Да здравствует

великое и непобедимое знамя Ленина—Сталина, зовущее нас к победе!

Торжественно-траурное заседание в Москве, посвященное XIX годовщине со дня смерти В. И. Ленина. В президиуме (слева направо): товарищи Пронин, Молотов, Маленков, Калинин, Берия, Андреев
Микоян, Сталин, Шверник, Вознесенский. Выступает с докладом тов. Щербаков. Фото М. Калашникова.

ТОРЖЕСТВЕННО-ТРАУРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ XIX ГОДОВЩИНЕ

СО ДНЯ СМЕРТИ В. И. ЛЕНИНА

НАШИ ВОЙСКА на юге заняли

ГОРОД СТАВРОПОЛЬ

21 января войска ЗАКАВКАЗСКОГО фронта в результате упорного боя овладели городом СТАВРОПОЛЬ. Захвачены пленные и трофеи.

СОВИНФОРМБЮРО. ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 21 ЯНВАРЯ

21 января войска Закавказского фронта в результате упорного боя овладели горо
дом Ставрополь, районными центрами — Тахта, Труновское, Кугульта, Старо- Марьевка.
Войска Воронежского фронта, продолжая развивать наступление, замяли районный центр Синие Липяги, железнодорожную
стаяиию Голофеевка и рад населенных пунктов.
Войска Юго-Западного, Южного, Волховского и Ленинградского фронтов вели бои на прежних направлениях.

В районе Сталинграда наши войска продолжали истреблять окруженные немец
ко-фашистские дивизии. Севере-зал ад нее города советские части уничтожили 1.400 немецких солдат и офицеров. Взято 70 пленных. Захвачено 29 орудий, 35 пуле
метов, 15 минометов, 251 автомашина и
другие трофеи, В городе нагая штурмовые отряды выбили гитлеровцев из ряда укреплений.

На Южном фронте наши войска, преодолевая упорное сопротивление противника, продвигались вперед. Войны Н-ской части отразили контратаку противника и на плечах отступавших немцев ворвались в населенный пункт. После короткого боя гитлеровцы были выбиты из населенного пункта, оставив 6 подбитых танков и 3 самоходных орудия. Взято 45 пленных. На другом участке разгромлены две роты пехоты противника.

На Юго-Западном фронте наши войска продолжали наступление и завяли несколько населенных пунктов. Уничтожено 5 не
мецких танков, 2 орудия и свыше 20(W
автомашин. На поде боя остались сотни вражеских трупов. На другом участке немцы бросили в контратаку 24 танка и батальон пехоты. Наши бойцы мощным ог

нем отсекли немецкую пехоту от танков и истребили ее. В это же время артиллери

сты и бронебойщике подбили и сожгли 12 вражеских танков.

Войска Воронежского фронта продолжали наступление на прежних направлениях, а частью сил уничтожали остатки окруженных частей противника. За истекшие сутки советские части освободили от немец
ких захватчиков ряд населенных пунктов. Наши танковые и моторизованные под
разделения в бою за один населенный пункт уничтожили до батальона чеменк.ях солдат и офицеров и взяли 48(1 пленных. Захвачено 1(1 орудий, 49 пулеметов, 14 минометов, 50 автомашин и 100 подвод с военным грузом. На другом участке бойцы Н-ской части истребили более 250 венгров и заняли населенный пункт. Захвачено 6 продовольственных складов, 6 орудий и много боеприпасов.

На Северном Кавказе наши войска с боями продвигались вперед. Танкисты под командованием тов. Егорова смяли боевые порядки немцев, ворвались в населенный пункт и разгромили штаб немецкого пехот

ного полка. На другом участке артиллери

сты части, где командиром тов. Кривошеев, обнаружили большую колонну вражеских автомашин. Несколькими выстрелами были разбиты передние машины и на шоссе об
разовалась пробка. Артиллеристы открыли ураганный огонь и уничтожили всю колонну автомашин противника.
Партизанский отряд, действующий в Орловской области, провел несколько успешных операций. Советские патриоты истребили около 400 немецких солдат и офице
ров. Кроме того, партизаны уничтожили немецкий самолет, паровоз, несколько ва
гонов и радиостанцию. Группа орловских партизан из отряда «Смерть немецким окк у плитам» пустила под откос два немецких воинских эшелона. Разбиты 2 паровоза и 34 вагона. Во время крушения убито и ранено много гитлеровцев.

Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в станице Скосы рекой, Ростовской области: «Перед
отступлением из станины немцы учинили кровавую расправу над мирным населением. Гитлеровские бандиты расстреляли уче
ника 6-го класса средней школы Григория Пашутина, сотрудника больницы Леонида Пер спел кина, тракториста Христофора Шилова, председателя колхоза Егора Харитонова, инвалида Никанора Лютина, Алек
сандра Шире кораде<н ко, Андрея Шилова, Александра Семенова и других. В местной больнице находились больные советские граждане. Фашистские изверги погнали их к реке и расстреляли. Часть больных не могла двигаться и осталась в больнице. Гитлеровцы сожгли больницу ‘ вместе с находившимися в ней больными граждана
ми». Акт подписали: капитан Митрофанов, капитан Ковтунов, военфельдшер Ткаленко, младший лейтенант Колесников, жите
ли станицы Окосырской — М. Хаоитонот, М. Воронина, А. Шевченко, С. Воронина и Л. Шилов.1.

УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 22 ЯНВАРЯ

В течение ночи на 22 января наши войска в районе Сталинграда, южнее Во
ронежа, на Северном Кавказе, в районе нижнего Дона, Северного Донца и южнее Ладожского озера продолжали бои на прежних направленных.

В районе Сталинграда Н-ская часть, действующая западнее горой, выбила щгавивпта из сильно укреплённых пози
ций. Немцы предприняли несколько контратак, но каждый раз отбрасывались
назад с большими для них потерями. В этом бою уничтожено более 400 гитлеровцев и подбито 7 немецких тапков.

На Южном фронте наши войска вели наступательные бои. В районе оттого на
селённого пункта противник сосредоточил значительные силы пехоты и пытался за
держать продвижение советских частей. Наши танк и с десантами автоматчиков обошли занятые немцами населённые
пункты и с тыла атаковали противника. В трехчасовом бою уничтожено до 70.1 вражеских солдат и офшоров. Взято до 10(4 пленных. Захвачены большие трофеи.

На Юго-Западном фронте наши войска, преодолевая сопротивление противника, правригадись вперед. На одном участке немцы подтянули свежие силы и бросили Гх в бой. Наши подразделения отбили все контратаки противника и истребили до батальона немецкой пехоты.
На другом участке, в занятом нашими частями крупном населённом пункте захвачены 10 орудий, 4 танка, 2 самоход
ные пушки, склад занаоньих частей для автомашин и 2 оклада с продовольствием. Пленные солдаты 579 пехотного полка 31)6 немецкой пехотной дивизии, только в декабре переброшенной из Бельгии на советско-германский фронт, рассказали, что их полк совершенно обескровлен в по
следних боях. Роты нлечитьпмпот по 10— 30 человек.

Войска Воронежского фронта вели наступательные беи, а частью сил еще тес
нее сжимали кольцо вокруг окруженных частей противника. Немцы пытались прорваться из окружения, но были отброше
ны назад с большими для них потерями. Наши части заняли ряд населённых пунк
тов. Н-екое соединение захватило в плен свыше 1.500 вражеских солдат и офице
ров. Но уточненным данным, в городе Острогожск уничтожено более 1.000 вра
жеских солдат и офицеров и захвачено свыше 600 пленных. ★
На Северном Кавказе наши войска заняли рад населённых пунктов. На одном участке проедании бросил в контратаку две роты пехоты при поддержке 10 тап
ков и 5 бронемашин. Подраоделения Н-ской части отбили контратаку гитлеровцев. В результате боя 6 вражеских тан
ков и «ее бронемашины были выведены из строя, а немецкая пехота отступил я. потеряв больше половины своего состава.

