НАКАНУНЕ ЛЕНИНСКИХ ДНЕЙ

В ЦЕНТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ В. И. ЛЕНИНА

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЭКСПОНАТЫ
В суровые дни великой отечественной войны попревшему велико число посетителей Центрального музея В. И. Ленина. Особенно увели
чился интерес к нему в овя-зи с приближающейся 19-й годовщиной со дня смерти Владимира Ильича. Ежедневно музей посещают более 1.500 человек.
В двадцати двух залах музея можно увидеть фронтовиков — тан
кистов, артиллеристов, пехотинцев, краснофлотцев, военных врачей, а также москвичей — рабочих, служащих. школьников, студентов, работников подмосковных МТС и колхозников. Все о и и с огромным ин
тересом и любовью осматривают многочисленные экспонаты, среди которых к ленинским дням выставлено много новых.
Так, например, в первое: зале музея выставлена большая картина художника Мораво«а «Ленин — ру
ководитель самарского рабочего кружка». Художник изобразил квар
тиру, где при слабом свете керосиновой лампы 22-летний Легаш зна
комит рабочих .с марксизмом, учит их тактике революции.
В третьем зале. посвящённом оформлению большевистской партии и II с’еэду РСДРП, выставлена кар
тина художника Малькоза: в одно-м из заграничных кафе Лея^И-н прово
дит совещание по подготовке к III
с’езду партии и к первой русской революции.
На выставке музея «Великая отечественная война советского народа с гитлеровской Германией» созданы два нс-шх раздела: «Героическая защиг-а Ленинграда» и «Сталин
град». Для первого раздела недавно на самолёте доставлены пять больших альбомов с плакатами, выпу
щенными в Ленинграде. В одном из них собраны плакаты-лубки, показывающие боевые эпизоды на су
ше, море и в воздухе, в другом — плакаты о славных лётчиках. Осо
бый интерес представляет альбом с плакатами, рисующими участие молодёжи в обороне Лени ш рада.
Экспонаты второго раздела показывают разгром немецких войск под
Сталинградом, наступление частей Красной Армии. Здесь же помещены портреты героев сталинградских
боёв, а также карта продвижения наших войск.
К 19-й годовщине со дня смерти В. И. Ленина в специальном зале открывается после реставрации для осмотра макет кремлевского каби
нета Владимира Ильича, в котором он работал с 1918 но 1922 год. Макет точно воспроизводит обстановку, в которой Ленин трудился, при
нимал делегации трудящихся и ино
странных представителей, проводил заседания Малого Совнаркома.
К ленинским дням в музее организуются тематические экскурсии. Одна из тем: «Ленин и Сталин — создатели вооруженных сил советспого государства». Но окончании осмотра экспонатов экскурсанты смогут просмотреть в кинозале один из документальных фильмов: «Ленин», «Разгром немцев под Москвой», «Парад Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади», «Ленинград в борьбе» и др.
Многие посетители музея оставляют записи в книге отзывов. Нот одна из них, написанная от имени группы советских воинов старшим лейтенантом Б. Петраковым: «Посещение музея, ознакомление с жиз
нью и деятельностью Владимира Ильича репина и Иосифа Висса
рионовича Сталина произвело на нас неизгладимое впечатление Оно вдохновило нас на дальнейшую борьбу с ненавистными гитлеров
скими мерзавцами лютыми врагами нашей отчизны. С удесятерён
ной энергией мы будем уничтожать гитлеровцев до полного разгрома и изгнания оккупантов со священной советской земли».

