Доклад тов. А. С. ЩЕРБАКОВА 21 января 1943 года на торжественно-траурном заседании, посвященном XIX годовщине со дня смерти В. И. Ленина

Товарищи! Девятнадцатую годовщину со дня смерти великого Ленина народы Советского Слюда, Красная Армия и Геен
но-Морской Флот отмечают в условиях Отечественной войны с не-мейко-фашист
скими захватчиками за честь и незави
симость своей родины, за свое, настоящее и будущее.
Истекший год был годом великих испытаний, большой исторической проверки правильности пути нашей партии, нашей страны в период величайшей из войн. Та
кой войны не видел прежде мир — на не масштабам развернувшихся сражений, ни по характеру вражеских армий, с которыми Советскому Союзу приходится
иметь дело, армий, поставивших себе целью уничтожить нашу страну, поработить и истребить наш народ.
Война явилась суровой проверкой сил и прочности советского строя. В прошедшем году наше государство с чесгьт вы
держало испытания, выпавшие на его долю. Это был год, в течение которого советский народ и Красная Армия, под во
дительством своего вождя и полководца товарища Сталина, изменили ход войны и
подготовили почву для новых, еще более значительных успехов. Истекший, год был годом торжества ленинизма в труднейший период существования советской власти.

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Девятнадцать месяцев Красная Армия ведет ожесточенные бои на фронтах Оте
чественной войны. Ха последние месяцы ход войны претерпел серьезные измене
ния. Теперь уже не немцы теснят наши
войска, как это было летом и осенью 1942 года, а Красная Армия бьет лютого врага и очищает советскую землю от гит
леровской нечисти. Теперь уже не немцы и их прихвостни держат в руках инициа
тиву военных действий, а Красная Армия, действуя по плану Верховного Главно
командования, наносит удар за ударом противнику.
Стоит отдать себе хотя бы краткий отчет в современном военном, положении на
шего государства, сравнить положение воюющих сторон на нынешнем этапе Оте
чественной войны, чтобы стали Очевид
ными серьезные военные результаты, уже достигнутые нашей армией, чтобы стали ясными благоприятные для Советского Союза перспективы ведения войны. Что
это действительно так — об этом говорят факты.
Уже летом и осенью 1942 года Красная Армия своей самоотверженной борь
бой сорвала авантюристические планы немецких войск. Как это неопровержимо показал товарищ Сталин в докладе о 25 годовщине Великой Октябрьской Социалистической» Революции, ни одна из страте
гических задач, поставленных Гитлером перед немецко-фашистской армией на лето и осень 1942 года, не была осуществлена.
Немцы и их союзники, воспользовавшись отсутствием второго фронта в Евро
пе, бросили против Красной Армии все свои свободные резервы. Немцы имели план — захватить Сталинград, обойти Москву с востока, отрезать ее от волж
ского и уральского тыла, а затем ударить на Москву и кончить войну в 1942 году. Для осуществления этого плана Гитлер бросил на Сталинград десятки отборных
дивизий. На протяжении многих недель сотни тысяч немцев рвались к Сталингра
ду, устилая каждый километр советской земли своими трупами.
враг узнает силу новых ударов Краспой Армии».
Весь мир сегодня является свидетелем тому, как претворяются в жизнь слова на
ше; о великого вождя и полководца
товарища Сталина, как удар за ударом обрушивает Красная Армия на. головы зарвавшихся немецко-фашистских захватчиков. (Бурные аплодисменты).
За два месяца наступления наших войск — с 19 ноября 1942 г. по 19 января 1943 года немецко-фашистская ар
мия на советско-немецком фронте понесла следующие потери: наши войска взяли более 200.000 пленных. За эго время не
мецко-фашистская армия потеряла только убитыми более 500.000 солдат и офице
ров. За эю же время немцы потеряли танков — свыше G.000, орудий разных калибров — около 12.000, самолётов — до 3.500, а также много боеприпасов, пу
лемётов, винтовок, автомашин и другого военного имущества.
