ЛЕНИН — ВЕЛИКИЙ ПАТРИОТ НАШЕЙ РОДИНЫ

МЫ ОТМЕЧАЕМ девятнадцатую
годовщину со дня смерти нашего великого учителя и вождя — Владимира Ильича Ленина. Весь путь, пройденный нашим народом, вашей славной партией без Ленина, был озарён немеркнущими идеями Владимира Ильича. В каждый период из этих, насыщенных крупными событиями всемирно-исторического значения, девятнадцати лет партия, наш народ всегда обращали свои взоры к человеку, который вместе с товарищем Сталиным со
здал нашу великую партию, привёл народы нашей страны к .-ьнвоеваниям Октябрьской революции и впер
вые в истории жизни народов и государств составил величественный план созидания основ новой жизни. И всегда, когда перед нашим госу
дарством, перед советскими людьми вставали новые трудные задачи, когда в стране возникало сложное по
ложение. мы всегда обращались к гению нашего учителя и находили ответы на вопросы, вновь поставленные жизнью. Товарищ Сталин говорил нашему народу:
«Помните, любите, изучайте Ильича, нашего учителя, нашего вождя.
Боритесь и побеждайте внагсив. внутренних и внешних, — по Ильичу
Стройте новую жизнь, новый- быт, новую культуру — по Ильичу.
Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого стро
ится великое. — в этом- один и-з важных заветов Ильича».
И все эти годы, годы преодоления разрухи, последствий войны, годы
созидания могучей социалистической промышленности и сельского хозяй
ства. годы превращения Советского Союза в великую индустриальноколхозную державу, наш народ свя
то выполнял это указание товарища Сталина, строя свою жизнь по Ильичу и организуя борьбу против лю
тых врагов нашего народ? та.к. как учил нас бороться с врагами Владимир Ильич Ленин.
Наша партия, наш народ во всём следуют заветам своего учителя. — и в этом наша великая сила, в этом
мы черпаем нашу несокрушимую уверенность в правоте своего дела. В идеях Ленина наша партия находит ответы на самые сложные и за
путанные вопросы внутренней и внешней современной политики, в том числе политики в период войны. Следуя заветам Ильича, на
ша партия создала могущественное государство, выдержавшее все испытания войны и способное победить врага, в какие бы оси, коали
ции и союзы наши враги ни об едннялись.
Каждый год, когда мы отмечаем печальную дату ухода от нас нашего вождя и учителя, мы вспоминаем светлый образ Ленина, зовущий нас к победе И. может быть, не было более сильной черты в характере и мировоззрении Ильича, чем его глу
бочайшая вера в жизнедеятельность, творческую силу народных масс, способных отстоять прп всяких, самых неблагоприятных и трудных,
Г. АЛЕКСАНДРОВ
условиях свою отчизну от врагов, защитить сгвои завоевания, добытые многолетним трудом и кровью. Ле
нин был человеком беспредельной веры в организаторские, творческие,
боевые способности нашего народа. Он завещал нам любить родину, защищать её, отстаивать все завоева
ния нашего народа против любого врага, — и эти заветы Ильича для нас священны. Товарищ Сталин .не
однократно отмечал, как высмеивал и бичевал Ленин всех тех, кто старался смотреть свысока на массы и учить их только по книжкам. Он говорил о неустанной проповеди Ленина учиться у масс, осмысливать их действия, тщательно изу
чать практический опыт борьбы масс. Товарищ Сталии говорил, что вера ь творческую силу масс — это
та самая особенность в деятельности Ленина, которая давала ему воз
можность осмысливать стихию и направлять её движение в русло социалистической революции. Левин,
как никто другой, на протяжении десятилетий воспитывал в нашем народе любовь к родине, пламенную страсть к борьбе за её возвышенную историю, за её традиции, за вое, что сделано нашим народом на протяжении многих сот лет, многих по
колений людей. Всю жипнь Ленин боролся против тех людей, которьлм не были дороги исторические завое
вй.ния нашего народа, которые не ценили и не отстаивали эти завоева
ния в повседневной жизни, в борьбе, которым было чуждо чувство ве
ликой гордости за то, что они нринадлежАт к нашему народу.
Почти тридцать лет тому назад, 12 декабря 1914 года, в большевистской газете «Социал-демократ» в
статье «О национальной гордости, великороссов» Ленин писал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т. е. 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов
и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким наси
лиям. гнёту и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские пг.Тачи. дворяне. « капита
листы»*). Ленин отмечал далее, что мы гордимся тем, что насилия со стороны всевозможных угнетателем вызывали отпор из нашей среды, из среды вел икоруcoon, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-раз/ночинцев
70-x годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могу
чую революционную партию масс, что великорусский крестьянин на
чал становиться демократом, начал свергать угнетателей.
И действительно, стоит взглянуть на историю нашей, ве.тикой родины, чтобы ясно видеть, в чем состоят
*) Ленин, т. XVIII. стр. 81.
бесчисленные завоевания нашего народа, которые снискали ему все
общее, уважение и немеркнущую славу. Почему мы гордимся прннад
лежностью к русскому народу, в чём наша национальная гордость, где источник нашего пламенного и не
угасаемого патриотизма? II как не гордиться принадлежностью к народу, который ещё иа заре современной цивилизации и культурной жиз
ни европейских пародов и государств .создавал примеры славней защиты своей отчизны, государст
венного устройства. способности
