О малых (низких) и больших (высоких)

театральных формах

В связи с укреплением и развитием в рабочесамодеятельном театре так наз. «малых театраль
ных форм» (живая газета, бытовая инсценировка,
синеблузное движение и др.), вопрос о последних привлекает в настоящее время все большее и большее внимание критиков и исследователей.
Некоторые полагают, что в будущем малые театральные формы будут доминировать над вы
сокими (трагедия, драма, комедия), постепенно их вытесняя. При этом проводится параллель между нашими малыми театральными формами и западно
европейскими «ревю» (обозрениями) и считается, что в основе этих явлений лежит известная общ
ность, вытекающая из социально-экономических условий переживаемой эпохи (влияние войны, революций и т. д.).
В западно - европейском театре мы, действительно, имеем прогрессивный распад высоких театральных форм и доминирование «низкихтеатральных форм. Этот распад является след
ствием общего затяжного кризиса, переживаемого западно-европейским театральным организмом.
Вместе с тем он характеризует духовную хилость и слабость буржуазии, в настоящее время

НОЧЬЮ

Мелькают улицы в тумане,
На перекрестках жгут огни— Я это видел все заране,
В другую ночь, в другие дни...
Вот также у костров дорожных Мы собирались по ночам,
Но только лица были строже
И жестче стужа жалась к нам. Одна железная забота
Росла в мозолистой руке, И перекаты пулеметов Перекликались вдалеке.
Наперевес мелькало дуло, Проскальзывая у виска...
Уже врастала в переулок Очередей немых тоска. И дети слушали ночами Огня и ветра перехлест,
Их жизнь была хрупка, как пламя, Как иглы синих, снежных звезд...
О, день сегодняшний, ты шепчешь, Ты говоришь мне о другом... Я зубы стискиваю крепче, Грозя шершавым кулаком.
Нам, перенесшим годы эти, Другие нынче не страшны... Безмолвно тает на рассвете Холодный дым седой луны.
Мелькают улицы в тумане,
В другую ночь, в другие дни.
БОРИС СОЛОВЬЕВ.
почти неспособную выделить из своей среды художников с установкой на могучие сценические полотна.
Зрелищные запросы послевоенного буржуа, мелко или крупно нажившегося па военных по
ставках, вертятся вокруг легкого, занимательного зрелища, исключающего возможность напряжения мозгового аппарата.
В таких условиях серьезное искусство обречено на жалкое прозябание, ибо частная капита
листическая театральная антреприза в условиях бешеной конкуренции еще более разжигает эти аппетиты, стремясь выработать товар с возможно длительной обращаемостью и высоким спросом.
Нам ясно теперь, почему молодым французским драматургам Паньолю и Нивуа, создавшим для своей действительности исключительную и значительную вещь (яркая сатира на буржуазную современность — пьеса «Продавцы славы») пред
ложено разрабатывать более «занимательные» (!) сюжеты, а французская цензура поспешила убрать эту пьесу со сцены.
Вполне понятно, почему американский фильм, строящийся на принципах авантюристического трюкистского детектива (несмотря ни на какие оградительные законы) на наших глазах покоряет Западную Европу, а один из недавних «шедевриков» зап.-европ. литературы — приключенческий ро
ман «Тарзан» зачитывается до дыр буржуазной Европой...
При попытке анализа явлений, связанных с возникновением и развитием малых театральных форм в нашей действительности, мы видим, что
для рабочего класса, идущего через трамплин рабоче-самодеятельного искусства к профессиональному искусству рабочих, малые театраль
ные формы являются первичными кирпичами, на которых закладывается здание рабочего профтеатра, тем отправным пунктом, от которого исхо
дит тяга к высоким сценическим формам. Эту тягу мы наблюдаем уже в самом рабоче-самодеятельном театре, «Синтетическое зрелище» в рабоче-само
деятельном театре, в котором принимают участие все клубные кружки (складывающиеся из элемен
тов драматического, физкультурного, музыкального, хорового и др.), по характеру своему приближается к высокой сценической форме (конечно, при усло
вии его достаточной квалификации, зависящей от сил кружков клуба).
Тяга к «высоким» сценическим формам рабочих художников вполне понятна, так как только в плане этих форм можно достаточно отразить эмоциональные переживания рабочего класса.
В итоге всего этого два процесса, связанные с возникновением малых театральных форм, мы должны охарактеризовать как два противополож
ных процесса, при чем для западно-европейской действительности это будет эволюционный про
цесс распада с кривой, идущей вниз, для нас—
эволюционный процесс роста к кривой, идущей вверх. МИХ. БЫСТРЫЙ.