Ленинград встречает

праздник

Ленинград — самый северный из больших городов мира. С октября по апрель здесь длится зима, с мая по июль — северные белы^ ночи: всё это- немцы пытались использовать для своих целей. Они собира
лись иокончить с Ленинградом в 1&41 году. Однако Ленинград встречает уже Май 1943 года.
Уместно задать вопрос: до праздников ли сейчас этому городу? Ведь он всё ещё находится во вра
жеском окружении, блокада его только прорвала* но не снята. Сирена вторгается в весеннюю тишину. Всё это так! И всё же Ленинград готовится к празднику.
Одна ленинградская женщина оказала: «Мы так убрали и вычистили наш район, что он весь сияет, как драгоценный камень». Другая ответила о горечью: «И наш
район блестит чистотой, только стек
ла мы не вымыли потому, что их нет. Все вылетели от снарядов».
Оборонный завод выполнил досрочно фронтовое задание, ленин
градские водники, начавшие третью фронтовую навигацию, швейные мастерские, с удвоенной быстротой обшивающие фронт, — всё это подготовка к празднику. Бывшая ткачиха. ставшая в коротки# срок высококвалифицированным токарем, дет
ский сад, где ребенок в условиях осажденного города получает обиль
ную пищу — всё это образцы пред праздничной работы.
Ленинградский школьник, выступая на школьном собрании, сказал: «Учиться в Ленинграде на «удов
летворительно» я считаю позором. Только учась на «хорошо» и на «отлично», мы помогаем родному городу».
БРОНЕПОЕЗД ЛЕНИНГРАДЦЕВ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 29. (Спец. корр. ТАСС). Бойцы Н-окого бронепоезда ‘ отметили годовщину боевых действий.
Бронеплощадки были построены ленинградскими рабочими-железнодсрожниками в труднейших усло
виях блокады. У орудий и пулемётов встали люди, которые своими руками создавали в холодных цехах это грозное оружие.
Многие бойцы и командиры за

Огни над Европой

Одна из очередных предмайских задач в Ленинграде это — огород. Ещё тщательнее, чем в прошлом го
ду, по всему городу разрыхляются грядки, удобряются золой. Норой вао может удивить необычная для грядки круглая форма. Это воронка от бомбы, использованная огородниками.
На многих окнах видны ящики с нежной зеленью. Это — «комнатные огороды», откуда тянутся к солнцу стрелки молодого лука, рождаются драгоценные витамины.
Недавно открылась предпраздничная выставка предметов домашнего обихода, сработанных ленинградскими фабриками. Здесь можно увидеть всё, что нужно сегодня ленинградцам, начиная от огородной ло
паты и кончая маленькой печкой марки «Лилипут».
Конечно, все это мало похоже на довоенную выставку, где сказочные богатства проходили перед зрителем блестящим парадом.
Сейчас Родила шлёт Ленинграду всё, что она может. К празднику ленинградцы .получили подарки отовсюду: вино и сухие овощи из Уз
бекистана, сельди с Тихого океана и из великих сибирских рек, муку приволжских полей, фрукты из среднеазиатских садов.
В день 1 мая, придя с работы домой, мы поставим на стол подарки, Присланные далёкими друзьями. А если во время ужина враг начнёт обстрел города, то батареи ответят сокрушительным огнём. Наши снаряды — это работа города-фронта.
Во всеоружии, как боец и граж танин, встречает Ленинград праздник 1 мая.
Вера Инбер. ЛЕНИНГРАД, 30. (ТАСС).
доблесть и отвагу награждены орденами и медалями Советского Союза. Сотни убитых гитлеровцев, де
сятки разрушенных немецких ДЗОТ’ов, несколько взорванных складов с боеприпасами, две унич
тоженных дальнобойных батареи, обстреливавших город, и много дру
гой техники врага, разбитой метким огнём артиллеристов, — таков да
леко неполный итог боевой работы команды бронепоезда.

