Перед началом учебного года

Как мы готовимся

Тов. Леонтьева — молодой педагог. В прошлом году ее выдвинули на должность директора 624-й школы Пролетарского района. Эта от
ветственная работа принесла ей вначале немало тревог. Особенно беспокоило руководство большим школьным: хозяйством.
Всесоюзное социалистическое соревнование На Н-ском заводе столицы. Станочница 3. Морозова (цех, где нача льникпм М. Безбородов), системати
чески выполняющая производствен ные задания на 150 процентов и выггу екающая продукцию только отлич ного качества.

Фото Л. СМИРНОВА.. Поправки к технологии

На заводе „Красный блок“
Но жизнь показала, что тов. Леонтьева — неплохой хозяйственник. За зиму 1942/43 г. она подготовила все строительные материалы для ремонта школы. По инициативе мо
лодого директора в работу по ремонту включились педагоги и уча
щиеся. Учителя взялись за исправ
ление крыши. Из старшеклассников были созданы бригады по ремонту отопления, мебели и для побелки помещения. Руководила всей рабо
той тов. Леонтьева. Сейчас школа досрочно отремонтирована, и кол1
лектив помогает другим школам района.
Так же успешно провела ремонт своей школы № 503 Пролетарского района молодой директор тов. Тро
стина. Досрочно отремонтированы школы № 502 (директор т. Топких), № 507 (директор т. Рубинштейн),
498 и 494. Большое участие

Шефы

не торопятся

в этом приняли шефствующие над школами предприятия, они по
могли строительными материалами. Рабочие яге бригады были созданы из учителей и школьников.
Из одиннадцати школ района шесть уже готовы. В двух школах — №№ 623 и 510 — приведе
ны в порядок водопровод, канали
зация, отопление, крыши, а в двух — 504 и 509 — эти работы ведутся.
Хорошо проходит и завоз топлива на зиму. Закляв аров айн ые на июль 700 кубометров дров уже за
везены. Разгрузку барж и доставку дров в школы выполняли бригады учителей.
Сейчас основное в школах района — подготовка учебных пособий, ремонт карт, таблиц, учебников,
оборудование военных и учебных кабинетов. В школах 502, 503, 624, 498 и 494 эти работы уже закончены. В районе собраны 23 ты
сячи учебников. Кроме того райком ВЛКСМ обязался собрать дополнительно 10 тысяч учебников, из которых з.ооо уже собрано.
М. Дмитриева, заведующая районным отделом народного образования.
Не так давно завод «Красный блок» получил крупный заказ на ролики-опоры для транспортёров. Одна из деталей этого ролика заин
тересовала конструкторский отдел
предприятия. Инженерам казалось совсем нерентабельным изготовлять чугунную заглушку из литья весом
в килограмм. Процесс производства был очень осложнён, имел несколь
ко токарных операций, и при таких условиях выполнить заказ в сжатые сроки было невозможно.
Главный инженер завода тов. Н. Г. Ситников предложил конструкторам изменить и технологический процесс и самый чертёж заглушки. Он подал мысль: вместо литых чугунных де
талей делать штампованные стальные.
Поправка оказалась существенной. Теперь заглушка весом в 200 грам
мов изготовляется штамповкой и на её обработку требуется всего 15 минут.
Заводские конструктора сэкономили около 100 тонн дефицитного ме
талла Упрощенный метод производства был внедрён и на других заводах.
На заводе «Красный блок» вошло в систему облегчать технологию. Характерен и такой случай.
Заводу предложили выпустить большую партию оборонных деталей двух видов. Одна из них имела форму усечённого конуса, а другая была как бы её дополнением — крышкой, соединяющейся с ней посредством резьбы. На каждую из
этих деталей было отпущено опре деленное количество металла. Поковочные заготовки следовало обра
батывать на токарных станках. По первоначальному проекту на каж
дую деталь требовалось не меньше полутора килограммов высокосортной стали.
Когда же на заводе стали разбираться в чертежах, специалисты завода предложили использовать от
ходы основной части детали на изготовление крышки. Для этого летать стали штамповать с рас
четом на то, что оставшийся от штамповки кусок металла и будет заготовкой для крышки. Это предложение помогло соблюсти все раз
меры деталей без каких бы то ни было отходов при обработке. Так конструктора сумели высвободить за счёт изменения технологии десятки тонн дефицитного металла.
Заводу поручили сделать 224 комплекта под емных механизмов. На этот заказ наркомат отпустил не
сколько десятков тонн чугуна и три
тонны бронзы. Изменив технологию, сделав поправки в чертежах, конст
руктора сэкономили 17 тонн черно* го металла и совершенно отказались от бронзы: цветной металл был заменён выдержанным чугуном.
Постоянная забота об экономии, правильная организация технологии, • непосредственная связь конструкторов с цехами помогают заводу зна
чительно раньше срока сдавать сложные заказы.
И. Адамов.

