Действующий флот. Торпедные катеры вышли на боевую операцию.
Фото А. МЕЖУЕВА.

Борис Лавренев

ЗА СТАНИЦЕЙ земля дышит гзлажным весенним паром. В мартовском нежноеинем небе проплывают пухлые облака. Ветер ше
велит пожелтелый прошлогодний ковыль. Тёмносерымн пятнами лежит на чернозёме зернистый, истекающий слезой снег.
У дороги, прорезанной глубокими жирными колеями, в которых стоит коричневая вода, высится курган. Земля на нём лежит комьями, онт ещё не осела. На вершине кургана, на шесте, горит под солнцем звезда, тщательно вырезанная из разрезан
ной и расплата иной медной гаубич. кой гильзы. Она сверкает над сте
пью, как живой золотой огонёк. А под звездой прибита к шесту смятая, испачканная землей бескозырка со слипшимися ленточками.
■ Мимо кургана, пыхтя, ползёт по нолю трактор, отваливая жирные пласты пахоты. Девушка-трактористка сидит за рулем и поет старую казачью песню. Проезжая мимо кургана, она взглядывает на сверкаю
щую медную звезду, и её молодые глаза туманятся грустью.
Под размокшей насыпью кургана лежат девять моряков. Девять бойцов морской пехоты.
Моряки заняли станицу утром, выбив из неё молодчиков из гитлеровской дивизии «Мёртвая голова», украшенных черепами и ко
стями на рукавах и фуражках. К вечеру, подведя резервы, немцы оголтело полезли ti контратаку. Они навалились на станицу гро
мадными силами — двадцать на одного, подкреплённые танками и самолётами. <’емь зверских атак отбила краснофлотская рота, и
немцам удалось ворваться в станицу, лишь когда на рубеже осталась одни трупы и тяжело раненые.
Всех, кто ещё дышал и двигался— а их нашлось девять,—гитлеровцы за ноги сволокли к околице и
бросили в яму, где станичники мешали наво-з с глиной для построек. И до рассвета пролежали они в холодной, перемешанной с талым снегом жиже, а около ямы ходил взад и вперёд немецкий часовой в мышиной шинели о белым черепом
и перекрещенными костями на рукаве.

Курган

Утром их выволокли ИЗ ЯМЫ, И, кто ещё мог сидеть, того посадили, прислонив спиной к стене амбара, а остальных бросили лежать у неё.
Потом дв,>е солдат принесли стол, накрытый белой простыней. На столе лежали пакеты ваты и бинтов, блестели хирургические инст
рументы. Солдаты поставили стол
перед истерзанными моряками. 11о_ том из-за амбара вышел немецкий офицер, долговязый и худой. с землистым липом, r сопровождении румяного здоровяка в белом халате и в золотых очках.
Офицер, как цапля, прошёлся везде моряков., кривя губы и разглядывая забрызганные кровью и навозной жижей посинелые лица. Остановился, потёр руками в зам
шевых перчатках и на чистом русском языке сказал:
— Мат (юсы! Вы — молодые люди. Вы хотите жить. Чтобы сохра
нить жизнь, вы должны рассказать правду о советских войсках в этом районе, об их численности н вооружении. Германское государство
умрет быть признательным к лю
дям. оказывающим ему помощь. Если вы расскажете всё, что якае
те, герр доктор немедленно окажет вам медицинскую помощь, ваши раны будут залечены, вас будут хорошо - кормить н содержать. Я даю вам десять минут на размышление...
Офицер отвернул рукав шинели, посмотрел на часы и отошёл в сторону. Доктор в золотых очках приблизился к столу и стал ворошить вату и бинты, перебирать инструменты.
Моряки замолчали. Только один из них тихо стонал от нестерпимой боли в разможжённых оскол
ком мины ногах. Шли минута за минутой. Моряки молчали, не сводя глаз с белоснежной простыни на столе, с рук доктора, ворошащих инструменты. И на седь
мой минуте, опираясь на руки, с трудом поднялся и сел пулемётчик Гавриленко, которому пуля проби
ла нижнюю челюсть. Мутпеющимн глазами ляг «глядел товарищей и, едва ворочая распухшим языком, искривляя губы в страшную усмешку, сказал:

