М. Жаров в роли Малюты Скуратова и Н. Черкасов в роли Грозного в
фильме «Иван Грозный».

„Иван Грозный“ Новый фильм С. Эйзенштейна

70 концертных

бригад

В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ
АРМИИ
В частях действующей армии в августе будет выступать свыше 70 художественных бригад театров и концертных организаций Москвы н периферии.
В действующую армию направлена бригада Малого театра во главе с лауреатом Сталинской премии, народным артистом СССР А. Осту
жевым и лауреатом Всесоюзного конкурса мастеров художественного глова В. Аксёновым. В репертуаре — отрывки из пьес Л. Н. Толстого, Островского, Шекспира, произведения советских поэтов.
Большую концертную бригаду Для обслуживания бойцов и командиров организовал Музыкальный те
атр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Выехали на фронт концертные бригады Ленинградской филармонии, театров Грузинской ССР, Кост
ромского театра им. Островского,
Саратовского драматического театра, артисты художественного ансамбля Латвийской ССР, театров и кон
цертных организаций Куйбышева, Казани, Чкалова и др.
В Алма-Атинской центральной об единешой киностудии лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств С. Эйзенштейн снимает по своему сценарию большой художественно-исторический фильм «Иван Грозный».
Фильм состоит из двух серий. Первая серия в основном будет закончена в текущем году. Уже полностью сняты все павильонные сце
ны, действие которых происходит в Москве. В ближайшие дни в пригородах Алма-Аты начнутся натурные с’ёмки. На берегу реки строятся декорации казанского Кремля.
Здесь будут засняты батальные сцены — штурм города. Для с емки эпизодов в Успенском соборе в павильонах студии ведутся декораци
онные работы. В процессе с’ёмок наиболее технически сложных сцен широко применяется комбинированный метод с’ёмки — «домакетовкаи «дорисовка» планов.
В главных ролях снимаются лауреаты Сталинской премии Н. Чер
касов (Грозный) и Н. Жаров (Маяюта Скуратов). Музыку к картине пишет лауреат Сталинской промин, композитор С. Прокофьев. Оператор — Э. Тиссе.

ЧАЙКОВСКИЙ, АРЕНСКИЙ,

РАХМАНИНОВ

Новинки советской музыки

Очередной концерт-выставка советской музыки был поовящён но
вым пронзведепиям Е. Голубева,
Ан. Александрова и Л. Книипера. Творчество этих композиторов стилистически очень различно и соче
тание их имён придало программе особый интерес.
Е. Голубев — самый молодой из них — выступил со своей третьей симфонией. Вдумчивость и сосредоточенность, отказ от внешних эф
фектов ради внутренней глубины и значительности характерны для его музыки. Серьёзность авторских намерений и солидность композитор
ской техники выделяют симфонию ^Голубева из числа многих симфонических партитур. Некоторые стра
ницы симфонии оставляют большое
впечатление. Таковы энергичные вступительные фанфары, вторая тема первой части и вся третья часть
— суровая и строгая. По сравнению с исполнявшейся несколько лет на
зад 2-й симфонией того же автора это значительный шаг вперёд, свидетельство большой творческой работы.
Показанные в концерте отрывки вз оперы «Бэла» Ан. Александро
ва отмечены тонким вкусом и высоким мастерством, характерными для этого композитора. Кабардинобалкарские мелодии разработаны
здесь свободно я непринуждённо. Трогателен з своей непосредствен
ности и наивности заключительный монолог Бэлы, где раскрывается во
На заключительном концерте цикла вечеров молодых исполнителей в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского. Выступле
ние певицы Н. Сильвестровой (сопрапо).
Фото А. ГАРАНИНА.
всей силе лирическое дарование композитора.
Для Л. Кншшера оркестр — родная стихия. Он умеет извлекать множество оттенков звучания и распоряжаться ими со смелостью боль
шого мастера. Пополнявшаяся в концерте симфоническая сюита Кншгнера «Маку» продемонстрировала ещё раз богатство его фантазии.
В основу музыки положены народные мелодии, записанные Книп
пером в Иране зимою 1942 года. Задачи симфонического развития народных напевов не впервые при
влекают его внимание (напомним о превосходной сюите «Ванч», напи
санной па таджикские темы). На этот раз композитор столкнулся с исключительно богатым и новым для нашей музыкальной культуры материалом.
Затейливость мелодических узоров, сложность перебоев ритма, не
ожиданность оркестровых красок придают симфонической сюите «Ма
ку» характер изысканно-нарядный, заставляют с любопытством вслуши
ваться в этот необычайный строй музыкальной речи.
Концерты-выставки бесспорно играют крупную роль в пропаганде
творчества советских композиторов. К сожалению, до сих пор круг посетителей этих концертов недоста
точно широк. Филармония должна привлечь на эти концерты широкого слушателя.
И. Мартынов.
ПРОГРАММЫ СКРИПИЧНЫХ
КОНЦЕРТОВ
Лауреат международного конкурса исполнителей Марина Козолупова в беседе с нашим сотрудником рассказала о произведениях, над которыми она работает в текущем концертном сезоне.
— К моему сольному концерту я готовлю произведения Чайковского, Аренского и Рахманинова. Аренский и Рахманинов будут пред
ставлены скрипичными обработками Крейслера н Хейфеца.
В программу вечера включается скрипичный концерт Глазунова,
Совместно с профессором московской консерватории М. В. Юдиной я готовлюсь к сонатному вечеру, на котором будут сыграны «Крейцерова соната» Бетховена, соната Франка и другие.
В сопровождении симфонического оркестра я буду играть в этом сезоне скрипичный концерт Н. Мясковского — замечательное произве
дение, над которым я сейчас с увлечением работаю.

