римент. Искусство и быт связаны в жизни неразрывными узами: можем-ли мы, еще сами по горло утонувшие в старом быту, не проявить максимума осторожности в этом вопросе? И разумеется — «ос
торожности» противоположной той, к которой нас призывают «хранители вековых устоев»: «Тише, тише совлекайте с древних идолов одежды»...
Ибо лучше потерять одно жемчужное зерно, чем оставить гнить на перекрестке зловонную кучу и ежедневно копаться в ней с явною опасностью для здоровья целого ряда поколений.
Это — первая элементарно-санитарная истина, которую все-же приходится силком вбивать в го
ловы наших художественных политиков. Вторая не менее азбучная истина может быть сформу
лирована следующим образом: так называемое «содержание» в искусстве, его идеологическая структура, в виду своей прозрачности для невооруженного даже глаза, представляет гораздо мень
шую потребительскую опасность, чем его формальная тектоника, для социального анализа коей нужен подлинный «микроскоп»: социально-контрреволюционное, религиозно-мистическое, извращен
но-эротическое, империа-милитарическое содержание художественного произведения сразу-же оттал
кивает или во-всяком случае выдает себя головою, что-же касается формы (и качества, следова
тельно) — здесь эти элементы уловить не так-то просто, а они во всяком подлинном искусстве друг друга обусловливают. Результатом таковой трудности формального разоблачения явилось в наши дни такое, например, массовое зло, как фаль
сификация «революционного» искусства ловкими мастерами формы, спекулирующими на «содержании», чтобы быть «на содержании» у пролетар
ского государства. Имена их «суть мнози», они у всех на устах и перечислять их — излишняя роскошь. Но я позволю себе указать на пару возму
тительных примеров, где формою замаскировано наглое издевательство — и его все-же не удается годами разоблачить: конструктор книги «Маяковский для голоса», художник Лисицкий, смонтиро
вал в книге цветными шрифтами матерную брань по адресу... III Интернационала — тем не менее книга благополучно прибыла из Берлина и до сих пор продается во всех книжных магазинах СССР... Любой печатник подтвердит вам, что здесь не может быть и речи о «случайности», т. к. при двойном наборе для цветного печатания это явно бросается
в глава... и однако? Водном из №№ «Муз. Нови» за 1925 года дан в приложении «Марш Юных Пионеров», начинающийся словами:
«Шире дверь! Долой запоры! ...рати юные идут!
Что это — реклама пилюль «АРА», что-ли? О каких «запорах» речь?
Это все-же, однако, второстепенное. Главное здесь в ином: некритическое «наследование» старой «формы» привело уже к разложению художественного вкуса массового потребителя: «синеблудиеи «ахрропись» свили себе прочные гнезда в клуб
ном рабочем быту, революционная песня вышла на улицу в легкомысленном одеянии шантанной
певички, «эстрада»... о ней на этих страницах писано-переписано. Поэты... откуда у пролетарцев (подлинных, по рождению) такие, скажем, мотивчики:
В. И. КАСТОРСКИЙ
(к 30-летию сценич. деятельности)
«Я не неясный, не тепличный, «Не надо меня ласкать!
«Родила на заводе зычном «Меня под машиною мать...
Это — Михаил Герасимов, который, открещиваясь (в «содержании») от «нежных и тепличных» - фор
мально работает... под Бальмонта... «не ведает бо, что творит».
«Вино новое» преспокойно вливается в «мехи ветхие»... и еще не одно поколение производителей и потребителей искусства взрастет на этой прокисшей, плесенью разящей «бурде»...
Но, быть может, такова «историческая необходимость»? Быть-может, у нас «нет выхода» из буржуазно-наследственного тупика? Быть-может, выбросив за борт старый хлам, мы обречены на «разбитое корыто», на возврат к наивному «примитиву»?
Темой следующего очерка будет решительное возражение против этих пессимистических утверждений.
То самое бесспорное наследство, о котором шла речь выше — точные науки и могущественная техника — обеспечивают нам безболезненное изжитие назревшего социально-художественного кри
зиса. Перспективы, открываемые нам ныне на
учным методом в искусствоведении столь грандиозны, что вся сумма творческих «открове
ний» и достижений прошлого представится в их света итогом жалкого кустарного ремесленничества рядом с грядущею многосотмиллионною продукцией научно-организованного социалистического завода.
«Пышный мох, разросшийся на гнилом пне(убийственная характеристика старого искусства, данная... Роменом Ролланом) будет выкорчеван вместе с самим «пнем». А к последнему, как известно, уже приступлено.
АРСЕНИЙ АВРААМОВ.