НА КОНКУРСЕ ЧТЕЦОВ

В ДОМЕ АКТЕРА
Сегодня жюри конкурса чтецов на лучшее исполнение классических и современны^ произведений на тему «Война и дюдика» подводит итоги первого тура.
В течение шести дней в Большом зале Дома, а.ытёрт жюри про
слушало 1 чтеца. Из них 20 — участники художественной самоде
ятельности, остальные — артисты московских театров, концертных организаций и Всесоюзного радиоком птета.
В последние дни первого тура выступили артисты Г. Сорокин (Московский областной драматический театрк В. Попова и Т. Терё
шин (Центральный театр Красной Армии4), К. Герред (художественный ансамбль Эстонской ССР), чтецы С. Магдесян, М. Кушке, участники красно армейской художественной самодеятельности капитан Н. Николаев, Т. Девлишева и др.
Для участия во втором туре жюри конкурса отберёт до 20 чтецов.

БИБЛИОТЕКА

КИНОДРАМАТУРГА

СБОРНИКИ
СЦЕНАРИЕВ
В помощь писателям и сценаристам Гоокиноичдат выпустил в свет лучшие сценарии советских и зарубежных фильмов. В их чис.т**Чапаев . написанный лауреатами Сталинской премии Г. и С. Васильевы
ми по материалам Д. Фурманова и А. Фурмановой: «Трилогия о Макси
ме», куда входят сценарии лауреатов Сталинской премии Г. Козинцева и Л. Трауберга «Юность Максима», «Воз
вращение Максима» и «Выборгская сторона»; сборник сценариев Евгения Петрова —- «Воздушный извозчик»,
«Музыкальная история» и «Антон Иванович сердится». (Последние два сценария написаны К. Петровым совместно с Г. Мунблитоад).
Среди американских сценариев, выпуще-нйялх Госкниоиздатом, — сцена
рий Роберта Риски на «Это случилось однажды ночью», сценарий Я, Далримпла, Ф. Уйда и Э. Хилла «Цитадель» (по известному роману А. Кронина) и др.
Действующий флот. Бывалый моряк, старший краснофлотец А. Заикия — участник морских сражений на Балтике в войну 1014—18 гг. За мужество и отвагу, проявленные в боях на подступах к городу Денина, он награждён орденом Отечественной войны 2-й степени я медалью «За
оборону Ленинграда».
Фото Р. МАЗЕЛЕВА СТА СО).
З-я СИМФОНИЯ РАХМАНИНОВА
НА ТОНФИЛЬМЕ
Фабрика звукозаписи Всесоюзного радиокомитета записала на тон
фильм с граммофонных пластинок, полученных от Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, третью симфонию IРахманинова.. Симфония записана в исполнении симфонического оркестра Филадельфийской филармонии иод управлением самого Рахманинова.

Эвакуация населения Рима

НЬЮ-ЙОРК. 24. (ТАСС). Бернский к op peon он лент газеты «Нью-Йорк тайме», ссылаясь на. сведения, полученные из авторитетных источни
ков, передаёт, что ежедневно из Рима в различные пункты, расположенные севернее города, эвакуируется 150 тыс. человек из числа
гражданского населения. Происходит также массовое бегство жителей из восточной и южной части Рима.
По имеющимся сведениям, указывает корреспондент, итальянские правительственные учреждения пе
ревозят свои архивы или сжигают их.

