ИЮЛЯ 1943 Г.
ЧЕТВЕРГ
№ 153 (5901)

Цена 20 коп. ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 30 июня

В течение 30 июня на фронте существенных изменений не произошло.
Нашей авиацией в Финском заливе потоплен сторожевой катер Противника.

На одном из участков Западного фронта артиллеристы Н-ской части
обстреливали позиции противника и взорвали крупный склад боеприпа
сов. На другом участке разведыва
тельный отряд немцев, под прикрытием артиллерийского и мино
метного огня, пытался атаковать позиции нашего подразделения.
Пулемётным н залповым ружейным огнём советские бойцы прижали немецких разведчиков к земле. За
тем открыли огонь иашп миномётные батареи. Понеся большие потерн, гитлеровцы в беспорядке отступили.

В районе Белгорода наши передовые подразделения отразили атаку немцев, пытавшихся боем разведать советские позиции. У прово
лочных заграждений осталось 60 вражеских трупов. Захвачены трофеи н пленные. Артиллеристы подразделения, где командиром млад
ший лейтенант Поцелуйко, соверши, ли огневой налёт на вражеские по
зиции. Уничтожена миномётная ба.тарея и разрушено несколько блиндажей противника.

Западнее Ростова на Дону артиллеристы батареи, где командиром старший лейтенант Бенгальский, установили свои орудия недалеко от переднего края вражеской обо
роны, открыли огонь н уничтожили 3 нулемёта, миномётную батарею и до 70 немецких солдат и офицеров.
Наши летчики в воздушных боях сбили 5 немецких самолётов. Кроме того, 2 бомбардировщика про
тивника уничтожены огнём зенитной артиллерии.

На одном нз участков Ленинградского фронта несколько групп пехоты противника пытались атако
вать позиции Н-ской части. Еще на подступах к нашему переднему краю немцы были вет^чены массированным огнём артиллерии и миномётов. Одновременно были подвергнуты ожесточённому обстрелу
огневые средства, расположенные на переднем крае и в глубине обо
роны противника. В результате боя истреблено до роты гитлеровцев, уничтожены три вражеских мино
метных батареи, разрушены 7 ДЗОТ’ов, взорваны два склада с боеприпасами и горючим.

Партизанский отряд имени Чапаева, действующий в одном из рай
онов Пинской области, 16 июня подорвал немецкий железнодорожный эше.лоп. В результате круше
ния уничтожены паровоз и 16 платформ с автомашинами. Группа партизан разрушила 200 метров жетезнодорожмы1 линий. Движе
ние на этом участке было прекра
щено на несколько садок. Другой отряд пинских партизан пустил под откос вражеский поезд. Разбиты паровоз, 6 клаеоных вагонов с
солдатами и офицерами н несколько вагонов с боеприпасами.

По полученным сведениям, в результате налёта нашей авиации 23 июня па железнодорожный узел
Псков, противнику был нанесён серьёзный урон. Прямым попада
нием бомб разрушены станционные сооружения, разбиты два воинских эшелона, а также офицерский штаб
ной вагон. Разрушено несколько казарм, в которых помещались немецкие части. Взорвано два склада боеприпасов, сожжены два склада горючего, разбито несколько батарей зенитных орудий. В пяти ки
лометрах от города, на аэродроме, разбито и сожжено 12 немецких са
молётов. По неполным данным, на железнодорожном узле Псков и в казармах убито более 1.000 немец
ких солдат и офицеров. Усиленная немецкая охрана до настоящего времени не допускает население в район вокзала.

Югославские партизаны отбили многочисленные атаки немцев у населённого пункта «Кумберак и истребили более 100 гитлеровцев.
Ружейно-пулемётным огнём сбит немецкий бомбардировщик. Близ населённых пунктов Сент-Юре и Му лав а патриоты разгромили два батальона итальянской пехоты. В Словении партизаны разрушили железнодорожную станцию Бесинец.
В другом районе пущен под откос немецкий эшелон с военными грузами.
Сборка зенитных орудий на Н-ском артиллерийском заводе. На переднем плане слесари-сборщики стахановцы Б. Сибирков и К. Коидриков. Фото А. Фатеева (ТАСС)

Утреннее сообщение 1 июля

В течение ночи на 1 июля на фронте ничего существенного не произошло.

