ИЮЛЯ 1943 Г.

СУББОТА
№ 155 (5903)
Цена 20 коп.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 2 июля

В течение 2 июля на фронте существенных изменений не пронзоднло.

На одном участке Западного фронта наш разведывательный отряд атаковал позиции противника, рас
положенные на высоте, господствующей над окружающей местностью. Когда большая часть вражеских огневых точек была подавлена нашей артиллерией н миномётами, со
ветские пехотинцы ворвались в траншеи немцев и в результате боя заняли их. Противник подтянул под
крепления с соседних участков н в течение нескольких часов предпринял одну за другой шесть ожесточённых контратак. Все контратаки немцев были отражены организован
ным ружейно-пулемётным и артиллерийским огнём наших подразделе
ний. Уничтожив в этом бою до 600 солдат и офицеров противника н успешно выполнив поставленную зада
чу, разведывательный отряд отошёл на исходные позиции. Захвачены трофеи и пленные.

В районе Белгорода гвардейское миномётное подразделение, где командиром гвардии капитан Иванов, поддерживая действия разведчиков, уничтожило 5 немецких огпевых точек, разрушило 2 ДЗОТ а и истребило до взвода гитлеровцев. Гвар
дии младший лейтенант Чуднов и гвардии красноармеец Орлов из руч
ного пулемёта и полуавтоматической винтовки обстреляли немецкий бом
бардировщик «Юнкерс-зз». Самолёт загорелся и упал на землю.

Южнее Балаклен артиллеристы Н-ской части уничтожили немецкий танк, приблизившийся к нашему переднему краю. На другом участке артиллеристы обстреляли колонну противника и уничтожили 13 авто
машин и до 20 повозок с врунами.

На Карельском фронте подразделение под командованием капитана Каспера проникло в тыл противника и устроило засаду. Через неко
торое время показалась группа в 40 немцев. Наши бойцы окружили их, уничтожили 34 гитлеровца, а
остальных захватали в плен. На другом участке бойцы подразделе
ния, где командиром т. Чернуха, ворвались в окопы противника и истребили 20 белофиннов.

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Минской обла
сти, уничтожил немецкий гарнизон, расположенный в крупном населён
ном пункте. Убито 150 вражеских . солдат п полицейских. Захвачены 70 винтовок, 10 пулемётов, 15 ты
сяч патронов и другие трофеи. Группа партизан этого отряда про
никла на аэродром- противника и сожгла 5 п$гецких самолётов. На
диях отряд окружил село, занятое гитлеровцами, и предложил гарни
зону сдаться. 67 немепких солдат сложили оружие а взяты в плен, остальные гитлеровцы оказали сопротивление и были уничтожены.

На одном из участков Ленинградского фронта на сторону Красной Армии перешёл солдат 53 немецкой пехотной дивизии, поляк по нацио
нальности, Болеслав М. Перебежчик рассказал: «Я служил в польской армии и в сентябре 1939 года по
пал в плен к немцам. Долгое время находился в концентрационных лагерях в Вальденбурге и Неййран,- денбурге. В лагерях немцы всяче
ски измывались над нами. На моих
глазах от рук гитлеровских убийц погибли сотни поляков. Бандиты замучили и моего двоюродного бра
та Йозефа Войцеховского. Голод и пытки сломили его, и он заболел. Больного Войцеховского гитлеровцы заставляли столовой ложкой перено
сить кучи песка с одного места на другое. За этим бессмысленным за
нятием он и умер. Немцы хотели уничтожить польский народ, сте
реть Польшу с лица земли. Раньше они открыто говорили и писали, что удел поляков быть рабами немцев. А теперь, когда русские нанесли Гитлеру тяжелые поражения, он вспомнил о поляках и начал их массами призывать в армию. Гитлер хочет, чтобы поляки, отцы и бРатья которых замучены в немецких концлагерях в Дахау, Осьвенциме и дру
гих местах, проливали свою кровь за немцев. Но этому не бывать».

