За социалистический принцип планировки жилья

До настоящего времени жилищное строительство не только в провинциальных, но и в столичных городах производится по принципам индивидуалистического жилища. Правда, за последние годы мы имеем относительно широкое строительство при крупных жилых объединениях отдельных элементов коллектив
ного обслуживания трудящихся, как: ясли, прачечные, столовые и т. п. Но, конечно, такое вкрапливание обобществленных элементов в чуждую им систему вопроса не решает.
Кустарному подходу к решению проблемы коллективистического жилища должен быть положен конец.
В настоящем номере собран некоторый проектный материал по вопросу о доме-коммуне. К сожалению, наши архитекторы были настолько не подготовлены к поставленной жизнью задаче, что мы не имели возможности дать более конкретный материал, хотя бы в виде законченных эскизов, решающих полно проблему коллективистического жилища.
Однако, некоторые выводы из помещенного материала все же сделать можно.
1· Архитектурная мысль не должна замыкаться только в решение задачи домакоммуны, как отдельной единицы, хотя бы и имеющей в наличии все элементы коллективного обслуживания. Ведь в таком случае американские небоскребы-отели являлись бы для нас образцом.
2. Необходимо, чтобы архитектурные кадры, не медля, занялись экспериментальной работой, для которой должны быть изысканы соответствующие средства. В этом отношении большую пользу делу могут принести архитектурные общества, вузы и лаборатории при стройорганизациях.
З. Создание типа коллективистического жилища только архитектурными силами невозможно. К этому делу надо привлечь широкие массы пролетарской обще
ственности. Надо провести по фабрикам и заводам широкую дискуссию. Надо изучить быт и желания потребителя. Проекты перед приступом к осуществлению должны быть подробно обсуждены рабочими массами—будущими жильцами.
4. Уже в текущем сезоне должно быть произведено широкое опытное строительство домов-коммун. Этим опытам необходимо уделить особое внимание для выявления недостатков и изучения экономичности отдельных типов.
5. Расчет эксплоатации такого дома должен быть взят не на 60—100 лет, а на много меньше, ибо каждая пятилетка социалистического строительства будет настолько изменять наши экономические возможности, достижения науки и техники, а с этим и потреб
ности человека социалистического общества, что выстроенные в настоящем отрезке времени дома-коммуны могут оказаться в ближайшем будущем устаревшими и не отвечающими своему назначению.