На Западное фронте происходила редкая артиллерийская перестрелка. Подразделение, где командиром капитан Ламсадзе, предприняло разведку боем. Ночью сапёры проделали проходы в минных полях ц про
волочных заграждениях противника. На рассвете, после огневого налёта артиллерии на вражеские позиции, разведчики переправились через ре
ку и ворвались в немецкие траншеи. Отделение старшего сержанта Косачева окружило вражеский ДЗОТ, взорвало его гранатами и захватило пленных. Отделение старшего сер
жанта Самарина окружило другой ДЗОТ. Немцы закрыли амбразуры стальными ставнями. Тогда сержант
Самарин влез на ДЗОТ и бросил в трубу противотанковую гранату. Старший сержант Мизаев взорвал землянку, где находился пункт свя
зи, а сержант Сатков уничтожил станковый пулемёт вместе с расчё
том. Всего наши бойцы истребили более 100 гитлеровцев, уничтожили орудие, 3 миномёта, захватили трофеи и пленных.

Западнее Ростова на Дону 9 немецких бомбардировщиков, под при
крытием 3 истребителей, пытались совершить налёт на прифронтовой населённый пункт. Лётчики Н-ской части вылетели на перехват вражеских самолётов н вступили с ними 1 бой. В результате воздушного боя паши лётчики сбили 5 бомбардировщиков и 2 немецких истребителя.

На одном участке Волховского фронта немцы предприняли разведку боем. Наши подразделения встре
тили противника метким ружейнопулемётным огнём. Не достигнув пе
реднего края советской обороны, гитлеровцы были вынуждены отступить. На ноле боя осталось несколько десятков вражеских трупов.
Лейтенант т. Ходульно огнём из противотанкового ружья сбил немецкий самолёт-корректнровщик.

На одном участке Ленинградского фронта немецкие бомбардировщики атаковали советский бронепоезд. Зе
нитчики открыли огонь и сбили два вражеских самолёта. Остальные са
молёты противника беспорядочно сбросили бомбы далеко от. цели.

Отряд украинских партизан из засады обстрелял вражескую автоко
лонну. Убито 70 немецких солдат и 4 офицера. Соя:жены автобус и несколько автомашин.

Партизанский отряд, действующий в Могилевской области, разгромил первую роту 13 немецкого полицей
ского полка «СС». Среди убитых гитлеровцев оказался командир роты капитан Ганс Эрике. У него най
дено «Приложение к приказу >ё 9 по батальону о борьбе с партизанами». В разделе приказа, озаглавленном «Прочёсывание деревень», говорится:
а) Если жители поддерживают партизан, следует захватить их, до
ставить в лагери рейхсфюрера «ССили обергруппенфюрера «СС» Заукеля.
б) Если для задержания и отправки нет времени, жителей Следует полностью уничтожить...
Приведённый выше документ лишний раз показывает, что немец
кое командование в своих приказах предписывает офицерам творить расправу над мирными жителями, уго
нять их на каторгу или поголовно уничтожать. Любому фашистскому
бандиту этим приказом дано право совершать любые злодеяния -над мирными и ни в чем не повинными жителями временно оккупированных немцами советских районов. Но под
лые убийцы стариков, женщин и детей пусть помнят, что они ответят за все свои преступления. Никто из фашистских бандитов не из
бежит ответственности, никто из них не уйдёт от суровой кары.
В Северной Фессалии греческие партизаны разгромили крупный не
мецкий отряд и захватили большие трофеи. В ущелье юго-западнее Трнг.алы партизаны вели ожесточён
ный бой с итальянцами и уничто
жили свыше 200 оккупантов. В районе Пинда патриоты совершили налёт на вражеский гарнизон. В за
вязавшейся схватке убито и ранено 55 солдат противника. Несколько де
сятков итальянских солдат захвачены в плен. Ввиду активных действий и непрестанных налётов партизан нарушено железнодорожное дви
жение на линии Афины — Салоники. Патриоты, действующие на вооружённых рыболовных судах, потопили несколько немецких транспортов с военными грузами.

