ИЮНЯ 1943 Г.

СРЕДА
№ 152 (5900)

Цена 20 коп. ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 29 июня

В течение 29 июня на фронте никаких изменений не произошло.

На Западном фронте происходила редкая перестрелка. Наши части уничтожили до роты немцев и нодапиля огонь нескольких артиллерийских и миномётных батарей противника. На одном участке отряд гитлеровцев пытадся разведать перед
ний край нашей обороны. Бойцы Н-ского подразделения подпустили противника на близкое расстояние и открыли пулемётный и залповый ружейный огонь. Немцы в беснорядке отступили, оставив перед проволочными заграждениями несколь
ко десяткси убитых и раненых солдат.

В районе Севска наши артиллеристы обстреляли железнодорожный эшелон с войсками противника. Прямым попаданием снарядов разбиты несколько вагонов. Группа наших разведчиков, иод командова
нием младшего лейтенанта Короля, пробралась в ходы сообщения противника. Разведчики уничтожили до 20 гитлеровцев и благополучно вернулись в свою часть.

В районе Белгорода снайпер т. Конкин за три дня истребил 8 гитлеровцев, снайпер т. Фатулаев — 4, гвардии красноармеец Алек
сандр Горячев за несколько дней убил 13 немцев.

Западнее Ростова на Дону наши подразделения вели разведку и огневой бой с противником. На од
ном участке лейтенант Уайсов разведал месторасположение немецкой миномётной батареи. Лейтенант выкатил орудия на заранее подготовленные позиции и прямой наводкой уничтожил вражескую миномётную батарею вместе с прислугой.

На Волховском фронте происходила редкая перестрелка. Наши артил
леристы и миномётчики разрушили 3 немецких ДЗОТ а, уничтожили
2 пулемёта, 6 автомашин с грузом и рассеяли несколько групп немцев, пытавшихся приблизиться к передней линии обороны. Разведыватель
ный отряд Н-ской части ворвался в траншеи противника. В короткой схватке наши бойцы уничтожили унтер-офицера и неекольких немецких солдат,

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Украины, напал на немецких солдат, охра
нявших три моста на шоссейной дороге. Партизаны истребили гитле
ровцев, сожгли мосты и захватили пулемёт, 30 винтовок, 60 гранат и 2 тысячи патронов. Через два дня партизаны этого же отряда подо
рвали па минах немецкую автомашину. Убиты 3 офицера из эсэсовского карательного отряда.

Перешедший на сторону Красной Армии солдат 1 немецкой пехотной дивизии Генрих Р. рассказал: «Рота, в которой я служил, напоминала мне инвалидную команду, а яе бое
вое подразделение. Каждый второй солдат имеет ранения. Некоторые
еще не оправились от ран. В мае рота получила пополнение. Среди прибывших оказалось 10 человек с серьезными физическими недостат
ками. Пополнение плохо обучено
военному делу. Многие не умеют обращаться с пулемётами. За две недели рота потеряла от огня совет
ской артиллерии и снайперов 40 солдат убитыми».

Патриоты, бежавшие из Норвегии, сообщили о тяжелых и невыносимых условиях, в которых находят
ся красноармейцы, попавшие в плен к немцам. Русских военнопленных немцы заставили работать на строительстве укреплений возле г. Киркенеса в Северной Норвегия. В лох
мотьях от оставшейся одежцы военнопленные работали зимой во время самых суровых морозов. Гитле
ровцы морят пленных голодом. За тяжёлый труд в течение дия нм
выдают всего лишь но 150 граммов хлеба. От голода, холода, болезней и зверского обращения со стороны немцев пленные буквально вымирают. Русских расстреливают по самым незначительным предлогам. Те
ла умерших и расстрелянных сваливались у бараков, в которых живут военнопленные.

В Геллебеке (Дания) вооруженная группа датских патриотов проникла на ткацкую фабрику, рабо
тавшую на немцев. Патриоты подо
жгли фабричные корпуса и склады с запасами сырья. Пожар причинил оккупантам большой ущерб.

Утреннее сообщение 30 июня

В течение ночи на 30 июня на фронте ничего существенного не произошло.