Художественный совет театра им. Вахтангова

Комитет по делам искусств при СНК СССР утвердил состав художественного совета при дирекции Государственного театра им. Евг. Вах
тангова. В него вошли: художественный руководитель театра, лау
реат Сталинской премии народный артист РСФСР Р. Н. Симонов, народная артистка РСФСР Ц. Л. Мансурова, заслуженный деятель ис
кусств Б. Е. Захава, заслуженные артисты РСФСР А. Д. Дикий, А. И Горюнов, И. М. Толчанов, А. А
Орочко, Е. Г. Алексеева, М. С. Дер
жавин, художник В. Ф. Рьгндин, композитор А. А. Голубенцев, режиссер А: П. Тутышкнн.

Положение в Италии

ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
* В СОЮЗЕ композиторов в ближайшее время будут впервые исполнены
шестая симфония Л. Половинкина и симфоническая поэма. «Ленинград» Б. Майзеля. Специальный вечер посвя
щается пополнению новинок советской камерной музыки — инструментальной и вокальной.
* КОМПОЗИТОР С. Василенко пишет для Государственного русского народного оркестра вокальную сюнту на темы русских народных иеоед.

Помощь художественной самодеятельности

современной и классической прозы, ,поэзии и драматургии включены одноактные пьесы и сценки, по
строенные на местном материале. Аналогичная работа ведётся в Люберцах, Люблине, Серпухове.
В помощь коллективам художественной самодеятельности Москов
ский областной дом народного творчества разослал в районы эст
радные сборники «Тыл фронту» и «Героическая молодёжь», реперту
арные листки «Фронтовая эстрада», «На сталинской вахте» и др.
Артисты и режиссёры московских областных театров приняли шефст
во над самодеятельностью, помогая коллективам и отдельным исполнителям. Актёры Ногинского драмати
ческого театра, например помогают самодеятельным коллективам 23
предприятий города Ногинска и Ногинского района; драматический ТОагр им. Островского шефствует над коллективами художественной самодеятельности Загорска я Загорского района; Москов
ский областной театр Юного зрителя ведёт шефскую работу в Подольске н т. д. Все они принимают участие в подготовке к смот
ру, помогают разучивать репертуар, в который помимо произведений
НЬЮ-ЙОРК, 4. (ТАСС). Бернский корреспондент агентства Юнайтед Пресс пишет, что, по сведениям, по
лученным из Италии, «оппозиция правительству Бадольо распростра
няется во всей стране и возглав
ляется 5 политическими партиями». В Милане и других промышленных
центрах изданы приказы, подтверждающие запрещение населению вы
ходить на улицу с наступлением темноты. В этих городах широко рас
пространяются прокламации, в кото
рых Бадольо обвиняется в том, что он действует наруку немцам п не хочет дать стране мир.
Действия
английской
авиации
ЛОНДОН, 3. (ТАСС). По сообщению английского министерства ави
ации, в ночь на з августа крупные соединения английских бомбардировщиков совершили налет на Гам
бург и другие об’екты в Северо-За
падной Германии. На эти об’екты было сброшено большое количество фугасных н зажигательных бомб. Низкая облачность затруднила наблюдение за результатами налёта.
Другие группы бомбардировщиков атаковали различные об екты в Руре. Истребители «Бофайтер» н ист