Огромные потери немецкой армии в людях и вооружении за два месяца наступ
ления советских войск означают тяжёлое поражение немецко-фашистских войск. Эти потери подточили силы немцев, серь
ёзно ослабили устойчивость вражеских войск, и, наоборот, победы Красной Армии укрепили боевой дух и организованность советских войск, советского тыла и дока
зали. что Красная Армия может бить и успешно бьёт немецкую армию.
Ярким свидетельством преданности советского народа делу Ленина — Сталина является широко развернувшееся парти
занское движение в тылу вражеских войск. Советские патриоты в тылу врага остались верными сьгнами своей Родины и самоотверженно борются за освобождение наших земель от фашистских поработителей. Несмотря на все потуги гитле
ровских карательных отрядов задушить партизанскую борьбу, советские партизаны умножают свою помощь К-расяой Армии, смело громят вражеские тылы, истребляют ненавистных оккупантов, пус
кают под откос железнодорожные составы,
взрывают мосты, разрушают связь врага п еТо коммуникации. Партизанское движение ширится и растёт изо дня в день.
Кроме того, немцы, прежде всего, в целях отвлечения наших резервен с Московского фронта с тем, чтобы легче по
кончить с Москвой, а также для захвата нефти — предприняли вспомогательный удар на юг в сторону нефтяных районов. Но эти планы были построены на песке, без реального учета своих сил и сил Красной Армии, т. е. оказались авантюристическими
Наша страна и Красная Армия выдержали летом и осенью бешеный натиск, гитлеровских полчищ, проявили величай
шие героизм и стойкость и опрокинули стратегические планы немцев.
Верховное Главнокомандование советских вооруженных сил не только ликвидировало замыслы немецкого командова
ния, но и подготовило мощный ответный удар. 19 ноября 1942 года Красная Ар
мия перешла в наступление и блестите осуществила сталинский стратегический план разгрома немецко-фашистских вой к на подступах Сталинграда. Только за шесть недель наступления на подступах Сталинграда Красная Армия разгромила в целом 36 дивизий и окружила плотным кольцом 22 дивизии противника. Ликви
дация окруженных немецко-фашистских войск в районе Сталинграда теперь близится к концу. Подступы к городу, ко
торый носит имя нашего вождя и полко
водца товарища Сталина, превратились в гигантскую могилу для немецко-фашисгских захватчиков. (Бурные аплодисменты).
Осуществляя далее сталинский стратегический план — Красная Армия перенесла наступательные действия па Северный Кавказ, на Центральный фронт, в район нижнего Дона, в район Северного
Донца, в район южнее Воронежа и под Ленинград и на всех этих направлениях имеет крупные успехи.
На Северном Кавказе Красная Армия отбросила немцев более чем на 300 километров и продолжает гнать их дальше, а хваленые немепкие войска под ударами советских войск продолжают отступать, бросая вооружение и раненых.
На Центральном фронте Красная Армия нанесла серьёзное поражение немцам и овладела важным пунктом, имеющим стратегическое значение — городом п железнодорожным узлом Великие Луки.
Мощный удар нанесла Красная Армия немецко-фашистским захватчикам южнее Воронеж-а И здесь советские войска многими тысячами истребляют немецких ок
купантов, десятки тысяч берут в плен, захватывают вражеское вооружение и ос
вобождают тысячи населённых пунктов от гитлеровской нечисти.
В районах Маньтча, нижнего Доиа и Северного Донна наши войска продолжают преследование противника.
Всего три дня назад весь советский парод испытал огромную радость, услышав сообщение о том, что войска Ленинград
ского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.
Народный Комиссар Обороны товарищ Сталин в своём приказе 7 ноября 1942 Сада заявил; «Недалёк тот день, когда
Удары, нанесённые Красной Армией немецким войскам, имеют не только военное, но и большое международное политическое значение.
Успехи Красной Армии привлекли к ней глубокие симпатии всех свободолюбивых народов. Она окружена ныне ореолом глубочайшего уважения, ибо именно она — Красная Армия — выносит на себе всю тяжесть войны против гитлеровской Германии и её сообщников.