Письма семьям фронтовиков

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 1. (Спец, корр. ТАСС). Командиры и политработники Н-ской гвардейской ча
сти систематически направляют письма семьям лучших бойцов и младших командиров. В этих письмах они рассказывают жёнам н ро
дителям фронтовиков о том, как их мужья н сыновья отличились в сражениях, с немецкими захватчиками.
Командир взвода гвардии старший лейтенант Фельдман пишет в город Люберцы, Московской области:
«Ефрооинья Антоновна!
Ваш муж гвардии младший сержант Яков Афанасьевич Евсеев служит со мной в одном взводе немало времени. Скажу прямо: Яков Евсеев — настоящий большевик, гвар
деец. Во многих боях с врагами оп проявил себя как опытный и отважный воин.
В одном бою Ваш муж вместе с несколькими бойцами первым ворвался в обороняемую немцами деревню. Гитлеровские бандиты подожгли там один дом н хотели забро
сать гранатами подвал, в котором находились мирные жители — ста
рики, женщины и дети. Наши вои
ны, в числе которых был к Ваш муж, истребили немецких злодеев и спасли от смерти более шестидесяти руоскнх людей.
Так же доблестно сражался Яков Евсеев и в другом бою. Метко стре
ляя из противотанкового ружья, он подавил несколько огневых точек противника и помог нашим наступающим стрелкам успешно выпол
нить боевую задачу. Во время боя его ранило в ногу, но он не покинул своего поста до приказа командира.
Своим мужем Вы можете гордиться. Он энергичный, бодрый и смелый воин.
Привет Вам и лучшие пожелания от всего взвода».
В село Сунтар Якутской автономной республики гвардии капитан Апикст послал такое письмо:
«Дорогая Ирина Алексеевна!
Вот уже 14 месяцев прошло с тех пор, как Ваш сын гвардии красноармеец Никифор Прокопьевич Пет
ров находится вместе о нами на фронте, в одной части.
С первых же дней пребывания на фронте он проявил себя как от
важный воин, бесстрашно выполнял все боевые задания.
Недавно в жестоком бою Ваш сын героически выполнил прика
зание командования. В этом бею вражеские пули порвали в не
скольких местах его шинель. Конеч
но, это беда поправимая. Главное, что Ваш сын—жив и здоров, бодр и весел и своим мужеством, отва
гой и воинским умением служит примером для молодых воинов.
Все боевые товарищи Вашего сына шлют Вам привет и желают доброго здоровья...».
На овон письма командиры и погитработннки получают многочис
ленные ответы, в которых семьи фронтовиков благодарят за воинское воспитание своих мужей, сыновей, братьев и в свою очередь обещают трудиться в тылу еще лучше, отдать все силы нз помощь (фронту.
Е. Капланский.

Сэкономлено пять эшелонов угля

Паровозники депо имени Ильича, Западной железной дороги, добиваются больших успехов в экономии топлива. В депо ширится соревно
вание за создание ко Всесоюзному дню железнодорожника наркомовского зимнего фонда топлива.
Покрыв свой долг, образовавшийся в результате пережога угля в те. чение января и февраля, паровоз
ники креме того внесли в этот фонд 1.259 тонн сэкономленного ими топ
лива. Иначе говоря, они сберегли для работы в зимних условиях око
ло пяти эшелонов подмосковного угля.
Мац. инист орденоносец тов. Мапинова мастерски водит пригород
ные поезда и при этом сохраняет много топлива. За май и 20 дней июня она сэкономила около 10 тонн. Тов. Снежков—старший машинист паровоза, завоевавшего переходящее красное знамя депо, сберег за тот же срок 20,6 тонны топлива. Маши
нист тов. Трифонов сохранил для зимы за май и две декады июня 24 тонны. Его локомотив внпючен в состав стахановской фронтовой колонны имени Г «роя Советского Союза партизана тов. Заспонова.

