вания жилища и облегчения самообслуживания.
Американская техника в этом отношении уже многого достигла, но ее услуги пока слишком дороги для рядовых трудящихся.
К типу рационализированных жилищ относятся, так называемые „Семейные гостиницы“.
Это дома, состоящие из многих мелких отдельных мебилированных квартир. Каждая квартира состоит из одной-двух комнат, маленькой практично устроен
ной кухни, ванны с уборной и одного-двух шкафов или чу
ланчиков для платья.
Кровати подъемные и
вкатываются на день в стенные шкафы.
Такие дома называются гостиницами потому, что услуги, отопление, освещение, снабжение горячей во
дой, льдом для комнатного ледника и постельным бельем производит
ся от админи
страции и
включены в квартирную плату.
Однако такая квартира
стоит 120 —
160 долларов в месяц.
Квартиры, состоящие из одной комнаты и очень маленькой кухни, без мебели и услуг, но со шкафами и постелями, убирающимися на день в стенные шкафы, стоят все-таки не менее 40 долларов в месяц.
Это примерно вдвое больше квартирной платы в наших новых домах (при меньших удобствах), но средний заработок рядового американца — рабочего или служащего тоже приблизительно вдвое больше нашего.
Муниципальным Управлением города Вены был недавно объявлен конкурс на дом с минимальными квартирами площадью в 38 кв. м.
По одному из премированных проектов —
архитектора Бреннера [*)] уже выстроен дом на 32 квартиры.
Путем целесообразно уменьшенной кухни и продуманного расположения мебели, Бреннер дал на площади в 38 кв. м. две комнаты, кухню, переднюю, уборную и чулан.
Большая комната в 17 кв. метр, площадью служит ночью спальней для детей. Днем кровати закладываются в стенные шкафы и закрываются ширмой.
Спальня родителей имеет площадь в 13,5 кв. метров.
Ее двухспальная кро
вать также убирается в стену вместе с двумя ноч
ными столиками.
Кухня площадью всего 4 кв. метра, но в ней помеща
ется газовая плита, водо
проводный кран (для мытья), отдельно раковина для вылива
ния воды и
кухонный стол с достаточным помещением
для посуды и кухонной ут
вари. В кухне как раз столько места, чтобы можно бы
ло работать, но нет совер
шенно того пространства, по которому можно без вся
кой надобности сделать несколько сотен кило
метров в год. В тоже время кухня расположена так, что из нее можно хорошо наблюдать за детьми, находящимися в жилой комнате.
Каждая квартира имеет балкон или веранду.
Ванные в квартирах не предусмотрены, так как рядом помещаются общественные бани.
В доме имеется хорошо расположенный детский сад.
Строительная стоимость квартиры — 650 фун
тов стерлингов, а мебели, составляющей с ней Арх. А. И. Клейн и Э. А. Серк. (Берлин). Детали жилых ячеек.
[*)] См. статью „Wohnnachinenhans С. Л. журнал
„Строительн. Промышленность № 3 за 1926 г.