Траурный митинг на Красной площади, посвященный памяти М. М. Расковой

Похороны майора, командира авиационного полка, Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой на Красной площади в Москве. На снимках: 1. Несут урну с прахом М. М. Расковой (слева направо): секретарь ЦК и МК ВКП(б) А. С. Щербаков, генерал-полковник П. А. Артемьев, Маршал Советского Союза С. М. Буденный. 2. Трудящиеся Москвы на похоронах М. М. Расковой. фото М. Калашникова.

Речь тов. А. С. ЩЕРБАКОВА

Товарищи! Трудящиеся нашей страны, Красная Армия и ее военно-воздушные силы понесли тяже
лую утрату. На боевом посту, при исполнении служебных обязанностей, погибла любимая дочь советского народа, майор, командир авиа
полка — Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова.
В нашей стране все от мала до велика знали Марину Раскову, слав
ную лётчицу — героиню дальних перелётов. Ее смелостью, отвагой, ее высоким лётным мастерством законно гордился наш народ.
Марина Раскова принадлежит к поколению, воспитанному большевистской партией и советской властью. В годы советской власти она полупила образование и целиком посвя
тила себя авиации. Ее жизнь — яркий пример того, что дала и какие замечательные возможности открыла Великая Октябрьская социа
листическая революция перед всеми советскими женщинами.
Марина Раскова родилась в 1912 году в городе Москве, в семье пре
подавателя пения. После окончания средней школы 16-летпей девушкой она поступил^ работать на завод. Но её влекла авиация, она хотела стать лётчицей, и она добилась осуществления своей заветной мечты.
Благодаря исключительной работоспособности, настойчивости и та
ланту Марина Раскова в 1931 году получает звание штурмана, а в 1935 роду заканчивает лётную школу. В
памятных всему советскому народу замечательных дальних перелётах
Москва — Севастополь — Москва, Москва. — Актюбинск, Севастополь—
Архангельск. Москва — Дальний Восток развернулись её выдающиеся дарования как штурмана и лётчика, Правительство высоко оцени
ло героические подвиги Марины Расковой, дважды наградив ее орде
ном Ленина и присвоив ей звапие Героя Советского Союза.
Всю свою жизнь Марина Раскова посвятила нашей авиации. Не зная устали, изо дня в день она совер
шенствовала свои знания, всю жизнь училась и все свои силы, опыт и знания отдавала укреплению наших военно-воздушных сил.
Марина Раскова была верной дочерью народа, патриоткой советской страны. Каждый шаг ее жизни, вес ее стремления и помыслы были на
правлены к тому, чтобы крепить оборону социалистической родины. Как лётчик, она знала, кайнм сильным оружием в борьбе с врагами является авиация, и поэтому самоотверженно трудилась, чтобы совершенствовать это грозное оружие.
Короткую, но славную жизнь прожила Марина Раскова. Это был про
стой, скромный советский человек, близкий и родной народу, герой, воплотивший в себе лучшие черты нашего великого народа — его бес
страшие, революционную энергию, его смелость и отвагу.
И когда злейшие враги нашей страны — немецкие фашисты — подло и вероломно напали на на
шу Родину, Марина Раскова заняла свое место в рядах бойцов, защит
ников страны Советов, заняла свое место в боевых рядах военно-воздушных сил действующей армии.
Смерть оборвала ее прекрасную жизнь.
Семья сталинских соколов и Красная Армия потеряли волевого командира, прекрасного лётчика.
Советский народ потерял свою любимую дочь, смелую, храбрую, человека непреклонной воли.
Большевистская партия потеряла верного своего члена, беззаветно преданного партии, советскому правительству, великому вождю и полководцу товарищу Сталину.
Много выдающихся летчиков, самоотверженно сражающихся на фронтах великой отечественной вой
ны с немецко-фашистскими захват
чиками, вырастила наша страна. Согретые сталинской заботой, вниманием и поддержкой всего советского народа, соколы нашей родины всегда на боевом посту. В суро
вых боях с гитлеровским зверьём нанги лётчики защищают честь, свободу и независимость советской ро
дины. Честная и яркая жизнь Марины Расковой, её подвиги, её свет
лый образ будут вдохновлять на новые победы лётчиков, всех бойцов Красной Армии и звать всех советских патриотов к ещё более упор
ной борьбе с нашими смертельными врагами—немецко-фашистскими захватчиками.
Мы хороним сегодня бойца, память о котором будет вечно хранить наш народ. Мы глубоко скорбим о гибели Героя Советского Союза Марины Расковой. Но непобедима страна, имеющая таких детей, как Ма
рина Расксгва. Память о ней будет рождать всё новых и новых героев.
Прощай, Марина Раскова, боец,
друг и товарищ!