Азербайджанские художники

в дни войны

ВЫСТАВКА В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ
ГАЛЛЕРЕЕ
Плодотворно работают азербайджанские художники в дни великой отечественной войны. Об этом ярко свидетельствует выставка, открытая в Третьяковской галлерее. Здесь экспонированы произведения, пока
зывающие героические прошлое азербайджанского народа и знатных людей республики, отважно сража
ющихся на фронте и стахановским трудом в тылу кующих победу над ненавистным врагом.
«В дозоре» — так называется картина художника X. Мамедова. Замаскировавшись, боец внимательно следит за действиями против
ника. Рядом командир посылает другого бойца с донесением.
Сбор и отправку табака для Красной Армии азербайджанскими колхозниками показал в своей картине художник С. Салам-Заде. Бой
цов и командиров Красной Армии, проводящих краткие часы досуга среди колхозников, зарисовал Б. Мирза-Заде; колхозников, внима
тельно читающих письмо с фронта, — Г. Саламова.
Воздушный бой сталинских соколов с вражескими самолётамп мы видим на картине К Халыкова... Камнем падают вниз подбитые «Меосершмитты». Лётчик-азербайджанец бесстрашно таранит фашистскую машину.
Среди живописных работ много портретов: политрука Немала Касумова (художник А. Бабаев), лётчи
ка М аз аира Абасова (художник С. Шариф-Заде), командира Аслано
ва (художник Б. Алиев), чабанаорденоносца Г. Джумшуа-Оглы (художник К Халыков), народного ху
дожника Азербайджанской ССР
А. Азим-Заде (художник Г. Ахвердаев), лауреата Сталинской премии, народного артиста СССР Узеира
Гаджибекова (художник С. Салам- Заде).
Скульптурный портрет зенитчицы-азербайджанки показал лауреат Сталинской премии П. Сабсай, портрет лауреата Огалинской премии поэта Самеда Вургуна — скульптор Ф. Абдурахманов.
Несколько полотен посвящено великому полководцу Бабеку.
...Выооко в горах, на фоне крепостных стен, стоит Бабек в полном вооружении — в кольчуге, со щи
том, мечом, стрелами. Взор его устремлен вперёд, — таким изобразил его художник М. Тагиев.
Вот большая картина художников С. Н1а.рифа-3але, Б. Мнрза-Заде, М. Абдулаева «Войска Бабека в походе»... Горное ущелье. Трубят рога. Воины во главе с любимым полководцем устремились на врага. Один из эпизодов обороны крепости Бааза войсками Бабека изобразил С. Бахлул-Заде.
Войска индийцев, вступающих в бой с войсками Александра Македонского, и бой древних азербайджанцев с войсками римлян — та
ковы темы двух картин художника А. Кязимова.
Выставка представляет большой интерес и показывает творческий рост художников Азербайджана.
Бригада

