Существует мнение, будто великий вождь нашей революции не интересовался вопросами искусства. Пово
дом для такого утверждения могло бы служить то обстоятельство, что после Октябрьской революции Вла
димиру Ильичу не пришлось высказываться в печати по вопросам искусства. Поглощенный многотрудной борьбой за существование первой в мире Республики пролетариата и строительством социалистических отно
шений, Ленин действительно не имел возможности откли
каться на запросы одной из высших идеологий, весьма далеко отстоящей от материального базиса человеческого общества. Это, однако, не значит, что Ленин был равно
душен к вопросам искусства во всем разнообразии его проявлений. Как подлинный марксист подходил он к искусству, не отрицая его значения для общества, но видя в нем отражение жизни в ее реальных движущих силах. Ленин относился с глубоким уважением ко всему ценному, что было в буржуазной культуре, — он умел ценить и искусство прошлого, несмотря на то, что оно вышло из среды эксплоататорских классов. Только пере
работав все содержание буржуазной культуры, сможет пролетариат построить новую культуру. В основу про
летарской культуры нельзя класть огульное отрицание старого, — она создается лишь в результате усвоения и критической переработки буржуазной культуры. Такой подход к проблемам искусства, в обществе переходном от капитализма к коммунизму, вытекает из всей трактовки Лениным вопросов культуры и просвещения.
Если Владимиру Ильичу не довелось изложить письменно свои мысли по вопросу о роли искусства в нашу эпоху, то, к счастью, т. Клара Цеткин записала свой разговор с Владимиром Ильичом, имевший место в Кремле ранней осенью 1920 г., когда Ленин доста
точно ясно формулировал свое отношение к роли искусства в пролетарском государстве. Он борется про
тив огульного отрицания старого искусства, — как известно, на эту точку зрения стал кое-кто из «молодых». Ленин решительно высказывается против подоб
ного иконоборчества, сравнивая подобных неразумных новаторов с доктором Карлштадтом, разбивавшим про
изведения искусства в католических церквах в эпоху реформации в Германии,
«Мне кажется, что и мы имеем наших докторов Карлштадтов. Мы черезчур большие «ниспровергатели в живописи». Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое». Почему нам нужно отворачиваться от истинно-прекрас
ного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития, только на том основании, что оно «старо» [*)].
Это, однако, не значит, что Ленин не видел неизбежности и необходимости появления новых художественных форм в эпоху социалистического строительства».
«Пробуждение новых сил, работа их над тем, чтобы создать в Советской России новое искусство и куль
[*)] Все цитаты сделаны по „Коммунисту , орган МКРКП, №27, март 1924 г. К. Цеткин — „Воспоминания о Ленине . См. также нашу статью „Ленин и искусство в „Жизни Искусства № 3, 1925 г.
туру — это хорошо, очень хорошо. Бурный темп их развития понятен и полезен. Мы должны нагнать то, что было упущено в течение столетий, и мы хотим этого. Хаотическое брожение, лихорадочные искания новых лозунгов, лозунги, провозглашающие сегодня «осаннупо отношению к определенным течениям в искусстве и в области мысли, а завтра кричащие «распни его» — все это неизбежно».
При этих новых исканиях неизбежны преувеличения и ошибки, к которым нужно отнестись критически.
Нельзя преклоняться перед новым только потому, что оно ново, нужно уметь отсеять пшеницу от плевел.
«Почему надо преклоняться перед новым, как перед богом, которому надо покориться только потому, что «это ново»? Бессмыслица, сплошная бессмыслица. Здесь много художественного лицемерия и, конечно, бессознательного почтения к художественной моде, господствую
щей на Западе. Мы хорошие революционеры, но мы чувствуем себя почему-то обязанными доказать, что мы тоже «стоим на высоте современной культуры». Я же имею смелость заявить себя «варваром». Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих «измов» высшим проявлением худо
жественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости».
Только пролетарская революция создает предпосылки для плодотворной работы в области искусства, действительно свободного от влияния классовых интересов помещиков и буржуа. Художник отныне не обя
зан более угождать раззолоченной черни: он работает на широкие массы.
«Вот вам один пример из многих. Подумайте о том влиянии, которое оказывали на развитие нашей живописи, скульптуры и архитектуры — мода и прихоти цар
ского двора, равно как вкус и причуды господ аристо
кратов и буржуазии. В обществе, базирующемся на частной собственности, художник производит товары для рынка, он нуждается в покупателях. Наша рево
люция освободила художников от гнета этих весьма прозаических условий. Она превратила Советское госу
дарство в их защитника и заказчика. Каждый художник, всякий, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего».
На определенной ступени социалистического строительства коммунистическая партия, вождь трудящихся в процессе общественного созидания, сможет руководить и созидательной работой в области искусства. Но пока до этого далеко. «Но, понятно, мы — коммунисты. Мы не должны стоять сложа руки и давать хаосу разви
ваться, куда хочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты. Мы еще далеки от этого, очень далеки».
Но наибольшую важность в глазах Ленина имеет в настоящее время вопрос не о дальнейших перспекти
вах строительства нового пролетарского искусства, но задача приобщения широких масс к наслаждению созданиями искусства.
«Нужно, Клара, всегда думать о массах... с массами и через массы» — вот лейтмотив всего ленинизма, вот исходная точка Владимира Ильича, придающая всему делу его жизни несокрушимую силу. Думает о массах Ленин и тогда, когда он думает об искусстве.
«Важно не наше мнение об искусстве. Важно также не то, что дает искусство нескольким сотням, даже нескольким тысячам общего количества населения, исчисляемого миллионами. Искусство принадлежит пароду.

ЛЕНИН ОБ ИСКУССТВЕ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