Речь Героя Советского Союза майора

ШТЕПЕНКО

Товарищи!
Сегодня мы хороним любимую дочь советского народа, лётчика, бойца Красной Армии, Героя Советского Союза, майора Марину Михайловну Раскову.
При исполнении служебных обязанностей погиб боевой командир, человек, до последнего вздоха преданный родине, своему народу, партии Ленина—Сталина,
Марина Раскова пользовалась широкой известностью в нашей стра
не и во всем мире. Народ окружил
её теплотой и любовью. Её имя еверкало в лучах славы и навсегда останется на золотых страницах истории авиации и человеческого дерзания.
Нам, лётчикам, особенно горька и Тяжела эта утрата. Марина Раскова была не только верным патриотом советской отчизны, но и прекрас
ным лётчиком, лучшим штурманом Зоенной авиации. Неустанным тру
дом она овладела высотами авиаци
онной культуры и вышла в первые ряды советских авиаторов. Вся её короткая жизнь была наполнена не
прерывным движением вперед, стремлением к совершенствованию, к овладению вершинами авиационного мастерства.
Начав свою лётную жизнь с небольших полётов, Марина Раскова, вместе с подругами-лОтчинами упор80 готовилась к осуществлению за
ветной мечты каждого советского авиатора — к дальним беспосадочным перелётам.
Прекрасная инициатива встретила поддержку товарища Сталина. Ок
рылённая его теплыми пожелания,ми
успеха, Марина Раскова со своими боевыми подругами совершила несколько блестящих перелётов, кото
рые до сих пор остались у всех в памяти. Отважные лётчицы не только завоевали своей стране междуна
родные авиационные рекорды, но и продемонстрировали всему миру мощь советской авиации, смелость и отвагу советской женщипы, её готовность преодолевать любые препятствия, любые преграды для блага отчизны.
О первого же дня войны с фашистскими варварами Марина Раскова пересела на боевой самолёт и всег
да была готова для защиты своей родины. На боевой машине лётчик Марина Раскова, будучи сама ма
терью, защищала матерей и детей советской страны от человекоподоб
ных хищников, от убийц матерей и детей.
Требовательный и волевой командир, умелый и чуткий воспитатель, опытный организатор, Марина Раскова помогла многим и многим де
вушкам-лётчицам стать подлинными мастерами воздушного боя.
Смерть оборвала жизнь Марины Расковой в самом расцвете сил и
способностей. Память о ней сохранится в наших сердцах навсегда. Разгромим врага. Окончится война. Отгремят пушки, потухиут пожары. И когда мы будем вспоминать суро
вые дни войны и погибших друзей, на наши сердца ляжет печаль и на глаза набежит слеза. Но сейчас, то
варищи, наши сердца наполнены жгучей ненавистью к подлому врагу н наши глава сухие. От взоров ста
линских соколов не спрячется ни один фашистский разбойник.
Товарищи! Мы скорбно склоняем над прахом погибшего героя свои знамёна. овеянные боевой славой, и клянёмся беспощадно и безжалостно бить врага, уничтожать фашистского гада, ворвавшегося на территорию нашей свободной родины.
Братья лётчики! Держите крепче штурвалы. Товарищи штурманы! Точнее цельтесь. Бейте немецких га
дов наверняка. Чем больше точных разящих бомб мы сбросим на врага, чем больше убьём фашистов, тем меньше своих товарищей мы будем провожать в последний путь.
Поклянемся же, товарищи, бить врага без пощады и сожаления. И пусть нам в этой Великой борьбе, в боевом полёте, в облаках, в снего
паде и тёмной ночью светлый образ
Марины Расковой будет путеводной звездой — маяком, который приведёт нас на цель.