Нельзя пройти также мимо .того обстоятельства, что в ходе войны оказалась в корне подорванной, до конца разоблаченпой идеология германского империализма. На
роды Европы на деле узнали, что означает так называемый «новый порядок», насаж
даемый гитлеровцами в оккупированных Странах. Народы Европы на горьком опы
те убедились, что у гитлеровцев пет ни
какой другой цели, кроме истребления других народов или превращения их в рабов.
Успехи Красной Армии подорвали веру европейских пособников Гитлера — италь
янцев, румын, венгров, финнов — в силу немецкой армии, уже внесли, а в дальнейшем внесут ещё больший разлад меж
ду соучастниками фашистской шайки.
Удары Красной Армии в конце концов приведут к разложению и распаду этого разбойничьего сброда, соединившегося в нолях грабежа и искоренения пародов, не пожелавших стать рабами, не пожелавших подчиниться гитлеровскому произволе.
В первые недели после того, как началось наступление Красной Армии, гитле
ровские заправилы из кожи лезли вон, пытаясь скрыть от населения Германии и мирового общественного мнения крупнее поражение немецких войск на Советско
германском фронте. Но шила в мешке не утаишь, и тогда гитлеровское командова
ние попыталось дать свое толкование, разумеется, лживое толкование военным событиям Судите сами, — в какое смеш
ное а глупое положение опять попали Гитлер и его подручные.
30 сентября 1942 года Гитлер хвастливо заявил в немецком рейхстаге: «Мы
штурмуем Сталинград и возьмем его — иа это вы можете положиться... Если мы что-нибудь заняли, оттуда нас не сдвинуть». Теперь всем ясно, что каждое слово Гитлера — пустое бахвальство. Гитлеровцы не взяли Сталинграда. Более того, немецкие войска отброшены от Сталин
града более чем на 300 километров, а ликвидации окруженных под Сталинградом 22 немецких дивизий близится к кон
пу. Гитлер и рад бы «сдвинуть» куда-пибуль эти свои дивизии, по сие от чего уже не зависит. (Оживление в зале).
Не повезло с предсказаниями и Геббельсу — подручному Гитлера. Осенью 1942 года с целью давления на общественное мнение нейтральной страны в бе
седе с турецкими журналистами Геббельс уверял, что до зимы Красная Армия будет разбита. Он заявил: «Я. который всегда говорю, взвешивая свои слова; я вам мо
гу сказать с уверенностью, что до зимы русская армия не будет более опасной для Германии. И говоря это, я убежден, как
всегда, что события меня не обманут Я вас прощу вспомнить об этом через не
сколько месяцев». Эти несколько месяцев прошли и всем стало ясно, что Геббельс и на этот раз соврал. Красная Аомия. ко
торую Гитлер обещал к зиме уничтожить, наносит ныне сильные удары немецким войскам и, более чем когда-либо, являет
ся ныне грозой для немецких оккупантов. (Аплодисменты)
На протяжении последних недель немецкое командование несколько раз публи
ковало следующее официальное сообщение о положении «На Восточном фронте»: «В Берлине стало известно, что Германские войска планомерно проводят сокращение линии фронта посредством снятия выдви
нутых вперёд опорпых пунктов. В районе среднего течения Дона в настоящее время плут ожесточённые бои. Русские .войска одержали некоторые успехи, однако, мож
курам на смех подобное об’ясвение положения дел на советско-немецком фронте вконен залгавшихся и запутавшихся гит
леровцев? Бездарно и глуповато врет не
мецкое командование! Не от хорошей жизни гитлеровские заправилы скрывают истинное положение дел на советско-германском фронте1
Каковы же выводи и уроки, вытекающие из хода Отечественной войны. О них можно сказать кратко.
