АПРЕЛЯ 1943 Г.
ПЯТНИЦА
№ 101 (5849) Цена 20 коп.

Да здравствует 1-е Мая -

день смотра боевых сил трудящихся! Трудящиеся всех стран, соединяйтесь для борьбы против немецко-фашистских захватчиков!

(Из призывов ЦК ВКП(б) к 1 мая 1943 года)

Предмайское социалистическое соревнование

Сегодня на заводах столицы

НАЧИНАЯ с 28 апреля завод, где директором тов. Комиссаров, вы
дает продукцию исключительно в фонд Главного Командования. Толь
ко за последние два дня цехи и отделы сдали 20 процентов сверхплановой продукции для авиационной промышленности.
Лучший токарь завода тов. Орлов, давший в предмайских обязательствах слово выполнять план не менее чем на тысячу процентов, даёт еже
дневно бопее 10 норм. Молодёжная бригада тов. Борисова, оспаривающая первенство на заводе, в апреле ежедневно выполняла план на 700 —800 процентов.
Особенно отличился цех, где начальником тов. Давыдов. Этзт инженер-новатор за счёт ряда усовер
шенствований добился того, что цех, закончив месячную программу 24 апреля, уже за последние дни месяца дал 50 процентов в фонд Главного Командования.
★ 28 АПРЕЛЯ выполнил месячную программу завод, где директо
ром тов. Слуцкий. В фонд Главного Командования Красной Армии коллектив внесет 15 процентов внеплановой продукции.
★ ТОКАРЬ ЧИЖОВ взял на себя обязательство — в последнюю декаду апреля выполнять не менее пя
ти норм за смену. Каждый день на цеховой доске показателей красуется цифра «500». Но сна проставляется не только против фамилии Чижова. Токари Синьков и Ларионов также добились этих показате
лей, внося внеплановую продукцию в фонд Главного Командования Кра
сной Армии. На этом заводе, где главным инженером тов. Протасов, токарный цех программу закончил ещё 25 апреля.
★ ЗАВОДУ, где директором тов. Ухопин, было поручено освоить но
вый вид продукции для фронта. Первые два месяца этого года завод не мог наладить массовый выпуск изделий. В марте также образовалась задолженность. В апреле благодаря широко развернутому социали
стическому соревнованию завод не только досрочно выполнил заказ, но и покрыл задолженность за предыдущие месяцы.
★ ЗАВОД, где директором тов. Тихом ирное, выполнил месячное за
дание на 109 процентов. Коллектив сдержал обещание, взятое в пред
майском соревновании, и выдал в фонд Главного Командования несколько партий сверхплановой продукции.
★ СТАХАНОВЦЫ фабрики «Дукат» с честью выполнипи свои пред
майские обязательства. По валовой продукции фабрика закончила план на 6 дней раньше срока. Сегодня месячный план будет сведён с балансом — 135 процентов.
★ КАНУН 1 МАЯ стахановцы завода, где главным инженером тов. Головчинов, отмечают новыми про
изводственными рекордами. Вчера завод закончил программу первых четырех месяцев. Сверх графика сданы боевые машины для полутора полков.
Москва

Начальнику Краснознаменной Высшей Офицерской Кавалерийской

школы Красной Армии имени С. М. Буденного

Поздравляю командный, начальствующий, красноармейский и вольнонаёмный состав Краснознамённой Высшей офицерской кавалерийской школы Красной Армии имени С. М. Буденного с XXV-ой годовщиной, высокими правительственными наградами и желаю успехов в деле подготовки командных кадров красной конницы.
Народный Комиссар Обороны

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН. В Народном Комиссариате Обороны

О переименовании Кавалерийских курсов

усовершенствования командного состава Красной Армии имени. С. М. Буденного

Приказом Народного Комиссара Обороны Маршала Советского Союза товарища Сталина Кавалерийские курсы усовершенствования командного состава Красной Армии имени С. М. Буденного переименованы в Краснознамённую
Высшую офицерскую кавалерийскую школу Красной Армии имени С. М. Буденного.
Воины Красной Армии! Вас ждут, как освободителей, миллионы советских людей, изнывающих под немецко-фашистским игом. Вперед на Запад, за освобождение Советской земли!

(Из призывов ЦК ВКП(б) к 1 мая 1943 года). ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 29 апреля

За досрочное выполнение полугодовой

программы

В течение 29 апреля на фронтах существенных изменений не шроивошло.