В День Военно-Морского Флота

Спектакли
и концерты
Театры столицы отмечают День Военно-Морского Флота шефскими спектаклями и концертами. МХАТ СОСР им. Горького покажет «Анну Каренину», Центральный театр Красной Армии — «Олеко Дундич», Московский театр драмы — «Моек
витку», филиал Московского театра оперетты — «Марину». Железнодорожный джаз-оркестр даёт шеф
ский концерт в эстрадном театр* «Эрмитажа».
Крупнейшие мастера Большого театра, МХАТ, Малого театрт сегодня и завтра выступят в воинских частях.
Артистические
бригады
Из Москвы на Северный флот выехала концертная бригада в со
ставе народной артистки РСФСР А. -Туевой, заслуженного артиста РСФСР Н. Дорохина. артистов Большого театра С. Я вагиной (руководитель бригады), 11. Чекжна, Т. Талахадре, В. Хрусталева, лауреата Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова Р>. Яхонтова. солистов филармонии В. Нико
лаевой. Р. Бото-йельской, квартета им. Бетховена.
В бригаду Всесоюзного радиоакомитота. выехавшую на Краснознамённый Балтийский Флот, вошли: Н. Казанцева, Г. Абрамов. А. Сте
панов и народное трио баянистов. В репертуаре артистов — отрывки из опер «Иван (’усонаТн» Глинки, «Любовь /[(юная» Энке, русские народные пески, произведения советских КО МП 03 ИТ орт в.

Песни советских моряков

Завтра Всесоюзный радиокомитет дает несколько передач, посвящённых Дню Военно-Морского Флота.
Передачи начнутся в 5 час. 55 мин. утра маршем «Морская гвар
дия». В 8 ча-сюв 15 минут будут передаваться песни Военно-Морското Флота: новые песни А. Александрова, В. Ооловьёва-Седого, М. Блантера и др.
Литературная передача в 9 час. 30 мин. познакомит слушателя со стихами поэтов-балтийцев Н. Брауна, А. Яшина, Б. Лебедева и др
В 11 часов утра у микрофона выступит Центральный ансамбль пес
ен и пляски Военно-Морского Ф.го- В программе сцены из новойта.
постановки ансамбля «Морская душа».
Артисты Художественного театра в 15 часов будут участвовать в радиопъеое К. Паустовского «Последний форт» — о доблестных защитниках Севастополя.
В 18 час. 40 мин. духовой оркестр Н-ской морткой части исполнит марши морского флота.
Новый рассказ «Лейтенант Решетников» прочтёт в 20 час. 15 мин. лауреат Сталинской премии писатель Л. Соболев.
В заключение ансамбль песни Всесоюзного раджжомитета высту
пит в концерте по заявкам моряков со своей новой программой.

„Краснофлотский радиочас“

Еженедельно по пятницам передаётся по радио «Краснофлотский радлочас». Эта передача знакомит радиослушателя с героическими подвигами краснофлотцев — защитников родины. Пепел микрофо
ном выступают Герой Советского Союза моряки и командиры Военно- Морского Флота. Передаётся радио
репортаж с кораблей и подводных лодок.
В программу «РЗрастфл отокс-го радиочаса» входят и концерты. Писяиеди и поэты В. Каверин, Л. Соболев. Н. Тихонов. В. Лебедев- Ь’умзч и другие знакомтт р-адип’ слушателей со своими новыми
произведениями. Передавались концерты по заявкам моряков с дале
кого форта на I еверном море, ряд концертов прошёл по заявкам лич
ного состава липе Иного корабля «Петропавловск».
В концертах принимают участие Центральный ансамбль песни и
плясни Военно-Морского Флота, Краснознамённый ансамбль красно
армейской песни и пляски Союза ОСТ.
Завтра вечером состоится очередная передача «Краснофлотского ра
диочаса». посвящённая Ю-летию Северного флота.
«Щелкунчик» ВОЗОБНОВЛЕНИЕ
БАЛЕТА
На сцене филиала Большого театра СССР завтра будет показан возобновлённый после двухлетнего перерыва балет «Щелкунчик» Чайковского в постановке заслуженного ар
тиста РСФСР В. Вайнонена. Оформление художника В. Дмитриева. Дирижирует спектаклем лауреат Ста
линской премии народный артист РСФСР Ю. Фа Пер. Главные роли исполняют заслуженная артистка РСФСР С. Головкина и артист А. Руденко.

