Затем должны быть стандартизированы леса, так как до сих пор эта вспомогательная часть строительства не была нормирована совершенно.
Хотя материал подмостей шел на перегородки и прочие второстепенные части и как будто ис
пользование было рационально, — однако, при таком положении подмости не могли соста
вить постоянного инвентаря, сконструированного с наибольшей целесообразностью в отношении
же не должно быть поводом, чтобы простейшие приемы механизации отдельных моментов рабо
ты были отвергнуты, а кроме того, в целях опыта и изучения вопроса должны быть строго механизированы отдельные постройки.
Наконец, не всегда в должной мере учитывается влияние на удешевление работ правиль
ной организации работ; сюда входит создание руководящего аппарата — центрального и мест
Диаграмма плана ассигнований (в миллионах рублей) на различные виды строительства на период с 1927 — 1941 г. г.
выбора материалов и конструкций, а подготовка материалов для внутренних частей ставилась в зависимость от освобождения его от подмостей, при чем в данном случае затруднялась возмож
ность хотя бы частично стандартизировать эти второстепенные части.
Учитывая эти обстоятельства, Московский Совет провел конкурс на леса, при чем в виду отсутствия норм, участникам конкурса была предоставлена большая свобода, но большие силы, к сожалению, не выступили и конкурс не оправдал надежд, которые на него возлагались.
Важным удешевляющим строительство фактором является механизация работ, дающая экономию в рабочей силе и времени.
Механизация подачи материалов на место их употребления (узкоколейки, подъемники, ме
ханизация приготовления материалов (камнедро
билки, бетономешалки, приборы для мойки песка и гравия и т. п.)) и, наконец, механизация про
изводства работ (напр., машины для укладки кирпича).
Однако, наша зависимость в этом вопросе от заграничной промышленности переводит этот вопрос из области техники и экономики в об
ласть политики и при современных условиях применение механизации в большом масштабе неосуществимо, а в малом — не имеет практического значения; последнее соображение все
ного и снабжение работ материалами и рабочей силой.
Вопрос удешевления аппарата у нас принято разрешать очень просто: сокращается штат, по
соответствующей статье получилась экономия и цель считается достигнутой; увеличение же стоймости работ, ухудшение их качества, вслед
ствие того, что неполный штат не справляется с делом, не может дать своевременно указаний, и не может вести наблюдений, реально не выявляется. Иногда штат сорганизовывается сли
шком рано, иногда слишком рано распускается, избыток накладного расхода ясен в первом слу
чае, во втором случае искусственно затягивается отчетный период. Такие приемы снижения ра
сходов являются самими дорогими. Штат не должен быть избыточен и всегда достаточен. Важным является разграничение функций между центральным и местными аппаратами.
Стремление к централизации в большинстве случаев превосходит действительные интересы дела и влечет мелочное умаление прав ответственных руководителей на местах, коим в техническом отношении вверено разрешение за
дач, гораздо более сложных, и ценных по своим последствиям. Как общий принцип, должно быть рекомендовано — централизация снабжения рабочей силой и материалами в пределах основного плана в массовом масштабе, с предоста