Смычка рабочего о театром

Лозунг наших дней—орабочение театра, выпрямление идеологической линии репертуара в сторону отражения революционной современности.
Однако, дело орабочения театра подвигается вперед далеко не столь быстрыми шагами,
как то было бы возможно при сосредоточении большинства театральных предприятий в руках государства и сведении до минимума частной предприимчивости в театральном деле.
Причина черепашьего хода пролетаризации театра лежит в недостаточной осознанности задач театральной продукции. У наших театральных предприятий нет общих руко
водящих начал, нет центра, который направлял бы их деятельность к общей цели.
Художественное производство страны развивается без какого-либо плана, предоставленное анархическому самотеку. Такая неурегулированность продукции особенно ощутительна именно теперь, когда театр приобретает с каждым днем все большее значение в жизни
пролетарских масс.
Само собой разумеется, что такое положение обязывает к обеспечению наибольшей добротности производимых театральных ценностей.
Что же мы видим на самом деле в области театра?
Ряд экспериментов, совершаемых вполне безответственно, хотя они нередко связаны с затратой довольно крупных денежных сумм. И очень часто такие эксперименты оканчиваются весьма печально. Постановка, на которую ухлопано не мало сил и средств, оказывается никчемной и совершенно неудовлетворяющей запросам пролетарского зрителя.
Чем же это объясняется? Да тем, что театр существует сам по себе, а рабочий зритель, которого он призван обслуживать, — тоже сам по себе. Театральный работник встречается с рабочим от станка только на премьере. Встретятся, побранятся и разойдутся... до новой встречи при тех же условиях и с теми же последствиями.
Нормально ли такое явление? И как можно орабочить театр без участия самого рабочего? Разве мы так работаем во всех областях советской общественности?
С этой точки зрения приобретает чрезвычайный интерес опыт, проделанный московским театром им. Комиссаржевской, пригласившим рабкоров журнала „Рабочий Зритель“ на пред
варительный просмотр черновой репетиции готовившейся к постановке пьесы „Отжитое время“. Художественный руководитель театра Н. О. Волконский констатирует, что этот опыт смычки с рабочими принес ценные результаты, он убедил, что только путем вовлечения т.т. рабкоров в самую гущу работы театров последние смогут правильно и быстро подойти к вопросу о создании спектаклей, нужных рабочей массе.
С каким трудом познаются иногда простые истины!
Если бы примеру театра им. Комиссаржевской последовали и остальные театры,— можно думать, что таким путем были бы предотвращены многие ошибки, совершаемые театрами при изолированной работе.
Лишь старые буржуазные театры могли окутывать тайной готовящиеся у них постановки. Им нужно было преподнести хозяевам неожиданный сюрприз.
Наш пролетарский театр должен быть тесно спаян с рабочими в самом процессе своей
работы. Только при этом условии он может быть действительно орабочен.