По мастерским художников

НОВЫЕ КАРТИНЫ
В. ЕФАНОВА
Лауреат Сталинской премии В. Кранов с группой художников на
ходился в Сталинграде во время разгрома гитлёровских дивизий. Художник .написал там около 30 портретов бойцов и командиров и большое количество эскизных набросков. Портреты героев Сталинграда художник показал на выставке «Красная Армия в борьбе с немецко-фа
шистскими захватчиками» в залах ПИКА.
В беседе с нашим сотрудником В. Вфанов рассказал:
-— Одну из картин, над которыми я сейчас работаю, можно назвать «Штурм последнего лома». Развали
ны Слагая града. За стенами одного из домов укрылась последняя не
большая группа гитлеровцев. Её окружают не,ши бойцы. В белых ма
скировочных халатах, с автоматами в руках бойцы штурмуют дом, в котором засели фашисты.
Другую картину я назвал «Враги». Она рассказывает о зверствах немцев во временно оккупирован
ных советских городах. Я взял для неё эпизод, показывающий бесчин
ства фашистских извергов в одной из больниц.
Одновременно с созданием компо зинионных картин я заканчиваю большой портрет лауреата Сталинской премии, народного артиста РСФСР Б. Н Ливанова. Готовлю портреты лауреата Сталинской премии А. М. Герасимова и выдающегося русского учёного Героя Социа
листического Труда академика А. Н. Крылова.
Сопротивление оккупантам

в Бельгии

ЛОНДОН, 24. (ТАСС). Бельгийское независимое агентство сообщает, что недавно группа бельгийских патрио
тов численностью около 30 человек захватила вокзал города Аида (про
винция Льеж). Патриоты взорвали депо и пост сигнализации. Были приведены в негодность 9 паровозов.
Но сообщению того же агентства, студенты Льежского университета забастовали в знак протеста против отправки бельгийской молодежи, поступившей на первый курс универ
ситета, на принудительные работы в Германию. Из 1790 студентов Лье
жа, подлежащих отправке, до сих пор в «управление трудовой повинности» явилось всего 169 человек.
Действия авиации
союзников
В. концертном нале им. Чайковского на номере искусства прибалтийских советских* республик. Выступление заслуженного артиста Эстонской
СОР скрипача В. А лума.
Фото А. ГАРАНИНА.

Гитлеровский террор

в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 24. (ТАСС). Как сообщает шведско-норвежское пресс
бюро, несколько дней тому назад германские оккупационные власти в Норвегии произвели повальные обы
ски в городе Драммен. «Операцией!» яичко руководил прибывший в Драммен гитлеровский наместник в Норвегии Тербовен. Во время обыс
ков немецкие солдаты обшаривали квартиры и погреба и забирали у населения последние остатки продовольствия, а также все пенные ве
щи. Немцы заявили, сто поводом к обыскам послужили «многие антинемецкие выступления, происхо
дившие в последнее время в этом городе».
ЛОНДОН, 23. (ТАСС). По сообщению штаба союзных сил в Северной Африке, вчера авиация союзников
наносила удары но итальянским жедезяодорожн м м комму и ика ци я м. Тяжелые бомбардировщики атако
вали железнодорожные коммуникации в Фол же, а средние бомбардировщики совершили налёт лла же
лезнодорожные обекты в Баттяллалья. Много бомб разорвалось на железнодорояшых нудях лл на территории близлежащих промышлен
ных зданий. В ночь на 22 июля лёгкие бомбардировщики союзников сбросили бомбы на Салерно и аэро
дром Капоцикнпо. Днём авиация союзников бомбила транспортные
об’екты противника и дороги на Сицилия. Уничтожено ллллг лловреждено много автомайлин и повозок противника В течение ночи на 22 июля самолеты союзников, действо
вавшие над Сицилией, уничтожили 7 самолётов противника. Самолёты «Уорхаук» атаковали коммуника
ции Сардинии. В воздушных боях сбито 17 машин противника. Из всех этих операций не вернулось на базы 6 самолётов союзников.