28 апреля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не ме
нее 20 немецких автомашин с войсками и грузами, разбит железнодо
рожный эшелон, подавлен огонь 5 артиллерийских батарей противника.
На Западном фронте наши части артиллерийским и ружейно-пулемёт
ным огаём уничтожали технику и
живую силу противника. В течение дня потреблено не менее 200 немец
ких солдат 4 офицеров. Снайперы тт. Назаров и Макаревич уничто
жили Ю гитлеровцев, снайперы тг. Шевинокпй и Шестаков убили 6 немцев. Группа разведчиков во главе с сержантом т. Глазыриным про
никла в расположение противника. Разведчики уничтожили гарнизон вражеского дзота, я’ захватив пулемёт и личное оружие убитых немецких солдат, вернулись в свою часть.
Севернее Чугуева передовые подразделения Н-окой части огнём из всех видов оружия отбили попытку немецкой пехоты переправиться через водный рубеж. На поле боя ос
тались десятки вражеских трутов. Красноармеец тов. Невегель из про
тивотанкового ружья сбил самолёт противника.

Западнее Ростова на Дону гитлеровцы неоднократно пытались овладеть высотой, имеющей важное значение. Бойцы Н-ского подразделения миномётным и ружейно-пулемётным огнём отбили все атаки противника. К исходу дня наши бойцы контратаковала немцев и значительно улучшили свои позиции. На поле боя осталось много вражеских трупов.

На Волховоком фронте огнём нашей артиллерии уничтожены 3 артиллерийских батареи, з противотанковых орудия, разрушено 4 дзота и потоплены на переправе 4 лодки с немецкими солдатами.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Каменец-Нодольекой области, заминировал же
лезнодорожные пути. 8 апреля на рассвете немецкий эшелон наскочил на эшны. В результате крушения уничтожены 15 вагонов с боеприпасами. Семь платформ с автомашинами и 8 платформ с танками сва
лились под откос. Автомашины и танки партизаны сожгли. К месту крушения гитлеровцы направили несколько воинских подразделений.
Ружейно-пулемётным огнём советокне патриоты уничтожили 6Q не
мецко-фашистских оккупантов. Надиях этот же отряд партизаи уничтожил нефтебазу противника. Сожжено более 50 тонн горючего.
Перешедший на сторону Красной Армии солдат 38 немецкой пехотной дивизии поляк Ян Плотка рас
сказал: «Наша дивизия прибыла на
фронт в первой половине (шреля та гор. Нанта (Франция). В дивизии много поляков из Поморья, Верхней Силезии и Познанокого (воеводства. До войны я жил в Польше, в Картуэоком уезде и работал в хозяйстве отца. Когда гитлеровцы захватили Польшу, к нам приехал немецкий помещик Гейзер. Он забрал на
ше хозяйство и землю, а меня и отца превратил в своих багра,ков. Такая же участь постигла многих моих односельчан. Провожая в армию, родные сказали мне: «Вели
попадёшь на фронт, сразу переходи к русским». Я так и сделал. Улу
чив удобный момент, я вместе о Болеславом Пилат переплыл Донец н сдался в плен».
Югославские партизаны в районе гор. Фона разгромили итальянский отряд и уничтожили 80 солдат противника. В районе Чад ежа партизаны отразили атаку численно превосходящих сил оккупантов и уничтожили более 100 итальянских солдат я офицеров.
Шесть месяцев держит переходящее Красное Знамя Государственно
го Комитета Обороны коллектив ордена Ленина завода «Динамо» имени Кирова. В предмайском социа
листическом соревновании завод добился новых производственных ус
пехов — перевыполнил программу первого квартала и досрочно закончил апрельский план.
17 апреля 1943 года за образцовое выполнение заданий правительства коллектив завода был награждён орденом Ленина. Эта высокая награда вдохновила коллектив на новые трудовые подвиги. Сегодня заканчивается выполнение взятого коллективом обязательства — будет выпущено в фонд Главного Командования сверх плана на 3,5 миллиона рублей готовой продукции. Значительны успехи и в экономии металла и электроэнергии.,
Обращение коллектива дважды
орденоносного завода № 92 имени Сталина о продлении Всесоюзного социалистического соревнования за досрочное выполнение полугодовой программы 1943 года было встречено на заводе «Динамо» с большим под ёмэм. Во всех сменах состоя
лись коллективные читки и обсуждение этого письма. Тут же рабочие брали на себя новые социалистические обязательства. Коллектив, единодушно одобрив предложение рабочих и служащих дважды орденоносного завода 92 имени
Сталина, взял на себя обязательства:
дать сверх плана в течение мая— июня один вид вооружения для нескольких полков;
закончить к 22 июня выполнение производственной программы первого полугодия 1943 года.
(ТАСС).
Развернув предмайское социалистическое соревнование, предприя
тия хлопчатобумажной щюмышленности города Москвы и Московской области досрочно выполнили ап
рельский план по суровым, готовым тканям и ниткам.
До конца месяца будет дано
сверх плана 2.200 тысяч метров суровых и 3.500 тысяч метров готовых тканей.