Первые заказы

В счёт июля завод, где секретарем парторганизации тов. Севастья
нов, работает уже несколько дней. Закончив досрочно полугодовую программу, коллектив принялся за выполнение новых оборонных заказов.
Сегодня этими заказами заняты все цехи. С начала смены работа идет ритмично. Больших успехов добилась бригада паялыцицы тов. Деевой. Бригада значительно перевыполняет норму я при этом эконо
мит сплавы. За успешную работу она имеет переходящее красное знамя завода, установленное для бригад.
Бригада тов. Федоричевой занята на сборке ответственных деталей. Молодая производственница-бригадир руководит коллективом пч 22 человек. Бывшая подсобная работница, тов. Федоричева хорошо освоила производство. На. сложных опе
рациях ее бригада дает до двух норм.

В фонд Главного Командования

На два дня раньше срока закончил полугодовую и квартальную программу завод, где главным ин
женером тов. Пастухов. Раньше других полугодовой и месячный план выполнил цех начальника тов. Климова. Целый ряд технических
усовершенствований производства позволил значительно поднять ка
чество продукции. Завод сверх пла
на сдал в особый фонд Главного Командования продукции на несколько сот тысяч рублей.

В последний день июня

Последняя смена вчерашнего дня закончила работу. В цехах стали подсчитывать выработку. Итог получился неплохой.
— В особый фонд Главного Командования Красной Армии сверх месячиого плана мы сдали 2,5 тон
ны пряжи, а сверх полугодового — не менее 25 тонн, — сообщил нам главный инженер тов. Щенков.
Фабрика «Красная крутильщицауспешно оправилась со сложным
заданием, причем в нюне она выпустила значительное количество пря
жи нового ассортимента. Эта пряжа требует особой, та.к называемой «вы
сокой», крутки. Кая:дый её метр должен получить на машине 2.000 оборотов.
Изменение ассортимента потребовало значительной перестройки всей работы предприятия. Теперь
основными, решающими участками стали цехи караеной и фасонной крутки. В последние сутки июня оба эти цеха, как н обычно, работали успешно.
Выделяется работа крутильщицы тов. Алабиной, которая при новом ассортименте обслуживает 520 вере
тен вместо 260. Она значительно перевыполняет норму, брака не име
ет. От Алабиной не отстает её сменщица Высенкова.
Больших успехов достигла молочница тов. Иванова. В последний день июня она дала около 200 процентов нормы. Это — рекорд. На
шелко-крутильной фабрике каж
дые пять-десять процентов сверх нормы считаются уже большим достижением.
В последние дни фабрика систематически перевыполняла на 20—25 процентов суточный план выработки пряжи нового ассортимента.
В успехах предприятия большую роль сыграло внедрение рационали
заторских предложений. Фабрика за. няла первое место во всесоюзном двухмесячнике по рационализации и изобретательству, который проводит Наркомтекстиль СССР. Органи
зация производства нового вида пряжи — результат именно этого двухмесячника. Вырабатывать новую пряжу, имеющую большое значение для текстильной промышленности предложил главный инженер фабрики тов. Щенков.
Всего работники фабрики внесли .51 предложение, направленное к экономии сырья — натурального шёлка, экономии металла, необходимого для восстановления износив
шихся деталей машин, к повышению мощности оборудования и т. д.

У инструментальщиков

Вчера в 5 часов вечера завод, где главным инженером тов. Локшин, закончил план июня. В числе це
хов первым выполнившим задание — инструментальный. Коллек
тив этого цеха успешно работает на протяжении уже нескольких ме
сяцев. От того, как организована работа у инструментальщиков, в значительной степени зависит успех всех участков предприятия.
Слесарь тов. Кубышкин - - специалист но приспособлениям. Он умеет находить простые решения для сложнейших технических вопросов. Так, например, он придумал способ ускорить выпуск приспособления, необходимого при фор
мовке. Это приспособление в сущности представляет целый станок.
Обычно для его сборки требовалось десять дней. Теперь эта работа вы полняется за два дня.
Слесарь-лекалыцик тов. Сидоренко выполняет самые сложные операции. Он умеет использовать механизмы для работ, которые раньше считалось возможным производить лишь вручную. Для механизации обработки деталей он пользуйся станками, почему-либо недостаточно загруженными. На некоторых операциях Сидоренко выраба
тывал по 6—7 норм и больше. В июне стахановеп выполнил работу, которую по норме он должен был сделать за два с половиной месяца
Вчера в Московском совете состоялось общегородское совещание директоров н агрономов подсобных хо
зяйств предприятий и учреждений столицы, начальников Главурсов н ОРС ов, а также председателей ого
родных комиссий. Совещание было посвящено итогам весеннего сева и задачам обработки посевов в под
собных хозяйствах и на огородах трудящихся.
Председатель исполкома Московского совета тов. В. II. Пронин в своём докладе сообщил, что подсобные хозяйства расширили посевную