Нарушение шведской границы германским

самолетом

СТОКГОЛЬМ. 24. (ТАСС). Штаб обороны Швеции сообщает, что утроо« 22 июля над южной частью провинции Оконп пролетел герман
ский самолёт. Зенитная артиллерия открыла огонь. Шведские истребители принудили германский самолёт оставить шведскую территорию.
ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
+ СИМФОНИЧЕСКИЙ концерт из произведений лауреата Стали нс кой
премии Н. Мясковского Фу дет переда
ваться по радио 2ft июля, в 1?, час. 15 мин. В программе — 5-я сим
фония композитора и l-я часть концерта для скрипки с оркестром. В этот же день состоится радиоконцерт артистов Государственных художест
венных ансамблей Эстонской ССР Ольги Лунд и К>ри Когер. Исполня
ются эстонские народные песни и произведения эстонских композиторов
★ В МОСКОВСКОЙ государственной консерватории начались государственные .экзамены студентов. кончающих в этом году музыкальный вуз НО веем специальностям. Уже частично прошли государственные экзамены на оркестровом, вокальном и фортепианном факультетах.
★ СЕГОДНЯ в Большом зале консерватории состоится фортепианный вечер лауреата Международного кон
курса музыкантов пианиста Я. Флиера. В программе концерта — произведения Рахманинова, Дебюсси, Шопена, Листа.

Искусство советской Прибалтики

МОСКОВСКИЕ слушатели уже
имели возможность познакомцтл.ся с музыкальным искусством советских прибалтийских республик
на вечерах латвийского и эстонского искусства. Знают москвичи по соль
ным концертам и таких мастеров советский Прибалтики, как заслу
женная артистка Латвийской СОР Эльфрида Пакуль, заслуженная ар
тистка Литовской СЮР А. Отагакевичуте, солист государственных
ансамблей Литовской СЮР М. Алексаядровипус, заслуженный артист
Эстонской ССР Хуго Лепнурм и многие другие.
И вполне понятен тот интерес,, с которым встретила общественность столицы большой вечер искусства советской Прибалтики, состоявший
ся 23 июля в Концертном зале им. Чайковского по поводу трёхлетия
со дня провозглашения советской власти в Литве, Латвии и Эстонии.
Несмотря на все национальные особенности и своеобразие музыкального искусства советских прибалтийских республик, отчётный концерт продемонстрировал общие прин
ципы развития этого искусства, следующего лучшим традициям ми
ровой музыкальной классики и тесно связанного с русской музыкальной культурой. Характерной чертой концерта явилось, например, органи
ческое сочетание всех элементов программы: народной песни, луч
ших образцов русской и западной
классики и произведений советских композиторов.
Говоря об исполнении , прежде всего хочется отметить выступление солистов советской Эстонии. Форте
пианный дуэт (заслуженный артист Эстонской ССР Бруно Лук и соли
стка государственных художественных ансамблей Анна Клас) превосходен. Это— настоящий фортепиан
ный ансамбль, привлекающий внимание тонкостью исполнения, хорошим вкусом я высоким уровнем
музыкальной культуры. Каждая деталь здесь свидетельствует о серьёзности интерпретации и о глубоком проникновений в стиль произ
ведения, будь то новый балет эстон
ского композитора Э. Каппа «Калевипоэг» или «Сказки венского леса» Штрауса.
Очень хорошее впечатление произвело выступление солистки худо
жественных ансамблей Эстонской
ССР Ольги Лунд. Красивый голос, простота и задушевность исполне
ния обеспечили заслуженный успех молодой певице. Серьёзным музыкантом показал себя и на этом ве
чере скрипач Владимир Алумэ. Очень эмоционально и проникновенно прочёл стихи «Мы победим!» артист Юри Когер.
С большим успехом выступили на вечере и представители искусства
советской Латвии. Присутствовавшие, в зале могли оценить по достоинству прекрасный голос заслуженного артиста Латвийской ССР Рудольфа Берзиныла. Его исполнение отлича
лось художественным благородством и яркостью тем пера мента. Прекрасно прозвучали и стихи латышских поэтов в исполнении заслуженной
артистки Латвийской ССР Ольги Лейяскалнс.
Из выступавших на вечере артистов советской Литвы большой успех выпал на долю широко известной москвичам заслуженной артистки Литовской ССР А. Сташкевичуте и солиста государственных художественных ансамблей Ли
товской ССР М. Александровичу!— лирико-драматического тенора с богатыми вокальными данными, в совершенстве владеющего своим голосом.
Р. Азарина.

