СТРОЙКА ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

ЗАМОСКВОРЕЦКИЙ РАДИУС МЕТРО ВСТУПИЛ В ЭКСПЛОАТАЦИЮ СТАНЦИЯ „ЗАВОД ИМЕНИ СТАЛИНА“

Станция метро «Завод имени Сталина». У эскалаторов в вестибюле.

Фото М. ТРАХМАНА (ТАСС).

НОВЫЙ РАДИУС ПОСТРОЕН

Зам. начальника Метростроя И. ДАНКОВЦЕВ.

Восемнадцать месяцев советский народ ведёт великую отечественную войну против германского фашизма. Наша страна, показала, что она обладает такой силой, что может в трудное военное время строить новые домны, новые шахты, новые заводы. Наша партия, советское правительство, товарищ Сталин в напряжённые дни войны ни на минуту не оставляют заботы о быте трудящихся. Ярким доказательством этого служат окончание постройки и пуск в эксплуатацию Замоскворецкого радиуса метро.

Метростроевцы с гордостью рапортуют об окончании сооружения ещё одной линии образцового городского транспорта.

Чтобы построить и ввести в действие Замоскворецкий радиус, нам пришлось вынуть 700 тысяч кубометров грунта, уложить 200 тысяч кубометров бетона и железобетона, больше 100 тысяч тонн чугунных тюбингов и проложить 13 километров пути. Около 3 миллионов болтов понадобилось поставить для скрепления тюбингов, сделано более 600 километров расчеканки.

Это—лишь часть показателей, характеризующих объем только что завершённого строительства.

Громадную помощь метростроевцам в этой трудной работе в усло виях войны систематически оказывали Московский городской комитет ВКП(б) и Наркомат путей сообщения. На стройку пришли необученные рабочие, для которых были созданы краткосрочные курсы. Бригадное обучение помогло быстро подготовить рабочих массовых профессий. Большую роль сыграли стахановские школы, которыми руководили ваши лучшие опытные мастера метростроения.

Кадровые метростроевцы с полным сознанием своего долга перед родиной обучали новичков. В каждой смене, бригаде, в тоннеле, на заводах можно было наблюдать, с какой любовью и настойчивостью работали ученики и их учителя.

Много новых рабочих обучено на объектах, которыми руководят тт. Штерн, Тищенко, Вазианов, Ильин, Миллер. Появились новые кадры молодых чеканщиков, проходчиков, бетонщиков, мраморщиков, электриков. Большинство новых рабочих перевыполняло нормы.

Многие из них были выдвинуты бригадирами. Вот, например, в прошлом домашняя хозяйка тов. Кузьмина. Опа прошла путь подсобной работницы, бетонщицы, а затем стала бригадиром. Её бригада регулярно выполняла норму на 130 процентов. Бывшая домохозяйка тов. Чирикова изучившая профессию бетонщицы, изо дня в день перевыполняла задания.

Можно привести сотни примеров, показывающих, каких значительных успехов достигли строители Замоскворецкого радиуса. Проходчик Павловский, бетонщик Чернышёв, чеканщики Порезкин и Козлов, мраморщик Свиридов — все они перевыполняли производственные задания.

На всех объектах Замоскворецкого радиуса развернулось социалистическое соревнование. Бригады и отдельные стахановцы боролись за переходящие красные знамёна и своим самоотверженным трудом добивались больших производственных успехов. В период с 15 по 20 декабря 36 бригад, получивших переходящие красные знамёна, перевыполняли нормы более чем в полтора раза, а 17 бригад — более чем в два раза.

Работа шла темпами вое,иного времени.

На строительстве нового радиуса метро каждый участок может с гордостью назвать выдающихся стахановцев. В историю этого сооружения войдут имена преданных патриотов и отличных мастеров своего дела — тт. Чекмарева, Буханова, Поляковой, Беловой, Медведева, Королькова, Дубодел, Горбатовой, Дролова, Пищулина, Уварова. Чернова, Коршуновой, Климовой.

В ноябре на основных объектах строительства 65 процентов рабочих выполняли до полутора норм в смену; 23,9 процента рабочих давали по две нормы. Интересно отметить, что в среднем нормы выполнялись на 135 процентов.

Основная масса оборудования для Замоскворецкого радиуса была изыскана из ресурсов Метростроя и Управления метрополитена. Учитывая трудности военного времени, мы обращались за помощью к государству лишь в исключительных случаях.

