музыку и post factum расставляет перед нотами значка „полудиезов и „полубемолей . Третий: „ин
туитивно копаются в 24-х четвертушках, изредка натыкаясь на „любопытные сочетания и используя их секвенцеобразно в композициях etc, etc. Я знаю лишь одного представителя этой „школы , Г. Рим
ского-Корсакова, который учитывает (обладая научной
эрудицией) гармонические (обертоновые) функции получаемых тонов, однако его толкование натуральной септимы, как интервала в 4,75 тона, — грубейшее все же заблуждение, из которого нет выхода — его не дает сама „система , слишком примитивная для „обертоновой музыки... „трети и „шестые тона (Бузони, тот же Хаба) — еще бессмысленнее „четвертей . Деление октавы на 53 части дает прекрасный результат... для реак
ционных устремлений к чистому строю терций, но не более того... Аппуновские „коррективы на коммы — в том же роде, только похуже, т. к. ограничивают круг тональностей. Вообще же нужно иметь в виду, что будущее лишь за некоей равномерной системой с числом звуков, кратным 12-ти, т. к. таковая система не требует коренной ломки инструментальной техники: сравнительно быстрый прогресс „четвертитонной системы (24 тона) только этим и объясняется.
Наш беглый обзор „ультрахроматических прожектов (умалчиваем о плагиатном недомыслии Розенова, „системе Лейоерга и других московских прожектёров) дает все же ясную картину безнадежности всех этих „исканий в потемках, без метода и четкой целеустановки, или — что еще хуже — с реакционным методом и контр-революционной установкой на „высококвалифицированного потребителя-гурмана.
Как же следовало бы подойти к вопросу о чаемой революционной эпохой UTS?
Очень просто: учтя подлинные музыкальные потребности масс, построить систему, удовлетворяющую этим потребностям — и все тут. Современное музыкознание (муз. этнология, в частности) дает желающим знать точный ответ на этот вопрос: отвергнув решительно натуральный (акустически точный) строй, как тех
ническую утопию, нужно взять минимальное кратное 12-ти, дающее достаточное для нормального слуха при
ближение к ладовым системам, находящимся ныне в массовом обращении. Таким кратным в идеале будет 96 (16-е тона), но т. к. это все же чересчур гро
моздко (8 обычных клавиатур) технически, то можно остановиться временно па 48, отложив „идеал до того этапа техники (электро), когда станет безразлич
ным (в силу механизации исполнения) количество „клавишей , струн, язычков, катодных ламп или иных источников звука. 48 тонов в октаве, как мы ужо го
ворили выше, даст звукоряд, достаточный для воспроизведения всех звукоотношений в пределах первой иолусотни ряда натуральных чисел, следовательно — сюда войдут не только все мыслимые народно-песенные лады (до восточных и „экзотических включительно), но и те тембро-гармонические комплексы, которые уже знакомы обитателю индустриальных центров на производ
стве и ожидают своего художественного воплощения в современной истинно пролетарской музыке. Наука по
заботилась и о том, чтобы будущие авторы не бродили в потемках в новых „мирах звуков и вручает им надежный компас для ориентировки — обективные за
коны гармонического и мелодического звукодвижения. Пушкинский „Сальери отныне реабилитирован исторически: его мечта „поверки алгеброй гармонии стала

МЫ КУЕМ

Динь-динь, бух. так-так, тах! Молот- в крепких руках.
Бей сильней, веселей,
Бей дружней, ну-ка, эй! Искры вихрем развей,
Не робей, бей, бей, бей.
Динь-динь. бух, тяк-так, тах! Молот — в верных руках.
Mы куем все с огнем и поем,
Mы и ночью, и днем все куем. Силен молота взлет,
Льется струйками пот. Молот правильно бьет, Молот чисто кует.
Mы сильны, мы с огнем и поем, Сталь надежной закалки даем.
Наши горцы ревут и гудят,
Кузнецы с молотами все в ряд. Искры пламя везде,
Блики солнца в воде. Нет унынья нигде,
Счастье только в труде.
Наши горны ревут и гудят,
Счастье в пламени ярком родят.
Динь-динь, бух, так-так, тах! Молот — в крепких руках. Бей сильней, горячей. Мощи-сил не жалей.
Бей дружней, бей, бей, бей, Искры-звезды развей.
И грозой буревой отдавайся в веках, Молот в крепких рабочих руках!
ПАВЕЛ БЕЗРУКИХ
фактом, его „злодейство стало глубочайшим символом нашей эпохи. „Моцартам - интуитам неосальеризм во всеоружии научной эрудиции подносит смертельную чашу с ядом — и отнюдь но из „зависти , но из человеколюбия в самом лучшем смысле слова. „Моцарты в поте лица конались бы еще 200 лет в том,
что элементарно для научного гения. Перейдя на учетверенную но количеству тонов „Universal-Ton-System , мы завтра же можем писать музыку, одновре
менно: конструктивно сложнейшую и „левевшую всех Скрябивых, Шенбергов etc и не требующую от слуша
теля долголетнего „омозоливания слуха, „понятную и благозвучную сразу, с первого впечатления, независимо от его „социального происхождения и „образователь
ного ценза : оказывается, что на путях подлинной эрудиции в рационально построенной системе — это вполне совместимо, т.т. Моцарты! На то она и UTS!
АРСЕНИЙ АВРААМОВ.