ребители-бомбардировщики «Моекито» проникли в глубь Голландии и Северо-Западной Германии и атаковали вражеские аэродромы и раз
личные об’екты на острове Зильт и в Куксхафене.
На выставке живописных и скульптурных работ художника А. Дейнека, открытой в залах Третьяковской галлереи.
Фото Л. СМИРНОВА.
Зверское обращение
гитлеровцев с советскими
военнопленными
СТОКГОЛЬМ, 4. (ТАСС). Шведская газета «Норшенсфламман» сообщает, что трём советским военнопленным удалось бежать из германского лагеря для военнопленных в Норвегии и перейти шведско-норвежскую границу.
По словам газеты, указанные военнопленные находились сначала в лагере, расположенном в Германии. Этот лагерь представлял собой спло
шной ад. Санитарные условия в нём совершенно не соблюдались. Находящиеся в нём военнопленные невероятно истощены. Многие из них заболели туберкулёзом. За больными не было никакого ухода, лекарства отсутствовали. В резуль
тате жестокого режима и болезней в лагере остались в живых не бо
лее 25 проц. находившихся в нем военнопленных,
Бомбардировка
вражеских объектов
в Сицилии
ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Штаб союзных вэйск в Северной Африке передаёт, что 2 августа авиация союз
ников продолжала совершать налёты на позиции и центры коммуни
каций противника на Сицилии, Истребители-бомбардировщики и средние бомбардировщики атакова
ли Адрано, а также порты Миладцо и Мессина. Средние бомбардиров
щики совершили налёты на Рандацпо и вражеские позиции. В ночь на 2 августа бомбардировщики союзников атаковали Рандаццо и же
лезнодорожные коммуникации Неаполя. В течение вчерашнего дня было сбито 6 самолётов противни
ка. Авиация союзников потеряла 7 самолётов.
Гитлеровцы задерживают итальянских рабочих
в Германии
СТОКГОЛЬМ, 4. (ТАСС). Бернский корреспондент шведской газеты «Свеиска моргонбладет», ссылаясь на сведения яз достоверных источ
ников, сообщает, что с 31 июля немцы задерживают все поезда с итальянскими рабочими, пожелав
шими возвратиться из Германии в Италию. Корреспондент сообщает также, что Германия совершенно прекратила отправку угля в Италию.
ОТОВСЮДУ
* ПО СООБЩЕНИЮ газеты «Нью- Йорк тайме», 1 августа в портах восточного иобережья США были спуще
ны на воду новый авианосец «Батаани 2 эсминца.
* ЛИССАБОНСКИЙ корреспондент агентства Рейтер сообщат, что в нынешнем году положение е продовольствием в Португалии и Испании ещё бо
лее ухудшится в связи с н< урожаем в этих странах. Получены сведения о плохом состоянии посевов в Португалии. Отсутствие весенних дождей явилось причиной крайне плохого состояния посевов зерновых культур в Испании.
* ВОЕННОЕ министерство США об’- явило, что за период с 7 декабря 1941 г. по 31 мая 1943 г. самолёты Управления военной транспортной авиа
ции перевезли примерно 2 млн. солдат и около 20 млн. тонн груза, не считая грузов, перевезенных на основе закона о передаче взаймы или в аренду во
оружения, и других грузов, не предназначенных для армии.
* ПАРИЖСКОЕ радио сообщает, что Амьенский трибунал приговорил к смертной казни «за саботаж» 11 фран
цузов, которые организовали несколько железнодорожных крушений.
ВЫПУСКНИКИ

