ЯНВАРЯ 1943 Г.

ЧЕТВЕРГ
№ 11 (5759) Цена 20 коп.

Наши войска наносят по врагу удар за ударом. Священный долг каждого трудящегося — усилить помощь фронту. Шире ряды участников Всесоюзного социалистического соревнования в честь XXV годовщины Красной Армии!

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 13 января

В заводском посёлке Сталинграда ваши подразделения, вышедшие на одном участке на западную окраину города, закреплялись на достигнутом рубеже и отбивали многочи
сленные контратаки противника. Уничтожено до 400 немепких солдат и офицеров. Захвачены 10 ору
дий, 43 пулемёта, 4 миномёта и другие трофеи.

В районе нижнего Дона наши войска продолжали наступление.
Сосредоточив на узком участке тан
ковые и пехотные части, противник пытался прорваться в тылы советских частей. Наши войска опроки
нули расчёты гитлеровцев н отбили все их контратаки. Немцы понесли огромные потери, не добившись ни
какого успеха. На другом участке наши бойцы уничтожили до баталь
она пехоты противника, 4 орудия, 20 пулемётов и 24 автомашины, Взяты трофеи, в числе которых 5 орудий, 42 пулемёта, броневик, несколько легковых автомашин и мо- ТО ЦИКЛОВ.

На Центральном фронте юго-западнее Великие Луки бойцы Н-ской части нанесли тяжёлый урон не
мецкому пехотному батальону, питавшемуся атаковать наши позиции.
Гитлеровцы были накрыты огневы
ми залпами миномётов и отошли, потеряв свыше 200 солдат н офицеров. На другом участке наши под
разделения в ожесточённом бою с противником сожгли 6 немецких танков, захватили 8 станковых пулемё
тов, з миномёта, много винтовок н боеприпасов.

На Северном Кавказе наши войска с боями продвигались вперёд и заняли несколько населённых пунк
тов. Н-ская часть уничтожила более 500 гитлеровцев. Захвачены 10 не
мецких орудий, 4 автоматических пушки, 28 пулемётов, 67 автома
шин, 50 тысяч патронов, 4 склада с боеприпасами и* гурт скота. Взято более 100 пленных. На другом участке пехота противника при поддержке 14 танков перешла в контратаку. Наши танкисты под командо
ванием старшего лейтенанта Дорож
кина уничтожили все 14 немецких танков. В это же время подразделение под командованием капитана Квнрикашвиди нанесло внезап
ный удар пехоте противника с фладга. После короткой схватки немцы бежали, оставив на поле боя более 100 трупов.

Группа украинских партизан, выполнив боевую задачу, возвраща
лась на свою базу. Проходя около села, занятого гитлеровцами, совет
ские патриоты услышали крики и стоны. Партизанская разведка до
несла, что немцы чинят расправу над мирными жителями. Советские патриоты внезапно атаковали кара
телей и истребили 37 вражеских солдат и офицеров.
считались те, когда нам давали немного варёной ржи. Каждый день от голода и побоев умирало несколь
ко человек. Когда советские войска перешли в наступление, гитлеровцы запрягли нас в повозки, нагружённые продовольствием и боеприпаса
ми, к заставили их везти. Пленных, которые двигались слишком мед
ленно, немецкие изверги немедленно пристреливали. Красная Армия спасла нас от верной смерти».

