ИЮЛЯ 1943 Г.
СРЕДА
№ 176 (5924)

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 27 июля

В течение 27 июля наши войска на ОРЛОВСКОМ направлении продолжали наступление, продвинулись впервд от 4 до 6 километров и заняли свыше 50 населённых пунктов.
На БЕЛГОРОДСКОМ направлении — поиски разведчиков и на отдельных участках шли бои местного значения, в ходе которых наши войска снова улучшили свои позиции.
На ЛЕНИНГРАДСКОМ фронте наши войска вели бои местного значения в районах севернее и восточнее Мга, в ходе которых улучшили свои позиции.
На юге, в Донбассе велись усиленные поиски разведчиков.
В течение 26 июля на всех фронтах наши войска подбили и уничтожили 90 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 44 самолёта противника.
На Орловском направлении наши войска продолжали наступление.
Севернее Орла наши войска продвинулись вперёд, заняли несколь
ко населённых пунктов и ряд вы-. сот, имеющих важное значение. На одной из высот, занятых Н-ской частью, подсчитано до 400 враже
ских трупов. Подбито и уничтожено 14 немецких танков л 4 бронемашины. Иа другом участке происходили ожесточённые бои за опор
ный пункт, который неоднократно переходил пз рук в руки. К исходу дня наши подразделения ударом во фланг разгромили батальон немецкой пехоты н прочно завладели этим опорным пунктом.
Восточнее Орла противник огнём ж контратаками пытался задер
жать продвижение наших войск. Все контратаки гитлеровцев отбиты с большими для них потерями. В бою за два населённых пункта па
ши подразделения уничтожили 800 немецких солдат и офицеров, 13 танков и 6 самоходных орущий. Бойцы Н-скогэ соединения, отразив несколько вражеских контратак п сломив сопротивлений про
тивник,!, заняли ряд населённых пунктов. Попытки немцев вернуть
эти населённые пункты кончились неудачей. Наптп части закрепились на занятых позициях и продвигаются вперед.
Южнее Орла лротивпнк пытается задержаться на промежуточных рубежах, но под ударами советских частей вынуждай оставлять одну позицию за Яругой. Продви
гаясь вперёд, Н-ское соединение за два дня боёв уничтожило 26 танков и истребило более- 1.000 немецких солдат и офицеров.

На Белгородском наиравленип активно действовали разведчики.
Лейтенант Воекрекосенко с двумя автоматчиками на лёгком танке прорвались к позициям противни
ка, обстреляли замеченные цели и истребили до взвода гитлеровцев.
На другом участке бойцы Н-ской части атаковали противника и во
рвались во вражеские траншеи. В рукопашной схватке уничтожено
80 немецких солдат. Взяты пленные и трофеи.

