Очередные задачи

театрального образования

Театр неизменно притягивает к себе молодежь. Она устремляется на сценические подмостки в надежде найти применение своим силам и воздействовать на окружающую среду чрез посредство актерской игры. Воздействие на зрителя как акт общественной ра
боты — вот та благородная цель, которая вдохновляет молодых работников театра, если только они не зара
жены тщеславием и не смотрят на профессию актера, как на способ удовлетворения личного честолюбия.
Но восторженный порыв молодежи сразу же наталкивается на многие трудности. Для того, чтобы быть актером, надо учиться. Встает вопрос, где и у кого? Если в столицах имеются театральные институты с
определенным педагогическим планом, то в провинции дело обстоит далеко не всегда благополучно. Случайный заезжий актер, когда - то работавший в большом театре, открывает „студию , и „школа готова. Но куда она ведет и к чему она готовит — это остается неясным как руководителю, так и его ученикам.
Личный вкус, набор устаревших актерских штампов, в лучшем случае упрощенные до смешного отголоски „системы Станиславского — заменяют метод и школу. И в этой атмосфере беспринципной любительщины гибнет молодой порыв и сменяется тяжелым разочарова
нием. А общество лишается ценных работников, на ином поприще, вероятно, сумевших бы проявить себя с реальной пользой.
На помощь театральной молодежи должна притти организованная сила знания и практического опыта. Государство должно озаботиться созданием театраль
ного ВУЗ’а, который бы подготавливал не только высоко-квалифицированных актеров и режиссеров, но и настоящих педагогов. Для этой цели недостаточно теа
тральных техникумов, готовящих профессионалов-практиков, а необходим художественный ВУЗ, где будущие педагоги вооружались бы всем современным знанием театра. А это знание весьма богатое и обширное: здесь налицо огромный опыт русской режиссуры за рево
люционные годы, здесь изучение систем Станиславского и Мейерхольда, здесь биомеханика и социомеханика театра, далее изучение зрителя и реакций зрительного зала, заполненного организованным профсоюзным зрителем, здесь, наконец, история и теория театра, раз
витое театроведение, поставленное на реальную основу опыта и лабораторных наблюдений в тесном окружении приемов социологического метода.
Только таким путем дальновидной театрально-педагогической политики возможно бороться с раздающим театр злом — диллетантизмом, господством лич
ных вкусов и идеологической беспринципностью. Театр является сейчас слишком крупным и важным фактором общественной жизни Советской России, чтобы его можно было оставлять в таком беспризорном состоянии. Если уж изживать навыки буржуазного театра, так изживать их до конца и всюду. И прежде всего в театре, в который ходит новый зритель.
Таковой ВУЗ поставит своей первой задачей перевоспитание актера в духе Советской общественности. Отбросив лозунги „искусство для искусства , от
бросив преклонение пред „вечными ценностями буржуазной культуры, он даст будущим актерам, режиссерам и театральным педагогам современное, марксист
ское понимание задач искусства вообще и театральной работы в частности. Если в прежнее время актер и ре
жиссер мог пополнять свое образование в университете, то теперь, при профессиональном уклоне университетов, ему негде это сделать.
Необходимо раскрыть эту возможность в театральном ВУЗ е. Но высшее образование теперь иное, чем прежде. Не одна только теория, а главное — практика: знание реальных жизненных условий и умение овладеть ими. Поэтому работа театр. ВУЗ а естественно смы
кается с клубной жизнью рабочих кружков и других самодеятельных организаций. Чрез работу в кружках, в живых газетах, в клубных инсценировках проходит бу
дущий деятель профессионального театра в течение всего своего обучения в ВУЗ е. Отсюда он черпает необходимое знание театральных задач, установку на
нового зрителя и критическое отношение ко всему достоянию буржуазного театра. Из последнего он вы
бирает только то, что действительно целесообразно и нужно в новых социальных условиях нашей жизни. Так поступает актер, режиссер и театр, педагог. До известной степени они все становятся социологами, и
вместо смутной идеалистической настроенности в стиле лозунгов „театр есть храм искусства они выступают на свое поприще с критическим пониманием окружающих их противоречий театральных направлений. Таким образом они будут знать, зачем им нужна техника, что они должны доводить до зрителя и что им надлежит преподавать.
Если столицы так или иначе сами себя обслуживают театральными педагогами, то надо подумать и о провинции и не ставить ее в распоряжение многих и многих самозванных или же наивно искренних, но беспомощных педагогов театра.
А. ГВОЗДЕВ.
В. П. Лебедев.
Автор либретто оперы „За Красный Петроград .