Немецкое командование распространяет сообщение о том, что якобы «советские военнопленные, захвачен
ные немецкими войсками, «главным образом состоят из 15-летних мальчиков и стариков 60-ти лет и старте». Изолгавшиеся вконец гитлеровцы уже не способны придумать ни
чего нового. Ещё весной 1942 г. всю немецко-фашистскую печать обошла басня о том, что «большевики посылают в бой 14-летних красноармей
цев». Почти год спустя немцы опять завели, эту незатейливую шарманку. У всякого, кто слушает эта бредни гитлеровцев, невольно возникнет во
прос: если в рядах Красной Армии сражаются 15-летние мальчики и дояхлые старики, то спрашивает
ся - - как же такая армия смогла «анести серьёзные поражения многомиллионной немецкой армии, от
бросить немецко-фашистские войска на сотой километров на Запад, осво
бодить в районе Сталинграда до двух тысяч населённых пунктов, в упорных сражениях отвоевать Нальчик, Моздок, Прохладный, Георгиевск, Пятигорск, Минеральные Воды, Кисловодск, Ессентуки и мно
гие другие города? По сообщению гитлеровцев выходит, что немецкая армия дошла до такой жизни, когда она при виде мальчиков и стариков, одетых в красноармейские шинели, отступает, бросая танки, орудия, автомашины и оклады. Разве не ясно, что гитлеровцы окончательно за
путались и стали жертвами своей собственной лжи. Если немецкое командование будет с таким же усердием врать и дальше, то скоро ему придётся сообщить об «успе
хах» немецких войск в боях... с грудными младенцами.

Утреннее сообщение 14 января

В заводском посёлке Сталинграда наши штурмовые отряды выби
ли противника из 27 ДЗОТ ов и блиндажей. Немцы предприняли несколько контратак, но были отброшены.
В районе Сталинграда советские лётчики совершили налёт на немецкий аэродром, уничтожили 5
самолётов н взорвали два_ склада с боеприпасами. Кроме того, в воздушных боях сбито 7 немецких самолётов.

В районе нижнего Дона наши войска, преодолевая упоргное сопро
тивление противника, продолжали наступление. Н-ская часть разгромила батальон немецкой пехоты, усиленный танками. Уничтожено
до 400 гитлеровцев, 6 танков и 3 орудия. На другом участке наши части стремительным ударом прорвали оборону противника и, развивая успех, заняли несколько населённых пунктов. Гитлеровцы по
несли большие потери. Захвачены трофеи и пленные.
На Северном Кавказе наши войска продолжали успешное наступ
ление и заняли ряд населённых пунктов. Танкисты Н-ской части в ожесточенном бою разгромили пехотную часть противника. Захвачены трофеи: 19 орудий, 53 автомашины, 3 трактора, склады запасных частей и боеприпасов. Освобождена из фашистского плена боль
шая группа ооветских граждан и пленных красноармейцев, находившихся в концентрационном лаге
ре. На другом участке огнём нашей артиллерии нодбитР и сожжено 6 танков и рассеяно большое скопление автомашин и пехоты противника.

Группа партизан отряда, действующего в Барановичской области, за месяц пустила под откос 5 немецких воинских эшелонов. В результате крушений разбито 5 паровозов. 8 платформ, 25 вагонов с не
мецкими солдатами и 39 вагонов с боеприпасами и техникой.

Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в городе Элисте, столице Калмыц
кой АССР: «Через несколько дней после занятия Элисты, в город нагрянули банды гестаповце® н нача
ли чинить расправу над мирными советскими гражданами. Бандиты арестовали заслуженного врача Калмыцкой АССР Колесникова, рабо
чих и служащих Климова, Касеека, Рыбалова, Лцджиева, Айвашева. Ма
слова, Ходжурова, Чибинова, Убушаева, Федорова и других. Арестованных немцы подвергли чудовищ
ным пыткам Врачу Колесникову гитлеровские бандиты нанесли 50 ударов плетью, а потом раздели до
нага и бросили в холодный подвал. На другой день его на машине увезли за город и там расстреляли. Фашистские изверги также расстре
ляли врача педиатра Анну Дранову, бухгалтера Потребсоюза Виноградо
ва, сапожника Ивана Василенко и многих других. Немецкие душегубы и кровопийцы закапывали людей живьем. Но неполным данным, гит
леровцы убили в городе Свыше 800 мирных жителей. Немецкие захват
чики забрали у жителей города и окрестных сёл продовольствие, окот и личные вещи. Они загадили куль
турные учреждения и превратили педагогический институт и Дом про
свещения в конюшни. Советское правительство построило в Элисте предприятия, прекрасные общественные здания, клубы, учебные за
ведения, школы, больницы. За два дня до отступления немцы присту
пили к уничтожению столицы Кал
мыцкой республики. Разрушены и сожжены Дом правительства, зда
ния Наркомзема и Наркомфина, электростанция, хлебопекарня, водопровод, Дом печати, почта и телеграф, больницы, родильный дом, 3 столовых и другие общественные и жилке дома. Калмыцкий народ уве
рен, что недалёк тот час, когда фа-: шистские изверги и насильники по
лучат спо.тна за вое совершенные пми преступления». Акт подписали: зам. председателя исполкома городского совета депутатов трудящихся
А. Багдыков, учительницы непол
ной средней школы М« 5 П. Несенова, Н. Корниленко, рабочие кир
пичного завода Сакалов, Герасимов,
колхозница сельскохозяйственной артели им. Володарского А. Коробейнике, бухгалтер Потребсоюза К. Цветков, рабочий горкомхоза Г. Торбенко, рабочий типографии С. Голубее.

