Феликс Эдмундович Дзержинский.

Он был поражающе острый, огненный, истинно искренний и преданный революции. Таким он был за все время своей напряженной работы и тогда, когда партия была подпольной, и тогда, когда она стала единственной, правящей. Лишь талантливые, одаренные люди обладают такими чудесными личными свойствами, характером, которые полностью сливают их со свойствами и ха
рактером своего времени. Человек, не теряя себя, в то же время становится символизирующей фигурой или целой эпохи, как Ленин, или одной большой части этой эпохи — как умерший тов. Дзержинский.
Прекрасным доказательством этого положения служит вся жизнь и деятельность Феликса Эдмундовича. Со школь
ной скамьи, с седьмого класса гимназии, в 1895 году, он входит в социал-демокра
тический кружок саморазвития, чтобы в следующем 1896 году разорвать с гим
назией, вступить в „литовскую социалдемократию и вести кружок ремеслен
ных и фабричных учеников, и в 1897 году партия уже посылает товарища Дзер
жинского на работу в промышленный город — Ковно.
В 1898 году т. Дзержинский высылается правительством на 3 года в Вят
скую губернию; в 1899 году он бежит из ссылки и возвращается в Вильно.
В феврале 1900 года т. Дзержинский, после того как наладил связь с варшавскими рабочими, привлек на сторону
с. -д. организации целые группы рабочих — арестовывается и попадает в Вар
шавскую цитадель, затем в Седлецкую тюрьму и в 1902 году высылается на
5 лет в Восточную Сибирь. По дороге в Вилюйск т. Дзержинский совершает новый побег и эмигрирует за границу. В июле 1905 года новый арест за подпольную работу и освобождение по октябрьской амнистии. В 1906 году т. Дзер
жинский — делегат на Стокгольмский Объединительный Съезд РСДРП. В конце
1906 г. арест в Варшаве, в июне 1907 г. освобождение под залог; 13 апреля 1908 г. еще арест, суд и в 1909 г. высылается на поселение в Тасеевку, Енисейской губ. Новый побег за границу. В 1912 г. аре
стован в Варшаве — три года каторги. Каторгу отбывает в Орле. В 1916 году в Москве судят за партийную работу периода 1910 — 12 г.г. и прибавляют еще 6 лет каторги. Из Московского централа
т. Дзержинский освобожден Февральской революцией.
Он не мог жить без активной, захватывающей его, революционной прак
тической работы: им руководило бесстрашие и все кары, обильно сыпавшиеся на его голову царским правительством, только закаляли его дух и волю.
В силу своей исторической выучки, в революционном подполье т. Дзержин
ский, как в Октябрьские дни 1917 года, так и дальше смог итти и твердо, и му
жественно. Чтобы работать на таких ответственных постах, на каких работал т. Дзержинский, нужна была именно такая цельная, монолитная фигура, все
ми субъективными и внешними условиями исторически подготовленная.
ВЧК была грозой наших врагов. Нужна была беспощадность — и ее дал, ею жил т. Дзержинский в самые ответ
ственные моменты социалистической революции.
Личная пылкость, храбрость, неустрашимость Феликса Эдмундовича Дзер
жинского сочетались с храбростью и неустрашимостью боевого пролетарского органа власти — ВЧК.
ВЧК нужна была величайшая идейная чистота, полное бескорыстие — и в этом тов. Дзержинский был воплощением до безукоризненности.
Сменилось время — встали перед рабочим государством новые задачи — и т. Дзержинский, сохраняя пост пред
седателя ОГПУ, партией был поставлен на самый ответственный пост — председателя ВСНХ.
Здесь потребовалась, на ряду с точным учетом наших хозяйственных возможностей, на ряду с огромной восстановительной работой, беззаветная решимость — и ее дал тов. Дзержинский.
Нужно было ясно и твердо проводить директивы партии — и т. Дзержинский без разъедающего скептицизма, мужественно пошел вперед.
Он был враг всего бюрократического, бездушного, формального. Он умел сохранять в себе непосредственное революционное чутье, умел передать его окружающим, умел революционным энтузиазмом своим заражать людей. Его доклад работникам треста и его речь на пленуме ЦК ВКП (б) для нас становятся заветом, его посмертным завещанием, выстраданным и продуманным.
Партия вправе гордиться именем тов. Дзержинского; громадный коммуни
стический коллектив счастлив тем, что в его рядах был воспитан такой муже
ственный борец; все трудящиеся, на ряду с горечью утраты т. Дзержинского,
будут помнить о нем, что это был их лучший друг, брат и товарищ.