К ленинским дням Центральный музей В И Ленина направил в ча
сти Московского военного округа и госпитали столицы много фотографий. литографий и другого материала,. поев я щёп но го жизни и деятельности В И Ленина и И. В. Сталина.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

(Окончание. Начало см. на 1-й стр.).
В районе Северного Донца части Н-ского соединения продолжали теснить немцев. В ожесточенном бою уничтожено 8 вражеских танков. 9
орудий и истреблено много солдат и офицеров противника. Взяты трофеи: склад с боеприпасами, 3 склада с оружием и 2 склада с продовольствием. Экипаж танка лейтенан
та Губина на большой скорости ворвался в один населённый пункт, занятый противником навёл среди
немцев панику, рассеял и частью раздавил гусеницами роту немецкой пехоты и уничтожил 20 орудий.
На Северном Кавказе наши войска с боями продвигались вперёд, овладели гор. Черкесск и несколькими крупными населёнными пунк
тами. В боях за один населённый пункт Н-ская часть разгромила баг тальон немецкой пехоты, подбила и сожгла 6 вражеских танков и 1а
автомашин. Захвачены трофеи и пленные.
В течение ночи на 19 января наши войска в районе Сталинграда, южнее Воронежа, на Северном Кавказе, в районе нижнего Дона, Северного Донца и южнее Ладож
ского озера продолжали бои на прежних направлениях.

В районе Сталинграда наши войска продолжали истреблять окруженные немецко-фашистские вой
ска. Н-ская часть, действующая с северо-запада с боями продвигалась вперёд и уничтожила до «ПО гитлеровцев Взято в плен 316 немецких солдат и офицеров. На одном уча
стке немцы, отступая. оставили сильный -заслон с шестиствольными
миномётами. Группа наших бойцов во главе с лейтенантом Кнышнным проникла в тыл противника, перебила гитлеровцев и захватила в шестиствольных миномётов.
Партизанские отряды, действующие на временно оккупированной территории Карело-Финской ССР,
провели ряд успешных боевых операций. Отряд «Полярники» пустил иод откос следовавший к линии фронта эшелон противника. Разбиты паровоз и 10 вагонов с боеприпасами и продовольствием. В начале января отряды «Большевик Запо
лярья» и «Советский Мурман» вели бой с крупным карательным отрядом немцев п белофиннов. Все попытки карателей окружить и уничтожить партизан провалились. Со
ветские патриоты истребили 38 и ранили несколько десятков гитле
ровцев. Партизанский отряд «Впе
рёд» разгромил обоз противника с продовольствием и почтой. Охрана обоза уничтожена. Захвачено много продовольствия и военная почта.

Французские свободные стрелки совершили налёт на немецкий склад в районе Пуатье. Патриоты переби
ли немецкую охрану, захватили 12 пулемётов, 2S автоматов, несколько сот ручных гранат и скрылись. Близ Сен-Поля свободные стрелки организовали столкновение немецких поездов. При крушении погибло свыше 50 гитлеровцев.
УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 19 ЯНВАРЯ
Южнее Воронежа советские войска вели успешные наступательные бои и заняли целый ряд населённых пунктов. В одном селе подраз
деления Н-ской части захватили узел связи и несколько отделений штаба армии противника. На подступах к селу и на его улицах унич
тожено до 500 вражеских солдат и офицеров. На другом участке в полном составе сдался в плен баталь
он венгерской пехоты во главе с командиром батальона.