В нынешнюю войну вновь с ещё большей силой, чем в прежних войнах, под
твердилось правило, чт всём, оказался прав великий Ленин, учивший нашу партию, что народ, вку
сивший плоды свободы, создавший свою власть, желающий и умеющий боротьея за свои великие, благородные идеи, вый
но сказать, что русские ведут свои операции в плане, предусмотренном герман
ским командованием». (Смех всего зала).
Как видите — гитлеровское комапдование настолько запуталось в своей собственной лжи, что дальше ехать некуда.
В самом деле, публикуя подобную чепуху, гитлеровцы, видимо, принимают читателей и слушателей своих военных сводок за круглых идиотов, ибо что означа
ют все эти выкрутасы о «выпрямлении линии фронта», о занятии более «выгод
ных рубежей» обороны, о развитии событий по инициативе и «по плану, предусмотренному германским командованием и т. д.? Если эти сообщения гитлеровской Ставки принять всерьёз, то это означает,
что уничтожение Красной Армией 36 немецких, румынских и итальянских дивизий на подступах Сталинграда, окруже
ние и разгром 22-х немецких дивизий под Сталинградом были предусмотрены планом немецкого командования;
что более 200.000 немецких, румынских, ита льянских и венгерских . солдат и офицеров оказались в советском плену по инициативе гитлеровской Ставки (сыех);
что районы Северного Кавказа, за которые немцы летом и осенью 1942 гола заплатили мнолими десятками тысяч не
мецких голов, теперь оставлены немецкой армией в целях занятия более выгодных рубежей обороны;
что очищение большой, прежде оккупированной немцами территории между
Сталинградом и Доном, между Доном и Северным Донном, произведено из желания выпрямить линию фронта! Разве не
дет победителем из любой борьбы, как бы тяжела и сложна эта борьба ни была, каким бы упорным и лютым ни оказался враг.
Теперь уже окончательно провалились планы немецкого империалллзма по разгрому Красной Армии и завоеванию Со
ветского Союза. Течелгие, ход, тенденции войны изменились и изменились отнюдь не в пользу гитлеровской армии, а в пользу Красной Армии. И чем дальше, тем больше преимуществ будет на нашей стороне. Можно не сомневаться, что Красная Армия сумеет до конца использо
вать и реализовать эта преимущества. Вот почему советский народ так уверенно смотрит в будущее.
В ходе войны против гитлеровских поработителей н их людоедских замыслов соединилось большинство современных народов. Всё теснее в связи с этим становится блок антигитлеровских государств, которые имеют все шансы победить и победят» тало-германскую коалицию.
Наша армпя за девятнадцать месяцев войны неизмеримо обогатилась военным
опытом, стала вполне современной, сшё более организованной, получила в свои пуки самую новейшую военную технику и сражается по последнему слову современной военной науки, разработанной товарищем Статипым. Советское военное искус
ство, поднятое товарищем Сталиным на уровень, достойный пашей великой страны, уже принесло свои пЗюды в виде серь
езных побед “Красной Армии и тяжелых поражений армий противника.
Владимир Ильич Ленин учил нас: «Для ведения войны по-настоящему необходим крепкий организованный тыл. Самая лучшая армия, самые преданные делу революции люди будут немедленно истребле
ны прол ивником. если они не будут в достаточной степени вооружены, снабжены продовольствием, обучены» (том XXII.
стр. 304). Эти слова Ленина в условиях нынешней войны имеют еще большее зна
чение, чем в годы гражданской воины и иностранной интервенции. Военная техника играет сейчас в боевых действиях го
раздо большую роль, чем в прошлых вой
нах К этому надо добавить, что враг,
вероломно напавший на нас, опирается на ресурсы почти всей Западной Европы.
Начиная войну против СССР, немцы рассчитывали на то. что после первых же ударов наша промышленность и сель
ское хозяйство будут парализованы и не сумеют бесперебойно снабжать фронт вооружением, боеприпасами, продовольстви
ем, что в стране начнется хозяйственная разруха. Немпы жестоко просчитались. Конечно, было бы глупо утверждать, что
потерн, понесенные нашей страной в войне с немецкими захватчиками,—ничего не значат и что нам всё ни по чём.