ВЧЕРА в Доме актёра состоялась
однодневная научно-творческая сессия, созванная кабинетом национальных театров BT(J в связи с
третьей годовщиной провозглашения советской власти в Литве, Латвии и Эстонии. Сессия была посвящена кантональным театрам советской Прибалтики. После вступительного слова профессора Р. Пельше были заслушаны доклады: начальника Управления по делам искусств Латвийской ССР Г- Ликумса, латышского писателя Ф. Рокне.аниса, литовского поэта Л. Гяра и начальни
ка Управления но делам искусств Эстонской ССР И. Семпера.
Докладчики подробно остановились на истории национальных те
атров Латвии, Литвы и Эстонии и
рассказали об огромных успехах, достигнутых в этих республиках
после вступления их в братскую семью народов СССР.
В настоящее время представители искусства Латвии, Литвы и Эстонии, об единившись в художествен
ные ансамбли, в тылу Советского Союза с ешё большей творческой энергией продолжают работать над созданием новых спектаклей, музы
кальных произведений, развивая лучшие традиции национальной культуры и искусства.
В дни великой отечественной войны эстонский художественный ансамбль подготовил музыкально-хоре
ографическое представление «В июньский день», ансамбль Латвийской ССР поставил одноактную опе
ру «Рута» и концертную композицию «Провожая на войну». Эти по
становки с успехом были показаны в Москве на вечерах эстонского и
латышского искусства. Деятельно готовится к показу в Мсожве худо
жественный коллектив Литовской ССР.
Художественные ансамбли советской Прибалтики выступают со спектаклями и концертными программами в городах Советского Союза, обслуживают национальные части Красной Армия.
Строительство военно
морской базы
на Бермудских островах
НЬЮ-ЙОРК, 24. (ТАСС). Как передает корреспондент агентства Юнайтед Пресс из Гамильтона (Бермудские острова), ртмандующий аме
риканской военно-морской ба-зой адмирал Хоуэл заявил, что длившее
ся 27 месяцев строительство военноморской и воздушной базы на Бермудских островах подходит к кон
цу. По словам Хоуэда, в течение многих месяцев американский воен
но-морской флот успешно борется с вражескими подводными лодками в районе Бермудских островов.
Рост туберкулезных заболеваний
в Румынии
СТАМБУЛ, 24. (ТАСС). Систематическое недоедание и отсутствие всякой медицинской помощи способствуют росту туберкулёзных заболеваний в Румынии. Бухарест
ский корреспондент гитлеровской газеты «Донау цейтунг», ссылаясь на сведения из официальных источников. сообщает, что число больных туберкулёзом в тяжёлой фор
ме, нуждающихся в стационарном лечении, достигает в Румынии 300 тыс. человек, в то время как ру
мынские туберкулёзные лечебные
заведения располагают всего лишь 18 тыс. мест. К тому же в послед
нее время многие туберкулёзные лечебницы были переоборудованы под госпитали для раненых солдат.
ОТОВСЮДУ
1г ПО СООБЩЕНИЮ шведского телеграфного агентства, в Северном море,
в нескольких морских милях северозападнее Скагена, был торпедирован немецкий тральщик. Экипаж погиб.
1с В РИМЕ официально об явлено об отстранении от должности министра путей сообщения Витторио Чине. На его место назначен Певерелли.
★ КАК СООБЩАЕТ агентство Рейтер из Цюриха, две недели тому назад гитлеровские оккупанты в Югославии расстреляли 560 заложников в отместку за убийство 4 немецких офицеров. Часть
из «расстрелянных была взята из концентрационных лагерей, но боль
шинство состояло из лиц, схваченных прямо на улицах Белграда.
★ АГЕНТСТВО Рейтер передает из Бейрута, что глава ливанского прави
тельства Табет Айюб вышел в отстав
ку. Его пост займет бывший премьерминистр Нетро Трад.