Школьный фонд учебников

РЕМОНТ ЗАКОНЧЕН ТОЛЬКО В СЕМИ
ШКОЛАХ
В Сталинском районе .основной ремонт выполнен всего лишь в семи школах из пятнадцати. В остальных — Крупные недоделки: где -надо чи
нить крышу, где водопровод, где
центральное отопление. В школах 434-й и 429-й главные работы впереди.
Об’ясняется всё это просто. Ещё в июне в райкоме ВКП(б) состоялось совещание работников районного отдела народного образования, дирек
торов школ, шефов. Уточнили план работ, наметили, что кому делать. Но примерно до середины июля почти ничего сделано не было. И толь
ко во второй половине июля работы начали принимать надлеасащий размах.
В этом районе немало предприятий, располагающих большими воз
можностями для помощи школам. И тем не менее не все шефы оказа
лись на высоте положения, не все своевременно приступили к пору
ченному им делу. Над школой № 429 шефствуют завод, где директором тов. Малюсин, и завод, где директором тов. Коваленко. Школа нахо
дится в исключительно запущенном состоянии. Если шефы не примут экстренных мер, занятия не смогут быть своевременно начаты.
У школы >5 434 шефом — завод, где секретарём парторганизации тов. Орлов. Прошлой зимой силами шефов в школе был сделан внутренний ремонт. В середине^Зимы вышло из строя центральное отопле
ние. Не отремонтируют центральное отопление, погибнет новая внут
ренняя отдел*». До сях нор шеф, взявшийся привести отопление в порядок, обязательство свое не вы
полнил.
В школе Кг 441 также не в порядке центральное отопление. Здесь шефствует предприятие, где секрета
рём парторганизации тов. Чечни. За
бота шефов выражается лишь в том, что они стараются получше ра
диофицировать школу. А вот об отоплении забывают.
Есть в районе п хорошие, по-настоящему заботливые шефы. Над 440-й школой шефствует меховая фабрика (директор тов. Осокин). Предприятие это не особенно круп
ное, но тем не менее сделало для подшефной школы больше, чем Иные мощные предприятия: неправлен фундамент, отремонтированы печи. Теперь Шеф по собственной инициативе взялся покрасить крышу.
Все без исключения организации шефствующие над школами района должны проявить о школьниках подлинную отеческую заботу. Да г районному отделу народного образо
вания (зав. тов. Соколова) пора ш только кивать на бездействующи! шефов, но и самому энергично доби
ваться, чтобы оставшееся до начал: занятий время было использован для приведения всех школ в пол ную готовность.
Б. Горская.
Книги переплетены учащимися
В школах Коминтерновского района идёт подготовка к учебному году. Лучше других готовятся к началу занятий школы 188 и 193.
В 188-й школе заканчивается побелка помещения. Бригада из учащихся выполняет подсобные работы, помогает малярам, кровельщикам. Две недели -назад создана переплётная мастерская. Вначале ра
ботали только две ученицы — Нина Ханина и Людмила Кастрюлина. Они принесли из дома лоскуты, бу
магу, клей, кисточки и принялись за ремонт истрёпанных учебников. Спустя несколько дней двум девуш
кам стали помогать другие. Теперь в мастерской — 10 человек. Они успели переплести уже 300 учебников. В конце книги ученицы подклеивают ярлычок, в котором указывают фамилию переплётчика. Че
рез две недели весь школьный фонд учебников будет приведен в образцовый порядок.
В школе Мг 193 бригадой учащихся во главе с преподавателем т. Хачатуровым отремонтировано
4.000 учебников. Переплетённые
книги стоят уже в библиотеке на полках. Эта же бригада успешно справляется сейчас с малярными и штукатурными работами.
школа комсомольского
АКТИВА
В Сталинском районе организован школа комсомольского актива, в -когорой занимаются заместители секретарей
комитетов ВЛКСМ, комсорги цехов и группорги. Они прослушали лекции о воспитании комсомольских кадров, об уставе и программе ВЛКОМ, о велнквг
русских полководцах, и др. В ближайшее время начнется изучение книгтоварища Сталина «О великой отечественной войне Советского Союза».
Дочь фронтовика комсомолка Нина Патрикеева овладела в дни войны
специальностью крановщицы. Теперь она — лучшая крановщица Северно
го по-рта канала Москва—Волга.
Фото Н. СИТНИКОВА (ТАСС).
УХОД
ЗА КАРТОФЕЛЕМ
Академик Т. Д. Лысенко отвечает на вопросы
огородников
10 учеников школы >6 76 Киевского района взялись отремонтиро
вать в-се учебники и библиотечные книги. За работу они принялись в конце июня. Под руководством директора тов. Васильевой школьни
ки проверили состояние каждой книги, целость листов, крепость об
ложки. Они сшивали, склеивали, скрепляли. Прошёл месяц, и весь книжный фонд школы — 5.500 книг — приведен в порядок. Сей
час школьники поехали работать в совхоз.