Партизанский отряд, действующий в Полесской области, совершил налёт на немецкий аэродром я утеичтожил 18 само
лётов и 16 автомашин противника. За два месяца партизаны этого отряда орга
низовали крушение 20 немецких -воипских эшелонов. Разбито 12 паровозов, более 200 вагонов и 9 цистерн с горючим.
Кроме того, советские патриоты взорвали железпоторож1т,ш мост через реку и 8 мостов -па шпе.сеЙ1гых дорогах.

Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в хуторе Ми
хайловна, Ростовской области: «Отступая под ударами Красной Армии, немцы разграбили хутор Михайловну и убили мно
гих мирных граждан. Гитлеровцы собрали зеех мужчин и на берегу реки .расстреля
ли Никиту Балабина — 70 лет, Алексея Первухина — 68 лет, Михаила Щерби
ну — 41 года и его 16-летнегл сына Александра. Федора Бойченко — 41 года, Павла Бойченко — 30 лет, Ивана Симо
нова — 30 лет, Петра Чернышева— 28 лет, Ивана Дегтярева — 18 лет и других жителей. После расправы над мирным населением немецкие солдаты облили керосином и сожгли большую часть домов хутора». Акт подписали: капитан Митрофанов, капитан Ковтунов, старший лейте
нант Суворов, жители хутора Михайловна — М. Угловатов, А. Щербина, П. Бондаренко, В. Швеи,.
Вчера в Москве, в Большом зале Кремлевского дворца, состоялось торжественнотраурное заседание ЦК ВКЩб), Москов
ского областного и Московского городского комитетов ВКП(б), Президиумов Верховного
Совета СССР и Верховпого Совета РСФСР, Московского областного и городского Сове
тов депутатов трудящихся, ЦК ВЛКСМ, МК и МГК ВЛКСМ, Президиума ВЦСПС, рабочих-стзхановцев, ударников и интеллигенции столицы, посвященное XIX годовщине со дня смерти В. И. Ленина.
В 6 часов 50 минут за столом президиума появляется товарищи Сталин, Мототов, Калинин, Андреев, Микоян, Верия, Шверник, Маленков, Щербаков, Вознесенский.
Участники торжественно-траурного заседания встречают товарища Сталинн~й - сто соратников — руководителей партии и правительства бурной овацией. Все встают. Возгласы горячих приветствий слива
ются с мощным «ура». В этой овацяп как бы воплотилась вся сила любви и иреданности советских людей славному продолжателю дела Ленина, великому народному вождю и полководцу, под руководством которого доблестная Красная Ар
мия пядь за пядью освобожаает советскую землю от гитлеровских мерзавцев. Со всех концов огромного зала раздается:

— Да здравствует товарищ Сталин!

