способ производства работ), так и по принципу „нэп‘а“ — подрядным способом, на осно
вании коммерческой договоренности. Какие же
психологические тенденции создает в данном случае „нэп“? Тенденции эти чрезвычайно просты: работодатели стараются елико возможно снизить цену, а подрядчик, напротив
того, как можно более ее повысить. При наличии надлежащей конкуренции обе эти про
тиворечивые тенденции могут в достаточной мере уравновешиваться, при отсутствии же та
кой конкуренции всегда неизбежно значительное повышение цен. То же самое имеет место и по отношению к каче
ству работ, при чем сплошь и рядом создается весьма нездоро
вая обстановка на работах Принцип „нэп‘а“ распространяется здесь притом же только на отношения между работо
дателем и подрядчиком, самый же процесс про
изводства происходит всецело по принципу декретирования, с той лишь разницей, что по
следнее исходит не непосредственно от хозяина строительства а от подрядчика. Соответственно этому, применение „нэп‘а“ в данном случае не создает по сути дела никаких существенных
такому состоянию общественного организма в целом, сила декретного воздействия в прогрес
сивной пропорции убывает по мере удаления об‘екта воздействия и, в особенности, по мере усложнения передающего механизма и увеличе
ния количества передающих рычагов. Весьма поучительно привести, — в пояснение пределов применимости принципа декретирования, — при
мер хозяйствования на некоторых крупных капиталистических пред
приятиях: в них вво
дится иногда в пределах одного и того же пред
приятия, а иногда даже для отдельных цехов од
ного и того же завода или фабрики, также сво
его рода „нэп“, а именно: указанным частям предприятий предоставляет
ся полная коммерческая самостоятельность, чем в систему хозяйства, ос
нованного на декретном принципе, вводится прин
цип „автоматического
настраивания“ отдельных хозяйственных распорядителей. Этот вид „нэп‘а“ имеет, однако же,
весьма существенную особенность в том, что касса предприятия остается единой, и вышеуказанная коммерческая самостоятельность от
дельных частей предприятия, с точки зрения всего предприятия, является фиктивной.
Общий вид на постройку по Арсеньевскому переулку. Общая кубатура первой очереди — 5.656 куб. метров.
Арсеньевский пер. Постройка 1-го корпуса.
Арсеньевский пер. Постройка 2-го и 3-го корпусов.
Применяя вышеуказанную точку зрения к отдельным моментам рабочего жилищного строи
тельства (мы имеем в виду преимущественно строительство Московского Совета), необхо
димо притти к нижеследующим заключениям по вопросу о „нэп‘е“ в жилстроительстве:
Выполнение строительных работ может производиться как по принципу непосредственного распоряжения со стороны хозяина ассигнованных на строительство сумм (хозяйственный
преимуществ, приводя лишь к осложнению общей организации и к внесению в дело весьма нездоровых посторонних тенденций коммер
ческой выгоды в ущерб качеству постройки, в чем подрядчик непосредственно не заинтере
сован. Поэтому подрядный способ производства работ в советских условиях можно считать целесообразным единственно лишь по отноше
нию к такого рода хозяйствующим организациям или лицам, которые по каким-либо причинам