Строительство в Сталинграде

ВТОРОГО августа 1940 года VII
Сессия Верховного Совета Союза ССР удовлетворила просьбу молдав
ского народа я приняла закон об образовании Союзной Молдавской Советской Социалистической Респуб
лики. «День создания Молдавской Союзной Республики останется знаменательным днём в истории молдавского народа, — пишет в «Изве
стиях» в своей статье «Молдавия была и будет советской!» Председа
тель Президиума Верховного Совета Молдавской ССР Ф. Бровко. — Бес
сарабия была советской немного больше года, и за этот короткий период времени совершенно изменил
ся весь строй жизни молдавского
народа. Крестьяне получили свыше 200 тысяч гектаров помещичьей земли. Было введено бесплатное обра
зование во всех школах и учебных заведениях. Уже за первый период 1940 учебного года число учащихся в школах увеличилось до 500 тысяч человек вместо 206 тысяч при ру
мынах. Были отпущены большие средства на школьное строительство и другие культурно-просветительные учреждения». Рассказывая далее о
том, как лучшие сыны молдавского народа наряду со всеми народами великого Советского Союза рука Об руку борются в рядах Красной Армян па фронтах отечественной вой
ны против ненавистного врага, как трудящиеся Молдавия, эвакуировав
шиеся в тыловые районы нашей страны, самоотверженно работают на фабриках, заводах и в колхозах, ав
тор статьи заключает: «Недалёк час, когда наша доблестная Красная Армия, ведомая великим полководцем, Маршалом Советского Союза товарищем Сталиным, освободит всю Советскую Молдавию от немецко-румынских оккупантов».
ГАЗЕТА «Красный флот» публи
кует статью капитана И. Кравцова «Под Новороссийском». Автор пишет: «С наблюдательного пункта Новороссийск виден, как на ладони. Здесь самый левый фланг необ’ятного советско-германского фронта. Здесь в сентябре 1942 года немецкие дивизии были остановлены поддержанными огнём кораблей баталь
онами краснофлотцев, для которых лозунг «стоять насмерть» стал законом жизни. С тех пор вот уже три
ста дней левый флапг нерушим. Формально Новороссийск десять ме
сяцев находится в руках немцев. Но из карты итогов зимнего наступления Красной Армии советскому на
роду известно, чю линия фронта не ушла от города. И фактически он и Цемесская бухта скорее ничьи, чем немецкие. Даже такие маневренные корабли противника, как торпедные катера, не решаются заходить в порт. Пробовали однажды, — и на
ши береговые батареи разнесли их в щепы. Наши артиллеристы контролируют в Новороссийске все причалы, все улицы. Немцы боятся по
пасть сюда. «Здесь проживает сам дьявол», — писал из-под Новорос
сийска немепкий солдат Пратшер своему брату».
Восстановление освобожденных городов
Вернувшиеся недавно из Сталинграда работники Наркомхоза РСФСР
рассказывают об огромном под’сме, с каким местные жители участвуют в восстановлении своего города.
