За примерами — ходить не далеко. В Харькове— столице УССР, где больше половины населения составляют великороссы и где сплошь все
население отлично понимает русский язык,— не существует ни одного хорошего русского театра (за исключением разве Музкомедии!).
Другой пример. Как сообщают газеты, торжественное открытие реставрированного одесского театра им. А. В. Луначарского, назна
ченное на 28 марта, отменено по предписанию
из Харькова. Мотив — необходимость открытия театра украинской оперой. В результате тор
жество открытия театра состоится лишь осенью. А пока... пока в том же театре, но без тор
жественного открытия будет работать русская опера, раз уж заключен с ней контракт на 18 спектаклей и расторжение договора с актерами принесло бы большие убытки.
Спрашивается: мудро и желательно-ли такое отношение к русскому населению украинизи
рованной Одессы? И в конце концов не все ли равно, пойдет ли „Аида на русском языке или
на украинском (ведь оригинальной оперной литературы на Украине, не в обиду будь сказано, нет и от того, что. „Аида будет исполняться по-малорусски, она не станет украинской оперой!).
Заметно сказывается националистический „душок и у некоторых украинских журнали
стов (не из прежних-ли буржуазных газет?), болезненно воспринимающих даже доброжела
тельную критику украинского искусства. Всякое осторожное указание, на те или иные недочеты обсуждаемого художественного явления задевает чрезмерно развитое национальное самолюбие, выросшее до пределов мании пресле
дования. К тому же такие зараженные мелким националистическим „душком журналисты при
бегают к полемическим приемам, совершенно недопустимым в советской печати. К числу таких журналистов принадлежит, напр., некий Шевченко, печатающийся в приложении к харь
ковским „Вістям — „Культура i Побут . Его расстроенное воображение всюду и везде ри
сует ему злостные нападки на украинское искусство. И он проектирует даже основание „Об-ва борьбы с некультурностью и чванством (разумей — „москалей ).
Легче, тт. нацкультурники, на поворотах! Как бы национальное самоопределение не завело вас в тупик шовинизма! Нужно иногда по
читать азбуку коммунизма. Это предостережет от очень многих ошибок.
Уберите хама!
Как ни странно, но за кулисами советского театра еще сохранились пережитки «доброго ста
рого времени», вернее — гнойника держимордовских традиций. В отравленной атмосфере сплетен, интриг, взаимных подсиживаний, «выдвиженчества» хозяй
ских любимчиков (факты — налицо) расцветает ярким цветом такое неподкрашенное хамство театральных Тит Титычей, которому надо решительно и раз навсегда положить твердый конец.
Вот, например, какие сведения сообщает нам из Одессы (это — не глушь какая-нибудь!) местный рабкор, т. Вестель (сведения эти, кстати сказать, подтверждены по нашему запросу Одесским Окружным Отделом Всерабиса):
В Одессу приехал коллектив комической оперы во главе с небезызвестным Одессе по прошлому се
зону режиссером Владимиром Ленским. Свое режиссерство Ленский строит на грубом, хамском отно
шении как к рабочим, так и актерам, пуская иногда даже руки в ход. Спокойно говорить ни с кем не может.
Недавно произошел такой случай. Один голодный актер пошел продать свою вещь и опоздал (в первый раз за время службы в коллективе) на репетицию на 15 м. Ленский выгнал актера со сцены с грубым окриком «вон!». Этот инцидент взволновал даже тех, кто все время пляшет под дудку режиссера из желания выслужиться.
Когда местком вызвал Ленского для объяснений, последний начал кричать, стучать кулаком по столу и нецензурно ругаться. Ленский заявил, что для него, видите-ли, не существуют ни местком, ни Союз. Больше того, Ленский потребовал снятия с работы секретаря месткома, «посмевшего» заступиться за обиженного («или я — или он», сказал Ленский). Секретарь, работавший помощником режиссера, от работы отстранен. Ушел и оскорбленный Ленским актер. Вероятно, будут постепенно уходить и другие члены коллектива (ибо скандалов очень много), или же
их будут выбрасывать, как недавно было с хористкой, которую режиссер обидел и осквернил своими грубыми лапами.
Спрашивается, как же реагировал Одесский Сорабис на вскрытие всей этой гнусной истории хозяйствования Ленского в трудколлективе (!)?
«В ответ на наше отношение» Правление Одесского Окротдела Союза Всерабис сообщает, что «члену Союза (?) т. (?) Ленскому сделано соответствующее внушение».
Оказывается, что Ленский преспокойно продолжает оставаться членом Союза (хотя он сам заявляет, что «для него не существуют ни местком, ни союз») и более того, такого фрукта Одесский Сорабис все еще считает товарищем!
Всерабис должен обратить самое серьезное внимание на возмутительную историю, разыгравшуюся в театральной Одессе, и раз навсегда отучить хозяйчиков, пристраивающихся к трудколлективам без
работных актеров, от повадок, унаследованных этими господами от царского бесправья. Прикасающимся
грязными лапами к советскому театру нужно давать по рукам. Молодежь, работающая на советской сцене, должна быть уверена, что Советская власть никому нс позволит издеваться над работниками театра. Театральные Тит Титычи должны с позором изго
няться из профорганизаций. Их время прошло, и прошло безвозвратно. Запомните это, Ленские, раз навсегда!
Театральным работникам на местах следует повести энергичную борьбу против насилия, произвола и хамства руководителей театральных предприятий. Если язвы закулисной жизни будут почаще вскры
ваться, то общими усилиями нам удастся постепенно оздоровить те уголки, куда еще не подул Октябрь
ский ветер. На предстоящем актерском съезде об этом следует крепко подумать.