Капитальное или облегченное строительство и пути к его удешевлению.

(Окончание [*)].
шие свое право на существование (см. „Удешевленное строительство“ проф. Мейснер).
Само собой разумеется, что применение удешевленных типов построек, менее долговечных, должно быть уделом строительства частного и мелких кооперативов, крупные же коопера
тивы, а тем более муниципальное строительство должно придерживаться капитальных форм, но и для них могут быть рекомендованы такие типы, как Герард, а в отдельных случаях, с целью форсирования получения жилой площади, и типы фахверковые.
Что касается самой проектировки домов, то и здесь еще не все возможности на пути к удешевлению использованы.
Если в планах достигнут максимум сочетания экономии и целесообразности, то конструкции могут быть упрощены.
Надо допустить деревянные лестницы с деревянными перилами, так как большая опасность таких лестниц в пожарном отношении проблематична, за границей они допущены в много
этажных домах, ширина лестниц может быть уменьшена, а подъем увеличен, могут быть облегчены перегородки, хотя бы за счет увели
чения звукопроводности, балки могут ставиться деревянные, с принятием мер от загнивания; же
лезо на крышах может быть поставлено 9-ти фунтовое, так как в большинстве случаев крыши страдают от механических повреждений при неумелой очистке, а не от равномерного естест
венного износа; толщина обвязки на оконных переплетах в наших типах принята больше практикуемой за-границей, но при наших климатических условиях ослабление сечения нежелатель
но, так как при разбухании и промораживании оконных переплетов они будут сильно перека
шиваться, что явится причиной частого битья стекол; наконец, до минимума должна быть со
кращена отделка фасадов, ограничивая обработку лишь выделением основных масс и кон
струкций, с таким расчетом, чтобы отделка оштукатуркой отдельных частей могла быть сделана впоследствии.
Что касается улучшения методов производства работ, то здесь должна быть рекомендована прежде всего стандартизация всех кон
струкций, которые при массовом однотипном строительстве повторяются значительное число раз, дабы по возможности больший объем работ был перенесен с месту возведения здания в заводскую обстановку, в которой благодаря боль
шей приспособленности работы могут вестись быстрее, экономичнее и вне зависимости от времени года и погоды. Должны быть стандартизованы оконные и дверные переплеты, при
боры к ним, ступени лестниц, перила, стропила, водосточные трубы, междуэтажные перекрытия.
Облегчение кирпичного голода, помимо сказанного в предшествующем номере, может быть достигнуто усилением деревянного строитель
ства с непременным расширением допускаемой зоны для его применения.
Типы Стандарта , „Стандартстроя , „Новостроя“ [**)] заслуживают внимания, также должно быть пересмотрено отношение к типу Галахова.
При возведении деревянных фахверковых построек должно быть обращаемо особое внима
ние на прочность основания под ними, так как в случае неравномерной осадки, возможно обра
зование щелей между отдельными составными
частями конструкции и нарушение вследствие сего всех проектных соображений.
Стоимость таких зданий будет колебаться около 160 руб. за 1 куб. саж., т.-е. без санитарного оборудования, примерно, на 25% дешевле каменных.
Такой тип строительства требует больших площадей застройки, что влияет на увеличение стоимости работ по благоустройству (водопро
вод, канализация, мощение, электропроводка, трамвай), но в этом направлении тоже возможны упрощения.
Водопровод можно ограничить постановкой водоразборных кранов, канализацию исключить, устроив люфт-клозеты, мощение может быть заменено шоссировкой, если расселение опередит расширение электрификации, то возможно обойтись временно без электрооборудования, нако
нец трамвай — последний необходим, но им наши пригороды уже во многих случаях обеспечены.
Конечно, при использовании упрощенных приемов, не будут созданы рабочие поселки капитального типа, все здания и подсобные устройства будут менее долговечны.
Здесь уместно вспомнить крылатую фразу, брошенную на одном диспуте инж. Некрасовым: „Мы не можем кредитовать последующие поколения . Если это не верно вообще, то справе
дливо теперь. Не каждому поколению выпадает пережить мировую войну и революцию со всеми экономическими потрясениями, их сопутствую
щими. И так как завоевания революции будут в большей мере использованы последующими поколениями, то тем более справедливо возло
жить на них часть тягот по восстановлению нашего хозяйства, а на современное поколение распространить мораторий.
Наконец, в ряде удешевленных типов строительства надо назвать земляные постройки (са
манные, глинобитные), также имеющие свою историю и удачными результатами подтвердив
[*)] Начало см. в „Строительстве Москвы № 6.
[**)] „Удешевленное строительство . Проф. Мейснер
и др. Москва. 1925 г.