На 700 часов раньше срока

Утреннее сообщение 30 апреля

В течение ночи на 30 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.
На Западном фронте происходила редка я артиллерийско - миномётная
перестрелка о противником. На одном участке разведывательный от
ряд немцев пытался проникнуть в расположение наших частей. Находившиеся в боевом охранении бойцы во главе с лейтенантом Жуковым подпустили немцев на близкое расстояние и забросали их гранатами. Противник понёс потери и в беспорядке отступил.
Южнее гор. Белого наши артиллеристы, а также разведывательные группы н онайперы истребили ло роты немецких солдат. Разрушено
14 ДЗОТ ов и блиндажей, подавлен огонь 5 артиллерийских и 2 миномётных батарей противника. Советские зенитчики сбили 2 немецких самолёта.
На Северо-Западном фронте артиллеристы Н-ской части совершили огневой налёт на скопление немец
кой пехоты и нанести противнику серьёзные потери. Снайпер гвардии лейтенант Николай Вознов за зреця войны истребил 160 гитлеровцев.
Его ученик т. Шпшенжо уничтожил свыше 100 немецких солдат и офицеров.
Западнее Ростова на Дону наши артиллеристы уничтожили 7 немецких ДЗОТ ов и блиндажей, 3 автомашины и 9 повозок с боеприпаса
ми, рассеяли и частью уничтожили до роты пехоты противника.
Партизанский отряд «За Родину», действующий в одном из районов Орловской области, 22 апреля взо
рвал железнодорожный путь. Когда немецкий эшелон с солдатами оста
новился у разрушенного полотна, партизалы откры.ли по вагонам со
средоточенный огонь из пулемётов и винтовок. Уничтожено много немецких солдат и офицеров. В ночь на 25 апреля партизаны отряда «За власть советов» напали на гарнизон
противника и уничтожили более 100 гитлеровцев. Советские патриоты сожгли склад боеприпасов, уничтожи
ли 2 орудия, миномёт, 5 станковых пулемётов и 15 автомашин. Захвачены трофея: 2 миномёта, 4 пуле
мёта. 400 мин, 15 тысяч патронов и разное военное имущество.