Южнее Пзюма наши части закреплялись на занятых рубежах и ве
ли разведку. Артиллеристы Н-ского соединения уничтожили свыше 40 огневых точек, разрушили 4 на
блюдательных пункта, разбили 2 шестиствольных миномёта и прожекторную установку противника.
На одн! м участке красноармеец т. Гопин скрытно подполз к вражескому ДЗ ОТ’у и бросил в его амбразуру гранату. Оставшиеся в живых немцы взяты в птон. Броне
бойщики тТ. Трушев и Ляпунов находились в засаде за передним краем оборота. Вскоре они заметили немецкий танк, приближавшийся к нашим позициям. Бронебойщики открыли огонь п несколькими выстрелами подожгли немецкий танк.
Юго-западнее Ворошиловграда в район, где советские войска в по
следних боях овладели выгодными позициями, немцы подтянули но
вые части. Сосредоточив на узком участке пехоту и танки, противник предпринял несколько контратак.
Наши подразделения отбпли все контратаки гитлеровцев. Противник понес большие потери в живой силе .и технике.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Полесской области, внезапно напал на немецкий гарнизон. Партизаны истреби
ли 70 гитлеровцев и захватили 4 станковых пулемёта, миномёт, склад боеприпасов и 150 голов крупного рогатого скота, отнятого немцами у населения. Скот возвращен мест
ным жителям. Партизаны другого полесского отряда организовали крушение немецкого воинского эше
лона. Разбит паровоз, 13 вагонов с войсками п 2 цистерны с горючим. Партизапы-разведчики наблюдали, как прибывшие к месту крушения санитарная и вос-становлтолт.ная
команды извлекли из-под обломков вагонов большое число трупов немецких солдат п офицеров.
+
Пленный ефрейтор 6 роты мотострелкового полка танковой диви
зии ОС «Адольф Гитлер» — Бухерпфеннг рассказал: «Четвертою июля командир роты—обер штурмфюрер Герте огласил приказ Гитле
ра. В этом приказе говорилось, что завтра немецкая армия переходит в генеральное наступление, которое должно решить исход войны на Востоке. Герт . заверял, солдат, что после захвата Курска каждый участник наступления получит про
должительный отпуск. Гано утром
5 июля пачадось наступление. С первых же шагов мы встретили упорное сопротивление русских. За девять дней дивизия продвинулось всего иа 20 километров, потеряв при этом до 70 процентов личного состава. Но самое скверное было впереди. Совершению неожиданно русские перешли в контрнаступле
ние и вынудили нас отступать гораздо быстрее, чем мы наступали. Понурые и угрюмые, мы отходили. Позади, на поле сражения, остались многие тысячи трупов немец
ких солдат, много -Тйуподованной и брошенной техники. Там же. на этих полях позора немецкой армии, похоронены и наши последние надежды иа победу Германии».
Мг
Немецко-фаптпстткпе лтпдоелът ись требляюТ мирное население времен
но оккупированных ими советских районов. В селении Копните Житомирской области гитлеровцы широ
ко оповестили крестьян о том. что 14 июля будет производиться продажа солп и спичек. Ничего не подозревавшие 4 жители. главным образом, старики и женщины, боль
шой толпой собрались у лавки. Немцы открыли из автоматов огонь по собравшимся. От рук фашист
ских палачей погибло мпого ни в чем неповинных мирных советских людей.

Из немецкой пушки подбиты

два вражеских танка

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 29. (Спец. иорр. ТАСС). Взвод младшего лейтенанта комсомольца Зелен
ского захватил один населённый пункт на нрйвом берегу Северного Донца. Появление наших бойцов было так внезапно, что немцы бежа
ли, броспв исправную 75-мм пушку и много снарядов к ней. Орудие вскоре пригодилось. Гитлеровцы, пытаясь вернуть село, пошли в контратаку, Зеленский выкатил трофейную пушку и меткими выстрелами подбил 2 немецких танка.
Гранатный бой

на высоте

ОРЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 28. (Спец. корр. ТАСС). Гребень высоты пересекали немецкие траншеи.
Как только стрелки, преодолев немецкие минные поля, броснлпсь в атаку на эти траншеи, автоматчики нанесли врагу неожиданный удар с левого фланга. Пока немцы вели борьбу с наступающим подразделе
нием, автоматчики стремительным броском достигли вражеских тран
шей. Волченко, Макарин, Артамонов и Стулпн— самые отважные и опытные бойцы — первыми метнули гра
наты в немецкие траншеи. Вслед за этим автоматчики ворвались в тран
шеи, захватили перекрёстки ходов сообщений и начали вести огонь по площадкам, где были установлены немецкие пулемёты. Автоматчиков поддерживал артиллерийский и миномётный огонь.
Часть немцев забилась в блиндажи. Бойцы забросали нк гранатами.
Не выдержав удара, гитлеровцы побежали. В этом бою немцы поте
ряли только убитыми 150 человек. Наши бойцы захватили несколько пулемётов и большое количество гранат.
Стремясь вернуть отбитые у них траншеи, гитлеровцы стали подбра
сывать на машинах пехоту. Вскоре последовала ожесточённая контратака. Весь день кипел бой.
Автоматчик Карл Чеишвшги, окружённый немцами, продержался 24
часа и отбил все атаки, не уступив врагу своего рубежа.
Четырнадцать раз бросались немцы на автоматчиков Макарина и Вол
ченко и каждый раз откатывались назад. Макарин пал геройской смертью. Тяжело раненый Волченко продолжал разить фашистов гранатами.
Завоёванный рубеж советские автоматчики удержали в своих руках. Измотав немцев тяжёлым гранатным боем, советские бойцы устремились в атаку на укреплённую немцами другую высоту.
Лейтенант М. Казанков.