На Южном фронте наши войска, преодолевая сопротивление прошвннка, продолжали наступление и заняли несколько населённых пунктов. Немцы сосредоточили в районе одной крупной железнодорожной станции значительные силы пехо
ты и танков. Упорной обороной противник намеревался задержать дальнейшее продвижение наших
Сегодня в «Правде» напечатаны ответные телеграммы товарища Сталина:
Н-ская армия генерал-майору тов. Каткову, полковому коогиоеару тов. Титову; 11-ская армия товарищам Попову, Николаеву, Михальчуку; Н-ская армия генерал-лейтенанту тов. Курасову, гене
рал-майору тов. Тезченкову, полковнику тов. Шабалину; Н-ская
армия генерал-лейтенанту Голубеву, генерал-майору Шэбалову, полковнику Аношину; Соликамск Молотовокой области секретарю Соликамского горкома НКП(б) товарищу Семеновой; Серов управляющему трестом Сероваесдреамет товарищу Терентьеву, секретарю парткома ВКГКб) товарищу Савичеву, председателю райком-а
союза товарищу Илюхину; секретарю Орловского обкома. ВКП(б) товарищу Матвееву; Карельский фронт товарищу Фролову, това
рищу Батракову, товарищу Куприянову, товарищу Румянцеву; Бряас-кий фронт товарищам Рейтеру, Сусайкову; Командующему
войсками Архангельского военного округа генерал-лейтенанту Шевалдину, члену Поенного Совета Архангельского Военного Округа генерал-майору Ефремову, начальнику политуправления Архангельского военного округа полковнику Ерохину; г. Горький ди
ректору автозавода им Молотова тов. Лившиц, парторгу ЦК ВКП(б) тов. Марфину, председателю завкома тов. Шахову, комсор
гу ЦК ВЛКСМ тов. Бахтияровой, стахановцам завода тт. Масленникову, Белан, Мазанову, Семенову; 1-й гвардейский кавалерий
ский корпус командиру корпуса гвардии генерал-майору Барано
ву, зам. командира корпуса по политчасти гвардии полковнику Милославсному, начальнику политотдела корпуса гвардии полко
вому комиссару Кареву; Н-екое гвардейское соединение гвардии
генерал-майору танковых войск Катукову, генерал-майору Пепепь; колхоз «Улан Эрхирнк» Ban гр а окского аймака Бурят-Монгольской АССР председателю колхоза той. Дамплину Санжиеву;*На,чальнику
ЦАРИ доктору технических на.ук профессору Шишкину, парторгу ЦК ВК1К6! тов. Кондратьеву, председателю завкома тов. Косолапову, секретарю комитета ВЛКСМ тов. Коваленко; Члепу-корреспоншенту Академии Наук профессору Христианович, Юктору
технических наук профессору Остославскому, доктору технических
наук профессору Келдыш, ста ха новцам-дву хсоткикам тт. Тюлене* ву, Хохпачеву; Сек.оетл чо Комсомольского-ив-Амурс горкома
ВКП(б) товарищу А. Стесину, председателю Комсомольского-на- Амуре го )совета депутатов трудящихся товарищу Д. Мельнику; г. Самарканд директору Всероссийской академии художеств ака
демику ям.вопили доктору искусствоведческих наук tor. Игорю Грабарь; Директору филиала государственного ордена Ленина Ака
демического Большого театра Союза ССР тов. Калишьяну, секретарю парторганизации тов. Бобровниковой, председателю месткома тов. Гопьдснбпюму; г. Саратов начальнику политотдела Рязано- Уральской ж. д. тов. Щепкунову, ответственному редактору дорожной газеты «Рабочий транспорта» тов. Орлеанскому.
войск. Бойцы Н-ской части ведут упорнее бон за станцию. Другие наши части, обойдя этот опорный пункт противника, ведут наступа
тельные бои. На другом участке наши части окружили полк мотопе
хоты противника с 30 танками и 40 орудиями. Идут бои по уничто
жению этой группы противника, в ходе которых гитлеровцы несут тяжёлые потери.
Войска Юго-Западного фронта, форсировав реку Северный Допей, продвигались вперёд и заняли не
сколько населённых пунктов. На одном участке разгромлен батальон немецкой пехоты На поле боя осталось свыше 400 вражеских трупов. Захвачено 6 орудий, 22 пулемёта. 28 автомашин и другие трофеи.