Тов. М. И. Калинин об являет торжественно-траурное заседание открытым.
— Исполнилось !9 лет после кончины Владимира Ильича Ленина, — говорит тов.
Калинин. — Прошу почтить его намять вставанием.
Все встают. В эту минуту каждый както по-особенному, с непередаваемой ясно
стью и непосредственностью чувствует, что великий Лепта с нами, что его бессмертный дух, его идеи, развитые и воплощенные в жизнь товарищем Сталиным, неотступпо сопутствуют совет
скому народу во всей его деятельности и борьбе, осеняют и вдохновляют всех, кто на полях сражения, на трудовой вахте отстаивают ц защищают независимость, сво
боду и честь созданного Лениным и Сталиным социалистического государства— нашей любимой советской Родины. К бессмертному Ленину п к тому, кто высоко держит его победоносное знамя — к вели
кому Сталину, — обращены чувства и мысли всех в эту минуту.
М П. Калинин предоставляет слово для доклада тов. А. С. Щербакову, тепло встреченному участниками заседания.
С огромиыга тешманием слушают собравшиеся яркий, содержательный доклад товарища Щербакова. Докладчик убедительно показал военные усилия всего со
ветского народа — на фронте в в тылу, наших героических воинов и бойцов тру
дового фронта, неиссякаемую народную инициативу, направленную на помощь Красной Армии.
С законной гордостью и величайшим патриотическим удовлетворением воспри
нимаются слова товарища Щербакова о том, что в течепие истекшего года советский народ и Красная Армия, под води
тельством своего вождя и полководца
товарища Сталина, изменили ход воины и подготовили почву для новых, еще более значительных успехов.
Тов. Щербаков говорит о том, как, осуществляя сталинский стратегический план.
Красная Армия превратила подступы к Сталинграду в гигантскую могилу для немецко-фашистских войск и затем перенес
ла наступательные действия на Северный
Кавказ, на Центральный фронт, в район нижнего Дона, в район Северного Донна, в район южнее Воронежа и под Ленинград, и на всех этих направлениях добилась крупных успехов
Напоминая слова товарища Сталина о том, что «недалек тот день, когда враг узнает силу новых ударов Красной Армии», тов. Щербаков говорит:
— Весь мир сегодня является свидетелем тому, как претворяются в жизнь сло
ва нашего великого вождя и полководца товарища Сталина, как удар за ударом обрушивает Красная Армия на головы зарвавшихся немецко-фашистских захватчиков.
Участники заседания от души смеются, когда докладчик остроумно высмеивает без
дарное и глуповатое вранье германского командования, выкрутасы немцев о «выпрямлении линии фронта», о занятии более «выгодных рубежей» обороны, о развитии событий по инициативе и «по плану, предусмотренному германским командованием».
— Не от хорошей жизни, — замечает тов. Щербаков, — гитлеровские запра
вилы скрывают истинное положение дел на советско-германском фронте!
Заканчивая анализ военного положения, тов. Щербаков указывает, что наша Крас
ная Армия обогатилась военным опытом, стала еще более организованной, получила в свои руки самую новейшую военную технику и сражается по последнему слову современной военной пауки, разработанной товарищем Сталиным. С гордостью и чув
ством глубокой признательности товарищу Сталину участники заседания воспринимают слова докладчика:
— Советское военное искусство, поднятое товарищем Сталиным на уровень, достойный нашей великой страны, уже при
несло свои плоды в виде серьезных побед Красной Армии и тяжелых поражений армий противника.
Тов. Щербаков говорит далее о самоотверженной работе всего советского тыла— рабочих, колхозников, интеллигенции, от
дающих все свои силы на поддержку Красной Армии. Эта поддержка — источ
ник силы, стойкости и воодушевлеппя Красной Армии, ибо каждый ее воин сознает, что за ним стоит весь советский народ.
Долго не смолкают аплодисменты, когда докладчик заявляет:
— Сила советского народа в его нерушимом морально-политическом единстве. Весь наш народ ныне сплочен, как никог
да. вокруг большевистской партии и своего вождя товарища Сталина
Тов. Щербаков напоминает, что теперь после того, как создан фундамент для победы над врагом, дело освобождения на
ших земель от фашистских захватчиков зависит от напряжения всех сил советских патриотов и мобилизации всех возможностей нашей страны, что наточу на