Воинское

мастерство

СЕВЕРНЕЕ ОРЛА, 28. (Спец. корр. ТАСС). Отбивая многочисленные контратаки противника, части Красней Армии продолжают проаьигаться вперёд. В каждом бою советские воины показывают своё возросшее боевое мастерство.
Рота стрелков под командованием гвардии лейтенанта Толкачева должна /.ила овладеть одной сильно ук
реялённой высотой. Число немцев, Занимавших высоту, превосходило количество наших бойцов.
Когда гвардейцы сосредоточилась для атаки в кустарнике, из-за высо
ты послышались орудийные, выстрелы. Один за другим разорвались в кустарнике три снаряда. Было ясно: противник начал пристрелку, вслед за которой последует сильный арт
огонь. До начала атаки оставалось еще Ю минут. Но Толкачев подал команду:
— Бегом, вперед!
И только успели гвардейцы выбежать из кустарника, смертельный шквал огня накрыл то место.
Лейтенант не просто вывел своих бойцов пз опасной зоны. Гота быст
ро преодолела небольшое расстоянпе. отделявшее кустарник от первых траншей неприятеля, и гвардей
цы в рукопашном бою начали истреблять захваченных врасплох немцев. Пока основные силы роты дрались в траншеях, взвод автоматчи
ков сумел зайти противнику в тыл. Услышав стрельбу за своей спиной, немцы начали разбегаться.
Высота вскоре была взята. Но борьба за неё только начиналась. Остатки вражеских подразделений, защищавших высоту, были собраны и брошены в контратаку. По фашистам открыли огонь наши пулемётчики. Почти весь этот дтряд был истреблён.
Вскоре немцы получили подкрепление н бросили в контратаку 150 автоматчиков. Гитлеровцы охватыва
ли высоту с двух сторон. Гвардейцы встретили врага миномётным, пулемётным и залповым ружейным огнём. Десятки вражеских трупов остались на подступах к высоте.
Е. Ратнер.
Южнее Орла. Танковый десант.
Навстречу Всесоюзному дню железнодорожника. Бригада паровоза «Эм 734-49» (депо им. Ильича, Западной ж. д.) во главе со старшим машинистом А. Снежковым содержит паровоз в отличном состоянии, правильно его эксплоатирует и, водя тяжелые составы, систематически перекрывает техническую скорость. Бригада завоевала переходящее красное знамя, ко
торое гордо красуется на паровозе. За три месяца лунинцы паровоза «Эм 734—49» сэкономили 85 тонн угля. На снимке: старший машинист А. Снежков (слева) и его помощник Ф.- Штепа-Иикур.
Фото Л. СМИРНОВА.

ТРУДЯЩИЕСЯ СТОЛИЦЫ ОТВЕЧАЮТ

НА ПРИКАЗ ВОЖДЯ НОВЫМИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ УСПЕХАМИ