Творческая мысль инженеров была направлена на усовершенствование конструкций тоннельных сооружений, на создание новых систем производства работ. Все это делалось с тем, чтобы ускорить строительство.

Сложными в техническом отношении сооружениями новой трассы являются тоннели под Москва-рекой. В трудных геологических условиях строителям удалось осуществить проходку без применения сжатого воздуха. Пользуясь новыми методами, метростроевцы дважды успешно провели тоннели под рекой.

Значительно усовершенствована была и щитовая проходка. Благодаря созданию в забое погрузочных машин темпы проходки ускорились. Строители внедрили электровозную откатку, которая оказалась более совершенной, чем канатная, применявшаяся при строительстве второй очереди метро.

Большого внимания заслуживает архитектурно-художественная отделка станции «Завод имени Сталина». Во всем комплексе этого сооружения выражена тема труда и великой отечественной войны.Новый радиус построен. Строители с гордостью передают его эксплоатационникам.

Архитектор Душкин приглашает переступить порог скромного входа. Позади остаётся шумная улица с громыхающим трамваем, впереди— залы готовой станции новой линии метро.

Мы беседуем с архитектором о величии стройки военного времени, о её могучих чугунных тюбингах и стальных путях, по которым должны сейчас пронестись поезда.

Война не приостановила строительства в нашей стране. Только недавно на Урале зажглись огни величайшей в Европе домны. Её построили, несмотря на трудности военного времени, в рекордный срок; в тылу, где куётся оружие для фронта, в строй вступают новые предприятия.

Радостные вести о наступлении частей Красной Армии на разных участках фронта перекликаются с сообщениями о трудовом героизме в тылу. Построен новый радиус метро.

★Из скромного верхнего вестибюля мы входим в кассовый вестибюль. Он отделан строго и облицован серым мрамором.

Рядом круглый мраморный зал с расписным, плафоном, где развевающиеся знамена обрамляют портрет Сталина. Стены облицованы розовым мрамором. Он настолько тщательно отполирован, что кажется, будто в нем переливаются сверкающие краски.

В стену вделано большое мраморное панно. Десятки сортов ценнейшего камня использованы для этого подлинного произведения искусства.

Авторы его — художники Бордиченко, Покровский и Лехт. Панно художники назвали «Богатыри»: на фоне кремлёвской стены, как бы в тумане, виднеется могучая фигура АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ древнего русского богатыря в шлеме и латах. У подножья стены стоят сегодняшние богатыри нашей родины, живые и всем знакомые фигуры танкиста, лётчика, автоматчика, — кто богатырскую силу и мощь великого народа принос на поля отечественной войны.

Три ленты эскалатора ведут вниз — в перронный зал. Здесь, в этом подземном заде, много простора. Монументальность: архитектурных форм хорошо выражает идею автора проекта, вложенную в оформление всей станции, — единство тыла и фронта в борьбе с врагом.

Далеко вперёд уходит платформа. По бокам её тянутся закованные в бетон рельсовые пути. Большая скульптурная фигура Сталина украшает эту часть станционного сооружения.

Архитектор Душкин, автор проекта, с увлечением рассказывает о своём художественном замысле. Идея проекта, вся архитектура, живопись и скульптура, которыми насыщена станция, должны показать героику труда и героику отечественной войны.

Трудно быть равнодушным, когда проходишь мило длинной анфилады из 44 мраморных колонн. Изумительный по красоте мрамор был доставлен из Алтая задолго до войны. Его добывали вдали от железной дороги, в селении Арактой. Он не применялся еще ни в одном из московских строительств.

Гранитные плиты, из которых выложен пол, могли бы украсить самый пышный дворец. Это—тысячи квадратных метров гранита разных сортов. Чёрные, серые, красноватые плиты отражают свет высоко висящих над головами люстр.

Но самое замечательное здесь — стены перронного зала. Они отделаны светлым мрамором. На стенах восемь мозаичных панно тех же художников, которые создали панно «Богатыри». Панно посвящены труду и обороне: кузнечный цех, литейная, конвейер, линкор, самолёты...

