Москва предмайская. У здания ГУМ‘а.
Фото Л. СМИРНОВА.
ВЫСОКАЯ, чуть сутуловатая фи
гура. Из-под очков глядят серые глаза — очень молодые, блестящие, неутомимые, хотя их обладателю 65 лет. 5а плечами у Алек
сея Несторовича Шелеста, профессо
ра машиностроительного института шмели Баумана, заслуженного дея
теля науки и техники, лауреата
Сталинской премии,—более полувека Сурового, непрерывного труда, тридцать шесть научных трудов.
Но долгая работа не утомила, не Ослабила его. Когда заходит разго
вор о последних работах, широкие,
йюквие руки перебирают чертежи и рукописи, и Шелест говорит:
— Сделано много, но надо сдвигать ещё больше. Сейчас мне кажется, что сил у меня стало столько, что я добьюсь поставленной пе
ред собой цели. Ну, ещё шесть или восемь лет, и наши советские тепловозы получат свою машину...
С удивительным научным предвидением Алексей Несторович ещё в 1912 году спроектировал машину для тепловоза, которая получила практическое осуществление за гра
ницей только через 27 лет — в 1939 году, — но по тем же принципам, Которые были опубликова
ны Шелестом ещё тогда, когда он был студентом. Трудно в короткой статье перечислить вое работы Алексея Несторовича, имевшие большое влияние не только на русскую,
но и на заграничную теплотехнику. Ему первому удалось установить
общий закон теплоёмкости. Крупный европейский учёный швейцар
ский профессор Остертаг писал ему: «Меня очень радует, что вам уда
лось установить общий закон тепло
ёмкости, который при применении его в технике принесёт большую пользу».
В 1918 году, на первом с’езде начальников тяги железных дорог, Шелест делает доклад о тепловозах. В 1921 году он получает четы
ре первых премии на конкурсе по созданию лучшей топки для парово
зов по разным видам топлива — по торфу, подмосковному углю, по сырым дровам — и на конкурсе по созданию искроудержателя. Шелест не переставал ратовать за теплово
зы. Надо напомнить, что процент использования энергии в паровозе составляет только 6 вроц., в то время как тепловоз позволяет исполь
зовать тепловую энергию па 24 — 30 проц.
Работы Шелеста стали известны Владимиру Ильичу. Использование тепловозов у нао заинтересовало Ленина. На заседании Совета Тру
да И Обороны — ЭТО было В 1922 году — по предложению Ленина было решёно построить за границей три опытных тепловоза по расчетам Шелеста. Тогда же Алексею
Несторовичу, по желанию Владимира Ильича, была предоставлена воз
можность целиком отдаться проектированию тепловозов.
...В области теплотехники труды
Я
СНЫМ весенним солнцем за
лита просторная столовая. До блеска вымыты окна. Натёрт пол. Ма
рия Ивановна заканчивает уборку квартиры — последние приготовления к первомайскому празднику,
— Пусть будет всё, как при Шурике. Он любил этот день. Он всегда проводил его со мною.
С большой фотографии глядит благородное, ясное лицо с живы
ми, юными глазами. На груди — орден Ленива и звезда Героя Советского Союза.
Народ благоговейно чтит память Александра Лукьянова, одного из первых лётчиков-истребнтелей, кто В отечественную войну успешно применил воздушный таран. .Александр Лукьянов участвовал в защите Москвы от налётов фашист
ских пиратов, нес воздушную вахту у города Ленина.
«Дорогая мамочка! Я уже имею 19 боевых вылетов», — писал Александр с фронта.
«Поздравляю тебя, сыночек, — ответила ему мать. — Но ты не пишешь, что сделал в этих вылетах».
Это письмо матери очень понравилось Александру.
«Правильно спрашиваешь, мама: а что сделал твой сын? Будь покойна: сделал, что надо!».
