Арх. А. И. Клейн и Э. А. Серн (Берлин). План 1-го этажа.
К недостаткам отнесены: 1) Не вполне проветриваемые коридоры. 2) Недостаточные раз
меры библиотеки и клуба. 3) Темные передние в детском саду и яслях. 4) Недостаточное осве
щение солнцем помещений, выходящих на дворы, обращенные к северу. 5) Недостаточно удобное пользование ванными и душевыми. 6) Чердак и плоские крыши увеличивают стоимость по
стройки. 7) Глубокие балконы неудобны для пользования и содержания их. К проекту приложен вариант, имеющий значительные улуч
шения в смысле удобства комнат, уменьшения глубины дворов и большой экономичности.
Главный фасад имеет хорошую группировку масс. Проект хорошо разработан. Удачна централизация всех помещений общего пользования.
Пятая премия: инж. Ильинская, С. А., арх. Мешков, А. И. и арх. Фуфаев, А. С.
Недостатки проекта: 1) Число населения дома не отвечает заданию. 2) Пропущено много мелких помещений, как-то: для чистки платья,
обуви и проч. 3) Фасады носят декоративный характер и довольно дороги для выполнения. Разбивка переплетов носит характер утрированности. Отсутствие симметрии дало хорошие плановые решения и выгодно для фасадов.
Обратимся к задачам, поставленным программой конкурса.
Требование, чтобы квартира в Доме-Коммуне не превышала квартирной платы в камен
ных домах с индивидуальными квартирами, строющимися в Москве для рабочих кооперативов, несомненно необходимо для успеха Домов-Коммун.
Беда в том, что квартирная плата в новостроющихся домах с индивидуальными кварти
рами довольно велика и не по карману рядовым рабочим и служащим, так как доходит до 6 рублей за одну кв. саж.
В сущности при учете валютной разницы прежней и теперешней, эта плата почти равна довоенной, но как оплата труда не изменилась в том же соотношении, то надо стремиться к удешевлению самого строительства.
Последнее же возможно только при понижении стоимости строительных материалов и самого производства строительных работ.
Технические способы удешевления, основанные на принципах механизирования производства и работ, требуют больших первона
чальных затрат, на что государством не могут быть отпущены в настоящее время значительные, по сравнению с нужной, суммы.
Необходимейшим основанием для облегчения жилищного строительства является также более долгосрочный и дешевый кредит для строительных кооперативов рабочих и служащих.
Это может прийти, конечно, только с увеличением экономической мощи нашей Республики.
Задача упрощения домашнего хозяйства и облегчения для родителей ухода за детьми, является задачей мирового масштаба для трудящихся.
Кроме общих требований прогресса человечества, самостоятельное ведение домашнего
хозяйства и воспитания детей, делается все более непосильным для отдельной трудовой семьи любой страны, при чем это положение особенно обострилось в итоге мировой войны.
Современная зарубежная техника следит с большим вниманием за всеми способами упрощения и рационализации устройства, оборудо