таким образом: капитальное, но упрощенное поселковое строительство будет дешевле городского процентов на 10 — 15, а деревянное
подготовленного к происходящему болезненно быстрому росту. Современная западно-европейская мысль, а в значительной мере и строительная практика, также определенно склоняются в пользу поселкового строительства.
В техническом отношении в производящихся Моссоветом постройках в основном использо
ваны все реальные достижения техники, надле
жаще проверенные на опыте, а ожидать в этой плоскости какого-либо существенного понижения стоимости в ближайшее время не прихо
дится, что не устраняет, конечно, возможности целого ряда мелких улучшений. Теоретически
выявляется немало и новых путей, обещающих внести более или менее существенные перемены и улучшения в установившуюся стро
ительную практику, но для окончательного оформления и практической проверки этих теоретических предположений требуется производ
ство многочисленных экспериментальных работ, выполнение которых по большей части даже еще и не намечается.
В смысле техники производства работ по
Постройка по Колодезному пер. (уг. Русаковской). Общая
кубатура 19.167,57 куб. метр.
Постройка на Ново-Рязанской ул. Общая кубатура 11.321,86 кб. метр.
поселковое строительство по сравнению с последним будет дешевле всего лишь на 15 — 20%. Добиться более значительного удешевления, не поступаясь благоустройством зданий, пока еще не представляется возможным. Разница в дол
говечности построек капитальных, хотя бы и упрощенных, и построек деревянных облегченного типа весьма существенна: срок службы первых можно считать по крайней мере 50 лет,
для вторых же можно поручиться только лет за 30, хотя не исключена возможность и более долгой службы таких зданий. Поэтому едва ли может подлежать сомнению, что указанная раз
ница в стоимости капитального и деревянного строительства (до 20%) недостаточна для того, чтобы можно было примириться со столь су
щественной разницей в долговечности построек,
тем более, что и эксплоатационные расходы при капитальном строительстве будут ниже. Следовательно, можно считать противостоящими только городское капитальное и мону
ментальное (многоэтажное) строительство и поселковое капитальное же, но упрощенное, двухэтажное строительство; последнее по стои
мости жилых зданий будет дешевле процентов на 10 — 15, но с учетом необходимости соору
жения служб и несколько более дорогих работ по общему благоустройству оно будет не дешевле, а, вероятно, несколько дороже город
ского. Тем не менее, в виду чрезвычайно существенных преимуществ поселкового строи
тельства в отношении гигиеническом, бытовом и хозяйственном — для самого населения, и в виду производящейся электрификации при
городных железных дорог, переход на такого рода строительство нужно считать для Москвы вполне назревшим. Это существенно облегчило бы и положение самого города, далеко еще не
ложение в общем такое же: довоенный уровень можно считать достигнутым; эксперименталь
ное дело продвинулось значительно дальше, и в текущем году выполняются довольно значи
тельные опыты по механизации работ и даже по совершенно новой технической их органи
зации. Каковы бы, однако, ни были резуль
таты этих изысканий, они смогут внести все же относительно небольшие изменения в во
прос о стоимости построек, так как охваты
вают собою только одну треть общей стоимости последних.
Поэтому основным моментом в вопросе снижения стоимости строительства является в данное время улучшение и удешевление про
дукции вспомогательной строительной промыш
ленности, куда и должны быть направлены главнейшие усилия всех лиц и учреждений, в ру
ках которых находятся судьбы жилищного строительства.
(Окончание в следующем номере.)
Г. Красин.