За семь месяцев пребывания на фронте Александр Лукьянов летал без устали днём и ночью в любую погоду, бросался в бой с превосхо
дящими силами противника, та.ранид, крушил, истреблял фашистскую нечисть.
Мать даже не знала о его боевых подвигах. Пишут в газетах про тараны лётчика Лукьянова, а Марии Ивановне и в голову не приходит, что это — её сын.
Она работала в то время на фабрике имени Калинина. Работницы
и директор поздравляют её, а она Всё не верит:
— Мало ли Лукьяновых в Красной Армии? Почему же эго именно мой?
— Да твой, твой, Мария Ивановка, вот увидишь, что твой.
Когда в Указе Президиума Вер-. Ховного Совета СССР о присвоении Лукьянову звания Героя Советского Союза были опубликованы полностью его имя и отчество, ма.ть Дерестада сомневаться.
А вскоре пришло письмо от Сайга:
«Посылаю тебе, мама, справку, что я — в рядах действующей армии и к тому же Герой Советского Союза. Может быть, она тебе порвдобится».
Вот я всё, что нашиоал Алексашдр Лукьянов о своём героизме.
Необычайная скромность — его отличительная черта с детских лет.
Родина обязана Марии Ивановне не только рождением, но и воспитанием, формированием характера будущего героя. Потеряв мужа на фронте гражданской войны, Мария Лукьянова целиком посвятила себя детям — сыну и дочери. Она бы
ла ещё еовеем молода в те годы, да и теперь ей ещё только 46 лет. Но она отказалась от личной жизни ради ягизни и счастья детей.
Приехала из деревни в Москву, поступила в домашние работницы, перевезла к себе Сашу, определила сначала в среднюю школу, а затем, уступив его настойчивому желанию, — в ФЗУ ЦАГН. С самых юных
лет тянуло Александра Лукьянова к авиации. С увлечением отдался он планеризму, потом лётному делу в аэроклубе и, наконец, поступил в авиационную школу.
Много бессонных ночей провела Мария Ивановна в тревоге за сына, за исход его первых. полётов.
Но о-на понимала, что в авиации он нашёл своё истинное призвание, и не мешала ему, не препят
ствовала. Саша высоко ценил эту чуткость и относился к матери с исключительной нежностью и заботой.
Весть о геройской гибели сына тяжело ранила материнское сердце. Но друзья помогли Марии Ивановне пережить горечь утраты.
Жёны фронтовиков принесли ей первую пенсию за погибшего сына.
Мария Ивановна взволнованно перебирала документы, выписанные на имя Матери Героя Советского Союза.
— Пусть эти деньги пойдут на истребление врагов мо-е-го сьша, врагов моей родины, — оказала она.
Слова Марии Лукьяновой были подхвачены окружавшими её мате
рями и жёнами фронтовиков как призыв к действию. Тут же был открыт подписной лист и начался обор денег на постройку истреби
теля. В короткий срок сумма, собранная по благородному почину Марии Лукьяновой, дала возможность построить не один самолет, а целое звено истребителей. Ему было присвоено имя Героя Советского Союза Александра Лукьянова.
Мать героя сама благословила командира звена на ратные подвиги. Он дал ей торжественную клят
ву бить врага по-лукьяновоки. И огн сдержал эту клятву в ожесточённых воздушных боях за Сталинград.
Олег Леонидов.
Алексея Несторовича многогранны и охватывают многие области. Ряд важных проблем уже осуществлён им, другие осуществляются.
Творческая энергия его с годами не только не ослабела, но возросла.
— Чудесно работать в наши дни, — говорит Алексей Несторович, — хочется сделать как можно больше для родины, для родного народа, а высокая оценка моих скромных трудов присуждением Сталинской пре
мии побуждает ещё больше трудиться.
Над чем же он работает сейчас? В руководимой им тепловозостроительной лаборатории неустанно продолжается совершенствование машины для тепловозов. Алексей Нрсторовнч уверен:, что выгодные по своей экономичности тепловозы зай
мут всё же своё место на наших железных дорогах. Благодаря его работам и работам его учеников в нашу промышленность внедрены многие новшества.