УЧИЛИЩА

им. ЩЕПКИНА
ТЕАТР
В КИНЕШМЕ
По решению Комитета по делам искусств при СНК СССР молодые артисты — выпускники театрального училища им. Щепкина — образуют труппу городского драматиче
ского театра в Кинешме. Труппа будет пополнена артистами Малого театра. Его режиссеры примут уча
стие р постановке новых спектаклей кинешемеким театром.

В вотчине Павелича

Попытки хорватских лакеев Гитлера укрепить свои
части за счет мобилизации населения терпят крах
СТАМБУЛ, 4. (ТАСС). Павеличевская газета «Нова хрватска» опубликовала приказ военного «минист
ра» о призыве на военную службу лиц 1917—1918—1919 и 1920 ГГ. ро
ждения. Призыв будет произведен 5 августа, причем, как указано в приказе, подлежат зачислению на военную службу все лица перечисленных возрастов, «независимо от по
лученных ранее льгот но состоянию здоровья нлн по другим причинамк «никакие ходатайства об освобож
дении от призыва приниматься пе будут».
По полученным в Стамбуле сведениям, павеличевекие власти сдела
ли попытку призвать в армию даже психически больных. Недавно специальная медицинская комиссия обследовала все психиатрические боль
ницы и произвела среди больных отбор в армию. Большинство отобранных было распределено по вспомогательным и хозяйственным ча
стям, но некоторая часть попала в строй. Годными для службы в армии были признаны даже страдающие эпилепсией и шизофренией в тяжелой форме. Один из психиче

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ

По телеграммам
спец. корр. ТАСС
из действующей армии
Смелая вылазка
разведчиков
МНОГО раз ходили в разведку
гвардии старший лейтенант Михаил Ведринский, гвардии красноармейцы Москин, Мошаров и Вла
сов, но такой удачной вылазки, как последняя, даже у этих бывалых разведчиков еще не было.
На подступах к одному населённому пункту наше подразделение натолкнулось на сильное сопротивление гитлеровцев. Чтобы продви
нуться вперёд, надо было выяснить расположение огневых точек про
тивника и подавить их Разведчики под командованием Велрипского благополучно приблизились к обо
роне прага и в бал{се обнаружили песком ко подбитых иемецсих танков, Вскоре нал этим местом пока
зались немецкие бомбардировщики, а потом разведчики увидели выпу
щенную немцами белую ракету. Это означало, что немцы предупреждают своих лётчиков — «здесь бомбить ие надо, машины свои». В од
ном из танков Ведринский нашёл ракетницу и нескодько белых ра
кет. Он тотчас же пусти л ракету 1 по направлению к переднему краю
противника. Немецкие лётчики сочли эту ракету за целеуказание, развернулись и начали сбрасывать бомбы на свои позиции.
Пока фашистские бомбовозы обрабатывали передний край собственной обороны, разведчики пробрались по балке дальше н нашли совершенно исправный немецкий
танк. Мгновенно созрело дерзкое решение: продолжать разведку на немецком танке. Гвардейцы сочетали в себе несколько военных про
фессий. Ведрннский умел водить машину и был артиллеристом, Власов знал обязанности заряжающего, Москин — хороший стрелок и зна
ком был с устройством немецкого танкового пулемёта. Таким образом экипаж танка быстро занял своп места н двинулся прямо в населённый пункт.
Немцы не стреляли в «свой» тапк. Машина прошла за линию окопов. Мошаров, выполнявший роль наблюдателя, нанёс на схему расположение неприятельских огневых точек, ДЗОТ ов. место стоянки самоходных пушек. Оставалось только вы
яснить, где находятся пулемётные гнёзда и противотанковые орудия гитлеровцев. Выбрав подходящее ме
сто, разведчики открыли огонь. Тут только фашисты попили, что это за тапк. Началась бешеная стрельба. Гвардии старший лейтенант Ведринский поспешил засечь расположение пулемётных гнёзд и проти
вотанковых батарей, сел за руль и на предельной скорости увёл машину в балку.
Вскоре разведчики уже были недалеко от своего подразделения. Но тут встал вопрос: как избежать огня своих арти.перистов?
Выход однако нашёлся. Наблюдатели артиллерийской батареи увидели приближавшийся к нашим
окопам немецкий танк, на котором развевался белый фляг. Машину подпустили пилотную к переднему краю. Каково яге было удивление бойцов и командиров, когда из нее один за другим выпрыгнули наши разведчики.
Отрапортовав о выполнении задания, гвардии старший лейтенант Ведринский попросил принять подарок—исправный немецкий танк.
Собранные разведчиками даппые помогли командованию принять решение, в результате которого нем
цы быстро были выбиты из населённого пункта.
Н. Кузовкин. Письмо летчиков
колхозникам