ВРУЧЕНИЕ ВЕРИТЕЛЬНЫХ ГРАМОТ

АВСТРАЛИЙСКИМ ПОСЛАННИКОМ В СССР г-ном В. СЛЕЙТЕРОМ

На Н-ском заводе Москвы. Приёмка готовых авиационных бомб.
Фото Н. ФИГУРКИНА (ТАСС). ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СТАХАНОВСКОЙ ДЕКАДЫ
НА ЗАВОДЕ «ДИНАМО
В огнедышащей печи варится сталь.
— Скоро будет готова, — говорит сменный мастер Сергей Иванович Опрятин. Слова его звучат гордостью: эта сталь сварена сверх задания. .
Чтобы дать лишнюю плавку, ма
стер предложил пустить еще одну электропечь. Опытный сталевар, он сам взялся её -обслуживать. Загру
жать печь и регулировать её работу мастеру помогал монтёр тов. Лопу
хин. С неослабевающим вниманием гов. Опрятин наблюдал в то же время за работой других участков, помогал молодым сталеварам.
Все плавки прошли успешно. А лишняя плавка — тонны дополнительного литья.
В литейном цехе началась стахановская декада в честь 25-й годов
щины Красной Армии. Цех обязался
перевыполнить илам, бесперебойно обеспечивать литьём вое остальные участки завода. Сейчас, кроме зака
зов фронта, динамовцы выполняют ответственное задание—отроят электровозы для Подмосковного угольного бассейна. Значительная часть этого заказа выполняется литейщиками.
На формовке выделяется фронтовая бригада тов. Колесникова. 12 ян
варя она была не в полном составе — один рабочий заболел. Стахановцы тт. Колесников и Зуев усилили темпы труда и заменили отсутству
ющего товарища. В течение первых часов смены они значительно перевыполнили нормы.

БОЛЬШЕ БОЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Первые дни соревнования в честь 25-й годовщины Красной Армии на заводе «Борец» ознаменованы ро
стом производительности труда. Фронтовая бригада Магадана обяза
лась выполнять, нормы не на 250— 260 процентов, как раньше, а на 300. процентов. Это обещание осуществлено. От бригады Мига лита старается не отстать и коллектив бригады Комарова.
Бригада стахановца тов. Ф.иногина в последние дни декабря выполня
ла задания на 290—295 процентов. В первой декаде января её выра
ботка возросла до 320 процентов. Больше продукции, чем в декабре,
даёт и фронтовая бригада Катковсвой. Токари фронтовой бригады Лепешкина увеличили выработку со 190—200 процентов нормы до 240— 260 процентов. Сам тов. Лепешкин решил давать не менее чем по че
тыре нормы в смену. В отдельные дни он даёт более четырёх с половиной норм
Молодёжный цех, где начальником тов. Мухин, занимает первое место в соревновании цехов завода. Сейчас цех даст продукции фронту
на 25—30 процентов больше, чем в декабре.
Коллектив завода выполняет свои социалистические обязательства, данные им в письме товарищу Сталину. Красная Армия получает всё больше боевой продукции.
В ответ на благодарность вождя многие работники завода дополни
тельно внесли из обоих сбережений средства на строительство танковой колонны «Москва». Кроме 250.000 рублей, о которых сообщалось в письме товарищу Сталину, на заводе собрано еще 80.000 рублей.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА РАСТЕТ