Речь Героя Советского Союза

подполковника ГРИЗОДУБОВОЙ

Товарищи!
Не стало Марины Расковой — отважной лётчицы, героини дальних перелётов, командира военно-возду
шных сил страны, одной из числа бесстрашных бойцов, беспощадно разящих немецко-фашистских захватчиков.
Вся страна скорбит о гибели Марины Расковой. Марина любила свой народ, и народ любил Марину заев смелость, отвагу, за глубокую чуткость.
Все свои знания, силы, талант н полотую жизнь Марина Раскова от
дала родине. Честь и славу родины, интересы народа она ставила превыше всего.
В образе Марины, её жизни и подвигах мы видели лучшие черты
и качества человека сталинской эпохи.
Советская власть, ком1му»истическая партия воспитали Марину, от
крыли ей широкий и светлый путь к труду, учёбе и государственной деятельности.
Свою жизнь Марина посвятила советской авиании и свою профессию лётчика-штурмана любила страстно, самозабвенно.
С первых дней отечественной войны Марина Раскова заняла свое место в строю военных лётчиков Дей
ствующей армии. Все знания, весь опыт Марина Раскова отдавала вос
питанию кадров советских военных лётчиков.
Требовательный командир, чуткий товарищ, она учила советских лёт
чиков и лётчиц овладевать новейшими сложными боевыми самолётами, метко стрелять и бомбить, мужественно громить врага на фронтах отечественной войны, бить нем
цев нещадно, бить до тех пор, пока ни одного фашиста! не останется на нашей священной земле
Советские женщины и девушки, воспитанные партией Ленина— Сталина, смело идут защищать свою жизнь свою родину, свой народ всюду, куда пошлёт их страна. И все мы, советские женщины, в сво
ей работе, . в своей борьбе должны стремиться быть похожими на нашего друга Марину.
Прощай, боевой друг, прощай, товарищ. твоё имя не забудет никогда твоя страна!
12 января советский народ проводил в последний путь свою лю
бимую дочь — Героя Советского Союза Марину Михайловну Раскову.
С утра к урне с прахом М. М. Расковой собрались родные и дру
зья погибшей героини. Проститься с лею пришли представители тру
дящихся столицы — стахановцы заводов и фабрик, работники нау
ки и искусства, посланцы Красной Армии — товарищи Расковой по оружию. У многих на груди свер
кают боевые ордена, полученные за. отвагу и мужество, проявленные в воздушных и наземных сражениях с врагами нашей родины — немецко-фашистскими захватчиками.
На постаменте среди венков и цветов, у подножья урны -— на алых подушках — боевые ордена М. М. Расковой и её большой портрет. Такой её знали близкие и родные, такой её знали тысячи незнакомых, но искренно любивших её людей, такой она навеки останется в памяти народной — энергичное, волевое лицо, смелый и от
крытый взгляд простой русской женщины, ставшей народной героиней. Вся ее жизнь была безраздельно посвящена родине, и в дни,
когда на полях сражений решается судьба отечества, когда идёт же
стокий бой за независимость и свободу нашего народа, — она быда среди тех. кто грудью и кровью своей преградил путь врагу. Воспи
танная родиной. большевистской партией, великим Сталиным, она
погибла как воин, на боевом по
сту, — и советский народ никогда не забудет её имени.
У траурного постамента беспрерывно сменяется почётный караул. Последнюю вахту у праха Расковой
несут секретарь ЦК я МК ВКП(б) тов. А. С. Щербаков, зам. Председателя Совнаркома СССР тов. Первухин, секретарь МГК ВКП(б) тов. Попов, председатель исполкома Московского городского Совета депутатов трудящихся тов. Пронин, секретарь ВЦСПС т. Николаева, маршал Советского Сою-за. тов. Будённый, тов. Димитров, друг и боевой товарищ Расковой Герой Советского Союза Гризодубова и др.
В 15 часов тт. Щербаков, Попов, Пронин. Будённый, Димитров, Шахурин. генерал-майор авиации Ни
китин, генерал-полковник Артемьев снимают катафалк с урной с постамента. Траурная процессия пересекает Красную площадь и на
правляется к мавзолею Ленина. На площади выстроились воинские части и делегации трудящихся Моск
вы, пришедшие проводить Марину Раскову в её последний путь.
Тов. Прошин открывает траурный митинг. Он предоставляет слово от имени Центрального Комитета ВКП(б) и Совнаркома Союза ССР тов. А. С. Щербакову.
Тов. Щербаков говорит о коротком, но славном жизненном пути Марины Расковой, воплотившей в себе лучшие черты нашего народа — его бесстрашие, революционную энергию, смелость и отвагу, беззаветную преданность родине, боль
шевистской партии, великому Сталину. Её светлый образ её честная и яркая жизнь будут вдохновлять наших лётчиков и -всех бойцов Красной Армии на новые подвиги, звать всех советских патрио
тов к еще более упорной борьбе с немецкими захватчиками.
К микрофону подходит Герой Советского Союза тов. Штепенко. От имени военно-воздушных сил Красной Армии —- доблестных това
рищей Расковой по оружию — он
даёт клятву над прахом погибшей героини — беспощадно бить и уничтожать гитлеровских мерзавцев,
стойко защищать священную землю советской родины.
Последней выступает Герой Советского Союза В. С. Гризодубова.
Она говорит о своём безвременно погибшем друге и боевой с:ратяя
це, вся жизнь, все силы, знания и талант которой были безраздельно отданы родине. Тов. Гризодубова
обращается к советским женщинам с пламенным призывом — быть такими, как Раскова.
Тов. Пронин об’являет траурный митинг закрытым. Тт. Щербаков, Попов. Пронин, Димитров, Будённый, Гризодубова спускаются с три
буны мавзолея и, подняв траурный катафалк с урной на руки, несут его к нише в Кремлевской стене
Когда урну устанавливают в нише, раздаётся троекратный орудий
ный выстрел, и звуки траурных маршей сменяются звуками «Интернационала». В эту минуту над пло
щадью стремительно проносятся боевые самолёты — покрывшая себя неувядаемой славой в боях сталинская авиация прощается со сво
им доблестным товарищем Мариной Михайловной Расковой, имя и об
раз которой будут вечно жить в сердце и памяти нашего народа.
(ТАСС).