Когда кончается рабочий день, на улицы Сталинграда выходят сотни горожан, чтобы помочь строителям. По воскресеньям в восстановительных работах обычно участвует несколько тысяч добровольцев.
Каждый сталинградец, помогающий восстанавливать город, имеет свой личный счёт, в который регулярно заносятся результаты его об
щественно-трудового участия в строительстве или ремонте. Многие из этих замечательных патриотов участвовачи в жесточайших боях против немецко-фашистских захват
чиков. Сейчас они вместе со всей страной залечивают раны, нанесенные городу-герою.
Некоторые коммунальные предприятия Сталинграда в значитель
ной мере уже готовы к эксплоатации. Приведен в порядок централь
ный водопровод и отремонтировано 25 километров водопроводной сети. В ближайшее время будет пущен северный водопровод, снабжающий во
дой район крупных предприятий. Заново уложены 4 километра трам
вайных путей и прокладываются ещё 10 километров. Отремонтировано 35 трамвайных вагонов.
Особенно большое внимание уце
ПОРТАТИВНЫЕ ЦИРКУЛЯРНЫЕ ЭЛЕКТРОПИЛЫ
Ремонтно-механический завод Коминтерновского райпромтреста приступил к изготовлению образцов упрощенных циркулярных электропил. Они будут использованы для распиловки дров в домоуправлениях.
МЕСЯЧНЫЙ ПЛАН
ПЕРЕВЫПОЛНЕН
Коллектив лесорубов-москвичей — трудящихся Куйбышевского района, вклк>- чившись в социалистическое соревнование, успешно заготовляет топливо для столицы. Пошехоно-Володарски^ леспромхоз перевыполнил июльский план.
Вместо 20.000 кубометров заготовлено 21.500 кубометров. Отправлено в Москву 63.000 кубометров дров против плана 61.000.
За отличную работу 57 лучших лесорубов-москвичой награждены значками отличника социалистического соревно
вания и почетными грамотами Наркомлеса СООР.
ДЕТСКИЙ
САНАТОРИЙ
Вблизи станции Томилино, Ленинской железной дороги, открыт санаторий для детей железнодорожников.
ЦЕННАЯ НУМИЗМАТИЧЕСКАЯ
КОЛЛЕКЦИЯ
В Исторический музей поступим чрезвычайно интересная нумизматическая коллекция. Она насчитывает около шести тысяч серебряных н медных руоских монет.
Самые древние монеты в коллекция — это киевские и новгородские сереб
ряные гривны XIII века. Наиболее ред. кой н ценной монетой является деньгвеликого князя московского Дмитрия Ивановича.
В нумизматическом собрании музея было всего 15 монет этого великого кгсязя.
ШАХМАТНЫЕ ШКОЛЫ В ОФИЦЕРСКИХ
КЛУБАХ
Центральный московский шахматношашечный клуб организовал в ряд! офицерских клубов шахматные гаколы< Помимо теоретических занятий в школах проводятся турниры, сеансы вид нейшнх советских шахматистов и лек
ции, к чтению которых привлечены чемцион Москвы гроссмейстер ( мыслов^ заслуженный мастер Романовский
м«ютера Алаторцев, Дапов, Юдович я другие.
В одном из офицерских клубов его лицы начался шахматный чемпионат в котором участвуют 14 офицеров Крас ной Армии. Среди них — квалифици
рованные игроки 1 п 2-й категорий тт< Носков, Чемерис, Костин. Главный судья чемпионата — мастер Алаторцев*

