Строительство Ленинграда. План застройки Володарского района, у заставы Большевиков.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
площадей квартир муниципального строительства Москвы и Ленинграда.
сторону строгие гигиенические требования и построить скорее побольше квартир, которые, хотя менее гигиеничны, но зато дешевле.
Раз было решено в частях города, снабжен
ных водопроводом и канализацией, строить четырехэтажные дома — вопрос о большей дешевизне плана 4-х небольших квартир без сквоз
ного проветривания при одной лестничной площадке казался почти яс
ным. Сейчас на примере муниципального строи
тельства Москвы и Ленинграда мы имеем прекрасный случай сравнения обоих методов пла
нировки. Значительно лучшие жилищные условия Ленинграда удержа
ли его от необходимости поступиться гигиениче
скими требованиями в пользу уменьшения сто
имости. Но действительно ли Моссовет, уменьшив гигиенические требования, добился значи
тельного удешевления строительства?
Приводимые ниже в
таблице сравнительные подсчеты, хотя и позволяют предполагать боль
шую экономичность московского строительства, но едва ли она может быть значительной.
отдельных частей зданий. Максимальное упро
щение очертаний планов и т. д. Наконец, муниципальное строительство Моссовета, под давлением жестокого жилищного голода в Моск
ве, применяет постройку
домов с квартирами без сквозного проветрива
ния, хотя такие кварти
ры и нежелательны с гигиенической точки зрения. В силу последнего, западно-европейская практика относится от
рицательно к постройке подобных квартир.
Сквозное проветривание квартир или, по
меньшей мере, угловое было введено как не
пременное условие в программу 1-го конкурса Моссовета на рабочий дом, — конечно, по гигиеническим соображениям.
Допустить постройку односторонних квартир можно было только в виде временной меры для погашения жилищного голода быстро растущей Москвы.
Действительно, когда столько жителей живет в темных, сырых
полуподвалах, когда зачастую в одной комнате помещается по две семьи, тогда, кажется, вполне справедливым отложить на время в