В создании этих панно москвичам помогли ленинградцы. В те дни, когда над улицами города-героя проносились неприятельские самолёты, когда рвались фугасные бомбы и снаряды дальнобойной немецкой артиллерии обстреливали ленинградские дома, в мозаичной мастерской Академии художеств создавались детали панно московского метрополитена. Лучшие специалисты мозаичной работы старательно подбирали мелкие замутненные стёкла—смальту, из которой сейчас составлены картины. Смальта, обработанная ленинградцами, отправлялась в Москву иногда и на самолётах. Эта частица труда, отданного Ленинградом в тяжёлые дни войны московскому метро, придаёт ещё большую значимость великолепному сооружению. На стенах станции—два барельефа работы скульптора Ефимова. На одном — представители народностей советского Севера и советского Юга, на другом — склонившиеся над мотором рабочий, инженер, лётчик и танкист.

Величава в своей строгости новая станция метро — этот подлинный архитектурный памятник Москвы военного времени.

В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ.

Строители метро,—вам не нужны слова

И пылкие, восторженные речи.

Своей победою гордиться вы должны,

Её для всей страны отметить стоит;

Непобедим народ, который в дни войны

Не только бьёт врага, но и творит и строит!

Станция метро «Завод имени Сталина». На путях у перрона.

Фото Н. ФИГУРКИНА (ТАСС).

В ТОННЕЛЯХ

Когда строилась первая очередь метро, Алексей Михайлович Дронов был рядовым арматурщиком. Прошли годы, накопился опыт. На постройке Замоскворецкого радиуса Дронов уже руководил участком. Опытный мастер, инициативный и энергичный организатор, он добился того, что его участок в течение трех последних месяцев держал переходящее красное знамя Метростроя.

Много замечательных людей работало в тоннелях третьей очереди. Бригадир проходчиков орденоносец тов. Дубодел—старый метростроевец, хорошо изучивший специфику подземной работы. Дубодел укладывал путевой бетон. он успешно завершил со своей бригадой проходку вентиляционной шахты, энергично боролся с подземными водами и всегда выходил победителем. В последний период перед пуском новой линии бригада Дубодела выполняла задания на 200—300 процентов.

На самые трудные участки бетонирования посылалась обычно бригада Горбатова. Сменные инженеры знали, что ему можно поручить сложнейшее задание и оно будет выполнено в срок. Инженеры никогда не ошибались. Меньше двух норм в смену бетонщики бригады Горбатова не выполняли.

Бригада изолировщиц Силкиной, создававшая гидроизоляции» в тоннелях, бригада плотника Усиенко, ежедневно делавшая опалубку для подземных сооружений метро, бригада электромонтера Пастухова — все они с честью справились со своей задачей.

Фото М. ТРАХМАНА (ТАСС).

ПУТЬ ОТКРЫТ!

Поезд метрополитена мчится по Горьковскому радиусу к центру. Здесь все пассажиры выходят. Конечная станция—«Площадь Свердлова» — постоянно переполнена. Помимо большого потока из центра, сюда стекаются пассажиры для пересадки на другие линии. Многие выходят в город, чтобы продолжать свой путь трамваем, троллейбусом.

Поездка из центра города в Пролетарский район, в Ленинскую слободу отнимает обычно не менее часа. Между тем поезд метро, двигаясь в подземных тоннелях, мог бы преодолеть этот путь значительно быстрее. Именно эту цель преследует продление Горьковского радиуса метра за станцию «Площадь Свердлова» — в Замоскворечье и далее в Ленинскую слободу. Война несколько замедлила ра-

Инженер

И. Катцен.

уже не конечная станция. Поезд метро пошел дальше! Он проносится по металлическим тоннелям под Красной площадью, идёт ниже дна Москва-реки, мчится под жилыми кварталами вдоль Пятницкой и Новокузнецкой улиц, к Павелецкому вокзалу. Потом поезд вторично пересекает в подводном тоннеле Москва-реку и направляется в Пролетарский район. Здесь, в центре Ленинской слободы — конечная станция.

Только восемь минут занимает поездка от площади Свердлова до

нее начатые работы по сооружению Замоскворецкого радиуса. В настоящее время он готов. В условиях военного времени метростроевцы особенно внимательно проверили оставшийся объём работ с тем, чтобы отказаться от излишеств. Были мобилизованы внутренние ресурсы, продуманы способы скоростной организации строительства. С энтузиазмом весь коллектив взялся за окончание работ. И вот новая линия метро вступает в строй.

Отныне «Площадь Свердлова» —

новой станции. В течение этого времени поезд пробегает расстояние в 6,5 км. двигаясь со средней скоростью в 43 км в лас. Это — быстрее автомобиля в городских условиях. На других линиях московского метро скорость сообщения составляет 30—32 км в час. Поезда Замоскворецкого радиуса движутся быстрее, чем поезда нью-йоркского и лондонского метро.