Рабочие, мастера, инженеры завода, где директором тов. Суворов, заключают сейчас индивидуальные договора на социалистическое соревнование в честь 25-й годовщины
Красной Армии и с первых же дней добиваются перевыполнения своих обязательств.
Помочь нашим героическим вой нам уничтожать ненавистных немецких оккупантов, дать фронту бодрите боевой продукции — вот едино
душное стремление стахановцев. II они работают, не жалея сил, повышая производительность труда.
Стахановец-сборщик тов. Хухрыгин, награждённый медалью «За трудовую доблесть», выполнял более двух норм в смену. Включив
шись в соревнование, тов. Хухрыгин значительно увеличил выработ
ку. 3S0 процентов нормы — таков его последний показатель. Больших успехов добился также сборщикстоляр тов. Степанов. За дни соревнования он стал собирать дополни
тельно столько боевых изделий, сколько даёт один рабочий, выпол
няющий норму. Гораздо больше продукции, че-м прежде, выпускают тт. Тюмин и Плахова.
Достижения сборщиков обеспечиваются хорошей работой заготовительных и механических цехов
Станочница тов. Гришунина, на
граждённая медалью «За трудовую доблесть», готовит к юбилею Красной Армии хороший производственный подарок. Со 182 процентов нор
мы она увеличила выработку до 330 процентов. Почти вдвое повысила производительность труда молода я станочница тов. Земина. Около трех норм в смену выполняет станочница тов. К яшкова.
Своим упорным трудом стахановцы подкрепляют обязательства коллектива завода: выполнить двухмесячный план к 23 февраля, а январ
скую программу — за три дня до срока.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

Об отсрочке выборов в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы

депутатов трудящихся РСФСР

Отложить до декабря 1943 года выборы в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся РСФСР и продлить на тот же срок полномочия этих Советов.
Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР А. БАДАЕВ. Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. БАХМУРОВ. Москва, 13 января 1943 года.
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ТАК СРАЖАЮТСЯ ГВАРДЕЙЦЫ