учиться у других народов и давать другим государствам образцы передового исторического опыта! Как не
гордиться принадлежностью р тому народу, который выдвинул из своей среды такие всеобъемлющие класси
ческие умы в области политической деятельности, науки. лштературы, как Ломоносов, Радищев, декабри
сты. Пушкин. Гернси. Черныйи-в- ский, Добролюбов, Толстой, Сеченов. Плеханов, П,низов. Тпмнзрязев и мно
гие сотни и тысячи других, столь же блистательных и величественных ИМ*‘-и! Как Не ГорД’ИТЬСЯ 1Ц 1:Ш1ЯДЛ.»Ж- нрстыо к породу, который сумел за какие-нибудь четверть века устано
вить новый общественный порядок без угнетателей, взяв судьбу исто
рического развития крупнейшего гоеударсгва агора прочно в сюои руки, н за короткий срок проделать работу, которую другие народы осущест
вили за несколько столетий! Как не, гордиться принадлежностью к народу. который впервые в жизни государств вызвал к жизни новые образцы политического устройства об
щества. где рабочий, крестьянин и
интеллигент не только производят все материальные и духовные богатства, но и владеют ими. где у вла
сти стоят сами труженики, где все богатства и вековые достижения народа предоставлены самому народу, где двери университетов и школ открыты любому желающему север тенствовать стой познайкя и сила
девать достижениями современной науки и культуры, где наука, ис
кусство, литература впервые стати достоян нем всего народа! К;чк не гордиться величием народа, путь развития которому предуказан вели
кими Лениныс.! и Ста дин мм. испода который первый нанёс поражение самому сильному, коварному, люто
му и могучему врагу всех свободо
любивых народов»— гитлеровской Германии и сё сообщникам в Европе!
Немецко-фашистские войска прешлись быстрым маршем почти по десятку европейских государств. Они втоптали в грязь государственную са.мостояте попеть и культуру боль
шинства. европейских народов; они надели ярмо рабства на французов
бельгийцев, норвежцев, датчан, румын. венгров, югославов, греков, по
ляков, чехов, гловаков и другие, народы. Но попытки под! ,стать государственную самостоятельность ве
ликого русского, украинского, белорусского. грузинского и других народов Советского Союза, надеть и на них ярмо фашистского рабства получили ответный удар такой силы. которая воодушевила европейские народы на борьбу против гит
леризма, и подготовила условия для нашей будущей победы.
Мы. советские люди, бойцы и
командиры Красной Армии и Красного Флота, рабочие, техники и инже
неры советских фабрик и заводов, колхозники и колхозницы, учёные, артисты, живописцы, музыканты, ар
хитекторы, в эту грозную годину для нашей родины можем только гордиться принадлежностью к великому народу и великой родине, ис
тория которой вписана золотыми словами в историю мировой цивили
зация и культуры. Ленин учил нас быть до конца патриотами нашей отчизны. А в наше время быть на
стоящим патриотом, быть последо
вателем великого Ленина, работать и бороться под водительством наше
го учителя, нашего любимого вождя товарища Сталина означает также непрестанно учиться у жизни, не покладая рук, работать на. благо ро
дины для победы нашего народа над тёмными вражескими силами.
Когда во времена гражданской войны положению советского госу
дарства становилось день ото дня все тяжелее, Ленин, обращаясь к нашей партии, ко всему советскому народу, говорит, что у пас есть материал и природные богатства и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая револю
ция. чтобы не только создать, но н отстоять действительно могучую и обильную Русь, Для этого нужно, говорил Владимир Ильич, отбросать прочь всякое уныние и всякую фра
зу, собрать все свои силы, напрячь каждый нерв, натянуть каждый мускул, итти вперед, не падая духом
от поражений, собирать камень за камушком прочный фундамент обциалистнчсского общества, работать, не покладая рук, над созданием дисциплины и самодисциплины,
над укреплением везде и всюду органпзова.нностн, порядка, деловитости, стройного сотрудничества все
народных сил, всеобщего учёта и контроля за производством и рас
пределением продуктов — таков путь к оозданшю мощи военной и мощи социалистической.
Быть настоящим патриотом нашей редины — это значит неуклонно выполнять этот великий ленинский за
вет, следовать ему всегда и во всём, на каком бы участке жизни и борьбы пт был поставлен каждый граж
данин — будь он бойцом или ко
мандиром Красной Армии, рабочим, колхозником или человеком умственного труда. Товарищ Сталлия требует от нас именно такого патриотизма,
такой преданности « любви к нашей родине, которые каждодневно усиливали бы могущество нашего госу
дарства, каждодневно увеличивали бы военные, экономические и куль
турные силы, при помощи которых мы отстоим нашу родину н нанесём врагу решительное поражение.
Будем же достойны своей великой, славной отчизны! Будем же неуклонно брать прагм ер в своей деятельности но защите нашего государства от врагов у наших вож
дей — Ленина и Сталина. Тогда для нашего народа не будет опасен ни один противник, ни один вря. , как бы яростен и злобен ни был его натиск на нашу родину. Бытод
ним же до конца нашу обязанность, наш долг перед родиной, будем нещадно, промять вражеские полчища, очищая советскую землю от нена
вистных оккупантов. Будем работать, не покладая рук, д.дя того, что
бы дать нашей героической армии всё. что нужно для победы. Ещё теснее сплотим евс-.и ряды вокруг вели
кой паютгга Ленина я Ста дипта и под знаменем нашей партии завоюем победу над врагом.