МЕСЯЧНАЯ ПРОГРАММА

ЗАВЕРШЕНА

Добротные изделия московской шорно-седельной фабрики «Пролета-, рий» пользуются заслуженной сла
вой у конников и артиллеристов Краевой Армии.
Все заказы фронта здесь выполняются л срок. Рабочие и работницы фабрики недавно освоили поточное производство.
Ровно движется конвейер в цехе началышка-орденоиосца тов. Кузне
цова. Конвейер обслуживает одна пз фронтовых бригад, которой руко
водит тов. Дёмина. На пошивке сложных кожаных изделий члены этой бригады систематически перевыполняют сменные задания, вкла
дывая в свой труд много мастер
ства. Сама тов. Дёмина выполняет ежедневно две нормы и даёт про
дукцию только отличного качества. За троих работает стахановка тов. Макарова, освоившая специальность моторпста.
В июле в цехе начальника тов. Сухарева впервые пустили конвей
ер. Его движущаяся лента пи на минуту не останавливается. От- каж
дого человека требуется высокая выработка. Работницы в короткий срок .приноровились к ритму конвейергЙрНа пошивке кожаных лямок особенно хорошо работает мотористка тов. Сидорова.
Стахановским трудом коллектив фабрики стремится закрепить за со
бой завоёванное в прошлом месяце переходящее Красное Знамя Госу
дарственного Комитета Обороны. 26 июля фабрика завершила месячную программу. До конца июля она Дает продукцию сверх плана в особый фонд Главного Командования.
27 МАШИН

СВЕРХ ЗАДАНИЯ

Завод «ВАРЗ» в июле работал ритмично. Социалистичеокюе соревнование, развернувшееся по ини
циативе динамовцев, охватило весь коллектив. В цехах и отделах рабочие и работницы заключили социа
листические договора, в которых обязались досрочно закончить выполнение плана.
Сегодня сборочный цех завода выполнил июльскую программу, да.в 104 процента месячного задания.
Хорошо ра’ботал и механический цех.
Оеобенпо отличились в соревновании два стахановца-токаря Головин и Павлов. Оба они работают спарен
но. Каждый из них, принимая в начале смены станок, продолжает выполнять задание товарища. Если, окажем, к концу смены Головни не закончил обработку какой-нибудь детали. Павлов продолжает эту работу. Такая система труда позволя
ет не делать лишней переналадки станков. Оба токаря в июле выполняли норму на 300—350 процентов.
Закончив основные заказы июля завод выпускает сверхплановую продукцию. 27 автомашин уже сдано.

НЕ МЕНЕЕ ДВУХ НОРМ

В коллективе Сокольнического вагоноремонтного завода приказ товарища Сталина вызвал высокий трудовой под’ём. Во всех цехах рабочие и работницы берут дополнительные социалистические обязательства и с первых же дней перевыполняют их.
Слесарь моторного цеха тов. Липаев давал ежедневно в смену не меньше 200 процентов задания. От
вечая делом на приказ вождя, т. Л и- паев обязался вырабатывать не меньше двух с половиной норм. Вчера Липаев выполнил сменное задание на 301 процеят. Значитель
но повысили производительность труда клепальщик т. Хисамутдянов и токарь т. Шитовспий. Вчера т. Хисамутдинев дал 325 процентов нор
мы. Токарь Шитовский вместо обычных 105—110 процентов выполнил сменное задание на 220 процентов.
У вели-шли выпуск продукции и коллективы отдельных цехо.з. Сегодня литейный цех досрочно заканчивает выполнение июльской программы. Впереди графика идут цехи начальника тов. Куркина н слесарный.

Обязательство

выполнено

В социалистических обязательствах, принятых коллективом завода, где директором тов. Абов, записано досрочное завершение программы третьего квартала. Габочие н спе
циалиста завода уже в июле взяли нужные темпы. В этом месяце все цехи работают с превышением гра
фика. Программа июля, несмотря на ряд трудностей, многими цехами закончена досрочно.
~ Новый трудовой под’ём вызвал приказ Верховного Главнокомандующего. На митингах и собраниях рабочие и инженерно-технический персонал завода обязались еще больше давать оборонной продукции.
Вчера цех, где начальником тов. Шестерням, сдал последнюю пар
тию изделий в счёт июльского задания и сегодня работает на перевыполнение плана.
Закончили месячное задание цехи, где начальниками тт. Выборнов и Графас. Первое место по заводу заняла стахановская бригада тов. Пронина. Еще несколько дней назад эта бригада завершила выполнение июльской программы.
Стахановцы завода сдержали слово. Сегодня коллектив досрочно заканчивает месячный план и начинает выпуск сверхплановой продукции.