Добровольно славшийся, в плеж солдат 258 полка 112 немецкой пе
хотной дцвазни Вильгельм Т. рас
сказал: «Любой немецкий солдат знает, что в оккупированных рус
ских районах небезопасно ездить по
железной дороге. Садясь в поезд, он не уверен, что доедет до следующей станции. Когда я ехал из Увечи в Гомель, мне пришлось задержаться на два дня в связи с прекращением железнодорожного сообщения. На этом участке партизаны взорвали большой состав с горючим. Б тот же день на перегоне Гомель — Брянск подорвался поезд, который вёз на фронт новыо автомашины. По словам железнодорожников при крушении было убито 20 солдат».
Советские граждане, вырвавшиеся из окну ни рован н ы х немцами райо
нов, рассказали о кровавой расправе гитлеровских мерзавцев над мирны
ми жителями Роосонокого района,
Витебской области. За три недели немцы превратили в пепелище деревни Антоново, Павлово, Казимирово, Жарт, Сави но и ряд других. Уничтожение деревень сопровождалось массовыми убийствами мирных граждан. В деревне Белье нем
цы загнали в сарай 68 человек, в том числе многих детей, и заживо сожгли их. В деревне Межево не
мецкие солдаты собрали стариков и заставили их вырыть могилы. Фашистские изверги затем расстреля
ли ни в чем не повинных жителей деревни вместе с их детьми.
Клепальщики и монтажники, входящие во фронтовую бригаду мастера Артемия Гавриловича Кондращева, окончательно отделывают и сдают военным представителям очень важную чяоть боевой машины.
Недавно на нескольких об’ектах получилась задержка: агрегатные
цехи во-время не дали свою продукцию. Но когда нужные агрега
ты были получены, люди участка мастера Кондра.шева трудились напряжённо, высчитывая каждую ми
нуту рабочего времени. Темп их труда, скорость работы определяли сроки сдачи готовых машин Красной Армии. Значит, задержки недопустимы. И задание было выполне
но вдвое быстрее, че.м полагалось по нормам. Комсомолец Николай Чернокнижыых выполнил работу че
тырех квалифицированных рабочих а молодой стахановец Алексей Ми
леньких достиг еще более ой производительности труда.
За 25 дней апреля Николай Чернокнижных сократил сроки изготов
ления фронтовой продукции на 209 часов. Подрыто к Володя Герасимов, еще считающийся учеником, уско
рил сдачу частей боевой машины на 187 часов, Алексей Миленьких —
на 174 часа. Вместе с учениками-— подросткам и Евгением Гришановым и Валентином Монаенковым — они впятером только с 1 по 25 апреля сдали готовые изделия на 700 часов раньше срока.
Участок Мастера тов. Кондрашева занял в марте третье место в заводском социалистическом соревновании. Артемию Гавриловичу присвоено звание лучшего мастера завода.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О НАГРАЖДЕНИИ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ОФИЦЕРСКОЙ КАВАЛЕРИЙСКОЙ ШКОЛЫ
КРАСНОЙ АРМИИ ИМЕНИ С. М. БУДЕННОГО
В ознаменование 25-й годовщины Краснознамённой Высшей офицерской кавалерийской школы Красной Армии имени С. М. Буденного, за выдающиеся успехи в подготовке командного состава кавалерии и боевые заслуги перед родиной — наградить Краснознамённую Высшую офицерскую кавалерийскую школу Красной Армии имени С. М. Буденного орденом Красного Знамени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 29 апреля 1943 г.
Награждение орденами и медалями начальствующего
и рядового состава Краснознамённой Высшей Офицерской Кавалерийской школы Красной Армии
имени С. М. Буденного
В связи с 25-летней годовщиной Краснознамённой Вьющей Офицерской Кавалерийской школы Крас
ной Армии имени С. М. Буденного и за заслуги в области подготовки кавалерийских кадров Красной Армии Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
Орденом Красного Знамени —полковник Г. Я. Новоселов, капитан П. К. Смирнов;
Орденом Красной Звезды —майор Г. Т. Анастасьев, полковник В. И. Буклин, бригветврач К. Г. Бу
сыгин, генерал-майор Е. А. Могнлевчик, лейтенант П. Г. Семенов и другие, всего — 18 человек;
Медалью «За боевые заслуги» — 6 человек.
(ТАСС). Награждение личного состава Управления коменданта
Московского Кремля
За образцовое выполнение заданий Правительства Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
Орденом Красного Знамени — капитан государственной безопасности П. И. Бычков, майор государствен
ной безопасности И. И. Васенков, подполковник государственной безопасности М. X. Воронцов, подполковник Н. А. Ивлнев, лейтенант
А. И. Коротков, генерал-майор Н. К. Спиридонов и другие, всего 35 человек;
Орденом Красной Звезды — 154 человека;
Орденом «Знак почета»— 122 человека;
Медалью «За боевые заслуги»— 62 человека;
Медалью «За трудовую Доблесть
— 19 человек. (ТАСС). Награждение орденами начальствующего состава
Красной Армии
За образцовое выполнение заданий Командования по формированию и укомплектованию кавале
рийских частей Красно ft Армии Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
Орденом Красного Знамени — ге
нерал-майор А. А. Мартьянов, генерал-майор В. Т. Обухов;
Орденом Красной Звезды — генерал-лейтенант Г. В. Жуков, подпол
ковник И. Н. Карпунин, майор Г Е. Кравченко, капитан Н. П. Павлов и другие, всего 10 человек.
(ТАСС).
Награждение работников строительств заводов чёрной
металлургии и авиационных заводов
За образцовое выполнение заданий Правительства по строительст
ву заводов чёрной металлургии и авиационных заводов Указом Пре
зидиума Верховного Совета СССР награждены:
Орденом Ленина — машинист-экскаваторщик И. II. Власов, секре
тарь Актюбинского обкома КП(б) Казахстана Я. П. Иночкин, начальник Челябметаллургстроя НКВД А. Н. Комаровский, начальник Особстрюя НКВД А. II. Лепилов, на
чальник Глалшромстроя НКВД Г. М. Орлов, начальник строительства aгдофабрики И. И. Соболев;
Орденом Трудогого Красного Знамени — 43 человека;
Орденом Красной Звезды — Значеловек;
Орденом «Знак почёта» — 106 человек;
Медалью «За трудовую доблесть— 88 человек;
Медалью «За трудовое отличие
— 44 человека. (ТАСС).
Действующая армия. Подразделение Н-ской гвардейской кавалерийской части атакует противника.
Фото Д. ФАВИЛОВИЧА (ТАСС).

Хлопчатобумажная промышленность

Москвы и Московской области

досрочно выполнила апрельский план

Наилучшие показатели в работе дали: Ореховокий комбинат, Дрезненская, Лпкинская фабрики, комбинат «Рабочий», Егорьевская фабрика «Вождь пролетариата», фабри
ка имени Фрунзе, Первая ситценабивная и многие другие предприятия.
(ТАСС).