УКАЗ

Президиума Верховного Совета СССР

О НАГРАЖДЕНИИ ЗАВОДА № 183 ИМЕНИ КОМИНТЕРНА

НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ТАНКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

УКАЗ

Президиума Верховного Совета СССР О НАГРАЖДЕНИИ ЗАВОДА № 76 НАРОДНОГО

КОМИССАРИАТА ТАНКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

За образцовое выполнение задания Правительства по производству танковых дизелей наградить ордена Ленина завод № 76 Народного Комиссариата Танковой Промышленности орденом Трудового Красного Знамени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 20 января 1943 г.

УКАЗ

Президиума Верховного Совета СССР ОБ ОБРАЗОВАНИИ КАШКА-ДАРЬИНСКОЙ

ОБЛАСТИ В СОСТАВЕ УЗБЕКСКОЙ ССР

Утвердить представление Президиума Верховного Совета Узбекской Советской Сопиалпстической Республики об образовании Кашка-Дарьинской области с центром в городе Карши.
В состав Катка-Дарьинекой области включить: города Карши и Шахрисябз и Бешкентский, Гузарский, Дехканабадскнй, Камашинскнй, Каршинский, Кассанскпй, Китабский, Чпракчинский, Шахрисябзский и Яккабагскнй районы, выделив их из состава Бухарской области.