СЭКОНОМЛЕНО 9.500 ТЫСЯЧ КИЛОВАТТ-ЧАСОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Способом

металлизации

РАДИАТОР
РЕМОНТИРУЮТ
В ШЕСТЬ МИНУТ
СВЕРДЛОВСК, 2. (ТАСС). Охредануясь за экономию электроэнергии, ураль
ские предприятия во втором квартале сохранили пгосу дп(гЧ^гв у миллиона
киловатт-часов электроэнергии. Соревнование внесло много нового в про
изводственный процесс. На заводе, где энергетиком тов. Чуров, сэкономи
ли около 6 миллионов киловатт-часов электроэнергии путем устранения хо
лостых ходов мостовых электрокранов, перевода охлаждения конвертеров с воздушного на вентиляторное дутьё, угрубления помола пыли богословских углей.
Перед началом учебного года. Школьники столицы принимают ак
тивное участие в ремонте школ. На снимке: ученики 5-го класса школы № 210 Октябрьского района столицы
М. Царев и И. Бушуев выполняют малярные работы в своей школе.
Фото В. КАЛЮЖНОГО.
СТРАШНУЮ картину являет со
бой Волхов после полутора лет немецко-фашистской оккупации. От
ступая под ударами Красной Армии, гитлеровские мерзавцы превратили в руины утопавший когда-то в зелени садов советский город. Фашист
ские подрывники и факельщики взрывали и поджигали государственные и общественные здания, жи
лые дома, разрушали церкви. «По Октябрьской улице, где не осталось ни одной уцелевшей постройки, мы поднимаемся от реки к центру горо
да, — пишет спец. корр. ТАСС Н. Кузовкин в корреспонденции «В Волхове», о пул икона иной в «Тру
де». — Вот и дорогая сердцу болховчан улица Ленина. Что стало с нею! Здесь было много краси
вых построек, а сейчас нет ничего. По улице трудно пройти. Она завалена кирпичом и щебнем обрушив
шихся стен, железом сорванных крыш. Груды камня высятся на ме
сте, где был драматический театр. Дымится ещё после пожара почтамт. Разрушены все десять детских домов». Далее корреспондент рассказывает о встрече с сапёрами, которым много работы в Освобождённом городе. Отступая из Волхова, немцы заминировали не только отдель
ные здания, но и вещи домашнего •бцходь: » одном доме была зама