ДОНСКОЙ ФРОНТ, 14. (Спец. корр. ТАСС). Ha-днях около 5 часов утра несколько групп немецких авто
матчиков, поддержанных танками, предприняли контратаку на одном из участков северо-западнее Сталинграда.
Советские воины мужественно встретили врага. Умело сочетая артиллерийский огонь с другими про
тивотанковыми средствами, наши командиры с первой же минуты ослабили напор врага. Один за другим запылали немецкие танки. Со
ветские бронебойщики били их с дистанции в 100, 80 и даже 20 мет
ров. Бронебойщики оставались на местах даже в том случае, когда вражеские машины проходили над их окопами.
Уже через з часа неприятель был отброшен на исходные позиции. За
тем последовал еще один удар, и советские бойцы вклинились в рас
положение врата. Немцы, понеся поражение, оставили на- иоле боя убитыми 410 солдат и офицеров и
21 танк. Наши части захватили йного трофеев.
Во время этого сражения был освобожден экипаж нашего тяжелого танка, подбитого неприятелем и в течение 36 часов героически отражавшего атаки немцев. Получив за
дание атаковать одну из высот, этот танк под командованием гвар
дии старшего лейтенанта С об аки на ворвался на передний край обороны противника. Направляемый опытной рукой старшего механика-водителя гвардии старшины Мельникова, он раздавил гусеницами 6 неприятель
ских орудий, 4 противотанковых ружья вместе с их расчётами. 5 пулемётных точек. Командир ору
дия гвардии старшина Казарце-в меткими попаданиями уничтожил с хода 2 немецких танка, закопанных в землю.
Когда наши бойцы, разгромив танковую часть противника и уничтожив свыше 400 автоматчиков, вор
вались в расположение неприятеля, они увидели, что героический экипаж советского танка все еще продолжал вести бой.
Г. Максимов.
Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:
Колхоз имени Богатырева Левашинского района Дагестанской АССР председателю колхоза тов. Багандову Абдулла; Н-ская армия товарищам Черевиченно, Иванову, Пономарёву; Н-ская армия товарищам Манагарову, Семёнову; Ворошилов-Уссурийск уп
равление Приморской жел. дороги начальнику дороги товарищу Журавлеву, начальнику политотдела Приморской железной. доро
ги товарищу Модину, председателю дорпрофсожа товарищу Смычкович; г. Красноярск управление Красноярской жсл. дороги начальнику Красноярской дороги тов. Соболеву, начальнику полит
отдела дороги тов. Мощуку, председателю дорпрофсожа тов. Малееву; Сыктывкар секретарю Коми обкома ВЛКСМ товарищу Коноваловой; Нижний Тагил управляющему Высокогорским рудоуправлением тов. Жмайпо, парторгу ЦК ВКП(б) тов. Осипову, пред
седателю рудкома тов. Кириллову; Директору Московского мотоциклетного завода тов. Сергееву, парторгу ЦК ВКП(б1 тов. Мешкову, предзавкома тов. Власову, секретарю комитета ВЛКСМ тов. Митрохиной, стахановцам завода тт. Бурмистрову, Иванчихиной, Донцовой; Начальнику Главного управления трудовых резервов при СНК СССР товарищу Москатову; г. Сталпнск Новосибирской области секретарю Сталинского горкома ВКП(б) товарищу Москвину; Командующему войсками Уральского военного округа ге
нерал-майору Катнову, члену военного совета УралВО генералмайору Абрамову, начальнику политуправления УралВО полков
нику Сарапупову: Пенза, секретарю Пензенского обкома ВЛКСМ тов. Крепкому; Колхоз «Полярная звезда» Ташкентской области комбайнеру Средне-Чирчикской МТС товарищу Ли Чун-Сик; Кол
хоз имени ПТ Интернационала село Малый Шагрирар Октеиберянского района Армянской ССР председателю колхоза Авачян Юварашу Акоповичу; Председателю исполкома Гаврилов-Ямского районного совета депутатов трудящихся тов. И. Мазянову, секре
тарю районного комитета ВКП(б) тов. М. Игнатову; Карсун Беловодского сельсовета Еарсунсксто района Куйбышевской области Варваре Матвеевне Кувакиной; Колхоз имени Сталина Селенгинский аймак Бурят-Монгольская АССР колхознику тов. Базар Очирозу; Колхоз имени Атарбедяна села Норашен Камаплинского района Армянской ССР председателю колхоза тов. Чобанян Езнак Есаевичу; Ко.дхоз им. Молотова Порецкпй район Чувашская АССР колхознику тов. Пугачеву Андрею Федоровичу; Колхоз «Коммунизм» Селенгинского района Бурят-Монгольской АССР товарищу Чимитову Дарма Цыбиковичу; Колхоз имени Багирова Евлахского района Азербайджанской ССР колхознику тов. Гусейнову Сапах Алы Оглы; Колхоз «Дехшан иттнфак» Джар-Курган