В Совнаркоме СССР

Совнарком СССР постановил перенести день отдыха с воскресенья 24 января 1943 года на субботу 23 января 1943 года.
В. И. Ленин. 1919 год.
Фото Петра ОЦУП.
И. В. Сталин и В. И. Ленин. Кремль, март 1919 г.

Фото Петра ОЦУП. НЕРУШИМОЕ СОДРУЖЕСТВО НАРОДОВ СССР

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Д
О НАПАДЕНИЯ на СССР немец
ко-фашистские империалисты захватили одно за другим более десятка европейских государств. Одна из главных причин успехов гит
леровцев охтгояла в том что им удавалось разложить тыл своих противников. Для этого фашистские захватчики натравливали, в частно
сти, один народы страны на другие. Так, натравливая хорватов иа сербов в Югославии, словаков на че
хов в Чехословакии, фламандцев на валлонов в Бельгии, они ослабили волю этих народов к сопротивле
нию и поработили их. Гитлеровцы рассчитывали, что это испытанное на Западе средство может быть применено и в войне против СССР — государства многонационального, в состав которого входят 16 союзных республик, около 60 наций,
национальных групп и народов. Гитлеровцы полагали, что после первых яге ударов, которые они на
несут Красной Армии, распадётся единство народов Советского Сою
за, пойдут между этими народами склоки и раздоры, и тогда гитлеровским захватчикам легко будет осуществить свой людоедский план по
рабощения и оиемечения народов нашей страны.
Но случилось другое. Псе до единого народы многонационального Советского Союза, от берегов Балти
ки до Тихого океана, решительно поднялись на борьбу с фашистски
ми разбойниками, на защиту своей любимой матери-родины. В этом сказалась великая сила лепи искосталинской национальной полити
ки, на основе которой строилось советское государство и возник Союз Советских Социалистических Республик.
Всемерное укрепление Союза СОР — это один из основных заветов Ленина, и товарищ Сталин над гробом Ленина от имени партии поклялся, не жалея сил, выполнять этот великий ленинский запет.
Опыт отечественной войны показал, что клятва товарища Сталина с честью выполнена.
Благодаря братской помощи русского народа ранее отстатые паро
ды нашей страны возродились к новой жизмн и развили громадные производственные силы. В национальных республиках возникла мощная индустрия, выросли фабрики, заводы, электростанции. Все республики покрылись сетью железных дорог. Промышленное разви
тие национальных республик шло значительно быстрее, чем развитие центральных областей СССР. Так, если за первую пятилетку промыш
ленность в центральных областях выросла на 87 процентов, то в Сре
дней Азии этот рост составил 277 процентов. За первую и вторую пятилетки промышленность в Гру
зинской ССР выросла в 12.5 раза, в Таджикской ССР — в 26 раз.
Огромных успехов добилось сельское хозяйство национальных рес
публик. На их полях работают де
сятки тысяч тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин.
Во всех советских республиках расцвела культура — национальная по форме, социалистическая по содержанию. Ранее сплошь неграмотные народы стали в подавляющем большинстве грамотными.
«Решающее, и основное, что дала Советская власть народу, — говорит товарищ Калинин, — это то, что народы Советского Союза, от боль
ших до самых малочисленных, в недалёком прошлом забитых и экеплоатируемых, сделались хозяевами своего собственного благополучия. Они получили возможность копать собственное счастье».