На Западном фронте происходила артиллерийская перестрелка. На от
дельных участках небольшие подразделения нашей пехоты вели раз
ведку боем. Уничтожено до 80 не
мецких солдат. Захвачены пленные.

В районе Белгорода лётчики-истребители младшие лейтенанты Василий Михалев и Александр Гайдуков встретились в воздухе с 8 не
мецкими самолётами. Советские лёт, чики вступили в неравный бой. Младший лейтенант Михалев атако
вал вражеский бомбардировщик и преследовал его до тех пор, пока ДОнкерс-88» не врезался в землю. Другой немецкий бомбардировщик пытался сбить Михалева огнём своих пушок, но попал под ожесточен
ный огонь Александра Гайдукова, загорелся в воздухе и рассыпался
на части Остальные неприятельские самолёты уклонились от боя и по
вернули на запад. Два немецких лётчика, выбросившиеся на парашютах, взяты в плен.
Летчик Василий Михалев в этом бою одержал четвертую победу. Первый немецкий самолёт он сбил ме
сяц назад, отрубив винтом своей машины хвост вражескому бомбардировщику. Уничтожив врага, Миха
лев благополучно приземлился на своём аэродроме.

На одном участке Калининского фронта навш разведывательные отряды в результате боя овладели высотой, сильно укреплённой противником. Уничтожено до 200 гитлеровцев. Захвачены трофеи и пленные.

На Северо-Западном фронте группа наших разведчиков с нескольких сторон атаковала опорный пункт противника. Внезапным броском наши бойцы ворвались в расположе
ние немцев и в рукопашном бою уничтожили до роты- гитлеровцев. Разведчики захватили пять пленных, 4 ручных пулемёта, 6 автома
тов, радиостанцию и вернулись в расположение своей части.

На Ленинградском фронте снайперы истребили 152 гитлеровца. Снайпер Н ской части т. Щукин, находясь в засаде на переднем крае обо
роны, выследил и застрелил 5 немцев. Красноармеец т. Стрельцов, умело маскируясь, приблизился к позициям противника и огнём из противотанкового ружья поджёг 3 не

В Народном Комиссариате Обороны

О переименовании Курсов усовершенствования командного
состава противовоздушной обороны Красной Армии
Приказом Народного Комиссара Обороны Маршала Советского Союза товарища Сталина Курсы усовершенствования командного состава противовоздушной обороны Красной Армии переименованы в Высшую офицерскую школу противовоздушной обороны Красной Армии.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О награждении Высшей офицерской школы противовоздушной обороны Красной Армии
орденом Красного Знамени
В ознаменование 25-й годовщины Высшей офицерской школы противовоздушной обороны Красной Армии, ээ выдающиеся успехи в подго
товке кадров — командиров противовоздушной обороны Красной Армии и боевые заслуги перед Родиной наградить Высшую офицерскую школу противовоздушной обороны Красной Армии орденом Красного Знамени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 29 июня 1943 г.
мецких ДЗОТ’а. На одном участке потоплены две шлюпки с находившимися в них немецкими солдатами. Огнём артиллерийских и мино
мётных подразделений разрушено и повреждено 32 ДЗОТ а, 37 пулемётных точек, 15 землянок и 10 наблю
дательных пунктов, взорван склад противника с боеприпасами и подожжен склад с горючим.

Партизанский отряд имени Фрунзе, действующий в одном из райо
нов Минской области, пустил иод откос эшелон противника. Разбиты паровоз. 3 платформы с орудиями и 6 вагонов с солдатами. Другой от
ряд минских партизан разгромил два немецких гарнизона. Советские патриоты истребили 119 гитлеровцев, захватили 108 пленных, броне
вик, 12 пулемётов, 2 автомашины, 130 винтовок, 22 тысячи патронов и другие трофеи.

