Дома-коммуны московской КООПЕРАЦИИ

Арх. Кильдишев
Проект дома-коммуны в Пролетарском районе
Перспектива
Современное жилищное строительство под давлением жилищного кризиса, имея основную задачу воз
можно большего накопления жилого фонда и удешевления строительства,
разрешает проблему жилья, копируя старые формы индивидуально-замкнутой планировки квартир дорево
люционного периода. Однако вместо больших квартир в 5—7 комнат со значительной жилой площадью, в ко
торой подсобные нежилые элементы квартиры почти растворялись, отчего такие квартиры были экономически эффективны, отвечая в то же время индивидуалистическим принципам, мы сейчас осуществляем массовое строительство многоэтажных домов
с индивидуальными квартирами, с незначительной жилой площадью (45—60 м^2). Уменьшение жилой площади, конечно, снижает эффективность ячейки в сравнении с ее прототипом.
Наиболее распространенным у нас типом рабочего жилища является индивидуальная квартира в 3—4 комнаты. Но если такая ячейка на За
паде заселяется исключительно одной
семьей, то в наших специфических условиях, такие квартиры заселяются обычно двумя, тремя семьями, что приводит к хозяйственно непра
вильному и нецелесообразному их использованию.
Помимо постоянных, все возрастающих усилий, направленных к устранению жилищного кризиса и к удовлетворению трудового населения хотя бы санитарным жилищным минимумом, перед советской общественностью стоит актуальный и остро
злободневный вопрос выбора форм, типов жилья, которые гармонировали бы с современной хозяйственной и
экономической структурой общества и новыми бытовыми навыками и функциями.
Старый тип жилья при неправильной к тому же эксплоатации не может создать благоприятные условия для повышения культурно-бытового уровня и внедрения начал коллективизма. Он закрепляет установ
ку на обособленность, замкнутость каждой семьи и совершенно не ото
бражает уже выкристаллизовавшиеся бытовые сдвиги, идеи нарождающегося нового быта.
Рациональная форма жилища обусловливается в первую очередь со
циально-бытовыми, техническими и экономическими условиями при точ
ном учете всех тех потребностей, удовлетворение коих является назначением данного жилища, и при полном соответствии его требованиям нормальной эксплоатации.
Новый социально - экономический строй предрешает новые формы жилья коллективного, обобществленного.
Уже в данный момент мы имеем обобществление целого ряда функций, осуществлявшихся ранее без
раздельно в пределах одной семьи: общественное питание, воспитание детей, ясли, детские сады и пло
щадки), стирка белья (общественные прачечные) и т. д.
В коллективном жилье должны быть совмещены изолированная се
мейная и личная жизнь со всеми потребностями, условиями и удобствами коллективного быта. Эта задача может решаться только в гра
ницах нашего переходного времени, так как совершенно невозможно пре
дугадать пределы намечающегося огромного роста производительных сил, технического прогресса и вы
текающих отсюда возможностей, в результате которых изменятся и создавшие современную индивидуальную семью экономические предпо
сылки, и выкристаллизуются новый социальный уклад, новые формы семьи.
Но и в пределах указанного отрезка времени выявление практически прием
лемого типа нового жилища является задачей исключительно сложной и
ответственной, требующей глубокой и серьезной проработки и напряжения архитектурной мысли.
Независимо от работы по выявлению идейно-законченного оформ
ления нового коллективного жилья необходима разработка и практи
ческая жизненная проверка ряда промежуточных переходных, хотя бы и компромиссных решений.
Уже сейчас можно констатировать целый ряд практических попыток внедрения в нашу действительность дома-коммуны,—попыток, не выходящих за пределы реальных экономи
ческих возможностей сегодняшнего дня, и технической логики и гово
рящих о бесспорной жизненности идеи коллективного жилья.
Ниже мы освещаем имеющиеся уже результаты практической постановки данного вопроса в московском жилищном строительстве.
Вопрос выявления и создания нового типа рабочего жилища с коллективными помещениями хозяйственного и культурно-бытового обслуживания выдвинут был еще в 1925 го
ду Президиумом Московского Совета, объявившим открытый конкурс на составление проекта дома-коммуны.
В основу разрешения задания приняты были следующие положения:
а) Здание рассчитывается на население в 750—800 чел., считая одиноких 10% всего населения, живу
щих попарно (супругов или това
рищей)—30%, живущих семьями от 3 до 5 человек—60%.
б) Население дома обслуживается общей столовой, прачечной, яслями
на 30 детей и детским садом тоже на 30 детей.
в) Общая столовая, рассчитанная на одновременное пользование 40% населения, т.-е. на 250 человек, слу
жит одновременно и местом общих собраний. При столовой—центральная кухня с подсобными помеще
ниями, рассчитанная на питание 600 чел.
г) Во всех этажах—кубовые для снабжения кипятком с газовыми та
ганками для подогревания пищи для больных и детей в неурочное время,
подсобные прачечные на два корыта для случайной стирки детского белья, умывальные комнаты, уборные, по
мещения для чистки платья и обуви, пылевые камеры, мусоропроводы.