Что это, „Iapsus“?

В № 13 „Жизни Искусства председатель АХРР а А, Григорьев очень горячо, но, правда, мало убедительно обрушился на И. А. Аксенова за статью, которую по
следний поместил на страницах того же журнала (№ 9) по поводу выставки „АХРР и „Коминтерна Бродского. Аксенов не пожелал отвечать на бранные выпады т. Гри
горьева. На то, разумеется, его добрая воля. Я со своей стороны отнюдь не намерен выступать в роли испрошенного защитника такого агнца, как т. Аксенов. И если поминаю о неразвернувшейся дискуссии, то только потому, что картина Бродского прибыла, наконец, и к нам. Невольно приходится хотя частично, а все же в этот спор впутаться.
Я лично не вполне согласен с т. Аксеновым в его оценке достоинств картины И. Бродского. И именно с тем местом, где говорится: „картина Бродского по стилю композиции не хуже картины Репина (Госу
дарств. совет) . Она именно „гораздо хуже , и именно по „композиции . В картине Репина антураж подчи
нен теме картины: на первом плане „Совет , в центре „Совета — фигура Плеве. В картине Бродского — над заседанием Коминтерна царит величественный императорский белоколонный зал, совершенно заслоняя тор
жественной „ампирной пышностью своей скромную массу серых человечков, сгрудившихся где-то там внизу. Исходя из построения картины, ее правильнее было-бы назвать не „Коминтерн , а „Зал для заседаний . А между тем т. Аксенов совершенно прав, указывая,
что „Коминтерн не только „не хуже Государственного Совета, но просто с ним несравним, а значит и метод,
приводящий его к сходству с покойным учреждением, неверен — нужен другой .
Это — основной пункт критики картины Бродского. Ее ахиллесова пята.
И я совершенно недоумеваю, почему т. Григорьев не ответил на тему т. Аксенову, а вздумал отыграться дешевым остроумием по поводу эпитетов: „вкусный , „слащавый , — „не пробовал на вкус . Вопрос о кар
тине - для нашего переходного времени вопрос большой, серьезный. И к такому опыту в этом направлении, как картина И. Бродского „Коминтерн , надо подойти с сугубой серьезностью и строгостью. АХРР этого не делает. Хуже того, он делает нечто совершенно для него неприличное. Он выпустил листовку под за
главием „Каталог-путеводитель но картине члена АХРР художника И. Н. Бродского „Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленин
граде . Каталог „покартине , — ивы, вполне естественно, ждете пояснений, что представляет собою II Конгресс,
как развернулась его работа, каково его значение для хода последующей деятельности Коминтерна. Но вместо „Каталога но картине вам преподносят „Каталог-путеводитель по Бродскому . Неужели для АХРР‘а по
очевидно, что такое рекламирование художника, хотя бы и „члена АХРР , ставит почтенную Ассоциацию на один уровень с такими известными беззастенчивостью своей рекламы знаменитостями, как Мозжухин или Иза Кремер. Неужели же Бродский, по мнению АХРР, так заслонил великолепием своей картины II Конгресс, что о послед
нем в путеводителе по картине даже и говорить не стоит? С. ИСАКОВ.

„Виринея Сейфуллиной

в Студии им. Вахтангова.
За последнее время в театральной прессе ряд товарищей отмечает уклон современного театра в сторону пьес, которые одними определяются, как «протокольные», другими, как «жанровые», «монтаж бытовых кускови т. п. Оскудение и упадок драматургии вызывает под
мену цельного драматургического произведения хроникой, рядом неспаянных между собою сцен из жизни той
или иной эпохи, той или иной среды. К явлению этого же порядка надо отнести «Виринею». Повесть, почти целиком написанная в форме диалога, более или менее удобно, без особых натяжек уложена в 9 небольших картин.
Пьесы, конечно, не получилось.
Нет твердо намеченной линии интриги, характеры главных персонажей недостаточно развернуты. Некоторые сцены излишне затянуты (умирание Магары, вы
боры в Учредительное Собранно); с другой стороны, отсутствуют сцены, которые должны были бы играть
связующую роль между отдельными моментами действия, и потому поступки действующих лиц часто возникают случайно и маломотивированно.
И тем не менее при всех драматургических недостатках «Виринеи» появление на сцене Студии Вахтан
гова пьесы из жизни сибирской деревни в годы войны и Окт. революции — надо приветствовать.
Современные русские драматурги предпочитают черпать свое вдохновение в европейско-американском быту
или в отдаленнейших эпохах русской истории. Подход их к действительности пока (Н. Эрдман — счастливое исключение) ограничивался инсценировками дворцовых анекдо
тов и скандальных судебных процессов. В «Виринее» — первая попытка создать подлинно деревенскую пьесу.
Она вскрывает темные стороны крестьянского быта, обнажает корни борьбы между старым и молодым, которая на деревне до сих пор продолжается.
Язык — одно из главных достоинств пьесы — богатый, сочный, меткий и образный.
Сценическое оформление режиссера (он же и художник) Попова возвращает нас к основательно и заслуженно забытым натуралистическим традициям М.Х.Т. Мы не знаем, почему режиссера внезапно привлекла такая неблагодарная форма, как фотографическое вос
произведение жизни, но благодаря этому спектакль в целом получился мелким, малозначительным, лишенным яркой обобщающей режиссерской мысли.
Ограничив себя в постановочном задании, режиссер центр тяжести перенес на актерскую выучку и, надо признать, достиг очень значительных результатов. Трудно было поверить, что актеры, воспитанные на «Турандот» и «Синичкине», сумеют дать такие яркие мужицкие фигуры, какие мы видим на спектакле «Виринеи
Блуждая в поисках репертуара, Студия, как нам ка
жется, нашла правильный путь. Путь этот идет по двум линиям: драматургическая классика (Борис Году
нов) с одной стороны, лучшее, что можно взять от современной драматургии, — с другой.
Но, углубляя репертуар, Студия не должна сходить с пути поисков новых более убедительных приемов режиссуры и приемов игры.
Москва. БРУТ.