Перешедший на сторону Красной Армии солдат 121 немецкой пехот
ной дивизии Гюнтер В. рассказал: «Рота, в которой я служил, нахо
дилась на станции Негорелое. Мы охраняли железнодорожное полотно, станционные сооружения и скла
ды. Несмотря на многочисленные усиленные посты, партизаны ежедневно совершали диверсионные ак
ты. Рота пробыла в Негорелом два месяца. За это время много желез
нодорожных эшелонов партизаны пустила под откос. Во время одного налета на раз’езд партизаны пе
ребили вею охрану и взорвали два поезда. Я видел опрокинутые ваго
ны, платформы, груды обломков и исковерканного металла — все что осталось от орудий и автомашин».

В Париже, Анзене, Лиможе и в ряде других городов Франции на многих предприятиях вспыхнули забастовки. Рабочие требуют немедленного прекращения вывоза в Германию продовольствия, сырья и фабричного оборудования. В Эманвилле вольные стрелки разгромили немецкое бюро труда и уничтожили заготовленные гитлеровцами списки ра
бочих, подлежащих насильственной отправке в Германию. В Маисе пат
риоты взорвали немецкий поезд с военным имуществом. Близ Наитейля железнодорожники пустили под откос воинский эшелон противника. В Сартрувилле патриоты уничтожили немецкий самолёт.
На Ы-ском авиационном заводе. Сб9р ка пропеллеров.
Фото А. СЕРГЕЕВА.

Программа завершена

досрочно

★ ЗАВОД, где начальником производства тов. Егоров, — передо
вик Всесоюзного социалистического соревнования. Несколько дней назад ему было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, Завод на два дня раньше срока закончил полугодовой план. Первым план выполнил цех, которым руководит тов. Суровцев.
★ ПОЛУГОДОВОЙ ПЛАН досрочно закончил завод, где главным инженгром тов. Шаврин. Ряд про
изводственных участков досрочно выполнил месячное задание. Цех, которым руководит тов, Ковалёв,
июньский план перекрыл на 10 процентов.
★ ПЕРЕДОВОЕ предприятие советской электропромышленности — завод «Динамо» имени С. М. Кирова — второй день выпускает про
дукцию сверх июньской программы в особый фонд Главного Командования. Крупных достижений добился коллектив цеха, где начальником тов. Титов. Выполняя важный фронтовой заказ, цех вдвое увели
чил по сравнению с маем выпуск продукции.
-А- КОЛЛЕКТИВ завода, где главным инженером тов. Соболев, месячную программу закончил 28 июня. За десять дней до срока за
вершена и полугодовая программа. Выпуск продукции в июне значительно увеличился протиз мая,
★ КРАСНОХОЛМСКИЙ текстильный комбинат (директор тов. Тевекеляк) из месяца в месяц резко увеличивает выпуск продукции. В мае комбинат дал на 93 процента тканей больше, чем в апреле. В июне выпуск возрос на 27 процентов против мая. На ткацкой фабрике комбината большого успеха достиг помощник мастера тов. Яку
шин. Вместо 24 станков он стал обслуживать 48. Обе бригады его комплектов систематически пере
выполняют задания. Ткачиха тов.
Еремина, работая без брака, почти на треть перекрывает нормы. Лишь немногим отстаёт от неё стахановка тов. Баранова. Попрежнему высокой производительности дости
гает бригада знатного помощника мастера прядильной фабрики тов.
Щербаковой и её сменщицы тов. Михайловой.
★ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА № 1 (директор тов. Першман), закончив досрочно план июня, сдаёт в осо
бый фонд Главного Командования сверхплановую продукцию: около
3.000 ватных шаровар, 2.100 шаровар летних, более 45.000 знаков различия и других изделий для Краской Армии.

В фонд

Главного

Командования

Сегодня к упру завод «Саноборудование» выполнил июньскую про
грамму на 116 процентов. Шесть дней назад закончено квартальное задание, а перед этим завод сдал последнюю продукцию в счет полугодового плана.
Руководитель сборочного цеха тов. Тимошенко в мае завоевал звание лучшего мастера района. В течение всего июня не было случая, чтобы цех выполнил график меньше. чем на 106—103 процентов Сборщица тов. Гулина, муж кото рой находится на фронте, показы вает отличный пример самоотвер
жеипой помощи Красной Армии. Ее средпяя ныработка за июнь — 287 процентов нормы.
Почти за четверых работает опытный слесарь-кадровик тов. Гранцеев. В его бригаду входят шесть учеников-подростков. Оыи хорошо справляются с ответственными заданиями по выпуску изделий для Красной Армии. Вся бри
гада перевыполняет задания более чем в два с половиной раза.
За троих трудится молодая полировщица Мария Бочарова. Изготов
ленные ею изделия никогда не имеют брака.