Котел Рамзина НА НАШЕЙ теплоэлектроцентрали

установлен и десять лет находится в эксплоатацни мощный пря
моточный котёл Рамзина, работающий на высоком давлении и о вы
сокой температурой перегретого пДра. Проектировался этот мощный промышленный котел и изготовлялся до указанию тов. Орджоникидзе.
Интересно, что монтаж первого мощного котла Рамзина занял меньше времени, чем монтаж других котлов высокого давления, установ
ленных на нашей ТЭЦ. Об’ясняется это в основном меньшими затратами металла, необходимого на изготовление и установку котла Рамзина.
Обычные котлы электростанций состоят, из большого количества стальных цельнотянутых труб, сое
диняющих несколько барабанов, в которых и происходит процесс ин
тенсивного парЬобразования. Днаметр барабанов и толщина стенок зависят от мощности котла и его давления. На котлах высокого дав
ления нашей ТЭЦ диаметр барабанов — больше метра, толщина их стенок — 90 миллиметров, а толщина днища — 300 миллиметров.
Изготовление барабанов, особенно для котлов высокого давления,очень сложно и требует специального обо
рудования. Это—самая дорогая часть
котла. На изготовление барабанов идёт большое количество металла.
В отличие от обычных котлов прямоточный котёл Рамзина не имеет барабанов. Он состоит из большого количества змеевиков, изготовленных из стальных труб н распо
ложенных не по газоходам, как в барабанных котлах, а непосредст
венно в зоне горения топлива — в топке. Это позволяет получить с каждого квадратного метра поверх
ности нагрева большее количество пара.
Питательная вода температурой 180—200 градусов С поступает пря
мо в змеевики — витки, размещённые в топке котла. Здесь она вначале превращается в нар, насыщен
ный мельчайшими частицами воды, затем, по мере продвижения в зме
евиках, из него образуется сухой пар, который потом перегревается до
температуры 400—500 градусов О и из сфзрного коллектора поступает на турбину высокого давления. Прямо
точный котёл устраняет нужду в барабанах, что значительно уменьшает его вес. Котёл можно, следова
тельно, поставить на колонны и формы лёгкой конструкции. Всё это даёт большую экономию металла.
Проектирование и монтаж нашего мощного прямоточного котла, а также пуск его я наладка осуществля
лись под руководством проф. Л. К. Рамзина, удостоенного ныне Сталинской премии первой степени и на
граждённого орденом Ленина. В процессе эксплоатацни котла руко
водство ТЭЦ поддерживало тесную связь с проф. Рамзиным, что неод
нократно позволяло быстро решать сложные и трудные технические проблемы.
До 1938 года прямоточный котёл нашей ТЭЦ работал на мазуте. Он отлично справлялся с полной на
грузкой. За это время мы узнали ещё одно важное достоинство кот
ла — исключительную гибкость в регулировании нагрузки.
С 1938 г. начался перевод котла на тощий донецкий уголь. Для этой цели были реконструированы пыле
вые горелки, пароперегреватель и
зольные бункера. С июля 1939 г. котёл устойчиво и надежно рабо
тал на тощем угле. Экснлоатация котла отличалась простотой и удобством обслуживания. Достаточно ска
зать, что всё управление мощным котлом сосредоточено у одного человека — машиписта теплового щита.