Юго-западнее Великие Луки наши части, преодолевая ожесточённое со
противление противника, -заняли шесть населённых пунктов. Немцы потеряли убитыми 300 солдат и офицеров В одном населённом пункте наше подразделение захва
тило в плен 20 немецких солдат. Когда пленных вели по селу, из домов и сараев стали выбегать спрягавшиеся немецкие солдаты с поднятыми вверх руками. К 20 пленным присоединились ещё 40 немецких солдат.
На Северном Кавказе наши войска успешно продвигались вперёд.
Н-ская стрелковая часть в ударном бою овладела сильно укрепленными позициями противника. Подбито и сожжено 3 немецких танка, унич
тожено 12 автомашин и 23 подводы с боеприпасами

Партизанский отряд, действующий в Гомельской области, за две недели пустил под откос 4 железнодо
рожных эшелона противника, в том числе 2 состава с солдатами и офицерами. Несколько партизанских отрядов Минской области за последние дни взорвали 5 железнодорожных мостов и 27 мостов на шоссейных дорогах. Советские патриоты разгромами также 4 полицейских участка и фашистское волостное управление.
Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в станице Нижне-Чирской, Сталинградской области: «Немецкие варвары разграбили и разрушили в станице все наши культурные учреждения. Бандиты разгромили началь
ные и неполные средние школы, сельскохозяйственный техникум, школу комбайнеров, сельскохозяйст
венную школу и музей. Гитлеровцы расстреляли учителей: Полину Пере
тертову, Елену Пономареву, Тамару Артемову, директора школы комбайнеров Лебедева и других, а ос
тавшихся в живых учителей заставили работать на солдатских кух
нях, на строительстве укреплений, рыть ямы, стирать белье вшивых фрицев, таскать дрова и воду для кухонь и т. д. Фашистские людоеды ночью ворвались в детский дом и расстреляли 47 воспитанников дет
ского дома в возрасте от 4 до 15 лет». Акт подписали: А. Сазыкина, А. Звезднна, А. Тугарина, Л. Сухо
рукова, К. Дианова, Л. Тяжелова, Т. Николаева, А. Серегина, А. Белянская, Г. Рябова и другие.

Выставки и собрания

К ленинским дням в партийном кабинете Ленинского райкома
ВКП(б) открываются две выставки. Темы их: «Под знаменем Ленина мы победим» и «Великая отечест
венная война советского народа против немецких оккупантов». Обе
выставки тематически соединены и ярко отображают непобедимость со
ветского народа, осуществляющего великие заветы Ленина.
В двух смежных залах партийного кабинета будут собраны фотоснимки, диаграммы, картины, показывающие великую отечествен
ную войну советского народа против немецких оккупантов и помощь, которую оказывают фронту трудящиеся Ленинского района.
Здесь же — художественная и политическая литература на тему: «19 лет без Ленина по ленинскому пути».
К годовщине со дня смерти В. И. Ленина готовятся также выставки в парткабинетах предприятий и в библиотеках района.
На всех предприятиях и в учреждениях проводятся траурные собрания. выпускаются специальные
номера многотиражных и стенных газет.
20 января состоится собрание партийного, советского и хозяйст
венного актива района совместно со стахановцами предприятий.

На заводе имени Владимира Ильича есть много рабочих, которые
видели и слышали Ленина. Отмечая 19-ю годовщину со дня смерти Ленина, заводские организации ре
шили провести встречу этих рабочих с молодежью.
В цехах завода организуются лекции на тему: «Ленин в художественной литературе и народном творчестве». Они будут сопровождаться чтеннём отрывков из произведений, посвящённых Ленину.

В москворецком Доме пионеров 21 января ребята соберутся у ко
стра, который посвящается памяти Ильича. Они будут рассказывать биографию Владимира Ильича,
прочтут стихи, споют любимые песни Ленина. Для малышей в чи
тальном зале Дома будет устроен утренник.
21 января в школах Москворецкого района будут открыты выставки труда пионеров, которые ото
бразят работу юных патриотов в дни великой отечественной войны.
ДОКЛАДЫ
В ГОСПИТАЛЯХ
Государственный литературный музей организовал выездные лекции и доклады, посвящённые памяти Владимира Ильича Ленина. В частях Красной Армии, госпиталях о большим интересом слушают бойцы доклады на темы: «Ленин н Горький», «Маяковский о Ленине», «Образ Ленина в художественной литературе».

