понимаем, как понимает ее рабочий класс, как понимают ее труженики искусства, такой культуры царское правительство не насаждало и насаждать не хотело. Общество трезвости того времени правильнее всего было бы назвать обществом, которое пыталось отрезать
рабочий класс от его революционных мечтаний, как выражалась буржуазия того времени. Да, в этом отношении Народному Дому было предоставлено широкое поле деятельности.
Но, вопреки всему, Народный Дом сыграл свою положительную роль помимо желания и царского правительства, и капиталистической буржуазии, которая поощряла далеко невысокое искусство. Артисты, лучшие из артистов, игравшие в этом доме, артисты и Оперного, и Драматического театра, все те, которые являются носителями культуры (независимо от того, при каком обществе и при каком правительстве они работают), делали свое, великое дело, и много культурных работни
ков привлекли они сюда и всегда пользовались горячей любовью трудящихся, Правда, рядом с этой высоко
культурной работой здесь было много такого, что меньше всего напоминает культуру. Несколько интересных указании в этом отношении дает один из врачей Народ
ного Дома. Он говорит: „Здесь поощрялась проституция,
здесь было много убийств, болезней, ранений на почве ревности, на почве нездоровой, ненормальной обстановки. Среди публики, посещающей Народный Дом, здесь было много ненормальностей . Виноваты ли носители культуры, артисты этого дома в том, что делалось за стенами зрительных зал? Меньше всего.
Это было дело царского правительства, это было дело тех агентов, которых они поставили сюда для того, чтобы отвлечь рабочий класс от революции. Народный Дом, Дом народа, помимо воли начальства, делал свое великое культурное дело.
Пришла Октябрьская революция. К сожалению, все тяготы, связанные с войною империалистической, войной гражданскою, больше всего отразились на этом громад
ном культурном центре. В течение целого ряда лет после Октябрьской революции мы не могли даже меч
тать о том, чтобы в достаточной степени отопить и осветить этот дом. И все же, не взирая на самые тя
желые условия, артисты этого дома с самоотверженным героизмом вели свое культурное дело.
Все ли сделал Народный Дом, что он мог сделать и что он должен был сделать? Я думаю, все же мыдолжны сказать: не все еще сделано, наша культурная работа еще только начинается. Еще только два года (максимум), как артисты могут работать в обстановке,
более или менее приемлемой для работы; только теперь зрители могут позволить себе снимать верхнее платье во время представлений; только теперь можно было до
биться более или менее сносного оборудования Народ
ного Дома. Все это только начало. Народный Дом, дом имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург, должен стать действительным культурным центром трудящихся в широчайшем смысле этого слова.
Вот почему, отпраздновав 25-летнюю годовщину существования Нар. дома, мы должны начать новую страницу в его истории, должны наметить новую об
ширную программу Народного Дома. Ленинградский район, близко примыкающий к этому дому, Василеостровский район и Выборгский представляют из себя рабочие центры. Рабочий сейчас тянется к свету, куль
туре, искусству, как никогда. Нужно итти навстречу этим его запросам и требованиям
Сейчас только являются некоторые возможности ра
ботать, и нужно эти возможности использовать максимально. Надо сделать так, чтобы Народный Дом стал действительно притягательным центром, стал яркой звездой для рабочего класса. Нужно добиться, чтобы ра
бочий вместе со своей семьей, вместе с подростками и
детьми мог бы проводить все свои свободные часы, все свободные дни в этом доме. Надо поставить как сле
дует культурные развлечения, нужно здесь расширить еще больше библиотечную работу, нужно наметить целый ряд новых начинаний и новых заданий. Но может ли администрация и артисты Госнардома вы
полнить целиком эту программу, если сами трудящиеся им не придут на помощь? Конечно, нет. Мы, — коллекти
висты и мы строим всю нашу работу на массе, вместе с массой ради массы. У нас не должно быть де
ления на артистов — исполнителей и публику — зрителей. Все вместе, единой дружной семьей мы должны начать творить новую культуру, культуру трудящихся, культуру рабочего класса. Работы непочатый угол, к пей приступить необходимо немедленно.
Только тогда, когда трудящиеся массы, — приходящие в Народный Дом пока только еще в качестве зрителей, в качестве гостей, — станут действительными со
трудниками в деле создания культурного центра, когда каждый из нас внесет частичку своего организаторского таланта, своих культурных способностей, культурных познаний, — только в этом случае Народный Дом станет тем, чем он должен быть в Советской Республике, в стране, в которой завоевали власть рабочие и крестьяне, в стране, где дело народного образования, народного просвещения и насаждения культуры является делом самого народа.
Москва. Театр Революции.
Юлия Васильевна Васильева.
К 35-тилетию артистической деятельности.