Малого театра

выехала на фронт

Для обслуживания действующей армии в первомайские дни на Северо-Западный фронт выехала сегодня бригада артистов Государственного ордена Ленина академиче
ского Малого театра. В составе бригады В. А. Обухова (руководитель), заслуженный артист РСФСР Н. А. Анненков, В. Н. Орлова, П. А. Оленев, М. М. Садовский, артисты вокально-музыкального ансамбля Малого театра — певица А. А. Пироцкая, пианистка М. М. Гроер и
брига,дир-адм1Гнич§ратор И. И. Дарьяльский.
В репертуаре бригады — Монтажи и отрывки из пьес Островского, Гоголя и Пушкина, стихи Демьяна Бедного, Константина Симонова и других советских поэтов, песни советских композиторов и русские народные песни.
В ТЕАТРЕ
им. ЛЕНИНСКОГО комсомола
ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ -
2 МАЯ
Первый спектакль Государственного театра им. Ленинского комсо
мола, вернувшегося из гастрольной поездки по Узбекистану, состоится в Москве 2 м-ая.
Театр покажет «Живой труп» Л. Н. Толстого (постановка заслу
женной артистки РСФСР С. Бирман, художник — заслуженный артист УзССР В. Козлинский). Роли испол
няют: народный артист республики И. Берсенев (Федя), заслуженные артистки РСФСР С. Гиацинтова (Лиза) и С. Бирман (Каренина), артисты Н. Кутаюина (Маша), Б. Плот
ников (Каренин), В. Всеволодов (князь Абрезков).
ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА
ГОСЛИТИЗДАТ выпустил сборник произведений Адама Мицкевича «Из
бранное». В сборник вошли «Народные баллады», «Крымские сонеты», поэмы, избранные стихотворения и отрывки из статей и писем Мицкевича. Вступи
тельная статья об Адаме Мицкевиче— Е. Усиевич.
в СЕРИИ «Библиотека школьника» Детгиза выпущен сборник стихов «Русь». В него вошли стихи о России И. Никитина, А. К. Толстого, Плещеева, Майкова, Тютчева и Фета. Рисунки художников П. ^тякринского л Т. Звонарёвой.
БРОШЮРА «Зверства немецких захватчиков», составленная из очерков Н. Тихонова, Ц. Эренбурга, Е. Коно
ненко, Я. Цветова, А. Исбаха, а также рассказов партизан, выпущена Госполптиздатом.
РОМАН МАЙН-РИДА «Всадник без головы» в сокращённом переводе А. Макаровой для детей старшего воз
раста издал Детгнз. Иллюстрации — А. Ермолаева. Роману предшествует вступительная статья И. «Келобовского о Майн-Риде.
В
ДРЕВНОСТИ верили: есть где
то рубеж, на котором кончается мир. Край земли, конец жизни. А
дальше — небытие, нескончаемая ночь. Можно ли было думать, что поверье дрезних когда-нибудь претворится в жизнь? Ведь есть та
кой рубеж, на котором кончается мир человека, создание его мысли,
труда, творчества. Это — граница гитлеровской «новой - Европы». А за этой границей, как в поверья, — тьма, см
больше старой Ещюпы. Есть то, что именуется на берлинских картах «европейским пространством»: ужас и ночь.
Человек не боится ночи. Ночь — это сон, отдых, спокойствие. Только в глубокой древности Йочь была страшной. Люди не знали тогда, что такое огонь, свет, тепло. Во тьме таилась опасность, подстерегала смерть. Человек в ужаве за
ползал в пещеру. Так живут сей
час в «новой Европе». Три года оккупации зачеркнули всю историю человеческого прогресса. Жизнь возвращена к каменному веку, к ужасам пещерной ночи.
Каменные пещеры европейских городов не «предохраняют человека от смерти. Смерть стала бытом. На выставке чешских художниковэмигрантов в Лондоне был такой рисунок: улица, утро, люди идут на работу. А за каждым неотступ
но, как тень, следует смерть — скелет с косой. Картина называлась: «Судьба народа». Это —
судьба не одного народа, а многих, судьба Европы.
Страх душил и пригибал пещерного человека. Страх душит я пригибает человека в «яовой Европе». В сборнике писем из оккупи
рованной Франции, вышедшем в прошлом году в Америке, есть письмо, начинающееся словами: «Мы
боимся». «Нас пугает всё, — говорится в Письме. — ночной стук в дверь, повестка из полицейского управления, визит немецкого офи
цера, неожиданный вопрос на улице. Мы боимся спросить, который час, у прохожего. Боимся зайти в кафе, потому что немец может ока
заться вашим соседом за столиком. Боимся писать письма, потому что их могут прочесть. Боимся телефонных звонков, ибо разговоры мо
гут подслушать. Когда арестовали нашего соседа, мы целый вечер не зажигали овета. Безотчётный страх леденил душу».
Это — ужас фашистской ночи, нависшей сейчас над Европой. Он унижает человеческое достоинство, парализует волю, деформирует душу. В Бельгии, по словам подполь
ной газеты «Либр Бельжик», тысячи людей кочуют из дома в дом, скры
ваясь в страхе перед «тотальной мобилизацией». Ночуют в пустых квартирах, на чердаках, в заброд
ите иных сараях. У них нет своего дома, они страшатся собственной крыши. В Голландии студенты ещё не закрытых оккупантами школ перестали посещать занятия: шко
лы превратились в невольничий рынок. Во Франции люди избегают посещать общественные места: по
всюду — на вокзалах, в кафе, на станциях метро — рыщут гитле
ровские охотники за рабами. До
потопных чудовищ, угрожавших ночью первобытному человеку, сме
нили гестаповцы с пулемётами. Звериная охота на человека стала организованной и методичной. В Наной некцы окружили несколько кварталов, открыв пулемётный огонь по людям, пытавшимся вы

