Об участии вхутеин′а в производственных работах (ПО ОПЫТУ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МОССОВЕТА)
разным, и весьма возможно, что и в декоративном отношении такое построение плана явится весьма благодарным для архитектора.
В отношении типов зданий Жилищно-Строительным Комитетом было дано задание проработать их для разного рода назначений, а именно: каморочного типа помещения для одиночек, отдельные квартиры для небольших семей и общежития коммунального типа.
По каждому из этих заданий было представленонесколько решений, из которых наиболее интересными
представляются нижеследующие: каморочный тип попроекту т. Кочар, представляющий собою круглое цилиндрическое здание в несколько этажей с каморками, расположенными по секторам, с центральной площадкой и с лестницей, помещенной в одном из по
добных же секторов. План компактен, но требует для удобства выполнения некоторого специального метода производства работ.
При обычной технике строительства, а именно — при кирпичной кладке, деревянных или железных бал
ках, деревянных перекрытиях и т. п. — круглая форма плана оказывается весьма неудобной; при постройке же
домов из литого на месте бетона такая форма может оказаться целесообразной и не вызовет особых осложнений.
Имеется вариант зданий каморочного типа т. Леонидова, запроектированный интересно, но, вследствие большого количества площадей общего пользования, он имеет невыгодный общий строительный коэффициент. Для мелких квартир наиболее оргигинальным пред
ставляется аналогичное вышеупомянутому решение т. Мазманян, в виде круглого в плане дома в несколько этажей, с квадратной площадкой посредине и с подразделением плана на отдельные комнаты перегород
ками, являющимися продолжением вышеуказанного квадрата.
Много решений мелких квартир даны в виде блочных 2-этажных домов с самостоятельным входом с улицы,
как в первый, так и во второй этаж. Некоторые из этих планов весьма оригинально задуманы, однако же ни в одном из них нет надлежащей простоты и ясности плана, вследствие чего трудно предположить, чтобы они могли оказаться удобными для выполнения, хотя
без детальной проработки проектов такое заключение и нельзя считать окончательным.
В отношении домов коммунального типа надлежит отметить проект тов. Леонидова, построенный применительно к современным заграничным образцам, с внутренним открытым двором под зданием, открытыми ко
ридорами и т. п. Проект этот, однако же, при наших климатических условиях и при относительно скромных, средствах современной техники, представляется трудновыполнимым и, во всяком случае, неэкономным.
До известной степени интересными представляются попытки решения коммунального дома с устройством
сообщения отдельных жилых ячеек с помещениями общего пользования не по горизонтальным коридорам, как это мы имеем в большинстве подобного рода проек
тов, а по системе часто расположенных вертикальных лестниц, благодаря чему обеспечивается гораздо боль
шая изолированность каждой ячейки при сохранении удобного сообщения с общими помещениями.
В общем работа слушателей ВХУТЕИН‘а производит благоприятное впечатление разнообразием и свежестью содержащихся в ней идей.
Вопрос об осуществлении наиболее удачных проектов слушателей ВХУТЕИН а в постройке остается пока в неопределенном положении, в виду крайней ограниченности средств на разработку проектов и экспериментальные работы и в виду необходимости поэтому держаться как можно ближе к такого рода решениям, практическая целесообразность которых вызывает возможно меньшие сомнения.
Особенно мало вероятия относительно осуществле
ния какого-либо из проектов домов коммунального
В прошлом году был сделан опыт привлечения к проектировочной работе Жилищно-Строительного Комитета в порядке учебной работы одного из старших кур
сов Архитектурного фак-та ВХУТЕИН а. Объектом для архитектурной проработки был избран подлежащий к застройке в экспериментальном порядке участок земли в так-называемом «Измайловском Зверинце», по
Измайловскому шоссе, с левой его стороны, между Окружной жел. дор., речкой Серебрянкой и дорогой на Старый Измайловский поселок. Общая площадь участка — около 20 гектаров.
Заданная институту программа работ состояла в общей планировке участка и выработке разного рода типов жилья поселкового характера. Работа была выполнена ВХУТЕИН′ом в сравнительно короткий срок— около 3 м-цев — и представила обстоятельную проработку задания, при чем получилось немало интересных и оригинальных наметок по отдельным вопросам.
По отношению к общей планировке участка слушателями ин-та был очень четко поставлен вопрос об основном характере застройки, при чем некоторые из авторов трактовали поселок как окраину Москвы, ко
торая с течением времени должна будет войти в состав города; другие же, напротив того, поставили себе за
дачей создать изолированный пригородный поселок и стремились к тому, чтобы поселок этот был в максимальной степени отделен от города. Большинство авто
ров надлежащим образом оценили местные условия, а именно наличность речки и парка в прилегающем
бывшем владении Измайловского Зверинца, чем и воспользовались, как базой, для развития физкультурных площадок и спортивных устройств.
Равным образом, некоторые из авторов весьма кстати подметили наличие на этом участке высоковольтной линии передачи МОГЭС’а и оттенили ее соответственным широким бульваром.
В планах первого рода основное направление улиц принято параллельно шоссе, и весь план застройки повернут фронтом к этому последнему.
В планах второго рода, напротив того, посредине участка диагонально прокладывается магистральная улица от путепровода Окружной жел. дор. по направлению к будущему стадиону, и вся застройка ориенти
руется около этой магистрали, будучи повернута к шоссе тылом и защищена с его стороны более или менее густыми зелеными насаждениями.
И тот, и другой тип планировки представили собой обдуманное и логично построенное решение, и Жилищно-Строительному Комитету осталось только выбрать тот или другой вариант, в зависимости от оценки будущего значения поселка.
В основу принят один из вариантов первого тица (по проекту т. Леонидова) с некоторым исправлением
его применительно к проектам второго типа, так как по общему ходу застройки Москвы включение Измай
ловского Зверинца в общую черту города представляется делом относительно недалекого будущего. Общий характер застройки, в виду окраинного расположения этого участка, предвидится значительно более разреженный, чем это принимается ныне для более централь
ных частей города. При этом застройка полугородского типа, при количестве этажей до трех, предвидится толь
ко на лицевых кварталах, обращенных к шоссе; более же отдаленные от шоссе кварталы предназначаются для более мелких построек в 2 и 1 этаж.
В деталях планировки по некоторым проектам ВХУТЕИН а можно отметить весьма удачное применение зеленых насаждений, а в одном из проектов (тов. За
лесской) намечено очень интересное решение улицы,
сводящееся к тому, что одна ее сторона застраивается сплошь и четко определяет направление улицы; другая же сторона улицы застраивается отдельными корпусами, наклонно поставленными к улице, и обеспе
чивает хорошее проветривание улицы; решение это с плановой стороны представляется весьма целесооб