На два дня

раньше срока

Завод, где главным инженером тов. Быков, в июне получил план, значительно превышающий май
ский. В конце первой половины месяца пришло распоряжение — выполнить еще один срочный заказ. Заводу предстояло дать к 1 июля такое количество машин, ко
торое в нормальных условиях запод выпускал за полтора—два месяца. Специалисты и стахановцы о удвоенной энергией принялись за работу. Особенно больших успехов достигли цехи, которыми ру
ководят тт. Базанов и Лаговский. Заказ был выполнен на два дня раньше срока. Машины получили хорошую оценку и отправлены по Назначению.
Успешно коллектив предприятия справляется и с выпуском основной продукции. Сегодня он заканчивает план июня.
Фронтовые
бригады
текстильщиц
Успешно работает текстильная фабрика им. Фрунзе. Июньский план предприятие закончило досрочно. Особенно хорошо работают фронто
вые бригады прядильной фабрики, которыми руководят тт. Самолётова и Борисова. Они систематически дают до 120 процентов нормы. Выде
ляется работа стахановок-ватарщнц тт. Калошиной, Кузнецшой и других.

Батарея гвардии капитана

Старобинского

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30. (Спец. корр. ТАСС). Предрассветный туман ^покрыл высоту непроницаемой пеленой. Но, когда туман рассеялся, перед глазами наблюдате
лей высота предстала, как на ладони. Она была непривычно о я: и мена. Там, где накануне не было вид
но никого, сейчас немцы рыли блиндажи и окопы.
Батарея гвардии капитана Старобинского тотчас яге открыла огонь. Вот на высоте разорвался первый снаряд. За ним- второй, третий, и скоро вся площадь покрылась разрывами. В панике разбегались и падали немцы. Три минуты длился налёт. Заранее пристреленная местность вся была покрыта разрывами.
Как донесли наблюдатели, немцы позже увезли с этой высоты 12 машин с убитыми и ранеными.
Батарея гвардии капитана М. А. Старобинского прошла славный победный путь в период зимнего наступления. Несмотря на большой калибр и тяжесть своих пушек, она
следовала все время с пехотой. Однажды артиллеристы в течение трех часов вели упорный бой с контратакующей вражеской пехотой и ее батареями. Когда же появились вражеские танки, батарейцы своим ог
нем вынудили их к отступлению. Из 10 атакующих машин немцы потеряли 5.
В 16 крупных сражениях участвовала батарея. Она дралась за Ростов и Элисту. За время зимнего на
ступления ее расчёты уничтожили 2 вражеских батареи, одну миномётную, подавили огонь 9 батарей, подбили 5 танков и истребили до батальона вражеской пехоты.
Вся материальная часть батареи сейчас в полной исправности, и её орудия стоят на-сграже оборонительных рубежей.
На груди у многих бойцов ордена и медали Советского Союза. Командир батареи гвардии капитан Старобинский — кавалер ордена Александра Невского и Отечественной войны второй степени.
Б. Афанасьев.

Армейский слет разведчиков-артиллеристов

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30. (Спец. корр. ТАСС). Состоялся ар
мейский слет разведчиков-артиллеристец. На слет прибыло евыше 130 бойцов и командиров. Разведчики поделились опытом наблюдения за противником. Красноармейцы Дед
ков и Дегтярев, старшина Жиров, сержант Козлов рассказали о своих действиях на выдвижных наблюдательных пунктах.
Член Военного совета вручил 11 разведчикам ордена и медали Советского Союза.