На Баренцовом море

1. Рейс подводной лодки
Утром вахтенный командир Бредихин увидел на далёком горизонте дым. Лодка Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Фисановича
стремительно пошла на сближение с вражеским караваном.
Немецкий караван, состоящий из большого количества транспортов,
двигался в сопровождении сильного охранения, но корабли охраны не остановили краснознамённую «малютку» Командир произвел залп с короткой дистанции, акустик ясно и точно зафиксировал взрыв Торпеды попали в крупный транспорт.
Потом началась погоня Вражеские катеры бросились искать лодку, но далеко не сразу им удалось её обнаружить. Наши подводники улав
ливали шумы винтов вражеских охотников.
Враг шнырял по морю, вглядывался, вслушивался, искал. Наконец, полетели глубинные бомбы. В от
секах «малютки» стоял сильный грохот. От сотрясения погас свет.
В эти трудные, напряжённые минуты команда лодки вела себя блистательно. Мужественные подводни
ки чётко и быстро выполняли команды своего командира. Букваль
но через несколько секунд после того, как погас свет, загорелись электрические фонарики. А вскоре штурманский электрик Тертьгчный наладил освещение.
Через некоторое время вражеские катеры ушли. Лишь один из них остался для того, чтобы продолжать
преследование. Но Герой Советского Союза капитан 2-го ранга Фисанович увел лодку от врага.
2. Еще два фашистских транспорта на дне моря
Сутки за сутками проводили подводники на позиции. Враг не пока
зывался. Терпеливо и мужественно переносили североморцы все труд
ности длительного пребывания в море — и мозглую сырость, и океанскую качку, и холод. Наконец, по
казались вражеские корабли. Они шли с мощным конвоем. Ничего хо
рошего подводникам этот конвой не обещал. Но разве может остановить боевой порыв нодводников-североморцев самый мощный фашистский конвой?
Командир выбрал наиболее крупный транспорт. Залп. А когда лод
ка всплыла, командир увидел: германский транспорт погрузился по самые трубы.
Командир поблагодарил весь личный состав за образцовое выполне
ние задания. Настроение у команды было приподнятое, бодрое. Радость победы наполнила людей новыми силами. Через несколько дней подводники потопили второй герман
ский транспорт. Немцы рассвирепели. Час за часом они сбрасывали в море глубинные бомбы. Бомбы рва
лись, не причиняя вреда подводной лодке и ее экипажу.
В этом боевом походе превосходно выполнили свой воинский долг торпедисты — главный старшина Павлов, краснофлотец Новиков, электрики — главный старшина Боженко, краснофлотцы Федотов и Мака
ров, трюмный главный старшина Рыбаков и многие другие моряки экипажа.
3. В воздухе — гвардейцы
Четверка наших истребителей атаковала шесть «Мессер шмиттов». Немцы не приняли атаки и рассея
лись попарно. Ниже этой шестер
ки и сзади неё было ещё семь вражеских машин. Налги гвардей
цы не испугались немцев. Капитан Сорокин атаковал ведущего одной пары, но фашист уд-рал. Тогда Сорокин перенёс огонь на вторую машину и сбил ее. Сержант Таг е
ньгй проделал то же самое. Сер
жант Бокий с короткой дистанции уничтожил еще одногз «Мессершмитта».
В это мгновение в бой вступил гвардии капитан Герой Советского Союза Сгибнев. Со свойственный ему мастерством в ведения воздушного боя он обил немецкого истре
бителя- В этот же день Сгибнев встретил в воздухе два «Фокке- Вулъф-190». Не дав врагу ни се
кунды на размышление, гвардии капитан с короткой дистанции сбил одну машину. Теперь Сгибнев имеет на своем боевом счету 20 оби
тых вражеских машин. У гвардия капитана Сорокина — 8. Сержант Гаречный, в этом бою открыл боевой счет.
Юрий Герман,
спец. корр. ТАСС. СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 29.