На новой линии полностью обеспечена безопасность движения. Уложенный в тоннелях железнодорожный путь, профиль и закругления рассчитаны на быстрое и частое движение поездов. Специальная система автоблокировки охраняет безопасность их следования. Вся линия разделяется на так называемые блок-участки, и если один поезд находится на одном блок-участке, то поезд, идущий сзади, никак не модгет войти сюда. Это регулируется световой сигнализацией. На метрополитене применяется также автоматическая остановка поезда в случае проезда красного сигнала. Этот механизм — автостоп — расположен на путях и связан с световыми сигналами. Если, невзирая на красный спет, машинист попытается продолжить путь, рычаг автостопа автоматически подействует на тормоз, и поезд сам остановится.

Метрополитен — наиболее безопасный, мощный и быстрый вид городского транспорта. И естественно, сто открытие новой линии метро отвлечёт значительное число пассажиров наземного транспорта, разгрузит трамвай н троллейбусы в Замоскворечье, в Таганском и Пролетарском районах.

Районы столицы будут теснее связаны сетью метрополитена. Это — новое свидетельство неустанной сталинской заботы о бытовых и культурных нуждах широких трудящихся масс.

Сегодня в 00.7 минут со станции площадь Революции отошел первый поезд, отправившийся по новой трассе. Первый пробный поезд вел бывший машинист-инструктор, начальник эксплоатации депо «Сокол» орденоносец А. Голушко. Через семь минут поезд плавно подошёл к перрону станции «Завод имени Сталина». Первые пассажиры — строители трассы, работники Метростроя, метрополитена и гости вышли на широкую, залитую светом, платформу. На снимке: Автор проекта станции лауреат Сталинской премии архитектор А. Душкин и старейшая метростроевка депутат Верховного Совета СССР Татьяна Федорова.

Фото Л. СМИРНОВА.

ПОЕЗД ИДЕТ В ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ

Начальник Управления метрополитена им. Л. М. Кагановича

И. Новиков.

Замечательный новогодний подарок получают москвичи. Построена и вступает в экоплоатацию новая линия метро — от площади Свердлова до Ленинской слободы.

Мы принимаем от Метростроя новую двухпутную трассу протяжением в шесть с половиной километров. Замоскворецкий радиус метро, постройка которого завершена в дни войны с гитлеризмом, во многом отличается от прежних линий метрополитена. Одной из особенностей является то; что тоннели новой линии дважды проходят под Москва-рекой. Заключенные в мощную оправу, эти тоннели исключительно прочны и долговечны.

Новая линия соединяет крупный район города с его центральной частью. От конечной станции Замоскворецкого радиуса пассажиры смогут проехать не только до площади Свердлова, но и дальше, по Горьковскому радиусу до станции «Сокол». Два эти радиуса соединяются и будут служить как бы продолжением один другого. Часть поездов отправится сквозным рейсом от станции «Сокол» до станции «ЗИС» и обратно, а остальные будут курсировать между станциями «Сокол» и «Площадь Свердлова». В зависимости от потока пассажиров количество сквозных рейсов может увеличиваться. Общая длина сквозного рейса составляет примерно 16 километров. Весь рейс «Завод имени Сталина» — «Сокол» будет продолжаться 23 минуты. Путь же от площади Свердлова до станции «Завод имени Сталина», протяжением в 6,5 километра, займет немногим более 8 минут.

С пуском в экоплоатацию новой линии метро москвичи получают возможность значительно быстрее передвигаться во многих направлениях города. Метро свяжет район Ленинской слободы почти со всеми московскими вокзалами. Сейчас надо затратить много времени, чтобы попасть из Ленинской слободы, например, в Сокольники. Поезд метрополитена быстро доставит пассажира на площадь Свердлова, а здесь, сделав переоадку, которая в среднем занимает не более 5 минут, пассажир сможет продолжить свою поездку в Сокольники. Весь этот пусть займет 22—23 минуты. Примерно столько же времени потребуется, чтобы проехать из Ленинской слободы в Центральный парк культуры к отдыха имени Горького или на Киевский вокзал. 17 минут продлится путь от Ленинской слободы до. Курского вокзала.