Восстановление

освобожденных городов

БЕСЕДА С НАРОДНЫМ КОМИССАРОМ
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР тов. В. И. МАКАРОВЫМ Большая работа проводится сей
час по восстановлению жилищ и предприятий коммунального хозяй
ства в районах, освобождённых от немецко-фашистских захватчиков. В беседе с нашим сотрудником народный комиссар коммунального хо
зяйства РСФСР тов. В. И. Макаров сообщил :
— Вслед за частями Красной Армии в города и районы, освобождаемые от гитлеровских банд, немед
ленно прибывают рабочие, инженеры к техники коммунального хо
зяйства. На местах организуются специальные бригады, которые приступают к восстановлению разру
шенных оккупантами жилищ, электростанцйй, водопровода, канализации. трамвайных линий, бань, прачечных и т. II
В Московской. Тульской. Калининской областях такие работы успешно велись при активном участии местного населения, паргнй
Центральный фронт. Лыжники-автоматчики на боевой операции.
ных и советских организаций. Паселение освобождённых городов и районов Московской области полу
чило свыше юо тысяч квадратных метров новой жилой площади. Вос
становлены и отремонтированы электростанции и электросети в Во
локоламске, Клину. Наро-Фоминске, Малоярославце. Можайске и других городах. Вновь пущены разрушен
ные оккупантами водопровод, бани, прачечные и apyine предприятия.
Большие работы проведены в Калининской области. В Калинине, где серьёзно по.страдад водопровод, население получило воду в течение первых шести дней после изгнания из города гитлеровских разбойни
ков. Теперь полностью работают все шесть насосных станций, вся канализационная сеть- С февраля прошлого года действует трамвай. Осу
ществлено большое жилищное строительство. Восстановлены все коммунальные предприятия в Торжке, Старице. Бологое.
Сейчас организуется восстановление городского хозяйства в освобо
ждённом недавно от гитлеровцев городе Великие Луки. Большие ремонтные работы проведены в Калу
ге, Сталиногорске, Ефремове, Венёве н других городах.
В течение 1942 г. на восстановление жилищ и предприятий комму
нального хозяйства в Московской, Тульской и Калининской областях
израсходовано свыше 17 миллионов рублей. Сейчас коммунальные пред
приятия здесь действуют нормально, .население этих областей обеспечено жилищем.
В настоящее время органы коммунального хозяйства начинают с помощью населения восстанавливать освобождённые города Северного Кавказа и других районов В Нальчик и Элисту для организации работ направлены специалисты Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР, Для обслуживания населения Нальчика электро
энергией из Челябинска отправляются две передвижные электростан- Ции.
На Н-ском заводе. Сборка пулемётов «Максим» на участке мастера тов. Поповиина. выполняющего план
па 150—170 процентов.
Фото А. МИХАЙЛОВА (ТАСС). МОСКОВСКИЙ
помощь
ПОДШЕФНЫМ
ШКОЛАМ
Предприятия Сталинского района Москвы оказывают серьёзную помощь подшефным школам. Многое сделал коллектив завода, где директором тов. Найденов, для создания уюта в шко
ле № 425. Рабочие любовно оформили помещение, отремонтировали полы, вос
становили электросеть. Фабрика «Освобожденный труд* привела в порядок котельное хозяйство школы № 446, от
ремонтировала нарты, столы, шкафы я стулья.
Большую заботу об учащихся детях фронтовиков школы № 441 проявили
коллективы фабрик. где директорами тт. Павлов и Бороздин Они обеспечили ребят обувью и теплыми трикотажными костюмами.