роду, Красной Армии, Военно-Морскому Флоту предстоят еще большие испытания, окончательная победа потребует erne много жертв от бойцов, рабочих, колхозников, ин
теллигенции. Указывая, что для победы необходимы беззаветный героизм и железная дисциплина ва фронте, самоотвержен
ный труд, дисциплина и организованность в тылу, тов Щербаков говорит:
— Не может быть сомнения в том, что нага советский народ, оказавшийся способным выдержать натиск гитлеровских захватчиков какого не могла бы выдер
жать никакая другая страна, найдет в себе силы окончательно разделаться с не
мецкими фашистами и их союзниками. Все силы на поддержку фронта! Все силы — для победы!
Заканчивая доклад, тов. Щербаков провозглашает:
— Да здравствует великий советский народ и его героическая Красная Армия и Военно-Морской Флот!
— Да здравствует великое и непобедимое знамя Ленина—Сталина, зовушее нас к победе!
— Да здравствует наш вождь и полководен товарищ Сталин!
Все встают со своих мест. Несколько минут длится овапия в честь великого Сталина.
Тов. М. О. Калинин об’являет торжественно-траурное заседание закрытым.
(ТАСС)
Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:
Дальневосточный фронт, товарищам Апанасенко, Смороцинову, Лукашинуч начальнику Солнкамскстроя товарищу Бойкову, начальнику политотдела товарищу Карасеву; Н-екая Краснознаменная гвардейская мотострелковая диви
зия, тов. Кропотину, тов. Натапич, тов. Баранчикову; Горький, начальнику Горьковской ж. д. тов. Сокопинскому, начальнику политотдела Горьковской ж. д. тов. Некрасову, председателю дорнрофсожа тов. Хпопову; Алапаевск, Алапаевский металлургический завод директору завода тов. Комову, секретарю партбюро завода тов. Свирину, председателю завкома тов. Криворуку, на
чальникам цехов: тт. Еременко, Коновалову, Трошину, стахановцам: тт. Харлову, Петропавловской, Шилову, Постолуповой, Афанасьеву; Народному комиссару авиационной промышленности тов Шахурину, заместителям народ
ного комиссара: тт. Дементьеву, Яковлеву, Воронину, Кузнецову А., Завитаеву, Сандлер, Баландину, Кузнецову В., Визиряну, Тарасову, Шорину, на
чальникам главных управлений: тт. Тарасович Домову, Дубову, Балакиреву, Степину, Лисицыну, Куликову И., Кпимовицкому, Самойпович, Гришину, Калинину, Кофману, Фарманянц, Куликову М., главным конструкторам авиаци
онной промышленности: тт. Ильюшину, Климову. Швецову, Лавочкину, Микулину, Сухому, Поликарпову, Микояну, Туполеву, Путилову, Болховитинову, Урмину, Горбунову, Заспавсному, Кузьмину, Полтеву, Енгибаряну, Флёрову, Короткову, Антипсву, директорам авиационных заводов: тт. Третьякову, Бе
лянскому, Жезпову, Окулову, Левину, Солдатову, Гукичу М., Романову, Агаджанову, Абрамову, Тимофееву, Лукину И., Борисову, Лещенко, Белову, Ребен
ке, Саладзе, Шапиро, Нестерову, Иосиповичу, Комарову, Пастер, Еремееву, Марочкину, Казакову, Клементьеву, Герасимову, Соколову, Ивайкину, Дикареву, Берёзину, Бруснинину, Ярунину, Смирнову В., Морозову, руководителям научных институтов авиационной промышленности: тт. Шишкину, Попиновскому, Чесалову, Туманову, Молокову, Остоспавскому. Христианович, Акимову, Петрову, Масленникову, летчикам-испытателям боевых самолетов: тт. Коккинани В., Ломакину, Сахранову, Чегопя, Капиншину, Мищенко, Осипову, Иванову, Коккинаки К., Туманскому, Корзинщикову, Федрови; Н-ская армия. Морозову, Колесникову, Гаршину, Спиридонову; г. Ярославль, секретарю Ярославского обкома В КП (б) товарищу Ларионову; г. Ереван, секретарю ПК КП(б) Арме
нии товарищу Арутинову; Н-ская армия, товарищам Черепанову, Курочкину, Ханжину, Звонову; Ереван, заместителю Католикоса всех армян архиепископу Геворгу Чеорекчян.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О награждении академика Павлова Михаила Александровича

орденом Ленина

За выдающиеся заслуги в области черной металлургии и воспитания кадров советских металлургов, в связи с 80-летием со дня рождения, наградить академика Павлова Михаила Александровича орденом Ленина.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 21 января 1943 года.

ЯНВАРЯ 1943 Г.

ПЯТНИЦА
№ 18 (5766)

Цена 20 коп. В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС