ОБЗОР ПЕЧАТИ


Представляя в ГУС программу своей работы на предстоящий сезон, Ленинградские актеатры драмы мотивируют свое невнимание к современным русским
авторам тем, что „драматургия последних лет немощна и убога“.
„Искусство Трудящимся“ (№ 25) напоминает по этому поводу, что
одна из традиций академических театров, сильно ими поддерживаемая в течение всего времени их существования до революции, и заключалась в том, что каждый серьезный драматический
театр из сезона в сезон включал в репертуар новые пьесы новых авторов.
Мы со своей стороны напомним, что в художественном отношении те новые пьесы были ничуть не выше „средних“ современных. В самом деле, разве драмстряпня Викторов Крыловых, Рышковых, Константиновых и т. п. была лучше той драматургии, от которой брезгливо отмахиваются наши аки?
Странно: быть такими снисходительными к плохим пьесам про „любовь“ и — такими взыскательными к пьесам „про революцию“!..
Орган ГУС‘а находит, что—даже несовершенные— современные пьесы необходимы для актера, ибо—
актер, по природе своей творящий из живого материала, только тогда сумеет развивать свою творческую личность, когда темы для своего творчества он будет черпать из наблюдений над живыми, ему современными, людьми.
Правильная постановка вопроса. Но она упирается уже в вопрос о театральном воспитании,—потому что, конечно, ни основные ак-актерские кадры, ни та смена, что они подготовили себе, не имеют никакого вкуса к „живым, современным“ людям...
* **
„Новый Зритель“ (№ 20), приведенный в чувство нашими с „Рабочим Зрителем“ совокупными усилиями, бьет отбой.
Отбрыкиваясь правой рукой от нападок „Рабочего Зрителя“, левой—журнал, не смущаясь своей вчерашней ставкой на форму, пишет:
Шесть лет ждали ее, эту революционную драматургию, несущую общественное содержание, овеянную копотью и грязью за годы тяжелого строительства, а пришел ее черед—кричат: „Пой
ди умойся, милая. Рожа у тебя немытая. Приче
шись на пробор, как полагается, надень платье по нашему покрою. Прикуси язык—изменяешься „с бульварцем“. Манеры у тебя ахрровы...
Так превосходно пишет Борис Ромашев в том же самом журнале, где за номер назад Борис Гусман прокламировал примат формы.
Не журнал, а „парламент мнений“, — где, оказывается, каждый... Борис имеет свою фантазию!
** *
Московская Государственная мастерская педагогического театра при Главсоцвосе НКП предприняла
издание серии сборников „Педагогический Театр“.
Как видно из только что вышедшего первого выпуска, сборники преследуют цели как постановки и дискуссии по методологическим вопросам, так и освещения работ и достижений подведомственных Комиссии по детскому театру при ГУС‘е институтов и театров.
Наиболее полно здесь освещена работа самой Государственной мастерской педагогического театра. Здесь много живого и интересного, хотя иногда весьма спорного материала.
„Освещение“—прекрасная вещь, по когда оно становится так систематически „ведомственным“—это уже хуже. Иногда оно превращается в „самокритику“, так легко скатывающуюся в... саморекламу.
Сборник взял в свою орбиту московские театры для детей. Но странным образом театр т. Рошаля блоки
руется здесь с театром т. Наталии Сац, а не с Госдетским театром (т. Бонди), как это можно было бы ожидать. Последний же театр здесь совсем не „освещен“.
Театр для детей (Н. Сац)—как раз наиболее отсталый и „буржуазный“ из московских детских театров. И характерны для него следующие положения, высказываемые в сборнике его руководителем, С. Розановым:
Из круга педагогических влияний, которые театр может оказывать да ребенка, он должен выбрать один сектор, на который и направлять острия своих педагогических усилий. Таким сектором в работах Московского театра для детей является область художественного воспитания.
Самый термин „художественное воспитание“ не всеми сейчас понимается одинаково; но это не беда...
Как это—„не беда“?! В том-то и гвоздь вопроса,— что считать „художеством‘? Материалисты и идеалисты, коллективисты и индивидуалисты, коммунист и буржуа— на этот счет держатся противоположных мнений...
Но бедное советское дитя: чтобы иметь впечатление одного спектакля, ему придется в течение одного дня обойти ряд театров—политический, „Художественный“, приключенческий, исторический, географический, литературный, юмористический и т. д. и т. п!..