Бороться за высокий урожай на огородах

и в подсобных хозяйствах Действующая армия. Разведчики подразделения старшего лейтенанта П. Неграеовя. форсиру ч реку I!.. отправляются на выполнение боевого зада

нпя. Много раз ходили отважные разведчики в тыл противника и всегда приносили важные сведения. На счету подразделения — 10 приведен
ных «языков». Фото И. ПИКМАНА (ТАСС).

На совещании в исполкоме

Моссовета

площадь под овощами и картофелем почти в три раза по оравнению с прошлым годом. Площадь огородов москвичей увеличилась в два с по
ловиной раза. Огородничеством в Москве занимается до миллиона че
ловек, то-есть почти в пять раз больше, чем в прошлом году.
— На опыте прошлого года,—говорит тов. Пронин, — руководители многих предприятий, как и многие тысячи москвичей, воочию убедились, что означают подсобные хозяй
ства или индивидуальный огород, превратившиеся в серьёзный источник дополнительного снабжения трудящихся продовольствием. В прошлом году, несмотря на пониженный урожай, подсобные хозяйства и ого
роды трудящихся дали полтора миллиона пудов картофеля и два с половиной миллиона пудов овощей.
В этом году при выполнении установленных планов есть все возможности собрать в подсобных хо
зяйствах не менее 9.500 тысяч пудов .картофеля и 4.900 тысяч пудов овощей, а на огородах трудящихся — 4.6 миллиона пудов картофеля и
свыше. 2.200 тысяч пулов овощей. Именно за это и надо бороться, по
скольку выполнение этого плана явится серьёзным дополнительным источником улучшения снабжения трудящихся Москвы.
Своевременное проведение весеннего с«ва и благоприятно скла.г шающнеся условия для развития посевов дают- все основания ожидать
обильного урожая в подсобных хозяйствах и на огородах трудящихся, Но высокий урожай, разумеется, сам не придёт.
Теперь все зависит от того,—указывает тов. Пронин, — как будут организованы обработка посевов, уход за ними, полив, подкормка, борьба с сельскохозяйственными вре
дителями. На уход за посевами, в первую очередь на борьбу с сорня
ками, надо мобилизовать все наши силы, послать на огороды подсоб ных хозяйств часть служащих и ра
бочих предприятий, учащихся стар
ших классов, членов семей. Надо хорошо организовать труд каждого работающего. На огородах сейчас надо работать от зари до зари.
— Надо сделать всё необходимое, — говорит в заключение тов. Пронин, — чтобы закрепить успех весеннего сева и образцовой органи
зацией обработки посевов добиться максимального урожая овощей и картофеля. Мы обязаны это сделать,
чтобы ещё более усилить помощь фронту, помощь Красной Армии, которая готовится к решающим битвам с ненавистным врагом.
С исключительным вниманием были выслушаны выступления ученых: академиков Лысенко, Якупг
кина, профессоров Харченко, Эдельпгтейна, Болдырева, Гурова и др.
Предложения и советы, высказанные па собрании, будут положены в основу решения исполкома Мос
ковского городского совета о мерах по организации ухода за посевами я подготовке к уборке урожая в подсобных хозяйствах и на огородах Москвичей.

Удачная вылазка

разведчиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1. (Спец. корр. ТАСС). Младший лейтенант Розанов, находясь в засаде, обратил внимание на телефон
ный кабель. Наша линия связи там не проходила. Следовательно, решил Розанов, это — провод про
тивника. Он пополз вдоль провода, и предположение его оправдалось.
Розанов перерезал провод, рассчитывая, что немцы пойдут проверять линию.
В следующую ночь в засаду отправились семеро бойцов во главе с Розановым. Не успели они расположиться, как дозорный Алы
мов донес, что вдоль провода идут немцы. Их было 23. Наши развед
чики внезапно атаковали немцев,
пустив в ход гранаты и автоматы. Фашисты пришли в замешательство и стали разбегаться. Одного из них настиг Алымов и взял в плен, он оказался обер-ефрейтором — связистом.
Результаты вылазки наших разведчиков — 20 убитых и раненых немцев и 1 пленный, давший важные сведения.