Среди его важных работ, широко известных и за границей и которые он продолжает развивать и сейчас, следует назвать научно
исследовательский труд «Пароеушители». Паросушители — приборы, отсеивающие влагу и подающие осушенный пар. Это повышает температуру пара, и, следовательно, до
стигается экономия в расходе топлива. Какое значение имеет эта работа, видно из следующего подсчёта: паросушители системы Шелеста при внедрении их во всём на
шем паровозном хозяйстве могут сэкономить в год около пяти мил
лионов тонн условного топлива на сумму в 500 миллионов рублей и повысить мощность паровозов на 10—15 процентов. По признанию научной экспертизы, метод расчёта паросушителей Шелеста может быть применён во всех областях паросилового хозяйства й имеет крупнейшее практическое значение. В на
стоящее время эти паросушители приняты для серийного производства на одном паровозостроительном заводе.
Имя Алексея Несторовича Шелеста известно, как одного из круп
нейших мировых теплотехник,“в, как творца и пионера тепловозостроения. В жизнеописании Алексея Несторовича, представленном Инсти
тутом им. Баумана в Комитет по Сталинским премиям, кратко отме
чается, что А. Н. Шелеста можно характеризовать как весьма круп
ного научного работника., идущего впереди заграничной теплотехники примерно на 15 лет.
Все свои силы, свой талант учёный отдаёт родине, народу, из которого он вышел.
Кирилл Левин.
На Колонном —
оно сияло, на МОГЭС’е —
лилось потоком, рпалось в небо
пучком фиалок и сверкало
из тысяч окон. Было Каждым стихом
воспето, миллионом огней
блестело, шло толпою
по всем проспектам, всеми флагами
шелестело. Разноцветною
каруселью, всех кружа
и всех обнимая, как весеннее
новоселье, было наше
Первое Мая. ... На Кубани
оно грохочет взрывом
утреннего снаряда, и на страже
тревожной ночи оно встало
у Ленинграда. У Изюма
оно швыряет
гул гранаты
под ноги танку, строй бойцов
оно поверяет, их решимость
итти в атаку.
Оно
снайперской
мчится пулей, тащит пушки
через болота, и в цехе,
в равномерном гуле ладит плоскости
самолёта. Оно с нами
повсюду
вместе! Плавит
пламенное
железо и врага поражает
местью в партизанских
засадах леса. Оно трудится,
бьётся,
пашет, знамя верности
подымая, — обожжённое боем
\
нище фронтовое
Первое Мая. Это значит,
что мы не дрогнем, до последнего
биться будем! Свет вернём
затемнённым окнам и весеннее счастье —
людям!
Семен Кирсанов.
Я спросил у него:
— Ты проводишь меня до калитки? Он вопросительно поглядел на Лю
бовь Петровну. Немая консультация продолжалась несколько секунд.
— Почему ты молчишь? — спросила Любовь Петровна. Тогда он покровительственно бросил:
— Давай руку... —~
Уходить не хотелось. Всё здесь было необыкновенно просто, ясно, ласково.
И от всего веяло ароматом уюта и дружбы.
Мы вышли с ним из домика в сад, в тишину синих сумерек, и он, креп
ко уцепившись за мою руку, повёл меня к калитке...
1941 год. Над страной бушевал ураган войны, и её дыхание повисло над каждой секундой жизни. Грохот вой
ны докатился до Наро-Фоминска, фронт придвинулся вплотную к городу.
Александр Константинович Бердников ушёл в Красную Армию. В городе ос
талась его жена Анастасия с трёхлетним сыном.
Немцы сбрасывали на Наро-Фоминск фугасные и зажигательные бомбы. Жители оставляли город* и уходили в леса. Ушла и Настя, взяв с собой сына.