С

ЕЙЧАС нет уже такой отрасли
железнодорожного транспорта, для которой были бы недоступны лунинокие методы. Именно благода
ря им. пишет в передовой статье «Московский большевик», 14 лунmfских. бригад паровозников Московского пассажирского отделения дороги им. Дзержинского сумели провести своими силами оздоровительный ремонт вагонов и дать госу
дарству 60 тысяч рублей экономии. Газета приводит и другие факты
успешной работы лунинских бригад. Социалистическое соревнование среди железнодорожников Москвы и Московской области в честь 26-й годовщины Не дикого Октября на
чалось. Обязанность партийных, ггро((к;оюзных и комсомольских организаций, говорит в заключение газета, сделать это соревнование мас
совым. гласным, конкретным, вовлечь в него всех рабочих, работниц и командиров и так руководить со
ревнованием, чтобы каждый его день крепил помощь железнодорожников фронту.
В СВЕТ вышел новый ежемесяч
ный общественно-политический и литературный журнал «УкраИна». Максим Рыльекий дает в «Правдевысокую оценку № 1—2 этого жур
нала. «К первому номеру этого журнала, — пишет М. Рыльекий,— очень шел бы эпиграф: народ бессмертен. Думается, что эго положе
ние будет путеводной нитью и в дальнейшей работе редакции». В журнале помещены статья предсе
дателя Президиума Верховного __Совета УССР М. С. Тречухн, расска
зы Александра Довженко. Юпия Смолича. высказывания о своей работе лауреата Сталинской премии
Алексея Семиволоса, трактористкиорденоносца Надежды Ангелиной и т. д. Журнал хорошо оформлен при участии художников В. Яковлева, КукрыникСов и др.

В

МОСКВЕ на выставке образцов
трофейного вооружения,, захваченного в боях у немцев, побывало за месяц 800 тысяч человек. Выстав
ка продолжает пополняться присы
лаемыми с фронтов отечественной войны образцами трофеев. В бли
жайшие- дни посетители выставки, сообщают «Известия», смогут увидеть захваченные в боях на Орловском участке фронта новые германские самоходные пушки «Ферди
нанд», подбитые нашей артиллери
ей. Скоро на экранах столицы Я других городов начнет демонстрироваться фильм о выставке.