посылки

ФРОНТОВИКАМ
Коллектив завода, где директором тов. Ильин, к годовщине Красной Ар
мии решил послать фронтовикам 1500 посылок. Помимо этого металлурги направляют 300 посылок раненым бойцам и командирам подшефного госпиталя.
В цехах начался сбор средств. В посылках будут запакованы кондитерские изделия, гастрономические товары, папиросы, носовые платки, писчебумажные принадлежности и др.
ВЫПУСК КУРСОВ
МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Состоялся выпуск курсов медицинских сестёр Краснопресненского района.
За три месяца 28 девушек изучила хирургию, лекарствоведение, терапию я другие дисциплины. В госпиталях и в
больницах они получили необходимый практический опыт по уходу за ранеными.
Выпускные экзамены прошли с большим успехом. Почти все девушки сдали испытания на «хорошо» и «отлич
но». Особенно отличились Кирсанова, Монастырская и Никониченская.
ПЕРИСКОПИЧЕСКИЕ
СТЕКЛА
ДЛЯ ОЧКОВ
Московское городское аптекоуправление разработало технологию и начало производство нового типа улучшенных очковых стёкол — перископических.
я.ти слегка изогнутые стёкла дают более правильное преломление световых лучей. Первые образцы были про
верены Государственным институтом мер и измерительных приборов и получили хорошую оценку.
Сейчас приступлено к массовому производству таких стёкол.
УЧЕНИЯ ГРУПП
САМОЗАЩИТЫ
На предприятиях, в учреждениях и жилых домах Ростокинского района состоялось уже болге трехсот проверочных занятий по ИВХО. В них участво
вали рабочие, служащие, домашние хозяйки.
Хорошо подготовленными оказались группы самозащиты парка имени Дз:р- жинского. Пушкинского студгородка, 1-й овощной фабрики закрытого грунта.
Проверка выявила, что на некоторых предприятиях и в жилых домах группы самозащиты полностью не укомп
лектованы, некоторые бойцы пе зчают своих обязанностей. В домоуправлении •V 270 (управляющий тов. ГЦеиоткии), например, ничего не делается для подготовки жильцов к ПВХО.
НА КУРСАХ
КИНОМЕХАНИКОВ
На городских курсах киномехаников идет подготовка новых кадров для сто
личных кинотеатров и клубов. R числе обучающихся — группа инвалидов отечественной ВОЙНЕ,!.
Ва пять месяцев курсанты изучат основные теоретические и практические дисциплины. Затем они пройдут произ
водственное обучение непосредственно в кинотеатрах.
К ближайшее время на курсах состоится очередной выпуск. Выдержавшие испытания получат звание киномеханика второй категории.

МЫЛО

ИЗ ПИЩЕВЫХ ОТХОДОВ

ЦЕННЫЙ ОПЫТ ФАБРИКИ-КУХНИ
Недавно на Фабрике-кухне при
Н-ском заводе Решили испробовать, не да си ли наладить производство мы
Рыбных и других пищевых отходов. которые до сих пор вьтбрасыва
Пригласили мастера мыловарен_____ Д€Ла* который провёл нужные изыскании и опыты. Скоро были вы
пущены первые образцы. Правда, они < держали -значительно меньше жиро
вых веществ, чем обычное мыло, но когда добавили отходы маргаринового производства е соседнего завода, мыло получилось хорошее. После этого была организована мастерская, которая приступила к выпуску мыла.
Директор фабрики-кухни тов. Веденцов в бе.седе с нашим сотрудником сок г1ИЛ 1то в конце прошлого года фабрика получала н среднем но полтонны мыла в. месяц. Мыло произво
дится двух сортов _ ОДНО для мытья рук, стнркн спецодежды, другое идёт на мойку стен, столов и Другой иебелп на фаорике-кухне.
Теперь Фабрика-кухня полностью обходится собственным мылом. Её приме
ру должны последовать другие торгвг вые и пищевые предприятия.
Фото А. БЕЛИЦКОГО (ТАСС).

ДЕНЬ