветривание.
Все жилые комнаты помещений общего пользования, кухня, кладовые для провизии, прачечная и уборные получают непосредственное освещение.
Для умывальных, ванных и кладовых допускается второй свет.
Высота жилых комнат — 3 метра.
Средняя норма для человека в жилой комнате — 6 кв. метров, без различия возраста.
Минимальный размер площади пола отдельной комнаты — 9 кв. метров.
Все помещения должны быть достаточно изолированы в звуковом отношении.
Жилые помещения отделяются от коридоров и помещений общего пользования двойными дверями.
Устройство стенных шкафов в нишах и балконов общего пользования.
Кухни, ванные, кубовые и прачечные пользуются газом.
Центральйое отопление — нефтью. Конкурс Дома-Коммуны привлек