Полугодовая программа

выполнена досрочно

НИЖНИЙ ТАГИЛ, 29. (ТАСС). Металлургический завод имени Куйбы- шева завершил полугодовую пропрамму. Выплавка чугуна по сравне
нию с прошлым годом возросла на 60 процентов. Стахановцы первой домны дали 283 тонны чугуна в осо
бый фонд Главного Командования. Доменный цех сэкономил значительное количество кокса и других материалов.

ГОРОД Н. 29 (ТАСС). Коллектив завода, где директором тов. Володин, досрочно выполнил полугодовой план, дав фронту в 10 раз боль
ше боеприпасов, чем за первые 6 месяцев прошлого года.

СЕРОВ, 29. (ТАСС). Доменщики Серовекого завода выполнили полугодовое задание. С начала года они
сэкономили больше 8 тысяч тонн кокса, около 17 тысяч тонн руды, 14 тысяч кубометров древесного угля.

ЛЕНИНГРАД, 29. (ТАСС). На 107 процентов выполнила полугодовую программу местная промышленность Ленинградской области. Любытинский райпромкомбинат сверх плана изготовил 3.300 лопат, много гончарной посуды, верёвок и других хозяйственных изделий.

МАХАЧ-КАЛА, 29. (ТАСС). Консервная промышленность Дагестана сверх полугодового задания уже вы
работала более 4 миллионов банок консервов. Впереди идёт Хасавюр
товский завод, давший продукции больше, чем намечено годовой программой.

Слет стахановцев

Магнитостроя

МАГНИТОГОРСК, 30. (ТАСС). Состоялся слет стахановцев Магнитостроя — лучшего коллектива строи
телей Наркомчврмета, завешавшего переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.
За последние два года строители сдали в эксплоатацию значительно больше новых цехов и агрегатов, чом за пять предвоенных лет. Коксовая батарея, построенная во вре
мя войны, уже дала стране свыше полумиллиона тонн металлургиче
ского кокса. Задутая в начале этого года пятая домна выплавила десят
ки тысяч тонн высококачественного чугуна.

Благоустройство городов

Азербайджана

БАКУ, 30. (ТАСС). В дни войны продолжается благоустройство городов Азербайджана. В Баку приво
дятся в порядок тротуары, мостовые, пущена с эксплоатацию линия второй очереди троллейбуса. В семи районных центрах отремонтированы н переоборудованы гостини
цы. Новая гостиница построена в центре Нагорно-Карабахской автономной области — Степанакерте. Закончен ремонт девяти электростан
ций. Всего с этом году на улучшение коммунального хозяйства горо
дов республики будет затрачено 15,5 миллиона рублей.
Действующая армия. Немецкий само лёт «Фокке-Вульф-ЮО», сбитый нашими истребителями.
Фото К. ЛИШКО (ТАСС).

Строителям Сталинграда

Подарок молодых инструментальщиков
Девять ящиков. В них аккуратно упакован различный инструмент. Сегодня его отправят в Сталинград.
Это первая посылка молодых инструментальщиков завода «Калибрв счет помощи строителям героического города.
—; Около трех месяцев назад, — рассказывает секретарь заводского комитета ВЛКСМ тов. Симонова, —
молодежь нашего завода решила оказать помощь сталинградцам.
Впервые эта инициатива зародилась в цехе плоских калибров. Здесь бригада, руководимая тов. Пантюхиным, начала во внеуроч
ное время изготовлять ножовки для восстанавливаемых предприятий Сталинграда. Этот почин подхватили и другие бригады.
По окончании смены молодые инструментальщики оставались у
своих рабочих мест. Одни готовили штангели, микрометры, наборы плиток Иогакеена, другие делали сверла, метчики й резцы, третьи — молотки и зубила. Ремонтники ре
ставрировали электромотор и трансформатор.
В выполнении заказа приняло участие 25 комсомольско-молодеж
ных брлгад. Среди них—бригады, руководимые тт. Холтобипой, Октябрьской, Макаровой и др.
Всего молодежь завода изготовила различного инструмента на сумму около 100 тысяч рублей.
— Этим не исчерпывается наша помощь, — говорит тов. Симонова. —1 Молодежь завода горит желанием и в дальнейшем помогать строителям Сталинграда быстрее вос
становить предприятия волжской твердыни.

