Прошлое и будущее Нардома

Ровно 25 лет тому назад по приказу царя мракобеса Николая II-го был открыт Народный Дом.
Чем, собственно говоря, руководилось царское правительство, когда оно вдруг начало открывать дома для народа? Руководилось ли оно в самом деле культурными целями или за этим Народным Домом, при помощи этого Народного Дома ему хотелось сделать что-то другое?
Для того, чтобы выяснить этот вопрос, нам нужно остановиться на исторической эпохе, в которую откры
вайся Народный Дом. Это было в 1900 году, когда в массе своей пробуждалась творческая и революционная деятельность рабочего люда России. Тогда у нас в Рос
сии впервые в массе своей начали выступать на арену классовой борьбы рабочие, осознавшие свои классовые интересы. Царское правительство, уже начиная с 1886 года, с тревогою следило за тем, как рабочее движение в России не только нарастало, но начинало принимать осознанный, организованный характер: вместо отдельных, неорганизованных выступлений и просьб, вместо обра
щений к начальству, правительству, рабочий класс к концу 90-х годов и в 1900 году начал организовы
ваться в обще-российском масштабе. Нужно было чтото сделать. Для того, чтобы потушить революционный пожар, вспыхнувший здесь в Петербурге в 1901 году, в связи с первомайской забастовкой, нужно было каким-нибудь образом реагировать на революционное
Речь т. 3. И. Лилиной по случаю 25-летнего юбилея Госнардома.

движение, прокатившееся по всему югу, начиная с Ростовской забастовки в 1902 году.

Вместе с объявлением японской войны все более и более стало проясняться сознание широких масс, и
Народный, Дом, построенный в 1900 году, имел специальную задачу, именно — отвлечь рабочих от революционного движения.
Так была поставлена организация Народного Дома. Она была передана в руки „Об-ва Трезвости “. Общество это поставило свою работу очень умело. На сценах Народного Дома выступали лучшие артисты, мы здесь видели лучшие пьесы, которые явились пьесами современными. Здесь однако были и развлечения, расчитанные на самые низменные инстинкты несознательной еще массы.

На ряду с прекрасно поставленными драматическими и оперными спектаклями здесь были и довольно-таки третьестепенного пошиба развлечения для народа,

здесь было, стыдно сказать, поощрение проституции. Все делалось для того, чтобы угодить на вкусы самых широких и самых разнообразных масс. Общество трез

вости на самом деле не собиралось бороться, да и не боролось с пьянством. Не боролось оно и за культуру, ибо в царствование Николая II меньше всего заботились об устройстве школ, развитии библиотек и о ликвидации неграмотности, что делается сейчас после Октябрьской революции. Словом, культуру, как мы сейчас