К годовщине Парижской Коммуны.

„Les romantiques — c est la Commune . В этом замечании Тьера сказалась вся глубина ненависти малень
кого человечка — страстного поклонника полицейскомещанской упорядочности жизни — к тому „desordre sentimental , который внесли произведениями своими романтики и который в первооснове своей глубоко родственен „беспорядку , внесенному во весь строй буржуазного общества Парижской Коммуной. Фигура пролетария, с пистолетами в руках стоящего на верху баррикады, изображенная Делакруа на картине „Июльская Революция , не могла нравиться Тьеру. Она не
сомненно свидетельствует о том, что Парижская Ком
муна подготовлялась уже давно, что корни ее надо искать в недоговоренности не только июльской, но и Великой французской революции. Не следует забывать, что, если творчество Давида явилось выражением
устремлений верхов буржуазии, вырыравшей власть у аристократии, то низы того же „третьего сословия — рабочие и крестьяне - далеко но разделяли ни упоения одер
жанной победой, ни увлечения прообразами Рима и
Греции. Марат, выразитель устремлений социальных низов, писал в „Друге народа : „Революцию совершили только низшие класса общества: рабочие, ремесленники,
крестьяне, словом, низший слой, та беднота, которую богатые называют „comaille и которую римское бес
стыдство некогда называло пролетариатом . „Мы, — го
ворил он от имени этого пролетариата - Национальному Собранию, — сквозь все ваши лживые заявления о сво
боде, сквозь все великие слова о равенстве отлично видим, что в ваших глазах мы как были, так и оста
лись сволочью . Этот голос низов нашел себе выраже
ние и в изобразительном искусстве; в карикатуре Дебюкура, в реализме Сен-Обена, в пейзажах Моро и Мишеля. „Живописцы были склонны,— пишет француз
ский историк искусства Проспер Дорбек, — отказаться от искусства в античном духе и довольствоваться вер
ным изображением родного пейзажа . Так на ряду с торжествующим давидизмом давал себя знать и вкус санкюлотов.
Эта струя не прерывалась в дальнейшем. Делакруа не только там, где, как в „Июльской Революции , вы
водил он рабочего, — пугал буржуазию — „призрак ходит по Европе , — но и в таких картинах, как „Сарданапал
с его кучей жадно льнущих друг к другу похотливых тел, являлся художником разрушителем буржуазной нрав
ственности. Донье — беспощаден в своих карикатурах на буржуазию и полон высокого пафоса по адресу социальных низов. В залах Лувра Домье восхищался античными статуями. В жизни его увлекала монументальная мощь тела рабочего. Дидро в свое время усматри
вал смысл изучения творений греков в том, что они способны научить художником видеть природу, „apprendre voir la nature . Антики, очевидно, открывали глаза Домье, но видел-то он так, как подсказывал ему со
циальный строй его времени. Его зрение было демократично.
Так же демократично смотрел на все и вся и Гюстав Курбэ, художник, чье имя неразрывно связано с Парижской Коммуной. К своей картине „Уснувшая пряха он давал пояснения: „Это — пролетарка . Под
черкивать было излишне. Когда изнеженная императрица Евгения увидала ...на картине; Курбэ здоровую массивную
плебейку, она с презрением воскликнула: „Да это же кобыла („C’est bien une percheronne»). В Курбэ, в его творчестве, в самом характере присущего ому чувственного оформлення видимого, сказывался подход к окружающему нового класса—рабочего. Давид, друг и еди
номышленник Робеспьера, был насыщен буржуазным культом „Разума . Рабочий класс отводит „ratio по
четное место. Но но „ratio , не сознание для него первоисточник, а социально-экономическое бытие. Огтого-то на смену холодным отвлеченным „Брутан Да
вида выдвигает он грешную плоть, здоровое сильное тело, привычное к труду, трудом закаленное.
Курбэ мог бы и не быть активным участником „Коммуны и все же он был бы выразителем в области изобразительного искусства тех устремлений, которые нес с собою рабочий класс и которые рано или поздно должны были привести к боевой схватке его с капита
лом. Но инстинкт и темперамент, чувство органической связи с рабочим классом привели Курбэ еще в 1848 г. па баррикады. В 1870 г., после того, как провозглашена была республика во Франции, призывал он немец
ких художников напрочь усилия для провозглашения республики и в Германии — перельем пушки в памятник братства народов! А в 1871 г. он — член коммуны. С его именем связано ниспровержение знаменитой Вандамской колонны — памятника победам Наполеона. „Бона
парт, — писала „Commune dc Paris 17 мая — принес в
жертву своей ненасытной жажде господства — миллионы детей народа, он задушил республику, поклявшись за
щищать ее... Он хотел заклепать ошейник на шее на
рода, чтобы тщеславно царствовать одному среди все
общего принижения. На обязанности Коммуны лежал долг свергнуть этот символ деспотизма .
Версальский суд приговорил Курбэ к шести месяцам тюрьмы. Засим последовал суд буржуазного общества. По инициативе Мейсонье, автора цикла картин аз на
полеоновской эпопеи, картины Курбэ не были допущены в Салон 1873 г. По почину прессы к Курбэ предъявлен был иск за разрушение Вандомской колонны. Суд постановил: пусть Курбэ на свой счет восстановит ко
лонну. Курбэ сбежал в Швейцарию. Здесь, отвергнутый буржуазией, в нищете и одиночестве окончил в 1887 г. дни свои художник, не только в творчестве, но и в политической борьбе стоявший в рядах рабочего класса.
„Знать, чтобы мочь — таково было мое стремление. Моя цель — быть в состоянии передать идеи, нравы, явления эпохи согласно моему пониманию, быть не только живописцем, но человеком, короче — творить живое искусство .
Так определял сам художник свое художественное credo.
Ореол величия Коммуны лежит и на Курбэ. Пусть многими нитями своего творчества связан он с буржу
азными традициями, пусть в области теоретических взглядов являлся последователем Прудона, пусть не был этот коммунар коммунистом, — в этом сказалась общая еще незрелость рабочего класса того времени, — но он первый в истории изобразительного искусства XIX в. осознал подлинное место художника, первый твердо и решительно связал свое имя с эпохой геройской революционной борьбы пролетариата.
С. ИСАКОВ.