Налет наших самолетов

на г. Кенигсберг

В ночь на 29 апреля большая группа наших самолётов в сложных метеорологических условиях произвела налёт на г. Кенигсберг. На военные и промышленные объекты Кенигсберга сброшены фугасные и зажига
тельные бомбы. Наши лётчики наблюдали сильные взрывы и большие пожары, пламя которых было видно на расстоянии до 100 километров.
Все наши самолёты, кроме одного, вернулись на свои базы.

Воздушные бои западнее Краснодара

28 и 29 апреля немецкая авиация пыталась совершить массированные налёты на наши войска и военные об’екты западнее Краснодара. Наши воздушные силы не только отразили эти налёты, но и в свою очередь успешно бомбардировали войска и военные об’екты противника. Наша авиация, захватив инициативу и господство в воздухе, нанесла немцам серьёзный урон. За два дня в воздушных боях сбито 116 немецких самолётов. Наши потери за это же время 45 самолётов.
ЛОНДОН, 30. (ТАСС). В коммюнике штаба французских оил в Се
верной Африке сообщается, что французские войска, несмотря на сильное сопротивление германской пехоты и танков, продвинулись впе
рёд в береговом районе и заняли Джебель-Эстена. Французы нане
сли противнику тяжёлые потери и взяли много пленных. В секторе Пондю-Фаоа французские войска закреплялись на достигнутых рубежах. Контратака противника у Пондю-Фаса была отбита огнём фран
цузской артиллерии. Восточнее французские части, взаимодействуя с левым флангом английской 8-й армии, снова продвинулись и заня
ли Джебель-Гемир и Джебель- Гаральфа, в 9 милях к северо-западу от Джебибины.

Майор Лермонтов

На второй день после разбойничьего нападения фашистской Германии на Советский Союз заместитель директора Института геодезии, картографии и аэрос’ёмкн при СНК СССР П. Н. Лермонтов покинул рабочий кабинет.
Петр Николаевич Лермонтов — правнучатый племянник великого русского поэта Михаила Юрьевича Лер
монтова — в 1114
году ушёл вольноопределяющимся из
фронт и воевал
против немцев под Варшавой, Двин
ском и Ригой.
Участник гражданской войны, награждённый орденом Красного Зна
‘ меня за боевые заслуги при раз
громе деникинцев и красновцев, при
шёл в военкомат со словами:
— Мое место — на фронте.
... Авиационная часть, начальником штаба которой является майор Лер
монтов, сражалась под Ельней и Смоленском, на под
ступах в Старой Руссе, под Клетской, Морозовской
и Тацинской. За двадцать два месяца великой отечественной войны лётчики этой части сбили 102 вражеских самолёта, штурмовали скоп
ления живой силы противника, громили его технику, взрывали мосты, переправы, склады с горючим и боеприпасами.
В минуты отдыха П. Н. Лермонтов читал товарищам бессмертные стихи своего великого предка:
«Напрасно думал чуждый, властелин С тобой, столетним русским великаном, Помериться главою и — обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!»
Много бесед, лекций и докладов о Лермонтове прочитал для лётчиков своей части майор Лермонтов. Он рассказывал о том, как горячо любил свою родину великий поэт, каким он был пламенным патриотом.
Ha-днях Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин вручил майору Лермонтову орден Отечественной
войны 1-й степени.
На Снимке: майор П. ЛЕРМОНТОВ (слева) разрабатывает со штурманом капитаном В. СОЛОДКО маршрут боевого полёта.
Фото и текст Ал. ЛЕСС.
ЛОНДОН, 29. (ТАСС). По сообщению алжирского радио, передовые отряды английской 1-й армии осу
ществили продвижение между Бу- Арадой и Губеллатом и находятся
сейчас менее чем в 3 милях от главной дороги на Тунис.
ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Корреспондент агентства Рейтер передает из штаба союзников в Северной Афри
ке, что войска союзников медленно, но настойчиво теснят противника во всех секторах тунисского фронта. За последние 36 часов неприятель был вынужден отступить на ряде уча
стков, особенно в районе Пан-дю- Фаса. По сообщению алжирского ра
дио, французские и американские частя достигли пункта, находящегося в 12 милях от Матёра. 1-я ан
глийская армия находится всего 7 милях от Тебурбы.