С. КОВАЛЕВ

каз.
Против немецко-фашистских захватчиков, посягнувших на свобод
ную к счастливую жизнь народов нашей страны, в Красной Армии сражается сыты всех народов Советского Союза.
На Вееукраипгком радйомитнпге Герой Советского Союза танкист Шншло рассказал о составе своего подразделения танковой части: «Подразделением командует капитан Карпов — русский но националь
ности; есть у нас лейгвпапт Абуталинов — татарин; заместитель по
литрука т. Малыш ав — мордвин; младший лейтенант Сторожей и
сержант Горой Советского Союза Криворот — украинцы. Каждый из них самоотверженно выполняет
свой долг перед родиной, каждый имеет иа своём личном счету нема
ло уничтоженных фашистов и истреб.понпой вражеской техники».
Сыны всех народов СССР осенью 1941 года защищали родную Москву. С невиданным героизмом пред
ставители всех народов СССР сражались летом и осенью 1912 года под стенами легендарного Сталин
града. Бойцы всех национальностей СССР знают, что, где бы они пт араже.тигф, они защипают от лютого врага свою родину — Страну ответов, свои очаги, своих отцов и матерей, жён и детей, братьев и сестёр.
Среди бойцов и командиров, награждённых орденами и медалями СССР за боевые отличия в борьбе против немецких.-оккупантов, имеются представители более 60 пародов СССР. Среди б йцов и коман
диров, получивших высокое звание Героя Советского Союза, есть представители более двух десятков национальностей, в том числе рус
ские, украинцы, белорусом, евреи, грузины, армяне, татары. чува
ши, туркмены, азербайджанцы, эстонцы, осетины, финны, узбеки, адыгейцы, коми н другие.
Народы советских республик, временно подпавших под нрмп немецко-фашистских захватчиков, муже
ственно борются против своих поработителей. Ярким пламенем разгорается партизанская борьба в Белорусской ССР иа советской Ук
раине. в прибалтийских республиках. Лишь немногим более года на
зад Риббентроп бахвалился, что немцы не допустят развития пар
тизанской борьбы. «В век моторов, танков и пикирующих бомбардиров
щиков, — заявил он, — исключены восстания на территориях, где населению разоружено». Мужествен
ные партизаны временно оккупиро
ванных областей ССОР опрокинули этн хвастливые пророчества гитлеровского министра.
О прочности дружбы между народами свидетельствует провал всех попыток «сотрудничества» гитлеровцев с советским населением в оккупировали мх республиках СССР.
Советские люди саботируют все мероприятия фашистских оккупантов. Характерно, например, что матёрый фашистский палач, гитлеровский наместник в оккупированных
советских областях Альфред Розенберг, совершивший недавно инспекционную поездку по Белорус
сии, на (фашистском совещании в Минске вынужден был заявить, что «в результате 23-летнего господства большевиков, население в такой мере заражено большевистским мировоззрением, что для ме
стного самоуправления не имеется ни организационных, ни персональных условий».
В советском тылу все народы СССР куют победу над врагом, все
ми мерами помогают фронту. «Вся наша страна, все пароды нашей страны подпирают нашу армию, наш флот, помогая и.м разбить захватнические орды немецких фашистов» (Сталин).
В тяжёлые дни вражеской блокады Ленинграда народы Средней Азии за тысячи километров везли героическому городу продовольствие. Сотни тысяч гектаров посеяли сверх плана в этом году колхозники советской Грузии, Казахстана, рес
публик Средней Азии и многих другЦх республик в фонд братской помощи колхозникам районов, по
страдавших от немецко-фашистских мерзавцев.
Самым замечательным проявлением патриотизма всех советских народов является двшкение, раз
вернувшееся в ответ на доклад товарища Сталина о 25-й годовщине Великой Октябрьской социалистиче
ской революции — добровольные взпосы личных сбережений трудя
щихся на строительство танков я самолётов, а также сдача хлеба сверх государственных поставок в фонд Красной Армии. В этом за
мечательном движении участвуют десятки миллионов людей всех на