В лесах под Наро-Фоминском была своя, незаметная для постороннего
глаза, жизнь. Здесь накапливали силы партизанские отряды. Под Москвой метались уже отчаявшиеся когда-либо войти в неё немецкие орды. Удар — и лавина стала отходить, откатываться, бежать.
Настя Бердникова переправляет сына в детдом. У неё должны быть сво
бодными руки, чтобы драться за свою родину, за будущее своего сына.
Партизанка Настя!
Товарищи помнят её горячие, страстные речи, призывавшие к борьбе с ненавистными пришельцами, её славные боевые подвиги.
Однажды Настя отправляется в разведку, проникает в занятый немцами город. Но оттуда больше не возвращается.
Когда стаяли снега и на советский город Наро-Фоминск ласково легли ве
сенние солнечные блики, на окраине города нашли Настю. Лежала она липом вниз, со связанными руками. Немцы убили её выстрелами в спину.

Кто в Советском Союзе не знает работницу завода «Красный богатырь» Елену Семёновну Овчинникову! Мать пятерых детей, она взяла в свою семью девочку-сироту, родители которой погибли от рук фашистов. Благородному почину Овчинниковой После
довали и другие работники завода. В 37 семьях нашли приют, заботу и родительскую ласку дети, родители которых погибли.
Любовь Петровна Мосина работает в детском саду завода «Красный богатырь».
Досрочно закончив апрельскую программу, фронтовая комсомольско-молодежная бригада фрезеровщиков завода, где главным инженером тов. Шаврин, уже пятый день сдаёт продукцию в особый фонд Главного Коман
дования Красной Армии. На снимке: бригада, закончив работу, выходит из заводских ворот. Слева направо—фрезеровщицы Нина Кулешова, Таня Артёмова, Надя Лукашина, секретарь комитета ВЛКСМ Николай Фёдоров, бригадир Валя Косарева и фрезеровщица Майя Аленичева.
Фото Л. СМИРНОВА.
— Вы бездетны, Любовь Петровна? Она улыбается:
— У меня много детей — весь детский сад, я их всех люблю — малень
ких, пухлых, розовых, спокойных, капризуль, тихих и буянов... А соб
ственный ребёнок у меня вот тблько один... — она глащт по стриженой головке Славика; сына Александра и Насти Бердниковых, которого она взяла из пушкинского дет
дома на воспитание. Муж Любовь Петровны — на фронте. И Славику она отдаёт всю свою нежность, заботу, ласку.
Я гляжу на фотографию Славика. Вот таким он был, когда Любовь Петров
на взяла его в свою семыо. Порази
тельная перемена! Из болезненного,
худосочного мальчика он превратился в здорового, гладкого крепыша. Весь день он проводит в том же детском
саду, где Любовь Петровна работает поваром. В конце дня они вместе возвращаются домой.
Славик воспринимает ласку Любовь Петровны спокойно, привычно, - он
безраздельно властвз ет в семье Мосиных, — но как расцветает в счастли
вой улыбке Любовь Петровна, когда он говорит: «Мама, мамочка!».
Как-то вечером, когда все пили чай в дверь постучали. Вошёл человек в военной форме. Он, видимо, волновалчся, так как говорил с трудом:
— Мне Любовь Петровну Мосину... — Это я.
— Я имею сведения из пушкинского детдома...
— Александр Константинович Бердников ?
—- Точно.
— Вот ваш сын!
Необыкновенной была встреча отца с сыном, — говорит Любовь Пет
ровна. и глаза её затуманиваются. — О многом переговорили мы, — Славик уже заснул у меня на коленях, а мы всё говорили, и было и радостно
и грустно... Потом ещё раз приезжал Александр Константинович.
— За сына спокоен, — сказал он.
Теперь с немцем ещё за Настю надо сквитаться...