Временный захват немцами Донбасса поставил перед нами вопрос о переводе электрической станции на подмосковный уголь. Персонал стан
ции разработал оригинальный метод подсушивания высоковлаждых и многозольных подмосковных углей. Подсушиваются они в мельнице, размалывающей уголь в тончайшую
пыль, без специальных труб-сушнлок. На прямоточном котле также осуществлена такая система . подсу
шки, и он переведен на сжигание подмосковного угля. Сейчас прямо
точный котёл -работает еще не на полную мощность, но уже принимаются меры, которые позволят под
нят^ нагрузку котла до нормальной и на подмосковном угле.
Коллектив ТЭЦ преодолевает трудности военного времени. Важная роль в этой деле принадлежит стахановцам котельного цеха — дежур
ному теплотехнику тов. Воробьёву, старшему машинисту-- тов. Ченину, машинистам тт. Аблезпеву и Иванову, ставшим подлинными мастерами управления прямоточпым котлом.
На основе опыта эксплоатацни
перпого промышленного котла работники бюро прямоточного котлостроения под руководством профессора Л. К. РамзцПа разработали и частично осуществили несколько проектов новых, более совершенных прямоточных котлов. Сейчас перед прямоточпиками стоит задача — до
биться надёжной работы котлов не только на конденсате, но и па химически очищенной воде.
Дальнейшее развитие прямоточного котлостроення позволит ещб бы
стрее двинуть вперёд растущую энергетику нашей страны.
Б. Автономов, главный инженер ТЭЦ.
Так называемый срособ металлизации не нов. Его давно с успехом применяют в ремонте стальных изде
лий, главным образом при наращнванин сносившихся частей механизмов. Он состоит в том, что расплав
ленный с помощью вольтовой дуга металл разбрызгивается под сильным давлением на повреждённую деталь и ложится на неё ровным слоем нужной толщины.
В прошлом году в Управлении авторемонтных заводов Моссовета попробовали точно таким же путём ре
монтировать чугуниьГе детали авто
машин. Результаты были получены вполне удовлетворительные. Естественно возник вопрос: нельзя ли ис
пользовать способ металлизации и в ремонте чугунных радиаторов?
Недавно на заводе «АРЕМЗ» произведены опыты в присутствии представителей технического отдела Моссовета, жилищных, жилищно-строительных, ремонтных и других заин
тересованных организаций. Опыты подтвердили, что способ металлизации можно применять и при почин
ка треснувших секций. Оказалось, что на ремонт секции новым спосо
бом требуется шесть—семь мнпут, то-есть во много раз меньше, чем при заварке.
Жилищное управление Моссовета, строительные тресты «Теплосантехмоитаж» и «Горсантехстрой» заинте
ресовались способом металлизации. 1? ближайшее время эти организации начнут широко применять новый метод в ремонте радиаторов.
ПОЛУФИНАЛЬНЫЙ матч
МАСТЕРОВ ФУТБОЛА
Завтра, в 18 часов, на стадионе «Ди* намо» состоится вторая полуфинальна* встреча команд мастеров на «Кубок Москвы» по футболу. Встретятся футбол»!
сты Центрального дома Красной Ар* ми и и «Динамо-2».
Цобедитель этой встречи выйдет в финал, который состоится 8 августа Один участник финальной встречи уже известен; это — команда мастеров «Тор. подо», победившая в полуфинально* матче мастеров «Динамо».
План сенопоставок

