В этих словах сказывается большой практический смысл оценки спектакля местным
работником, прекрасно знающим условия жизни и быта окружающей деревенской дей
ствительности. И надо полагать, что при сле
дующей своей поездке Гос-агит-театр учтет это вполне резонное и доброжелательное указание.
В этом отношении Гос-агит-театру следовало бы воспользоваться опитом ростовского „Театра хлебороба , уделяющего в своем ре
пертуаре большое место агро - постановкам („Смерть засухе , „Подавай землеустройство , „Посевная кампания , „Деревенской бедноте о молочном скоте ). „Театром хлебороба
спектакли на местах всегда ставились по соглашению с политпросветкомами, руково
дителями худкружков, агрономами и т. д. Театром использовались проводимые на местах кампаний по землеустройству, по пере
ходу к животноводству (к смешанным фор
мам ведения хозяйства), по перевыборам в сельсоветы, ликвидации неграмотности, по
кооперации и т. д. (в нашем распоряжении имеется по этому вопросу весьма содержательный отчетный материал, который мы
используем в ближайшем будущем). Необходимо отметить, что значительной долей своего успеха среди крестьянских зрителей ростовский „Театр хлебороба обязан именно этой установке на местные интересы, освеще
нию тем, волнующих деревенских жителей в их повседневном трудовом быту.
Как бы то ни было, самый факт поездки Гос-агит-театра по деревням заслуживает большого и серьезного внимания. Этот опыт принесет ему ценные указания для направления дальнейшей его деятельности.
Крестьянство, — пишет т. Курцев, — жадно тянется к просвещению, деревня хочет городской культуры, не чурается и ценит ее, когда видит, что эта культура вносит в ее жизнь здоровое начало. Мы, просвещенцы, работники деревни, выражаем уверенность в том, что Губполитпросвет поведет свою работу в дальнейшем в этом же направлении, упрочивая и развивая пролетар
ское искусство и увязывая его с местными нуждами и интересами трудового народа.
Культурной смычке города с деревней Гос-агит-театр положил у нас твердое осно
вание. Будем надеяться, что дальнейшая его
работа будет содействовать осуществлению завета Ленина и послужит образцом для аналогичной работы на окраинах.

ОДСК и Кино в рабочем клубе

Еще XIII Съезд РКП постановил: „Кино должно явиться в руках партии могущественным средством ком
мунистического просвещения и агитации. Необходимо привлечь к этому делу внимание широких пролетарских масс, партийных и профессиональных организации .
Эта задача может быть осуществлена, во-первых, при посредстве широко поставленной сети клубных киноустановок и, во-вторых, при развитии советской кинообщественности, оформляющейся через организацию ОДСК.
Для урегулирования всех вопросов, связанных с оздоровлением кино-работы на местах, создаются при Губпрофсоветах Советы рабочих кино, кино-секции, воз
никают Общества друзей советской кинематографии, растут кино-кружки, организуются кино-комиссии при клубах и т. д.
Развивающаяся кино-общественность делает первые попытки практически ставить перед собой задачи коммунистического и культурно-просветительного обслуживания широких рабочих и крестьянских масс.
Намечаемые задача могут быть осуществлены полностью только при том условии, если все массовые профсоюзные организации, и в первую очередь рабочие и крестьянские клубы, примут активное участие в развитии на местах кино-любительства, кино-обществен
ности. Рабочие клубы созданием сети радио-кружков помогли в значительной степени уже сильно развившемуся на местах радиолюбительству. Клубные ра
ботники до настоящего времени еще не совсем сознали громадное значение развивающегося кино-любительства. В клубах члены правлений еще до настоящего времени не идут навстречу развивающимся запросам широких масс в этом деле.
В жизни рабочего кино уже занимает большое место. На кино в клуб идут все: и „стар, и млад , и до
машняя хозяйка, и культурно-отсталые элементы, которых не всегда удается вовлечь в клуб при других фор
мах клубной работы. Кино вошло в повседневный быт трудящихся масс и завоевало широкую популярность и любовь рабочей аудитории. Совершенно правильно т. Зи
новьев указал о роли кино: „Кино в руках буржуазии— сильнейшее средство для обмана и одурачивания народ
ных масс. В наших же руках пролетарское кино может и должно стать могучим орудием пропаганды коммунизма и просвещения широких масс трудящихся .
Ячейки „Общества Друзей Советского Кино должны в первую очередь возникать в рабочих и крестьянских клубах, при фабриках, заводах, в избах-читальнях и т. д.
ОДСК на местах возникают стихийно, нет еще правильного руководства ими. Необходимо в ближайшее время Центральному Совету ОДСК придти на помощь — дать правильное руководство, дать более или менее под
готовленных лиц из своей же среды. ОДСК совместно с руководящими профорганизациями должно создать курсы руководителей-работников по вопросам кино-любительства на местах. На этих курсах наиболее квали
фицированные представители ячеек ОДСК должны в сравнительно короткий срок практически получить зна
ния основ элементарной техники, познакомиться с частями съемочного, проекционного аппарата, посетить лаборатории, заводы, кино-аппаратуры, ГТК и др. киноучреждения.
Создание таких курсов нельзя откладывать в долгий ящик, чтобы не дать заглохнуть начавшемуся расцвету самодеятельности, кинолюбительству в широких массах трудящихся. Теперь настало время не только говорить о пользе кино в деревне и рабочих районах, но и продвигать, организовать кино и развивающееся кино-любительство. Организовав, поставив как следует кино