Как гитлеровцы грабят оккупированные страны

ВАШИНГТОН. 30. (ТАСС). По данным Совета экономической войны, уже к концу 1941 г. гитлеровцы ограбили оккупированные страны Европы по крайней мере на сум
му в 36 млрд, долларов. В 1942 г. ограбление этих стран продолжалось ещё более усиленными темпами. Во Франции Германия захватила огромное количество железного
лома, а также полтора миллиона тонн нефти, 42 тысячи тонн меди, 27 тыс. тонн цинка, 19 тыс. тонн
свинца, большое количество олова, никеля, ртути, огромшое количество продовольствия Для того, чтобы вывезти кожу, шёлк и консервированные продукты, награбленные только в одном Лионе, немцам потребовалось 140 железнодорожных составов.
В Чехословакии немцы захватили различных военных материалов бо
лее чем на 1,5 млрд, долларов, в том числе 1 млн. винтовок, 150.000 пулемётов, полторы тысячи самолётов, 3.000 полевых орудий и мино
метов, более миллиарда ружейных патронов и 3 миллиона артиллерийских снарядов. Гитлеровцы конфисковали железнодорожное оборудование почти во вдрх оккупиро
ванных. странах. Они захватили 80 проц. всех вагонов на чешских железных дорогах, а также француз
ский подвижной состав на сумму в 320 млн. долларов.
Суммы, которые немцы занимают в оккупированных странах на со
держание оккупационных армий, значительно превышают действи
тельные расходы на эту цель. Во Франции гитлеровцы истратили зна
чительную часть огромных сумм, взимаемых на содержание герман
ских оккупационных войск, на скупку акций французских компаний, а также продовольствия н сырья. Общая сумма платежей на со
держание германских оккупационных войск во всех оккупированных странах составляет от 15 до 20 млрд. марок в год.

Борьба французских

патриотов

ЛОНДОН, 30. (ТАСС). Учащаются случаи вооружённых нападений французских патриотов на немецкофашистских оккупантов. Недавно
французские партизаны напали на перегоне между Парижем и Понтуаз
на немецкий воинский эшелон. При этом были убиты 23 гитлеровца. Партизаны взорвали в Нанте немецкую казарму. 28 апреля француз
скими патриотами был убит назна
ченный немцами мэр города Мсхнферран. В Ниме немцы казнили 2 французов за покушение на немец
ких полицейских и за саботаж на железных дорогах.