Досрочно закончили план

Завод «Электросвет» закончил сегодня программу июля. В течение этого Месяца на заводе был спроек
тирован, освоен в производстве и сейчас досрочно выпускается один оборонный заказ.
Особенно успешно работают цехи начальников тт. Гусева, Мельникова и Манаенковой
Сегодня Заканчивает месячную программу фабрика «Свобода». Включившись по призыву динамов
цев в соревповатше за досрочное выполнение планов, рабочие н спе
циалисты фабрики стремятся вновь завоевать первенство среди ттред
прпятий Наркомата пищевой промышленности.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О порядке присвоения воинских званий

военнослужащим Красной Армии

1. Установить деление- военнослужащих Красной Армии на: рядовой состав;
сержантский состав; офицерский* состав; генералов.
2. Присвоение рядовому составу воинского звания ефрейтор производить приказами командиров отдельных частей и начальников учреждений.
3. Присвоение воинских званий сержантскому составу младший сержант, сержант, старший сержант и старшина производить приказами командиров корпусов, дивизий, бригад и им равных.
4. Установить первичным офицерским званием в Красной Армии звание младший лейтенант.
5. Присвоение первичного офицерского званпя младший лейтенант производить:
а) лицам сержантского состава, а также лицам рядового состава за проявленное умение командовать в бою;— приказами командующих фронтов к в исключительных случаях приказами командующих армий;
б) лицам, окончившим краткосрочные курсы младших лейтенантов, —■ приказами командующих фройтов, армий и военных округов;
в) курсантам, окончившим военные училища: пехотные, пулемётные н стрелково-миномётные. — приказами начальника Главного управления кадров Красной Армии, а специальные и военно-политические — прика
зами соответствующих командующих (начальников) родов войск Красной Армии, начальника Главного политического управления Красной Армии, начальника тыла Красной Армии;
г) лицам сержантскою и рядового состава сдавшим установленные экзамены за курс военного училища по специальности, в том числе и ли
цам административной службы: в действующей армии — приказами командующих фронтов и армий, а во всех остальных случаях — приказами начальника Главного управления кадров Красной Армии п прика
зами соответствующих командующих (начальников) родов войск Красной Армии, начальника Главного политического управления Красной Армии и начальника тыла Красной Армии.
6. Присвоение всех последующих офицерских званий производить:
До старшего лейтенанта включительно — приказами командующих армиями.
До майора включительно — приказами командующих фронтами
До подполковника включительно — приказами начальника Главного управления кадров Красной Армии, командующих (начальников) родов
[юйск Красной Армии, начальника Главного политического управления Красной Армии и начальника тыла Красной Армии.
7. Настоящий Указ распространить на все рода войск н службы Красной Армии.
8. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении воинских званий начальствующему составу и красноармейцам, отличившимся в боях за Родину, от 18 августа ,1911 года — отменить.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 24 июля 1943 г.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу

авиации дальнего действия

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:
1. Гвардии капитану Алексееву Максиму Николаевичу 2. Майору Ищенко Николаю Александровичу 3. Капитану Куракину Николаю Семеновичу 4. Капитану Лунцу Борису Григорьевичу
5. Гвардии подполковнику Радчуку Павлу Петровичу 6. Гвардии капитану Решетникову Василию Васильевичу 7. Гвардии лейтенанту Рощенко Владимиру Федоровичу 8. Подполковнику Ушакову Сергею Федоровичу
9. Гвардии капитану Хрусталеву Павлу Павловичу.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 27 июля 1943 г.
Награждение орденами и медалями начальствующего и вольнонаемного состава авиации дальнего действия
Красной Армии
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом
Президиума Верховного Совета СССР награждены:
Орденом Ленина — гвардии старший лейтенант А. И. Авдаков, гвардии калитая Н. А. Алексеев, гвардии младший лейтенант А. А. Аницкий, гвардии подполковник Б. В. Блинов, лейтенант Т. А. Коб
зев, майор М. А. Синицын, гвардия майор А. А. Омирнов и другие, всего 29 человек;
орденом Красной Звезды — 8 человек;
орденом «Знак Почета» — 2 человека;
медалью «За отвагу» — 2 человек ка,
медалью «За боевые заслуги» —• 20 человек;
медалью «За трудовое отличие»—
1 человек. (ТАСС).