французские патриоты наносят немецким захватчикам непрерывные
удары. В Тулоне вольные стрелки сожгли 7 цистерн с нефтью. В ок
рестностях Лиона французы взорвали водонапорную башню. На воен
ном заводе в Гренобле патриоты вывели из строя 4 трансформатора.
В Верхней Савойе за один месяц зарегистрированы 122 акта саботажа на заводах и электростанциях.

Утреннее сообщение 3 июля

В течение ночи на 3 июля на фронте ничего существенного не произошло.

На Западном фронте происходила активная деятельность наших раз
ведывательных подразделений. На одном участке отряд разведчиков проник в траншеи противника и вступил в рукопашную схватку с немцами. Наши бойцы истребили до роты гитлеровцев, уничтожили 4 пу
лемёта, 2 миномёта и разрушили 9 блиндажей. На другом участке разведчики под командованием старшего лейтенанта Протасова пробрались
в расположение немцев и внезапно атаковали подразделение противника. Гитлеровцы ъ беспорядке отступили, бросив радиостанцию, пулемёт, несколько автоматов и винто
вок, миноискатели и другое военное имущество. Захватив трофеи, раз
ведчики возвратились в свою часть.

Западнее Ростова на Дону рота немецкой пехогы пыталась атако
вать наши позиции. Бойцы Н-ской части отбили вражескую атаку и истребили 30 гитлеровцев. На другом участке наши разведчики ворвались в немецкие траншеи, истребили группу солдат противника и, захватив пленных, вернулись в свою часть.
Нашими лётчиками в воздушном бою сбиты два немецких самолёта.

На Волховском фронте миномётчики батареи, где командиром т. Батыгин, обстреляли колонну вражеских велосипедистов и истребили
14 гитлеровцев. На другом участке артиллеристы Н-ской части обстре
ляли скопление пехоты противника и уничтожили 70 немецких солдат и офицеров.

На Ленинградском фронте наши подразделения уничтожили до 150 солдат и офицеров противника. Огнём артиллерии и миномётов разрушено 19 вражеских ДЗОТ’ов и 5 на
блюдательных пунктов. В результате артиллерийского обстрела на позициях противника возникли большие пожары и произошло до 30 сильных взршмщ.

Партизаны отряда, действующего в Камеиец-Нодольской области, подорвали на минах немецкий воинский эшелон. Разбиты паровоз, 6 классных вагонов 2 платформы. Три
дня гитлеровцы очищали н исправляли путь. На четвертый день движение возобновилось, но не надолго. Первый я;е вражеский поезд, вы
шедший с соседней станции, был пущей партизанами под откос. ЕГ результате крушения’ уничтожены паровоз к 17 вагонов. Партизанская разведка наблюдала, как немцы увозили в город на грузовиках я подводах многих убитых и раненых солдат.

Пленпый команип экипажа немецкого самолёта «Юнкерс-58> лей
тенант К. Леман рассказал: «После двух, лет войпы положение на фрон
тах коронным образом изменилось. Германия теперь вынуждена перейти к вбороне. Многие солдаты уверены, что айгло-американские вой
ска скоро высадятся в Европе. За последнее время в офицерских кру
гах часто возникают разговоры на эту тему. Трудно найти офицера, который бы верил, что так назы
ваемый «атлантический вал» может служить препятствием для десант
ных армий- Болтовня сб «атлантическом вале» доказывает лишь, что иад Германией нависла непосредственная угроза второго фронта, которую невозможно предотвратить».

Получено сообщение о ловом злодеянии немецко-фашистских мерзавцев. Немецкие лётчики в учебных целях производят тренировочные бомбардировки мирных сёл в окку
пированных советских районах. 21 мая немецкий самолёт сбросил фу
гасные бомбы на деревню Волоча, Пуховичекого района, Минской области. Разрушено несколько домов. Убиты 3 женщины и шестилетия,! девочка. В июне два немецких бом
бардировщика, в том жз районе, сбросили 12 бомб на деревню Греб
ля. Разрушено 15 домов. Убито и ранено много женщин и детей.

В Австрии резко увеличилось количество диверсионных актов. На машиностроительном заводе близ Вены рабочие взорвали силовую ус
тановку. В связи с этим ряд цехов завода выведен из строя на длительный срок. На автомобильном заводе в Зиммернпте приёмочная комиссия забраковала крупную партию автомашин. На паровозостроительном заводе в Флоридсдорфе неизвестные поломали много сложных станков.

Вручение гвардейского знамени защитникам Сталинграда

Собрание комсомольского актива Беломорской
флотилии
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3. (Спец. корр. ТАСС). Рождённая в буре сталинградских битв, Н-ская
гвардейская артиллерийская дивизия прошла славный боевой путь. Бойцы и командиры выстроились для принятия гвардейского знамени. На груди у многих из них ордена и медали. У всех на бирюзо
вой ленточке с красной продольной полоской — медаль «-За оборону Сталинграда».
Торжественно звучит музыка. Наг встречу члену военного совета вы
ходит командир дивизии. Вручая дивизии гвардейское знамя за храб
рость, мужестве и героизм, проявленные II боях под Сталинградом, член военнного совета фронта говорит:
—• Высоко несите это знамя — символ вашей воинской чести.
Приняв знамя, командир дивизия преклоняет колено. За ним преклоняют колени все бойцы и командиры. Гвардейцы клянутся в пред
стоящих боях увеличить боевую славу своей дивизии.
Снова раздаются торжественные звуки оркестра, и церемониальным маршем под развёрнутым знаменем гвардейцы проходят мимо трибуны комапдовалия.
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 3. (Спец. корр. ТАСС). Состоялось собрание комсомольского актива Беломорского военного флота. Оно обсудило вопрос о военно-политическом воспи
тании комсомольцев. Выступавшие рассказали о том. как комсомольцы борются за выполнение приказа Маршала Советского Союза товарища Сталина, как повседневно »: боевой обстановке повышают они свою во
инскую выучку. Собрание наметило практические мероприятия по улуч
шению работы среди комсомольцев,
подчеркнув необходимость пропаганды боевого опыта бывалых моряков, истории кораблей.
Действующая армия. Гвардейцы-танкисты переправляют по понтонному мосту материальную часть через водный рубеж, Фото Д. ФАВИЛОВИЧА (ТАСС).
Всесоюзное социалистическое соревао ванне. На Н-ском заводе авиационной промышленности. Стахановка- полнровщица комсомолка Е. Днонова, изо дня в день выполняющая по три нормы.
Фото Н. ФИГУРКИНА (ТАСС).

С удвоенной энергией

Совещание передовых людей смены
Завод этот — передовик Всесоюзного социалистического соревнования — держит переходящее Крас, ное Знамя Государственного Комитета Обороты.
Работать за двоих — давать два нормы в смену, обслуживать два станка, владеть двумя профессиями — такие обязательства берут и ус
пешно выполняют патриоты-производственники. Весь коллектив заво
да (главный инженер тов. Кононен
ко) поставил перед собой задачу: удвоить к концу года выпуск бое. вых машин.
Первый день июля коллектив предприятия отметил особо, считая,
что вступление во вторую половину года обязывает каждого к новым достижениям.
О первых же часов первой смены стахановцы взялись за дело о большим под емом. А в 8 часов ве
чера, после окончания работы, производственники, работающие за двоих, собрались на совещание. Таких
оказалось свыше 150 человек. На
совещании рабочие рассказывали о овоих достижениях, методах работы.
Тов. Чистякова — зубошлифовщица. Она выполняет ответственные, требующие большой точности, опе
рации. Стахановка обслуживает два к даже три станка.
— Подучусь ещё и тогда смогу
перейти на обслуживание четырёх станков, — говорит тов. Чистякова.
Тов. Коршунова —- пожилая работница. Но профессии — сверловщица. 200 процентов — это её минимальная выработка.
Больших успехов достиг стахановец тов. Климович. Он — и фрезеровщик, и токарь, и слесарь. 3 нор
мы — обычная производительность груда тов. Климовича.
Молодой производственник тов. Котов также универсал. Он свобод
но владеет слесарным, строгальным и шлифовальным делом.
Совсем недавно на обслуживание двух-станк8Ъ перешла шлифовщица тов. Мпнюшина. Она хорошо справляется со сложной доводкой дета
лей, требующей большой тщательности.
Стахановцы обратились с призывом ко всем рабочим завода:
— Пусть каждый из вас работает за двоих, добивается удвоенного вы
пуска продукции на своём участке, переходит на обслуживание нескольких станков, изучает несколь
ко профессий, — говорится в этом обращении. — Пусть каждый из вас явится активным участником борьбы за удвоенный выпуск нашим заводом боевых м?.шин, которые с грозной силой обрушатся на врага!

