Общий вид постройки по Вселенскому пер.
щей стоимости постройки зданий при настоящих условиях только одна треть расходуется
собственно в процессе постройки, остальные же две трети полностью идут в строительную про
мышленность, снабжающую строительство своей продукцией при посредстве рынка, и по отноше
нию к этим двум третям строитель, не участву
ющий в процессе соответственных производств, играет роль только передатчика денег. Поэтому вопрос об удешевлении строительства должен
рассматриваться отдельно для указанных двух категорий расходов.
II. Основные технические задания строительства: капитального и удешевленного,
городского и поселкового.
кустарным путем; столярные изделия дороги; скобяной товар в значительной мере просто никуда не годится; специальное снабжение (водопроводы и пр.) также весьма мало удовлетво
рительно; снабжение рабочим инструментом (главным образом для специальных же работ) плачевное; электрическое снабжение прихрамывает и т. п.
Строительная стоимость одного квадратного метра жилой площади (за исключением лестниц, коридоров, кухонь, уборных и пр.) составляет, в зависимости от размеров комнат и количества нежилых площадей и объемов, — от 140 руб. до 175 руб. (или от 650 до 800 руб. за 1 кв. саж.), в среднем около 730 руб. кв. саж., а за кв. метр 160 руб., считая в этой цене оборудование здания водопроводом, канализа
цией, обыкновенными кухонными устройствами и электрическим освещением.
Устройство ванн, газовых кухонь и благоустройство дворов ложится добавочно около 15 рублей на квадратн. метр. Таким образом, полная стоимость 1 кв. метра жилой площади в зависимости от плана и характера оборудо
вания колеблется от 150 до 190 руб. за кв. метр. Строительная стоимость одного куб. метра здания составляет в среднем около 25,4 руб. или
246 руб. за куб. саж. со всем дополнительным оборудованием и благоустройством двора.
Стоимость постройки за прежние годы была несколько выше.
По сравнению с довоенными ценами, указанные цены соответствуют коэфициенту удорожания около 2,50.
Стоимость упомянутых выше деревянных домов облегченной конструкции за единицу площади будет, приблизительно, на 30% ниже вышеуказанной.
Указанный коэфициент еще очень высок, а, кроме того, и сами по себе довоенные цены строительства, в виду исключительного значения последнего после революции, не могут счи
таться приемлемыми. Какие же перспективы в смысле удешевления строительства можно предвидеть в дальнейшем, и какие мероприятия должны быть осуществлены с этой целью?
Для исчерпывающего ответа на этот вопрос нужно прежде всего иметь в виду, что из об
От строителя требуется прежде всего правильно поставить строительную задачу, найти наивыгоднейшее технически-хозяйственное ее решение и рационально организовать выполне
ние работ; в остальном роль строителя чисто пассивная, ибо он является только покупателем, а не производителем.
В отношении общей постановки задачи рабочего жилищного строительства являются два кардинальных вопроса, из которых первый,— относительно реальных потребностей жильцов и общего характера зданий, — можно считать на ближайшее время достаточно удовлетворительно решенным: исходным положением является чисто индивидуальный характер хо
зяйства каждой семьи и малая материальная обеспеченность большинства съемщиков, вслед
ствие чего здания должны быть приспособлены к неизбежному значительному переуплотнению помещений; размеры отдельных комнат должны быть возможно меньше; все комнаты должны иметь самостоятельные выходы в нейтральные помещения; кухни и другие устройства общего пользования должны обслуживать в отдельно
сти возможно малое количество семей. Все эти условия идут в разрез со стоимостью единицы постройки, но можно надеяться, что в послед
них типах зданий, сооружаемых Московским Советом, необходимая „золотая середина“ на
щупана достаточно точно. Второй не менее, а быть может еще более кардинальный вопрос