екого района Узбекской ССР председателю колхоза тов. Ишкурбанову Апанабзр; Колхоз имени 16 партс’езла Ташлинского района Чкаловской области колхознице тов. Зубковой Агафье Ива
новне; Колхоз «Магнит» Тоцкого района Чкаловской области колхознику тов. Грязнову Александру Ивановичу; Сельхозартель имели Ильича. Родничковский район Саратовской области колхознику тов. Исаеву Якову Васильевичу; Иркутская область Иркутский сельский район председателю Котонского сельсовета товарищу Остапенко А. И.; Село Изнанр Салтыковского района Са
ратовской области учителю тов. Юрьеву Всеволоду Павловичу; гор. Кизел тов. Колосову Якову Алексеевичу, тов. Колосовой Анастасии Никаноровне; Колхоз «Калмак» Пржевальский район Киргизской ССР тов. Каптагаевой Мэкнигупь; Маржанскульский совхоз Нуринского района Карагандинской области Казахской ССР рабочему тов. Свистунову Константину Григорьевичу; Кол
хоз им. Андреева Пахта-Аральского района Южно-Казахстанской области председателю колхоза тов. Баимендневу; Колхоз имени Махарадзе, Тианетского района Грузинской ССР председателю
колхоза тов. Чинчараупи Илье Давидовичу; Кузнецк Пензенской области настоятелю Казанской церкви г. Кузнецка протоиерею
Михайлову Авраамию Петровичу; Колхоз имени Берия село Чеогляр Шемахинского района Азербайджанской ССР председателю колхоза тов. Рагимову Джан Мамед Эхтирая.
На освобождённой земле 1. Изгнав фашистских захватчиков, Н-ская часть вступила в осетинское седо Дур-Дур. Вместе с частые в родное село пришёл и гвардии сержант комсомолец Мухарбек Мурнев. Здесь он нашёл в живых лишь немногих своих полных и односельчан. Они рассказали ему о зверствах и насилиях фашистских людоедов, о грабежах, которыми занимались гитлеровцы На снимке: М. Мурнев беседует со своими земляками. 2. В первый день после освобождения от немецких оккупантов гов Котельниково. Над зданием райкома ВКП(б) и райисполкома водружён красный стяг. 3. В станице Цимлянской. Жители станицы рассказывают командирам Красной Армии о зверствах немецко-фашистских захватчиков.
Фото В. ИВАНОВА и Э. ЕВЗЕРИХИНА (TACС).
Н-ская часть Красной Армии освободила из фашистского плена группу красноармейцев. Все они
истощены до последпей степени и похожи скорее на скелеты, чем на живых людей. Спасённый от гитле
ровской неволи С. Оденинцев рассказал: «Мы находились в лагере у
деревни Голубая. Немцы море ли пленных голодом. Лучшими днями
13 января наши войска на Северном Кавказе, продолжая наступле
ние, овладели районным центром Цоэосвлицкое, крупными населённы
ми пунктами — Журавское, Китаевемое, Саблинское, Свободный, Грече
ое, Кангпы, Побегайловское, Орбельяновка, Калаборна, Ново-Благо
дарное и железнодорожной станцией Кумагорский.
В районе нижнего Дона и на Центральном фронте наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.
12 января частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 20 немецких танков, более 200 автомашин в войсками и грузами, подавлен огонь 6 артиллерийских бата
рей, разбито два железнодорожных состава, рассеяно н частью уничтожено до четырех рот пехоты противника.
В течение ночи на 14 января наши войска в районе нижнего
Дона, на Центральном фронте и на Северном Кавказе продолжали бои на прежних направлениях.
нашей артиллерии рассеяно и частью уничтожено скопление немец
, кой пехоты, разрушены десятки
ДЗОТ ов и блиндажей противника.
На Центральном фронте наши войска вели бои на прежних направлениях. В районе северо-западнее Вёликйе Луки отбита контрата
ка пехоты н танков противника. На поле боя осталось свыше 200 вражеских трупов и 8 сожжённых танков. На другом участке огнём
13 января 1943 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. М. И. Калинин принял
Чрезвычайного Посланника и Полно
мочного Министра Австралия в СССР г. В. Слейтера, вручившего своя верительные грамоты.