Славик ведёт меня за руку к калитке. Ветерок, тёплый и ласковый, обвевает лицо. Небо наливается зелено
вато-голубым предвечерним светом. Мы останавливаемся у калитки:
— Пойдём ко мне, Славик.
Он вырывает руку и бежит обратно с криком: «Мама, мама!..».
- Ау, Славик! — откликается Любовь Петровна.
Он бежит навстречу своей приёмной матери, этот мальчуган, у которого в его маленьком прошлом много пе
чали, а в его настоящем и будущем— много радости и счастья.
Роман Бурцев. Действующая армия. Заняв новый огневой рубеж, бойцы Н-ской части ведут обстрел противника.
Фото Г. ФЕДОРОВА.
ПРОХОДЯ по заводскому двору,
кузнец Павел Куприн прислушивается к голосу диктора. По ра
дию передают очередное сообщение Совинформбюро.
Диктор переходит к информации о боях в районе Севока. Это — родные места Павла Куприна ж, ес
тественно, что их судьба особенно его волнует. Однако значительность событий он видит не в том, что они происходят в местах, где ему знакомо каждое село и каждая речка, в которой он купался ког
да-то, — значительно то, что это— места боёв 1941 года, боёв начала отечественной войны.
Думы и воспоминания о родных местах приводят кузнеца к размы
шлениям о своём заводе и вообще о нашей промышленности. Фашис
ты ведь надеялись в ту пору, что они сразу задавят и нашу индустрию, не дадут ей опомниться, со
бьют её с необходимых для войны темпов. Вот он, родной завод, родной инструментальный цех, род
ная печь... В канун первого мая 1943 года кузнец Павел Куприн думает с чувством гордости о том, что они не только устояли, сохра
нили свою силу, но стали ещё опытнее и плодотворнее в деле служения стране и победы над врагом.
— Надо пойти вечером на собрание, — вспоминает кузнец.
На завод приехали гости из подшефной гвардейской дивизии. Ве
чером рабочие встретятся с ними в клубе, будет большой общий раз
говор о том, как они там, на фронте, а мы здесь, в тылу, воюем с врагом. Кузнец давно знает эту дивизию, а вчера он встретился в парткоме с гостями-красноармейцами, и они рассказали ему, как далеко ушла вперёд дивизия в своём опыте войны. Году был ра
вен каждый день этого великого испытания нашей мощи. Сколько нового родилось за это время в дивизии — ив тактике, и в применении оружия, и во многом другом!
— Должно быть, н вы тут тцже... — сказал один из красноармейцев.
«Да, конечно, и мы тут тоже не стояли на месте, — думает кузнец,— и нашей промышленности суждено было удивить своей стойкостью, своей гибкостью и новаторством
весь мир, как удивила ею наша
Краевая Армия»... С мыслями о аиле и разуме завода кузнец вхо
дит в свой цех, и начинается его рабочий день.
И тут уже приходит наш черёд сказать, что завод, на котором он работает, силён именно потому, что на нём работают такие страстные и самоотверженные патриоты, как Павел Ионович Куприн. Его рабо
чий день прежде всего замечателен тем, что он великолепно уплотнён. В нём нет ни одной паузы, даже такой, которая ещё недавно счита
лась тут вполне законной. Можно, к примеру, взять подогрев. Он длится около часа. Казалось естественным, что кузнец целиком за
нят подогревом партии деталей. Однако Куприн, задумавшийся над тем, как много значит сейчас полнота рабочего дня, добился гармоничного слияния двух процессов: подогрева и ковки. Ещё нахо
дится в лечи одна партия деталей, а другая уже у Куприна в работе. Он начинает ковать. Таким образом время подогрева, не являющееся само по себе паузой, приобретает большую полноту.
— Надо нам избавиться от свободной ковки вообще, — сказал как-то, Куприн товарищам по работе.