Управление Московского метрополитена им. Л. М. Кагановича подготовилось к эксплоатации новой линии. Еще в процессе строительства мы оказали помощь Метрострою, передав ему резервное оборудование для энергоснабжения, эскалаторного хозяйства, связи и автоматической блокировки. Была также оказана помощь кадрами опытных монтажников. В течение нескольких дней обслуживающий персонал зна-

МРАМОР

На мраморном заводе Метростроя есть отличные мастера, которые вложили в строительство Замоскворецкого радиуса много умения, настойчивости и труда.

Даже самые опытные мраморщики Москвы называют мастера Шелунова непревзойденным художником своего дела. Это он руководил облицовкой колонн перронного зала станции «ЗИС». Нод его руководством бригада мраморщиков обрабатывала привезенный с Алтая драгоценный камень. Шелуиов и его помощники работали с точностью ювелиров. Они тщательно полировали каждый квадратный сантиметр плиты, добиваясь того, чтобы ни одна чёрная полоска не тускнела на белом фоне мрамора.

Другой мастер тов. Шмидт выполнял по искизам художников мраморное панно «Богатыри». Над сказочной фигурой русского богатыря вместе со Шмидтом трудились мраморщик-художник Полков, молодые специалисты Романов и Михайлова. Возвышающуюся над кремлёвской стеной фигуру они сделали в полутонах и тем самым ещё более подчеркнули фон, на котором рельефно выделяются фигуры бойцов Красной Армии

В коллективе мраморного завода хорошо проявили себя гранитчики тт. Яковенко, Малец и многие другие, работавшие над созданием гранитного пола перронного зала. Эти мастера не покидали станцию метро ни днём, ни ночью. По две-три нормы в смену вырабатывали метростроевцы-гранитчики.

комился с профилем пути новой трассы и особенностями её устройства.

Для работы на Замоскворецком радиусе метро выделены лучшие кадры. По новой трассе поезда поведут такие квалифицированные машинисты, как тт. Егоров, Дучин- ская, Каза-ровец, Смирнов, Милонов и другие. Кроме того, подготовлены молодые рабочие, получившие квалификацию машинистов и их помощников. Подобран штат электромонтёров, путеобходчиков, а также специалистов по санитарно-техническим установкам, и эскалаторному хозяйству.

Большое значение для нормальной эксплоатации метро имеет тщательный подбор станционных работников. В этом отношении сделано всё необходимое. Начальником станции «ЗИС» назначен старый работник метрополитена тов. Панов. Среди дежурных по станции можно отметить тт. Борисову и Попову. Это — способные работники, которые  выросли на метрополитене и приобрели здесь большой опыт.

Депо «Сокол», руководимое т. Семиошиным, подготовило подвижной состав для обслуживания Замоскворецкого радиуса. В наших вагонно- ремонтных мастерских были заблаговременно произведены необходимые ремонтные работы. В подготовке принимали участие лучшие стахановцы депо и мастерских тт. Чекмарёв, Филиппов, Сергеев, Сазонов, Маштаков, Козлов, Мухартов и др.

Принимая от строителей новую линию, коллектив Московского метрополитена им. Л. М. Кагановича сделает всё, чтобы и эта линия, как и работающие уже трассы метро, бесперебойно обслуживала москвичей самым культурным, быстрым ж безопасным видом городского транспорта.

БРИГАДА КУРМАЕВОЙ

В числе лучших строителей Замоскворецкого радиуса — комсомолка Аня Курмаева. Правительственная награда — орден «Знак Почёта» — украшает ее грудь. Курмдева организовала комсомольскую бригаду по профилировке пути. Три девушки, такие же молодые и энергичные, как бригадир, Людмила Приданцева, Надежда Колычева и Галина Далин- екзя работали темпами военного времени. Ежедневно они давали не меньше двух норм.

Когда закончилась профилировка пути, бригада Курмае- вой не хотела расставаться со своим объектом. Девушки делали всё, что требовалось в горячие дни перед пуском— чистили, убирали, мыли. Когда станция «ЗИС» была готова, они последними поднялись на поверхность.

Станция метро «Завод имени Сталина». Колоннада подземной станции.

Фото Н. ФИГУРКИНА. (ТАСС).

Неисчерпаемо упорство москвичей,

Нет невозможного для наших патриотов,

Среди военных дней и боевых ночей

Шла под землёй незримая работа.

И вот под новый год удивлена Москва, —

Московское метро идёт в Замоскворечье!

ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА

Общий вид подземной станции метро «Завод имени Сталина».