ЛОНДОН, 30. (ТАСС). Как передаёт радио Виши, полиция установи
ла, что два человека, покушавшиеся 3 марта на жизнь Марселя Деа (известный гитлеровский агент во Фран
ции), были членами «чрезвычайно хорошо организованной антигерманской группы». Гадио добавляет, что эта группа совершила много актов саботажа в промышленности. Обна
ружены большие оклады оружия и снаряжения, принадлежавших этой группе.
браться из оцепленных районов. В Лионе жителям было запрещено выходить на улицу целые оутки с тем, чтобы «охотникам» было легче провести облавы в домах. В Бордо немцы об’явили ложную воздушную тревогу, чтобы заманить людей в убежище, где уже были расставлены охотничьи силки. Швейцарская «Нейе цюрхер цейтунг» пишет: «Города Франции
опустели. Повсюду — кладбищенская тишина. Люди, встречаясь на
улицах, приветствуют друг друга шопотом, ибо останавливаться и разговаривать на улицах запреще
но». Так умерщвлена Франция. Да разве только Франция? Все стра
ны, которые нс глючила фашистская ночь.
Как ни черна эта ночь, она не беспросветна. Горят огни над Европой неугасимым пламенем ненависти. Партизаны Боовии перекли
каются с вольными стрелками Франции. Эхо Тулона гремит в горах Верхней Савсйи. Можно назвать цифры: около 200 тысяч пар
тизан в Югославии, 60 тысяч — в Албании, свыше 20 тысяч — в Греции. Да разве дело в цифрах? Важны люди. Сердце, которое продолжает биться. Мыюль, которая продолжает гореть. Мы знаем та
ких людей в Европе, знаем такие сердца и мысли. Расстрелянный ок
купантами парижский учёный Гольбек не просил пощады. «Я ненавижу вас», — сказал он убий
цам. Норвежский журналист Ионасен не испугался гестаповцев в Осло. «Норвегия ещё будет свобод
ной», —- написал он в ответ на
предложение возглавить квислинговскую газету. Партизана Дебаржа
знали в каждой французской деревне. Он умер так, как и жил все эти три года: в бою. Генерала Кар
тье не соблазнили лавалевские по
дачки. Он стал во главе партизан Верхней Савойи.
Кто не знал в Хорватии старого Владимира Назора? Его стихи ста
новились песнями. Его рассказы читали по складам дети. Правительство гитлеровского холопа Павелича предлагало ему многое, что могло соблазнить менее стойкого. Но Владимир Назор ушёл к партизанам. Десятки километров прошёл 67-летний старик, пока не добрался до гор Далмации. Сейчас по всем городам и сёлам страны невидимые руки расклеивают его воззвание. «Пусть каждая деревня в нашем краю станет партизанской твердыней, каждый залив — ор
линым гнездом, каждый островок— неколебимой скалой, о которую ра
зобьются усилия оккупантов. Тогда мы сможем сказать: не напрасно
мы жили, братья. Не запятнали! мы чести прадедов». Так говорит сердце, которое .не остынет.
С таким сердцем люди уходят в фашистскую ночь со словами: «Сегедня я отомщу». Полиция нахо
дит ещё один труд в немецком мундире. Так был убит Гейдрих. Так был убит Зейфардт, командир добровольческого отряда фашистов в Голландии. Так был убит недавно начальник марсельского полицей
ского «легисна» Гасовоюйй. На улицах Парижа слепой музыкант за играл «Марсельезу». Прохожее дружно подхватили песню. Она „загре
мела по улицам, как эхо будущих битв. На окраине одной из деревень в Македонии нашли труп немецкого офицера с приколотой на груди запиской. В записке были стихи Байрона о Греции в боях за свободу. В Норвегии поют песню, начинающуюся словами: «Будь
норвежцем». Это — песня сильных. Те, кто поёт её, пишут в листовках: «Мужчины и женщины Нор
вегии, будьте мужественны, как бойцы Сталинграда во время немецкого штурма. Помните: Норвегия ещё будет свободной».
На стенах домов во Франции появляются страдные agasaE плюс,
минус, кружок. «Еще один», — говорят прохожие. Это — шифр ненависти. Он означает: на этом уг
лу убит немецкий охранник, здесь застрелили , предателя. Вольные стрелки Франции рассказывают в подпольной газете: вечер, пустынная поляна, железнодорожное по
лотно. Ночью проходит поезд — воинский эшелон, увозящий гитле
ровское пушечное мяоо в Гоосию. «В половине десятого мы начина
ем работу. Четыре человека удалают болты, раздвигают рельсы. Без четверти одиннадцать путь подго
товлен. Автоматчик становится возле повреждённого рельса. Бойцы эшелонированы по ходу поезда. В одиннадцать часов — минута в ми
нуту — поезд сходит с рельсов. Крушение. Оставшиеся в живых выскакивают на полотно. Их ска
шивает быстрый и мощный огонь. С поездом и его пассажирами по
кончено. Пользуясь темнотой, мы возвращаемся к исходному пункту».
Гастёт число мстителей. Новые тысячи бойцов вступают в партизанские отряды - Югославии. «То
тальная мобилизация» в Бельгии и других странах, по признаниям самих гитлеровских газет, наталкивается на крепнущее с каждым днём сопротивление народа. Во Франции число уклонившихся от этой моби
лизации доходит уже до 100 тысяч человек. Волна народного гнева нарастает.
«Будьте мужами, о, друга, вспомните браиную доблесть! Наше спасение в наших руках, а не в слабости духа!» Таковы незабывае
мые отроки Гомера. Но смысл их дорог многим горячим сердцам. Во тьме чёрной фашистской ночи горят эти сердца неумирающим пламенем гнева. Уже пылают понемногу стропила тюрьмы «яовой Европы». Силь
нее горят огни, жарче пламя. И оно сожжёт эту тюрьму до последнего камня.
Ал. Абрамов.