Мы потеряли значительную территорию, а это значит, что вместе с территорией потеряли людей, хлеб, металл, топливо, железные дороги, промышленную продук
цию; Каждый командир и боен Красной Армии должны в этом отдавать себе пол
тя и это было достаточно сложным делом. Нужно, было так же быстро восстановить предприятия на новых местах, пустить
их в ход. Речь, стало быть, шла не о простой эвакуации оборудования, а о перебазировании целых отраслей промышленности, о перемещении на восток мно
гих сотен фабрик и заводов и при том в невиданно короткие сроки. На новьгх ме
стах эвакуированные предприятия оыли быстро восстановлены и пущены в ход.
Многие яз них сейчас дают продукции больше, чем до войны.
Наряду с перебазированием предприятий нужно было срочно разрешить дру
гую не менее сложную задачу — рас
ширить на востоке производство топлива, электроэнергии, металлов чёрных и цветных, увеличить добычу железной р мар
ганцевой руды, производство кокса и т. д.
Для этого необходимо было, наряду с улучшением использования существующих предприятий, шахт и рудников, строить но
вые или расширять действующие. И эту трудную задачу мы успешно выполняем. На востоке широко развернулось капиталь
ное строительство промышленности. Строятся новые домпы, мартены, электростанции, шахты, рудники. Ряд важнейших объ
ектов строительства уже вошёл в строй. Это новое строительство ведётся темпами, невиданными даже для нашей страны.
ный отчёт. Наша страна понесла серьёзные потери. Но вместе с тем это факт, что тыл Красной Армии, несмотря на ог
ромные трудности, связанные с захватом немцами важных промышленных и сельскохозяйственных районов, сумел спра
виться со своими задачами и наладить снабжение фронта всем необходимым. Нем
цы, много кричавшие о том, что они; мол, разрушили советскую промышленность, теперь всё чаще начинают задавать себе вопрос: откуда у русских столько оружия?
Наша страна, под руководством Советского правительства и партии, сумела так организовать своё хозяйство в условиях войны, что фронт получает всё не
обходимое во-время и в нужных размерах.
Наше государство разрешило при этом труднейшие задачи которые когда-либо стояли перед народами нашей страны и народами мира во всей прошлой истории. Одной из таких задач было перебазиро
вание промышленности из угрожаемых районов в восточные районы страны. Ну
жно было, во-первых, не отдать в руки врага нашей промышленности, вырезтн
всё, что можно, а чего нельзя вывезти— уничтожить. Эта задача была выполне
на. Гитлеровцам не- удалось поживиться за счёт наших промышленных богатств.
Задача, однако, заключалась не только в том, чтобы вывезти оборудование предприятий из угрожаемых районов, хо
РазреШена труднейшая задача военного времени — подбор и подготовка новых ра
бочих для промышленности и транспорта. Ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО, созданные перед войной по инициативе товарища Сталина, сыграли и играют в этом деле огромную роль. За время войны они дали промышленности и транспорту около миллиона обученных ра
бочих. Вместе с тем, многие сотни тысяч новых рабочих, и особеппо женщин, вли
лись в промышленность, помимо системы трудовых резервов. В кратчайшие сроки они освоили технику своего дела и теперь успешно трудятся для фронта.
Сознание долга перед Родиной породило общий трудовой под ем нашего народа, выразившийся в певиданном размахе Всесо
юзного социалистического соревнования. Советские патриоты на наших предприятиях отдают все свои силы на разгром вра
га. Героический, самоотверженный труд советских людей — это выражение их глубочайшей любви к своей Советской ро
дине, готовности пойти па любые жертвы и лишения, преодолеть любые трудности, лишь бы победить врага.
Разумеется, перед нашей промышленностью стояли и стоят большие трудности.
Эти трудности в частности заключаются в известном отставании развития черной металлургии и топлнвнп-энерготической базы от растущих потребностей промышлен
ности и всего народного хозяйства. Эгн трудности, однако, преодолимы.