Калининская область выполнила

план раннего силосования

КАЛИНИН, 30. (ТАСС). Колхозы области выполнили план раннего силосования. Заложено 526 тысяч тонн сочных кормов — 75,1 процен
та годового задания. Сандовский, Вышневолоцкий, Луковннковский, Кировский, Старицкнй и другие районы значительно превысили годовые планы по заготовке сочных кормов. Колхозники освобожденных Ржсвского и Зубцовского районов заложили силоса почтя в полтора раза
больше, чем предусмотрено годовым планом.
Успешно идет в области и заготовка грубьгх кормов. Колхозы ско
сили траву с площади более 200 тысяч гектаров. Колхозники освобо
жденного Погорельского района заканчивают сенокос. Больше половины сенокосной площади убрали колхозы Ржевского района. На прием
ные пункты поступило уже болев 3.000 топи свежего сена.

Массовый воскресник железнодорожников

по подготовке к зиме

НОВОСИБИРСК, 30. (ТАСС). С большим нод’емом прошел на Томской дороге массовый воскресник по ремонту и подготовке путей к зиме. 2.300 человек, участвовавших в воскреснике на Инском узле, за несколько часов скоростными мето
дами отремонтировали 7 километров пути, заменили 2.400 шпал, уложи
ли более 6.000 кубометров балласта и т. д.
Все работы были подготовлены заранее и проведены с опережением графика. Благодаря исключи
тельной организованности путейцев, движенцев и связистов движение поездов во время ремонта не нарушалось.

Колхозники берут на воспитание

детей, потерявших родителей

ИВАНОВО, 30. (ТАСС). Члены Острецовского колхоза Родниковского района —инициаторы оказа
ния помощи в восстановлении животноводческих ферм колхозов ос
вобожденных районов — решили взять на воспитание из Сычевского района Смоленщины 25 детей, по
терявших во время отечественной войны родителей. Для детей выде
ляются колхозный дом, продукты, собираются постельные принадлежности, кухонная посуда.
Благородный почин острецовцев
горячо подхватывают другие колхозы Родниковокого и других рай
онов области. Члены Красновского колхоза имени Ленина берут на воспитание 15 осиротевших ребят и-з того же Сычевокого района,
колхозники артели имени 12 лет РККА — 12 детей.
Всего колхозники Родня ко вокого района берут на воспитание около 200 детей, родители которых погиб
ли на фронте или замучены немецко-фашистокими бандитами.

Областное совещание председателей сельсоветов

МОЛОТОВ, 30. (ТАСС). Состоялось областное совещание председателей сель
ских советов. О докладом об итогах посевной кампании и ходе подготовки
к уборке урожая и заготовкам сельско
хозяйственных продуктов выступил председатель исполкома областного совета депутатов трудящихся тов. Кочерги».
В большинстве районов перед началом весеннего сева прошли массовые собрания, на которых свыше тысячи депутатов отчитались перед избирате
лями в своей работе. Около 7 тысяч колхозников, выступивших на отчетных собраниях с критикой и деловыми замечаниями, помогли советами, как лучше проведи посевную.
В горячие дни весеннего сева вырос большой актив. В Никулинском сельсовете, Добрянского района, в Гражданском сельсовете, Нытвенского рай
она, и других насчитывается по 50 и больше активистов, работающих в постоянных комиссиях и систематически выполняющих отдельные поручения.
О работе депутатов и актива рассказал на совещании председатель Гражданского сельсовета тов. Миков. В ря
де колхозов перед началом сева был обнаружен недостаток подготовленных семян. Сельсовет, обсудив этот вопрос, организовал круглосуточную молотьбу и сушку зерна, привлек в помощь полеводческим бригадам депутатов и свой актив. Колхозники работали в две смены — дн?м и ночью, и к началу сева семена были полностью подготовлены.
Совещание наметило конкретные мероприятия по подготовке колхозов к уборке урожая и выполнению плана хлебопоставок.

По Советскому Союзу

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