Капитан М. Яровой. Слет мастеров поиска

и разведки

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30. (Спец. корр. ТАСС). Закончился слет лучших разведчиков. В простых рассказах бойцы и командиры показали все многообразие раз
ведки и смелого поиска. Интересно было сообщение опытного разведчика — гвардии младшего лейтенанта Приводьнева.
С начала войны Привольней участвовал во многих вылазках и сме
лых поисках, он в совершенстве изучил наступательную и оборонительную технику врага, его тактику и приемы. Только за время наступательных зимних боев он захватил 20 пленных. Однажды При
вольнее вместе с несколькими смельчаками на автомашине вор
вался в расположение опорного пункта фашистов и разведал их силы и технические средства.
О способах действий разведчиков при захвате «языка» из расположе
ния противника рассказал гвардии старший сержант Рыбак. В одну из разведок он с группой бойцов уничтожил до 30 немцев.
В разведывательном подразделении, где служит тов. Рыбак, 60 процентов личного состава награждены орденами и медалями Совет
ского Союза. Многие имеют значок «Отличный разведчик».
Командир роты старший лейтенант Шахов, награжденный за успешное проведение многих разведы
вательных операций орденами Красного Знамени, Александра Нев
ского и Краоной Звезды, поделился своим опытом организации разведки в условиях наступления и обороны.

Три карательных

экспедиции

в дер. Леоново

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30. (Спец. корр. ТАСС). Красноармейская газета «Боевой натиск» опубли
ковала акт о чудовищных злодея
ниях фашистов в деревне Леоново, Сафоновского района, Смоленской области.
В этой деревне трижды побывали немецкие карательные отряды. 27 августа 1942 года прибыл первый от
ряд. Немцы согнали всех жителей
деревни в сарай, солдаты занялись повальным грабежом. Гитлеровцы забрали личные вещи колхозников и угнали весь скот. Несколько женщив
подверглись гнусным насилиям. После этого каратели с двух сторон подожгли деревню. Все сто тридцать дворов с надворными постройками сгорели дотла.
В сентябре 1942 года жители дер. Леоново разместились в вырытых имя землянках.
В октябре 1942 года сюда вторично прибыл карательный отряд. Каратели схватили трех колхозниц — Но
викову Наталью — 28 лет, Новикову Ксению — 53 лет и Сочневу Марию
— 29 лет, расстреляли их и бросили в подожженную баню. В этот же день гитлеровцы ранили больную старуху Лосеву Евдокию и 6-летнюю девочку Зинаиду Сочневу. У жителей было отнято последнее добро.
29 января 1943 года немецкие каратели в третий раз ворвались в де
ревню. Они выгнали всех жителей из землянок, сфотографировали их и повели в кустарник. Тут началась дикая расправа. Все жители деревня — 250 человек были расстреля
ны. Немцы не щадили ни стариков,
ни грудных детей, расстреливали людей в спину группами по 15—20
человек. Убивали матерей вместе с грудными детьми. Так погибли Горбачева Наталья и её грудной ребе
нок Витя, Иванкова Татьяна и её сын Коля, Лазукина Анна и её сын Гриша и многие другие.
Во время массового расстрела населения удалось спастись лишь пятя жителям деревни. Тяжело раненные Иванова Лидия, Новикова Мария, Новиков Петр, Косарева Ольга и её дочь Таисия несколько часов проле
жали в груде трупов, а вечером уползли в лес, где и скрывались до прихода Красной Армии.
1 февраля немцы облили трупы расстрелянных ими советских граж
дан бензином и сожгли. В этот же день они взорвали и сожгли все зем
лянки, чтобы скрыть следы свои* преступлений.
Е. Корявичев.

НА ФРОНТАХ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