во всемирной истории. Ленин имел перед глазами пример Коммуны, когда он провоз
глашал республику Советов государственной формой переходного периода от капитализма к коммунизму, формой революционной диктатуры пролетариата.
Крайне интересно, что теперь и буржуазная наука следует Ленину и его пониманию Коммуны, как прообраза Советской власти,
как предтечи Советского Союза. Я имею в
виду известный двухтомный труд Вернера Зомбарта „Der proletarische Socialismus ( Marxismus ), 2 Bände, 1924. Теоретики И Интер
национала с Каутским во главе видят в Коммуне воплощение столь любезной их сердцу демократии. Зомбарт, анализируя высказывания Маркса и Энгельса о Коммуне, при
ходит к такому выводу. С точки зрения Маркса, говорит он, задача Коммуны состояла прежде всего в том, чтобы привести к коммунисти
ческому общественному устройству; она была специфической формой пролетарского государства переходного периода периода дикта
туры пролетариата. Российская Советская конституция высказывает эту мысль еще яснее (I, 289), утверждая, что „больше
вики являются призванными выполнителями марксового наследства , что если теперь
в России кучка людей диктаторски правит гигантской страной, то это вполне в духе Маркса . Зомбарт прибавляет: „ничем иным ведь не были и получившая одобрение Маркса мысль, лежавшая в основе Парижской Коммуны (I, 403). Здесь Зомбарт имеет в виду ту громадную роль, которую марксистсколенинское учение уделяет вождям в структуре партии, руководящей пролетариатом, осуще
ствляющим свою диктатуру., Советская власть, по мнению Зомбарта, — лишь новое выраже
ние для старой мысли. Ибо для знатока „социалистических теорий не может под
лежать никакому сомнению, что вся идея Советской конституции и Советской власти в основном является собственностью Маркса, который сам пришел к таким взглядам, исходя из практических попыток Парижской Ком
муны... И само построение Советов списано с государственного права Коммуны (I. 403). Маркс вещает, что диктатура пролетариата будет „деспотической , „террористической —
говорит он другой раз (I, 410). „Большевики безусловно правы в том, что все их основные мысли уже имеются у Маркса по крайней мере в зародышевой форме, что собственные взгляды Маркса совпали с отстаиваемой ими революционной точкой зрения (I, 401). Итак, и для писателей, не стоящих на точке зрения марксизма, но в достаточной море зна
комых с развитием социалистической мысли, не подлежит сомнению, что Лепин в своей характеристике природы Коммуны следует рево
люционной традиции самого Маркса, пра
вильно истолковывая его точку зрения. Теоретики II Интернационала утверждают,
что ленинизм не имеет ничего общего с марксизмом, что Ленин вернулся ко взгля
дам марксова антипода анархиста Бакунина. Так пишет, напр„ виднейший теоретик герман
ской социал-демократии Кунов. (Marx. Gesell
schafts’ Geschichts und Staatstheorie, 1 Band). Буржуазный ученый, не скрывающий своей антипатии к пролетарской идеологии, видит вещи в более правильном свете, чем кляну
щиеся именем великих учителей ренегаты марксизма: Зомбарт признает, что ленинизм и есть подлинный марксизм.
В правильной оценке Парижской Коммуны проявился гений Маркса, дело которого продолжал Ленин. Если буржуазный мир уви
дел в славном восстании парижского проле
тариата кровавую анархию, восстание варваров против цивилизации, то Маркс увидел в нем главного провозвестника нового общества, предтечу нового, на этот раз победо
носного восстания пролетариата против
капитала. Ход событий полностью подтвердил истинность марксова анализа Коммуны, раз
витого дальше Лениным на основе нового революционного опыта. Коммуна предвосхитила ряд основных черт советского государственного устройства. Как предвестник совет
ского типа власти она живет и будет жить в сердцах трудящихся всего мира.
В. БЫСТРЯНСКИЙ.

ДЕВУШКЕ

Я встретил девушку в незашнурованной футболке, Одну из наших звонких лебедей. Стоял декабрь, и ветер колкий Хватал безжалостно людей.
Но девушка застыла у витрины С подругой, будто бы весной,
Спокойно глядя, как подвыпивший детина Буянил у пивной.
Грудь распахнулась, словно у матроса, Лидом горячим проходящих жгла;
У многих сгинули семейные вопросы, У многих отлетели взрослые дела...
Да, эта девушка заткнет за пояс
Таких, как мы, изнеженных прыщей,
Влюбленных для чего-то в небо голубое, Да знающих к чему-то сотню рифмачей. Природу любящих по Тютчеву и Фету, И даже в май, зеленоглазый май,
Летящих из редакций в кабинеты,
Из кабинетов мчащихся в трамвай. Когда же мимолетная причуда,
Необходимость вытолкнут в пургу, То где они — уверенность и удаль
В холодном нерифмованном снегу? Вот почему презрительно и колко Смотрю враждебно даже на себя.
Когда зимой в незашнурованной футболке Я повстречал на улице тебя.
ЕВГ. ПАНФИЛОВ.