Соревнование молодежи

— Мы подвели итоги социалистического соревнования молодёжно-комсомольских бригад, — рассказывает тов. Коронелля, секре
тарь комитета комсомола завода «Фрезер». Первое место заняла бригада тов. Глушковой, второе — тов. Шишкарёвой. Каждая из этих бригад в среднем давала больше 2,5 нормы. Третье место заняла бригада тов. Киселёва.
Первая молодёжно-комсомольская бригада на заводе «Фрезер» была организована в начале июня в це
хе тов. Уверского, возглавила её тов. Ростова. В бригаде разверну
лось социалистическое соревнование на лучшее выполнение заданий. В комитет комсомола пришла тов
Глушкова — токарь, комсорг цеха, где начальником тов. Артёмов.
— Хочу организовать молодёжную бригаду. Желающих много, — заявила она.
А в конце дня, на стыке двух смен, состоялось короткое совещание. Тут же начальник цеха организовал две молодёжно-комсомольских бригады. Одну из них возгла
вила Глушкова, другую — Соколо
ва. На токарном участке они стали сменять друг друга.
Девушки с увлечением включились в развёртывающееся соревнование молодёжи. Лучше организовать рабочее место, свести к минимуму потери времени, повысить качество продукции, .— это стало заботой каждого члена бригады.
Добиваясь первенства, оба бригадира работали очень дружно. Каждый день па стыке двух смен они
рассказывали о том, как добились успехов, какие преодолели затруднения, в том, какой станок требует особого наблюдения и как его лучше налаживать. Обе бригады стали давать больше продукции, чем раньше выпускалось опытными кадровика
ми. Участкам, которые готовят де
тали для этих молодёжных бригад, пришлось подтянуться.
В одном из цехов на ответственном участке молодёжную бригаду организовали по предложению ком
сомолки-револьверщицы тов. Шишкаревой. Цех этот выполняет особенно тяжёлые и трудные операции. Молодёжь и тут быстро до
стигла выработки лучших старых производственников. Тов. Шишка
рева и некоторые члены её бригады добились особенно большого успеха, давая по 3—3,5 нормы.

Успехи бригады лучшего паровоза

Молодежно-комсомольская бригада грузового паровоза А» 736—05 де
по Лихоборы Московско-Окружной железной дороги добилась новых крупных успехов. Старший машинист тов. Мосолов и его напарники тт. Андреев и Трофимов умело водят поезда, перевозят большое количество сверхпланового груза и экономят топливо.
Их паровоз завоевал почетное место во всесоюзном с-оревнова.нии. За ним. сохранено звание «Лучший паровоз» сети железных дорог Союза,
Комсомольско-молодежный паровоз сделал за июнь сверх плана 22.125 вагоно-километров. Все поезда проведены значительно быст
рее, чем полагалось. Норма технической скорости перевыполнена на 24 процента. Молодые машиннстылунинцы провели в июне 17 тя
желовесных поездов, доставив на станции назначения 9.546 тонн дополнительного груза. Умелое ис
пользование локомотива позволило бригадам этой машины сэкономить за месяц более 20 тонн угля.
Любопытны итоги работы этого лучшего паровоза за полугодие. Молодые паровозники покрыли свой
долг, образовавшийся за трудные зимние месяцы, и перевыполнили полугодовую норму выработки. Они провели 72 тяжеловесных состава, доставили 33.163 тонны дополни
тельных грузов и сберегли при этом свыше 60 тонн топлива.