выполнен

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. 2. (ТАСС). Колхозы Смоленщины выполняли план сдачи села государству. Красная Армия получает на месте десятки тысяч
пудов кормов. Колхозы Сычевского, Гжатского, Новодугинского и других районов, только весной освобождённых от фашистской оккупации, продолжают уборку трав сверх плана.
Слесарь-сверловшнк Кировского трамвайного депо ф. Михайлов сов
мещает несколько профессий. Он работает бондарит ком, * строгальщиком и сверловщиком и выполняет
производственные яаДания на 150 процентов. На снимке: ф. Михайлов
за работой.
Фото М. БАЧУРИНА ВЫСТАВКА ПЕЧАТИ
СЛАВЯНСКИХ
НАРОДОВ
533-ю годовщину Грюнвальдской битвы Всеславянский комитет отме
тил выставкой славянской период* ческой печати. На стэндах экспонировано более 100 руоских, украин
ских, чешских, словацких, польски, сербских, словенских, хорватски
других газет и журналов, выходя
щих в США, Англии, Австралии, Канаде и Аргентине. Наиболее полно представлена чехословацкая печать —- более 50 периодических из
даний, об’единённых общей идеей борьбы против немецких захватчи
ков, за свободную демократическую Чехословакию.
НОВЫЕ КНИГИ
ГОСПОЛИТИЗДАТА
Госполитиздат выпустил новые книги: Ем. Ярославского «Партии Ленина—Сталина — организатор борьбы за победу на Д немецко-фашистскнми захватчиками», П. Моекатова «Рабочий нашей родины», сборник очерков Н. Тихонова «Геронческая защита Ленинграда» и другие.
В редакцию поступает много писем от москвичей-огородншсов. Некоторых читателей смущает буйный рост кар
тофельной ботвы и медленное, как им кажется, формирование клубней.
«Почему не цветёт картофель?» — спрашивают тт. А. Прянишников, Г. Андрейчиков и др.
«Ботва очень хорошая, т. е. сочная я высотой 7*—8й см., а клубни мелкие, диаметром не больше 2в—25 мм, — пишет тов. Лазарева. — Что сделать, ка
кую подкормку давать, чтобы усилить рост клубней?». «Не следует ли срезать ботву картофеля или надламывать ее п в каких случаях: когда она высокая, когда нет цветепия или в каких-ни
будь других случаях?» — опрашивает
тов. Додонов. «Ботва очепь большая — высокая и толстая, — чем можно остановить сё рост? Если надломить вет
ки, то когда это сделать — в период цветения или раньше?» — ставит воп
рос тов. Новицкий. «На цели
ке, удобренной золою, посадил 25 мая картофель, — сообщает другой читатель. — Выросла сильная ботва — 70—80 см., после окучивания появилось мпого новых побегов от кор
ней. А когда проверил, то нашел па кусте з—4 мелких клубня. Надо ли срезать молодые побеги? И вообще, что делать с ботвой?».
О этими вопросами огородников редакция познакомила академика Т. Д. Лысенко.
Помещаем его ответ.
— Что делать с ботвой картофеля? Ничего не делать, а только глядеть да радоваться. В настоящее
время ботву картофеля не надо ни ломать, ни надламывать, ни прика
тывать, ни срезать. Ботва накапли
вает элементы пищи, которые необходимы для образования и развития
клубней, и не следует мешать ей в этой работе.
Отсутствие цветепия также не должно смущать. Картофель сажают не
ради цветов, а ради клубней, клубки же развиваются из веществ, выра
батываемых листьями.
Давать подкормку при сильном росте ботвы картофельному кусту, ко
нечно, не следует, иначе богва будет развиваться ещё мощнее. Сейчас, в первых числах августа, клубни могут быть и мелкими, что зависит от целого ряда причин, в частности от качества посадочного материала, сорта картофеля, сроков посадки, состава почвы и т. н Но веть До первых заморозков остаётся еще полтора месяца, и судить о размерах урожая по сегодняшним пробным копкам будет преждевременно.
Раз картофель здоров и продолжаст расти, то сильная — рослая, высокая, густая — ботва говорит об одном: о хорошем урожае, который должны собрать на своих огородах москвичи.
Академик Т. Лысенко.
нирована балка с маслом, в другом доме — бутылка водки, в третьем— стенные часьр еще в одной квартире — клетка с грачом...
ляется восстановлению жилищ. В городе ужо отстроены 1.100 небольших одно- и двухэтажных домов и 96
крупных жилых зданий в заводских районах общей площадью в 89.000 квадратных метров. Заканчивается ремонт ряда общественных зданий. Работает несколько бань и амбулаторий.
Наркомхоз почти ежедневно получает сообщения о ходе восстановительных работ в городах, освобождённых Красной Армией от немецко-фашистских захватчиков. По последним данным, в Ростове отстроены несколько десятков жилых домов,
семь бань, две прачечньусг уложено 12 километров трамвайных путей. Отремонтировано много жилых и других зданий в городах Ростовской об
ласти — Шахтах, Каменске, Сальске, Миллерово.
Двадцать километров трамвайных линий и несколько десятков вагонов отремонтировано в Воронеже. Начали работать два трамвайных марш
рута в Краснодаре. В обоих этих городах открыты бани и другие ком
мунальные предприятия. Частично пущены электростанция и водопро
вод в Курске. Уже действует одна иэ крупнейших бань города, при которой есть также и прачечная.
Кроме местных строительных контор, в большинстве освобождённых городов работают бригады Наркомхоза но восстановлению энергоснабжения, водопровода, канализации.