Преодолевая все препятствия

ОРЛОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 27. (Спец. корр. ТАСС). Наши войска,
отбивая многочисленные контратаки крупных сил противника, продолжа
ют вести наступательные бои. В последние дни здесь идут дожди, кото
рые сильно затрудняют действия войск. Но советские воины преодо
левают все препятствия. Н-ская часть отбила в течение дня пять контратак противника, п запяла три насе
лённых пункта, представлявших собой узел сопротивления.
Упорный бой разгорелся в районе одного населённого пункта. Утром батальоц вражеской пехоты при поддержке 20 танков сделал попыт
ку контратаковать наши части с юга. Бронебойщики и артиллеристы огцём с коротких дистанций встретили немецкие танки. В непродол
жительном бою было уничтожено 4 машины и до роты пехоты.
Через два с половиной часа противник начал новую контратаку — на этот раз с востока. Теперь он бросил два батальона пехоты и 30 танков. Сначала враг потеснил наши подразделения, но после быстро произведенной перегруппировки советские бойцы пошли в атаку и восстановили положение.
К вечеру противник бросил сюда ещё один батальон пехоты и 15 танков. И опять, понеся потери, вынужден был отступить.
Одна наша танковая часть должна была нанести врагу неожиданный удар во фланг. Под грохот артиллерийской канонады советские машины подошли к лощине и останови
лись в нескольких стах метрах от противника. По сигналу танки рва
нулись вперёд. Машина лейтен hits Ворошилова обрушилась на ДЗОТы, которые не давали нашей пехоте возможности продвинуться вперёд. 3 ДЗОТа были уничтожены.
Танк лейтенанта Пименова выскочил на дорогу, занятую немцами. Гитлеровцы открыли огонь. Пиме
нов приказал механику-водителю рывками бросать машину то вперёд, то назад, то вправо, то влево. Нем
цы не могли вести прицельный огоны, Когда опп выкатили орудие, чтобы с короткой дистанции ударить по танку, Пименов стремительно ринул
ся вперёд и уничтожил немецкое орудие вместе с расчётом.
В тяжёлом положения оказалась машина младшего лейтенанта Петру
шина. Она застряла в топком месте. Немцы заметили это. Из лес
вышло вражеское самоходное ору
дие. Петрушин закрыл свой танк дымовой завесой, сделал настил, по которому машина вышла из топкого места, подошла к самоходному орудию и почти в упор расстреляла его.

Бронебойщики в засаде

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 28. (Спец. корр. ТАСС). Ожидалась ата
ка немецких танков. Бронебойщики Трушев и Ляпунов устроились в засаде в зарослях камыша. Ждать при
шлось недолго. Вскоре близко от бронебойщиков появился вражеский танк. Стрелять пз засады было труд
но: кукуруза мешала обзору. Тогда Ляпунов встал я сказал товарищу:
— Клади ружьё па плечо и бей. Так сподручнее.
Трушев, устроив ружье на плече товарища, выстрелил. Танк остано
вился, по огрызнулся пулемётной очередью. Ляпунов и Трушев были ранены, по пе дрогнули; все так же держа ружьё на плече Ляпунова, Трушев вновь прицелился л выср
релил. Танк запылал. Но и после этого не ушли храбрецы, продолжая сражаться до полного отражения атаки.
А. Стекольников

Цена 20 коп.
Фото Е. КОПЫТА, (ТАСС).
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