Телеграммы из-за границы

СТРАХ ГИТЛЕРОВЦЕВ ПЕРЕД СОВЕТСКИМИ

ПАРТИЗАНАМИ

СТОКГОЛЬМ, 13. (ТАСС). Немецко-фашистские оккупанты встрево
жены ростом партизанского движения в оккупированных советских районах. Гитлеровская газета «Гам
бургер фремденблат» жалуется на «коварство» советских партизан,
которые, по ее словам, особенно успешно действуют в лесных райо
нах. Газета пишет, что немецким
войскам приходится производить тщательную разведку местности.
Для борьбы с партизанами немцы вынуждены были создать специальную «полицию безопасности». Гит
леровская газрта признаёт, что среди партизан очепъ много превос
ходных снайперов, поэтому борьба против них, но ее словам, «требует испытанных людей». Газета ука
зывает, что партизанские отряды при помощи радио связаны друг с другом.
Газета жалуется на то. что немецкие солдаты становятся часто жертвами партизан и что последние разрушают мосты и нарывают поезда.
Другая гитлеровокая газета — «Националь цейтулт» обвиняет гражданское население оккупирован
ных районов в помощи партизанам. По признанию газеты, советские партизаны «ведут настоящие воен
ные действия против германских войск и в особенности против их тыловых коммуникаций». Газета се
тует на трудности борьбы против партизан, которые, по ее словам, «находят себе пристанище в непроходимых лесах».
ПОДРОБНОСТИ НАЛЕТА
НА РУР
ЛОНДОН, 13. (ТАСС). В Лондоне официально об’явлено, что в налёте на Рур в ночь на 12 января участвовали четырехмоторные бомбарди
ровщики. На Рур было сброшено много бомб весом более полутора тонн каждая. Возникли крупные пожары. Зенитная артиллерия противника непрерывно вела огонь. Прожекторы были бессильны обнаружить в облаках английские бомбар
дировщики. Несколько истребителей противника поднялись в воздух, однако серьезных воздушных боёв не было.
ТРЕБОВАНИЕ ВЫСЫЛКИ ГЕРМАНСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО
АТТАШЕ ИЗ АРГЕНТИНЫ
НЬЮ-ЙОРК, 13. (ТАСС). Агентство Юнайтед Пресс передает из Буэнос-Айреса, что аргентинское правительство предложило герман
скому правительству отозвать из Аргентины германского военно-морского атташе Нейбура. Это предло
жение вызвано тем, что Нейбур со
вершал действия «несовместимые с его дипломатическим положением и с нейтралитетом Аргентины».

