общественность, мы тем самым сможем развить еще больше советское кино. Мы тем самым боремся против буржуазной фильмы.
Ячейки ОДСК, возникшие на местах, ждут реальной помощи от всех лиц и организаций, заинтересованных в развитии советской кино-общественности.
В свою очередь созданный временный Центральный Совет Общества Друзей Советского Кино по всем вопро
сам организации на местах ячеек ждет наибольших откликов, наибольшей связи для более планомерной продуктивной работы.
Итак, чутко прислушивайтесь к мнению рабочих и крестьян о картинах, наблюдайте, записывайте, запо
минайте критические замечания рабочих и крестьян о
фильмах. Информируйте прессу и ОДСК об отношениях трудящейся массы к картинам. Эти наблюдения, изуче
ния зрителя, собранные со всех сторон, создадут бога
тейший материал, на котором наши режисееры и сценаристы будут учиться строить рабочую и крестьянскую фильму, будут знать, как уметь подходить к рабочему и крестьянину.
Общественный интерес, общественная инициатива партячеек, комсомола, рабкоров, селькоров, учителей, избачей и т. д. — в этом отношении могут создать не мало культурных начинаний большой ценности.
Широкое развитие кино-любительства, как и радиолюбительство, поможет скорейшему культурному подъему трудящихся масс.
Итак, вербуйте друзей Советского Кино!
Все, кто заинтересован в развитии нашей советской кинематографии — поступайте в члены ОДСК!
Каждый сознательный рабочий и крестьянин должен стать агитатором за кино.
ИВ. ПОТЕМКИН.

Универсальная система тонов (UTS) [*)]

3. Итоги и перспективы
Наша музыкальная наличность к текущему моменту такова.
1. Реакционеры ( упрощенцы ) пытаются тянуть нас к примитиву эпохи конца зап.-евр. классицизма и начала „романтики , — этак на сотню „с гаком лет назад. Явно безвредная утопия: ни производитель,
ни потребитель музыки в этом не заинтересованы, не захотят и не смогут (органически) на это пойти. Да и кто смог бы достаточно авторитетно указать пределы такого „ретроспективизма ? С моей личной точки зре
ния, лозунг „назад к Генделю (на 200 с гаком) имел бы больше почвы под ногами, а могут найтись и сторонники эпохи Палестрины и Лассо... и далее вглубь веков до минус - бесконечности. Неоспоримым и курьезным фактом во всяком случае осталась бы невозможность подойти таким путем к 100-миллионной массе крестьянства, которому равно органи
чески чужды все исторические стадии, пройденные западной „культурой .
2. Формальные quasi - революционеры, а по существу консерваторы в основном вопросе — об „уни
версальной системе тонов (UTS) — считающие, что ее условиям вполне удовлетворяет существующая 12-ступевная темперация; они же — контр-революционеры в своих социальных устремлениях к „изощ
ренно-изысканной звукоткани — атоналисты, омнитоналисты, политоналисты и пр., и пр. Нужно лишь вспомнить, что wohl - темперация была создана ради тональной (мажоро-минорной) системы (квинтовый круг) и вместе с нею теряет свой единственный „резондэтр , — чтобы понять, насколько беспочвенны все эти „школы и „течения . Наиболее „последова
тельные из атоналистов (Обухов, напр.) предлагают упразднить диезы и бемоли, создав взамен стереотипные обозначения для черных клавишей, безот
носительно к функциональному значению звуков, ими выражаемых. Это по крайней мере откровенно... Гораздо хуже, когда подобные „устремления прикры
[*)] См. №№ 38 и 40 Ж. И за 1925 г.
ваются „психологическими (школа Яворского, наир.) тяготениями (фактически неподвижных, неизменных
высот) тонов к некиим мистическим устоям, на деле „расширяя пределы классических „ладов до омнитональной „хроматической 12-ступенки. Несколько особняком — хотя бы по остроумию формального за
мысла — стоит вышеупомянутая политональная школа:
для целого ряда „комических , „пародийных и иных программных моментов (с уклоном в „гротеск ) разработка политонального контрапункта весьма пригодится, но возводить это в систему, писать целые „квартеты в 4-х тональностях одновременно — равно
сильно пикулетрюфельной диэте для гурманов, простые же „смертные все равно ничего тут не „воспримут , кроме нелепой гармонической „суммы тональностей (далеко к тому же не „благозвучной ), как не различают они в исполнении ни Вагнеровских „лейт-моти
вов , ни Шенберговских „грунд-гештальтов . Это— музыка „pour les yeux écarguillés et les oreilles bouchées“; куда приятнее и любопытнее изучать ее глазами в партитуре, чем слушать.
3. Ультрахроматики, сторонники расширения современной хроматической системы путем введения большего 12-ти числа тонов в октаву. Здесь нужно
различать весьма разнообразные целеустановки, во-первых, а во-вторых — методы, коими создаются эти новые „прожекты тоносистем. Начнем с наиболее примитивных четвертитонников, — их „метод проще простого:
— „разделим каждый полутон пополам, а что получится, — там видно будет ... Получается порядочная-таки ерунда: один из „столпов“ этого напра
вления А. Хаба пишет „новую музыку таким образом:
на двух роялях, настроенных четвертью тона один ниже другого, по очереди берутся обыкновенные гармонии,
либо „четвертушки вводятся, как проходящие ноты между обычными полутоновыми ходами мелодии без учета гармонического их эффекта... Потрясающая „ре
волюция ! Это — один „метод . Другой еще проще: А. Лурье пишет обыкновеннейшую и достаточно дрянную