Ширится помощь семьям фронтовиков

ЕРЕВАН, 3. (ТАСС). Помощь семьям бойцов н командиров Красной Армии приобретает всё более широкие размеры. Заместитель председателя Совнаркома Армянской ССР тов. Е. М. Арутюнян сообщил корреспонденту ТАСС:
— Только за последние два месяца устроено на работу в промыш
ленные предприятия н мастерские промысловой кооперации около 7.500 членов семей военнослужащих. В детских садах и яеля1 воспитывают
ся 60.000 ребяъ 1.650 школьников, отды которых находятся на фронте,
получают обеды в открытых для них столовых. Для 5.327 семейств отремонтированы жилища. В городах и сёлах республики работают мастерские бытового обслуживания.
Кроме огородов, семьям фронтовиков отведено свыше 3.000 участков садов и виноградников. В одном лишь Ведийском районе колхозники передали в пользование семьям военнослужащих 2С9 молочных коз.
Начались заготовки топлива. Ленинаканский горисполком уже запас более 1.000 кубометров дров для семей фронтовиков.
САРАТОВ
НАЧАЛЬНИКУ 1 САРАТОВСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ ТАНКОВОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА А. И. ЛИЗЮКОВА

Полковнику тов. САФОНОВУ

Поздравляю командный, красноармейский и вольнонаёмный состав 1-го Саратовского краснознаменного ордена Красной Звезды танкового училища имени Героя Советского Союза генерал-майора А. И. Лизюкова с 25 годов
щиной, высокими правительственными наградами и желаю новых успехов в деле подготовки командных кадров танковых войск.
Народный Комиссар Обороны Маршал Советского Союза
И. СТАЛИН.
Указ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении 1-го Саратовского Краснознаменного
танкового училища орденом Красной Звезды
В ознаменование 25-й годовщины 1-го Саратовского краснознаменного танкового училища, за выдающиеся успехи в подготовке командных кадров танковых войск и боевые заслуги перед Родиной наградить 1-е Саратовское краснознаменное танковое училище орденом Красной Звезды.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 2 июля 1943 г.

О присвоении имени Героя Советского Союза
генерал-майора А. И. Лизюкова 1-му Саратовскому Краснознаменному ордена Красной Звезды

танковому училищу

Присвоить имя Героя Советского Союза генерал-майора А. И. Лизю. кова 1-му Саратовскому краснознаменному ордена Красной Звезды танковому училищу.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Награждение командного и вольнонаемного состава 1-го Саратовского Краснознаменного ордена Красной Звезды танкового училища имени Героя Советского
Союза генерал-майора А. И. Лизюкова.
В ознаменование 25-й годовщины 1-го Саратовского краснознаменного ордена Красной Звезды танкового училища имени Героя Советского Союза генерал-майора А. И. Лизюкова за выдающиеся успехи в подготовке командных кадров танковых войск и боевые заслуги перед Роди
ной Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
Орденом Красной Звезды — полковник В. И. Ершов, капитан В. Н.
Малышев, полковник И. А. Сафонов, майор Е. М. Шарф и другие, всего 8 человек;
орденом «Знак Почета» — 7 человек;
медалью «За боевые заслуги» — 5 человек;
медалью «За трудовую доблесть— 2 человека;
медалью «За трудовое отличие» — 1 человек.
(ТАСС).