Боевой задачей кашей промышленности является ускоренно строительства и ввода в экенлоатацию новых агрегатов черной металлургии, электростанций, новых шахт и рудников, а также улучшение использования наличных мощностей.
Огромное значение приобретает теперь экономия в расходовании сырья, топлива, электроэнергии, металла и моби шзапия всякого рода местных ресурсов. Местная инициатива, как показывает опыт, может явиться серьёзным дополнительным истодником для увеличения снабжения фронта и увеличения производства товаров широкого потребления.
Веша создала значительные трудности в работе сельского хозяйства. Колхозы и совхозы должны были увеличить производство продуктов сельского хозяйства, ос
воить и развить производство целого ряда новых для них культур, восполнить в из
вестной части потери, понесенные нашей страной в результате захвата врагом важных сельскохозяйственных районов.
Наше сельское хозяйство справилось с этими задачами. В 1942 году посевная площадь увеличилась по сравнению с 1941 готом на 2 миллиона га. Эя время войны расширена зерновая база на восто
ке, увеличены посевы картофеля, овоще у, сахарной свеклы и других продовольственных и технических культур.
В сельскохозяйственные; работах приняли участие не только все взрослые тру
доспособные, н-о и старики, и подростки. На помощь колхозникам пришли рабочие, служащие и учащиеся городов.
Весенний сев, уборка урожая, а также озимый сев в 1912 году в подавляющем
большинстве областей были проведены лучше, быстрее и организованнее, чем в 1941 году.
Наши колхозы и совхозы «честно и аккуратно снабжают население, и Красит» Армию продовольствием, а нашу пролай*» лепность — сырьем». (Сталин).
Основой этих успехов в сельской хозяйстве является наличие у нас колче
ного строя, созданного по заветам Ленина Разумеется — мелкое индивидуально© крестьянское хозяйство не выдержало бы тя
жести войны и не обеспечило бы армию и страну необходимым продовольствием и сырьем. Только благодаря колхозному строю Советское государство преодолевав трудности, вызванные войной.
Колхозное крестьянство отдает все силы, чтобы помочь Красной Армии разгромить ненавистных фашистских захватчиков. Весной 1942 года во многих кол
хозах были организованы сверхплановые посевы в фонд обороны, которые дали дополнительно для Красной Армии ^ значительное количество хлеба и овощей. В кине 1942 года, по почину тамбовских и саратовских колхозников, начался сбор де
нежных средств на постройку танковых колонн и эскадрилий военных самолётов. Вместе с деньгам я колхознике и сдя-ют ж
фонд Красной Армии из общественных фондов и личных запасов зерно, овощи, мясо и другие продукты.
Почин передовых людей всколыхну.4 всю массу колхозников, рабочих и служащих
нашей страны и вызвал огромный приток индивидуальных взносов на нужды обороны страны. Патриотическое народно© дви
жение по сбору средств на постройку танков, самолётов и другого вооружения для Красной Армии ярко выражает неразрывную связь интересов колхозного кре
стьянства с судьбами Советской родины. Впервые в истории крестьянство в войне защищает свое собственное государство, обеспечившее ему свободную, культурную, зажиточную жизнь. Впервые в истории крестьянство считает войну своим делом, от исхода которого зависит его дальнейшая судьба.
Две важнейшие задачи стоят сейчас перед колхозами: первая — это завершение сдачи хлеба, государству. Ряд областей уже
завершили хлебопоставки. Наряду с ними есть еще отстающие области и районы. Пх задача — в кратчайший срок полно
стью выполнить своп обязательства перед государством и Красной Армией.
Вторая важнейшая задача, стоящая сейчас перед колхозами — это подготовка в севу 1943 года. В 1943 году мы должны получить больше сел ьс кбхозяй етвеип ьпх продуктов, чем в прошлом году. Это обязывает нас образцово использовать зим
ний период для тщательной подготовки к весеннему севу 1943 года.