В

МОСКВУ приехал для постоянной
работы заслуженный деятель науки РСФСР и Уз OOP профессор Н. А. Богораз. Последние двадцать месяцев он находился в Ташкенте, где продолжал свою научную и кли
ническую деятельность. Пациентами
профессора были главным образом бойцы и командиры Красной А.р- мии, направляемые к нему из мно
гих городов Советского Союза для консультации и лечения. Н. А. Богораз сообщил корреспонденту «Красной Звезды», что ему часто приходилось путём хирургического вмешательства исправлять нижние ко
нечности при переломах бедра б укорочением. Профессор пользовал
ся в этих случаях своим методом, позволяющим выпрямлять конечности и удлинять их в случае надоб
ности до 12 сантиметров. Недавно он сделал редкую операцию и удли
нил ногу* красноармейцу Б. на 14 сантиметров.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ наркома цветной
металлургии СССР тов. В. Флоров пишет в «Известиях» о том, как расширяется в металлургия применение бериллия. Автор приводит историю изучения и использования этого ценного металла, который сейчас потребляется уже мно
гими тоннами. Бериллий применяет
ся для покрытия сталей, играет большую роль в рентгеновской технике и т. д. Способы его производ
ства хотя и трудны, но достаточно; хорошо известны, а месторождения бериллиевых руд огромны) Остается только смелее внедрять его в технику. Может быть, пишет автор, бе
риллий в очень недалеком будущей встанет в промышленной жизни ря
дом г алюминием, магнием, рддом $ железом.
— А що, хлопцы, гарта проноса! Це та.к выходе, що людьми нам вже не жиль, но коли мы согласимось аробыться сволочью, то буде нам добре лагття в герман
ском государства, растудыть его в двенадцать ап того лов. Так ложе хго хоче статы паном у том г..... ца.рст>ве?
Моряки молчали. Собрав последние силы, Гавриленко мотнул головой :
— Бачу, шо уси единогласны. Так дозвольте, браття-доварищи доложить про нашу поляку на таку шановну умову.
Офицер подошёл к моряку. Гавриленко, кряхтя и ежась от боли, нетал на ноги, весь разбитый, полосатый от кцови.
—Так шо, ваше благородие, пошевелили мьг мозгами и согласились на одном. Жить усякой твари хочется. И мы будем жить.
— Вот и отлично,— оказал офицер с удовлетворённой усмешкой: — Я вяжу, что вы умные люди.
— Мы будем жить, —- повторил Гавриленко с силой, и голос его стал чистым: — жить в нашем народе...
И прежде чем офицер успел отклониться, Гавриленко смачно
плюнул ему в глаза слюной, смешанной с кровь*).
Моряков мучили долго и страшно. Им^- выворачьЮади руки, при
кладами винтовок дробили кости ног, штыками отрубали пальцы, резали уши и носы, выкалывали глаза. Но ни один не простонал. Ни один не сказал ни единого слова. Немецкие солдаты с засу
ченными рукавами, окровавленные, как мясники, свалили изорванные, изломанные, неу-зна.ваемые трупы опять в навозную яму.
Спустя три дня станину опять взяли моряки. Тела девяти отвезли в степь и схоронцли у дороги, укрепив пал курганом медную сверкающую звезду.
Отгорят, отпылают бои. И поставит народ перед могилой девяти большую звезду из золота, чистого ч сияющего, кдк сердца девяти. И будет ода пылать на закате над
черноземной степью, рассказывая потомкам о величии предков.

И

НТЕРЕСНЫЙ боевой эпизод
приводят «Известия». Новая немецкая самоходная пушка «Фердинамд» была встречена таким огнём, что её экипаж бросил свою машину и кинулся бежать, но был уничтожен пулями советских автоматчиков. Брошенная пушка осталась на. месте, пофыркивая мотором. Все это происходило на глазах советских артиллеристов. Командир орудия Тепляков и наводчик Цехов подползли к «Фердинанду», забрались в башню. Цехов сел на управ
ления, Тепляков стал к орудию. 11 вот «Фердинанд» двинулся за отступающими немцами. Машина, посылала снаряд за снарядом. До са
мого леса гнался «Фердинанд» за немецкой пехотой. Тенляков очень жалел, что «скороетёнка маловата, нельзя было гусеницами подавить гадов».
Телеграммы из-за границы
Завтра по радио