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Штаб войск союзников в Северной Африке передает, что французские войска заня
ли горный проход в 37 км. к югу от Пон-дю-Фаса. Истребители союзников сбили 3 транспортных самолёта противника у побережья Туни
са. Небольшое соединение союзников бомбардировало об’екты противника около Габеса. Был совершён также падёт на трлаюлитанокий пункт Гадамес. Из этих операций не возвратились два самолёта.
Немцы предприняли сильную атаку против французских частей в 8 километрах к юга от Фондука, но были отброшены и понесли тяжёлые потери.

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). В очередном коммюнике командования ан
глийских сил на Ближнем Востоке сообщается, что на тргшолитанском фронте отмечается усиление активности вражеской авиации. В воздушных боях истребители союзников сбили по меньшей мере 5 неприятельских самолётов и повре
дили мздого других. В ночь на 11
января английская авиация подвергла бомбардировке и обстреляла из пулемётов неприятельские об’екты на дороге между Триполи и Мнсуратой. Успешный налет был со
вершен на гавань Суса и на транс
порт противника, продвигавшийся по дороге между Габесом и Офажсом. Днем 11 января самолеты союзников совершили начет на Неаполь. Из этих операций не возвратились на свою базу три самолёта
ОПЕРАЦИИ ВОЙСК
ГЕНЕРАЛА ЛЕКЛЕРКА
В ЮЖНОЙ ЛИВИИ
ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Штаб войск под командованием генерала Леклерка передает, что в результа
те успешных действий войск в
Южной Ливии оккупация Феосана полностью завершена. Французы
заняли Мурзук и Себха. Гарнизоны этих двух пунктов почти целиком сдались в плен. Передовые части Леклерка -значительно продвинулись на север.

ОСТРЫЙ

ТОПЛИВНЫЙ КРИЗИС

В ДАНИИ

СТОКГОЛЬМ, 13. (ТАСС). Датская газета «Национальтиденде» пишет: «Катастрофическое положение с топливом для промышленности являет
ся серьезным предупреждением об ожидающих нас в 1943 году труд
ностях. Запасы угля уменьшились настолько, что его хватит, может быть, только для важнейших пред
приятий. Много других предприятий по израсходовании их небольших запасов вынуждены будут прекра
тить производство. Вследствие этого тысячи рабочих станут безработными. Тот факт, что опасность угрожа
ет даже текстильным предприятиям, показывает, что положение являет
ся не только трудным, но и действительно катастрофическим».
Копенгагенский корреспондент шведской газеты «Свенска дагбладет» пишет: «Вследствие недостатка топлива 10 тысячам датских рабо