В дни Великой Отечественной войны, вместе с рабочими и колхозниками, совет
ская интеллигенция отдает все свои силы и знания делу борьбы против пемеикофаншсгских захватчиков. Наша интелли
генция особенно за время войны доказала, на что способны советские конструкторы, инженеры, техники, создающие новые виты вооружения и организующие их про
изводство. Важнее значение для военной мощи страны имеет работа советских уче
ных по изысканию новых сырьевых и энергетических ресурсов в восточных районах страны и по разработке новых мето
дов их использования. Огромную работу проделали на ши итж ен ервю - то xtsww кие работники в деле перестройки промышленности на военный лад, в дел© перебази
рования наших предприятий на восток, в строительстве новых заводов. Самоотверженно выполняют свой долг перед Роди
ной советские врачи и все медицинские, работники, которые спасли ж>изиь многим и многим тысячам наших бойцов. Боль
шую работу проделали во время войны работники! советской агрономической науки, советское учительство, работники искусства и литературы. Охваченная патриотическим под’емом, работая рука об пу

ку с рабочими и крестьянами па фронте и в тылу, советская интеллигенция помога

ет Красной Армии громить ненавистных фашисте к их з ах в а тчи ков.
Организаторская работа, проведенная партией за истекший год, преобразила всю нашу страшу, она преобразила и людей в нашем советском тылу. «Люди стали бо
лее подтянутыми, менее расхлябааными, более дисциплинированными, научились работать ио-военному, стали сознавать свой долг пепел Родиной и перед ее за
щитниками на фронте — перед Краевой Армией...
Наша страна никогда еще не имела тзкого крепкого и организованного тыла». (Сталин). (Аплодисменты).

ИСТОЧНИКИ СИЛЫ И НЕСОКРУШИМОСТИ

СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Весь мир, наши друзья и наши враги задают себе один и тот же вопрос: в чем причина невиданной стойкости и героизма
Красной Армии, в чем источники силы, мощи и несокрушимости Советского Союза?
Ответ на этот вопрос дает история нашей Родины за последнюю четверть века. В результате Вел икон Октябрьской Социа
листической Революции народы Советского Союза под руководством партии большеви
ков, под водительством Ленина и Сталина освободились от всякого угнетения, созда
ли новый, общественный строй, установили подлинно народную, советскую власть. Впервые в истории судьбы народа нахо
дятся в его собственных руках, судьбы и интересы каждого труженика нашей страны сливаются воедино с судьбами п ин
тересами Родины, государства в целом. Советская власть — власть самих трудящихся; в этом источник ее силы, твердости, непобедимости. Каждый труженик нашей страны может сказать, что в Вели
кой Отечественной войне против немецкофашистских захватчиков он отстаивает свою народную власть, свою свободу и независимость.
Сила советского государства об’эопяетея тем, что оно опирается на нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Именно в этом союзе — великая сила
советского строя В ходе Отечествеиной войны этот союз еще более окреп и зака
лился. А это значит, что .еще более возросла прочность советского строя.
Советское государство на базе полного равноправия всех рас и наций сплотило все народы нашей страны в единую, крепко спаянную семью’ и тем самым в огромной море умножило силы нашей стра
ны. Теперь каждый парод, входящий Союз Coeexfких Социалистических Рес
публик, может сказать, что в священной войне против немецко-фашистских захватчиков оц отстаивает свободу, независи
мость и право на счастье для себя и для всей семьи народов нашей страны.
Та два десятилетия мирного строительства трудящиеся Советского Союза ликвипировали вековую отсталость России я превратили нашу страну в передовое госу
дарство. В кратчайшие исторические сроки осуществлены ленпмп ко-ста гиискне ил алы индустриализации страны п коллективиза
ции ^сельского хозяйства. В строительство новой, социалй стиноской экономики вложены великие творческие силы и способности народа, освобожден нолю от всяческого угнетения Благодаря трудовому героизму масс страна наша стала индустриальной, колхозной, а стало-быть сильной
(Окончание см. на 3 стр.).

СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЛЕНИНА-СТАЛИНА МЫ ПОБЕДИМ