Избавиться от так называемой свободной ковки можно лишь тегда, когда для каждой новой, понадобившейся цеху детали есть готовые штампы. Нс штампов ещё не было, и рационализаторская, мысль Куприна толкнула его на то, что
бы изобрести эти штампы самому. Он сел за эскизы, а, сделав эски
зы, тут же принялся их изготовлять, либо — в зависимости ст момента — отдавал инструментальщикам hi вытечку.
— Избавляться от лишних one раций, делать всё возможное на месте, не отдавая на сторону, — эти и подобные им мысли стали руководящими в работе Павла Куприна.
Вот он держит в руках увесистую деталь, которую мы назовём для простоты пикой. Конечная об
работка этой детали производилась не здесь, её отправляли на дру
гой завод. Кузнец -решил, что он способен покончить и с этим; он присмотрелся к детали, и опыт, по
лученный им за восемнадцать лет работы, а также вечно беспокойная мысль новатора подсказали ему, что путём обкатки он сможет прекратить ненужные блуждания де
тали. Он сделал её, так сказать,
домоседкой, и результат сказался довольно скоро: в семь или восемь раз увеличилась выработка продукции.
Встретившись с гостями из подшефной дивизии, Куприн. спросил их о том, достаточно ли там у ни вооружения и боеприпасов.
— Мы этим вполне довольны, — отвечали гости. — Можно сказать, есть чем защищать, недостачи не знаем...
Кузнец почувствовал, как эта слова ещё больше вдохновляют его на труд — на беспокойный, неус
танный труд. Ведь то, что он здесь производит, — а производит он инструменты для всех цехов завода, -— помогает цехам изо -дня в день увеличивать количество столь необходимой фронту продукции и таким образом умножать удары по врагу.
Один из крашгоармейцев рассказал, как ему недавно пришлось вы
держать бой с вражеским танком. Хитроумно вырытый им окопчик превратился в настоящую крепость; танк уже не смог раздавить бойца и тем самым дал ему возможность уловить удобный момент и смертельно ранить в бок тяжелую машину. Другой боец из гостей охо
тился несколько дней назад за «языком». Он знал: в батальон противника прибыло пополнение. Но
вички будут там обучаться меганив гранат, и офицер безусловно поведёт их на ту лужайку, которую разведчик уже давно высмотрел. Следовательно, лучше всего отравиться на поиски днем и залечь в ка
навке. Всё произошло именно так. Как забился и зарычал этот немец, когда чья-то рука внезапно рванула его вниз и потащила через кустарник!
Кузнец слушал рассказы гостей, и его волновало это новое, ставшее уже привычным, новое, что каждый день рождается в армии.
Знакомя Куприна с гостями, секретарь парткома рассказал им о том новом, что внёс в производство кузнец, а тот, возвращаясь и довольный похвалой, думал, однако, не о том новом, что он внёс, а о том, что ещё можно внести.
Назовём условно очередную деталь, с которой сейчас Куприну приходится иметь дело, кольцом. Оно весьма тяжёлое, и вот в эта минуты, в канун первого мая, кузнец делает новый вывод. Обяза
тельна ли такая тяжесть? Нельзя шн её облегчить? Ведь если он её облегчит, то будет легче и обработать её. Следовательно, вместо двадцати, к примеру, или двадцати пяти штук можно будет сделать тридцать штук, а то и больше.
— Вполне возможно облегчить, — решает кузнец, — без всякого ущерба.
Оказавшись свидетелями его нового опыта, мы видим, как он уже даёт очень хорошие результаты. Облегчённое кольцо становится более податливым дл я обработки,н завтра, на заводе узнают, что кузнец Куприн выработал ещё больше, чем вчера, хотя тогда и другим я ему самому, пожалуй, казалось, что он достиг какой-то высшей точки к вряд ли можно ешё что-либо мрлдумать для ускорения процесса. Так новое становится привычным, и из привычного опять рождается
новое, так кузнец Куприн, ускоряя процессы обработки деталей, ускоряет победу над врагом.
С. Гехт.