Война

на море

ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Английское морское министерство сообщает, что на рассвете 28 апреля английские лёгкие корабли перехва
тили у побережья Бретани шедший под сильным конвоем неприятельский караван. Несмотря на интенсивный огонь большого числа эскортирующих кораблей противника, английские эсминцы атаковали караван о близкого расстояния и торпе
дировали одно крупное грузовое судно, а также другое судно сред
него размера. Полагают, что оба судна затонули. Некоторые неприя
тельские корабли открыли огонь по своим .собственным судам. В ходе длившегося свыше часа боя отмечены попадания в два эскортирующих корабля противника. Оба ко
рабля были охвачены пожаром и, по всей вероятности, затонули.
Уничтожен также торпедный катер противника. Английским кораблям причинены лишь незначительные повреждения.

Антигерманские диверсии

в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 29. (ТАСС). Шведское телеграфное агентство сообщает, что 20 апреля в Осло был совершен поджог здания гитлеровско
го бюро по вербовке норвежцев на работу в Германию. При аресте участники диверсии оказали сопротив
ление германской полиции. Как сообщают, участники поджога были членами нелегальной патриотической группы, которая недавно со
вершила ряд диверсий на железной дороге, пересекающей Норвегию с запада на восток.

ОТОВСЮДУ

★ КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Сентрал Ньюс, в центральной части провин
ции Цзянси закончено строительство металлургического завода, который в ближайшее время вступит в строй.
Ввод в строй этого предприятия будет способствовать разработке расположенных вблизи завода рудных месторождений.
АГЕНТСТВО Рейтер сообщает, что бомбардировщик «Либерейтор» совершил перелёт через Атлантический оке
ан из Нью-Фаундленда в Англию (свыше .3.500 км.) за 6 часов 20 минут. Самолёт летел с тяжёлым грузом.
ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ норвежским военно-морским флотом об’явил о потоплении норвежского эсминца «Эскдале». Команда эсминца состояла примерно из 180 человек. «Эскдале» не
однократно принимал участие в »боях вражескими военными кораблями.
МОРСКОЕ министерство США сообщает о предстоящем расширении воздушных транспортных сообщений на американском континенте и между континентами. Число эскадр увеличит
ся с трёх до десяти. Из них семь уже сформированы и располагают несколь
кими сотнями транспортных самолётов. На расширение воздушного транспорта в США ассигновано 40 млн. долларов. Авиационные базы, расположенные на атлантическом побережье, будут обслуживать воздушные транспортные линии, связывающие восточное побе
режье США с Европой и со странами Латинской Америки. Авиационные базы на западном побережье США будут обслуживать транспортную авиа
связь США с Канадой и Аляской, а база на Гавайских островах линшб, связывающую США с юго-западной частью Тихого океана.
ВОЕННОЕ министерство США о<у- явило, что командующий сухопутными силами американской армии генераллейтенант Макнэйр получил опасное, но не смертельное ранение в голову и плечо. По всей вероятности, он скоро вернется в Соединенные Штаты для лечения. Макнэйр был ранен на Тунисском фронте во время инспекционной поездки.
На освобождённой земле.
Рис. Н. ДОЛГОРУКОВА.

Телеграммы из-за границы

Военные действия в Тунисе