Разруха в Италии

СТАМБУЛ, 13. (ТАСС). По признанию газеты «Пополо д Италиа», дезорганизация железнодорожного транспорта и недостаток транспорт
ных средств сделали невозможной организованную эвакуацию населе
ния городов Северной Италии. «Для эвакуации. — пишет газета, — нам нужно большое количество до
полнительных транспортных средств, а их нет». Сотни тысяч итальянцев вынуждены уходить из эвакуируе
мых городов пешком, бросая всё своё имущество. Газета признает,
что все графики движения поездов давно ликвидированы и что «на транспорте - не существует никакого порядка».
По словам газеты «Стампа», реквизиция частного автотранспорта городскими властями Турина не ослабила трудностей при эвакуации на
селения. Дезорганизация транспорта усиливается вследствие тардивного кризиса. Недостаток топлива сказывается и на всей итальянской про
мышленности. По сообщению газеты «Стампа», топливный кризис привёл к тому, что с ноября прошлого года около 70 предприятий полностью приостановили работу.
Из-за отсутствия топлива, как сообщает римский корреспондент вен
герской газеты «Пестер ллойд», во всех итальянских школах прекратились занятия. Министерство просве
щения «намерено продолжать пре
подавание для учащихся средних школ по радио».
Итальянские власти, пытавшиеся начать восстановление разрушенных бомбардировками промышленных предприятий, столкнулись с отсут
ствием строительных материалов. Нет леса, стекла. Особенно острый недостаток ощущается, по словам газеты «Реджиме фашиста», в цементе. Цемент разрешено теперь от
пускать «только для особо срочных работ». В прошлом году Италия по
лучала цемент из Словакии. Однако, как сообщает немецкая газета «Зюдост эхо», с нового года вся словац
кая цементная промышленность «перешла в руки германских трестови продукция ее будет поставляться только в Германию.
Итальянская печать указывает на обострение продовольственных затруднений в Италии. Огромные по
ставки продовольствия в Германию и содержание германских войск в самой Италии, по признанию газеты «Стампа», «существенно отразились на снабжении продовольствием итальянского населения».
чих угрожает безработица. Одна угольная фирма, в Копенгагене по
дала 5 января заявку на уголь для 40 фабрик, которые вынуждены пре
кратить производство из-за отсутствия топлива. Из этих 40 фабрик нолучили топливо только четыре. Датская текстильная промышленность имеет топлива максимум на неделю. После этого все текстильные фабрики будут закрыты».
ОТОВСЮДУ
БРАЗИЛЬСКАЯ радиостанция передает, что министр иностранных дел Уругвая Альберто Гуани 18 января совершит поездку в Соединенные Шта
ты. Гуани по предложению министра
иностранных дел Бразилии Аранья посетит также Рио-де-Жанейро.
★ РУЗВЕЛЬТ распространил действие закона 6 передаче в аренду иля взаймы вооружения на республику Либерия (Африка).
АНГЛИЙСКОЕ министерство информации сообщает, что в Лондон прибыл полковник Рейтц, недавно назначенный особоуполномоченным Южно-Африканского Союза в Лондоне,
★ МИНИСТЕРСТВО земледелия ОША об’явило. что на конференции делега
ций США и Канады. возглавляемых министром земледелия США Виккардом и министром земледелия Канады Гардинером, принято решение о жела
тельности в будущем снабжать Англию
продовольствием главным образом из Канады и в меньшей степени из Соединенных Штатов.
ПРИБЫТИЕ ТУРЕЦКОЙ МИССИИ
В ЛОНДОН
ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Агентство Рейтер передает, что в Лондон прибыла турецкая миссия в составе семи человек для ознакомления с работой английских военных предприятий, верфей, а также военно-морских и военно-воздушных учрежде
ний. Ожидают, что миссия пробудет в Англия 5 или 6 недель.
ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА
АМЕРИКАНСКОГО ФЛОТА
ВАШИНГТОН, 13. (ТАСС). Морское министерство США об’явило, что потери личного состава торгового флота США за период с 27 сентября по 21 декабря 1942 г. соста
вили 491 человек убитыми и 2.720 пропавшими без вести. Военно-морской флот с 22 ноября по 21 декабря потерял 310 человек.
Прием австралийского
Посланника г. В. Слейтера тов. В. М. Молотовым
12 января 1943 года Народный Комиссар Иностранных Дел тов. В. М. Молотов принял Чрезвычайного Послан-нпка и Полномочного Ми
нистра Австралия в СССР г. В. Слейтера.

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