О награждении орденами офицерского состава
воинской части Сражающейся Франции—«Нормандия
За образцовое выполнение боевых заданий Советского Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество наградить:
ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1 СТЕПЕНИ 1. Майора Тюлян Жан Луи
2. Капитана Литольф Альберта.
ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 2 СТЕПЕНИ 1. Лейтенанта Дюран Альберта
2. Лейтенанта Лефевер Марселя 3. Аджюдан-шеф Дюпра Луи.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 2 июля 1943 года.

Дневная вылазка разведчиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3. (Спец. корр. ТАСС). Группа развед
чиков под командованием старшего лейтенанта Анисимова получила задание привести контрольного плен
ного. Зная, что немцы привыкли к ночным вылазкам наших разведчиков и обычно готовятся к ним, Ани
симов решил застать гитлеровцев врасплох: он назначил поиск днем.
Заранее были произведены все не
обходимые наблюдения, установлено, когда у немцев меняются посты, когда они завтракают, обедают. Ночью саперы проделали проходы в проволочных заграждениях, связи
сты установили свя-зь. Разведчики подползли к нейтральной полосе и несколько часов пролежали здесь без движения. На рассвете они пе
Офицерский клуб
летчиков
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3. (Спец. корр. ТАСС). В Н-ском штурмовом гпиаполку открылся офицерский клуб. На первом офицерском собрании избран Совет клуба под председательством капитана Бабина.
Под клуб отведен просторный дом. Здесь имеются библиотека-читальня,
парикмахерская, буфет, комната для настольных игр. В плане работы клуба на июль намечены лекция о великом русском полководце Суворове, доклад о международном положении.
решли «ничейную» полосу и снова залегли.
Когда вражеские солдаты рано утром завтракали, часть разведчиков во главе с сержантом Мищенко пробралась к ним в тыл, к ходу сооб
щения. Анисимов с остальными раз
ведчиками бросился к немецкому окопу. В это же время в окон ворвалась и группа Мищенко. Немцы даже не успели оказать никакого сопротивления. Разведчики быст
ро перебросили через бруствер око
па двух гитлеровцев и, захватив вражеский пулемёт и винтовку, дви
нулись в обратный путь. В свое
подразделение они вернулись без потерь с двумя пленными и трофейным оружием.
Б. Сергеев. Награждение

поваров

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3. (Спец. корр. ТАСС). В Н-ском авиасоединении состоялось совещание поварен. Лучшие повары подели
лись опытом своей работы. Шефповар старшина Вашакидзе продемонстрировал приготовление различных салатов.
В конце совещания лучшим поварам соединения — сержанту Ми
хайловскому, красноармейцам Лапа- ухову и Носову представитель командования вручил медали «-За боевые заслуги».

В особый фонд Главного Командования

СВЕРДЛОВСК, 3. (ТАСС). Горняки Уральского бокситового рудника в июле добыли сверх плана в осо
бый фонд Главного Командования 14 тысяч тонн руды. На-днях сдана в экешоатацию новая шахта «Капитальная».
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 3. (ТАСС). Рыбаки Камчатки, досрочно завершив полугодовую про
грамму, дали сверх плана стране й фронту 700 тысяч пудов рыбы.
Сейчас в бригадах рыбаков с новой силой развернулось соревнование за досрочное выполнение годового плана.

Выпущен товарный паровоз нового типа

ГОРОД Н., 3. (ТАСС). После перерыва возобновил работу и выпустил первый товарный паровоз — серии ЭР — завод имени Куйбышева. Проектирование нового паровоза, изго
товление моделей, приспособлений, инструмента, обработка деталей и сборка первого образца проведены в рекордно короткие сроки. В создании нового, типа паровоза, отличи
лись конструкторы тт. Лебедянский, Сорока, Шарапов, Гросюк и Утаин.
Одновременно специальная комиссия приняла усовершенствованный паровоз «Серго Орджоникидзе», вы
пущенный заводом, эвакуированным
в свое время из Брянска и возобноч вившим свою работу в одном из восточных районов страны.
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