циональностей СССР. Колхозники Узбекистана собрали- на строительство танковой колонны и эскадрилий самолётов «Колхозник Узбеки
стана» 300.169 тыс. руб., кроме того ими сдано 1.100 тыс. пудов продо
вольствия. Колхозники Казахстана собрали 270.685 тыс. руб., Татарии— 100 млн. руб., колхозники Туркмении — 72 млн, руб., Таджикиста
на — 61 млн. руб., Башкирии — 87.250 тыс. руб., колхозники Азер
байджанский ССР — 81.200 тыс.
руб., Грузинской ССР — 72.500 тыс. руб. и т. л. Сборы и взносы повсеместно продолжаются.
За образцовое выполнение задания Правительства по увеличению выпуска танков для фронта наградить ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени завод № 183 имени Коминтерна Народного Комиссариата Танковой Промышленности орденом Красного Знамени.
Отдельные колхозники братских республик СССР вносят все свои сбережения для помощи Красной Армии. Председатель колхоза име
ни Микояна Палки некого района Грузинской ССР Огаиян Гурген Партегмосопич внёс сбережение
всей своей семьи в сумме 500 тыс. руб. Председатель колхоза «Кзыл- Бугак» Itap (Тельского района Алма-Атпнекой области Казахской
ССР Букепбаев Орезбей, внёсший на строительство танковой колонны зоо тыс. руб., писал товарищу Сталину:
«Следуя примеру патриотов нашей страны и стремясь помочь на
шей славной Красной Армии, я пт всего сердца вношу все свои сбере
жения — 300 тысяч рублей в фонд постройки танковой колонны. Пусть фашистские гады почувствуют на своей шкуре могучую ярость совет
ского парода против фашистских варваров. Для нашей любимой ре
шим я но пожалею даже и свою жизнь, если это потребуется. Хочу, чтобы танк, построенный на моя сбережен и я. носил имя вождя советского народа — «И. В. Сталин».
Сыны и дочери всех народов Советского Оэюза. завоевавших свое счастье благодаря советской власти, теперь, в грозные для нашей родины времена, отдают свои сбереже
ния на усиление мощи Красной Армии, на разгром ненавистного врага.
Такой народ, который ничего не жалеет для разгрома врага, непобедим. Нельзя разбить армию, кото
рая имеет такой тыл, как наш советскнй тыл.
Отечественная война показала, что народы ССОР, дружно опаянные в своем единстве, непобедимы. Наша задача состоит в том, чтобы, не успокаиваясь на достигнутых успехах, изо дня в день ещё силь
нее укреплять ленинско-статитнскую дружбу народов великого Советского Союза и таким образом ускорить момент нашей полной победи
лов СССР и над их жизнью, они встретились с непреклонной реши
мостью отстоять до конца свою свободу, родную зом.тю, свою культуру, свое право свободно распоря
жаться своей судьбой, свое счастье, завоеванное при советской власти.
Перед лицом угрозы, которую представляет фашизм, все народы СССР ещё теснее сплотились вокруг большевистской партии и советской власти. Гитлеровцы стреми
лись раз’единить народы СССР. Они достигли обратного результата: дружба между народами СССР окрепла ещё более. Ярком, проявлением боевой дружбы между пародами нашей страны является ге
роическая борьба всех народов многонационального Кавказа против фашистских захватчиков. Когда гит
леровские орды докатились до ворот Кавказа, представители горских народов, собравшись в городе Орд
жоникидзе, поклялись над могилой 17 тысяч бойцов, павших за совет
скую власть в годы гражданской войны, не пропустить врага на Кав
У народов СССР за годы борьбы под руководством большевистской партии за, социализм исчезло чувство взаимного недоверия, разви
лось чувство дружбы и наладилось настоящее братское сотрудничество в системе единого государства.
«В результате мы имеем, теперь, —говорил товарищ Сталин в 1030 г.,— вполне сложившееся и выдержавшее все испытания многонациональное социалистическое, государ
ство, прочности которого могло бы
позавидовать любое национальное государство в .любой части света».
И когда немецко-фашистские захватчики занесли свой кровавый меч над всеми завоеваниями наро