Т уркмении

НА ЗАРОСШИЙ полынью аэрод
ром садятся штурмовики, они подруливают к своим капаиирам.
На бортах ширококрылых машин отчётливо видна надпись: «Колхозник Туркмении».
Больше трех .месяцев назад лётчики приняли эти самолёты от представителей туркменских колхозников, на средства кйторцх они построены. Торжественное вручение происходило на одном из тыловых аэродромов. Тотчас же после митинга самолёты взмыли в небо и взя
ли курс на запад. И вот недавно, взволнованные удачной штурмовкой. лётчики начали делиться своими впечатлениями. Все с востор
гом отзывались о замечательных качествах машин «Илыошнн-2». II здесь вспомнили о людях на средства которых построены машины. Кто-то предложил:
— Давайте напишем туркменским колхозникам о наших делах.
Предложение всем понравилось, и через час письмо было готово.
«Дорогие товарищи, колхозники Туркмении!
Прошло больше трёх месяцев, с тех пор, как ваши представители вручили нам боевые машины «Ильюшин-2», построенные на ваши средства. Многие из нас были тогда молодые, ещё не обстрелянные лёт
чики, но, прибыв на фронт, мы ЦСПользоватн каждый чао затишья для совершенствования своей боевой выучки. Расскажем вам о первом боевом вылете на ваших Маши
нах. Наша часть получила задачу разведать один из прифронтовых участков противника. В разведку полетел командир эскадрильи лей
тенант Шакурский с капитаном Курганиновым. Вскоре они сообщи
ли по радио, что в районе одного населённого пункта обнаружили большое скопление автомашин и танков. С аэродрома сразу же под
нялась группа «ИЛ’ов», на которых полетели молодые лётчики Виногра
дов, Дьяченко, Зубин, Корнеев и Носачев. И для лётчиков и для машин это был первый боевой вылет.
Немецкие автомашины и танкп были хорошо замаскированы в лощине. Олпако шипа лётчики, имея то .ные данные разведки, быстро их обнаружили. Специально выделен
ная пара — Зубин и Дьяченко — подавила огонь трёх зенитных батарей. а остальные в это время начали штурмовать скопление враже
ской техники. Раздались сильные взрывы. Надфощиной поднялся густой дым. Это загорелось бензохранилище. Мы продолжали штурмов
ку. После пяти заходов всё внизу было об’ято пламенем. Более 30 ав
томашин с грузами, четырёх танков л нескольких бензоцистерн не до
считали в этот день гитлеровцы. Все наши самолёты вернулись без единой царапины.
После этой первой штурмовки мы сделали более 50 боевых вылетов, каждый из которых был чувстви
тельным ударом по врагу. Особенно крепко поработали мы во время ожесточённых боёв на Н-ском направлении. Наши удары по аэро
дромам, колоннам на дорогах, по скоплению живой силы и техники, по переднему краю обороны врага на
долго запомнятся немцам. Нередко нашим штурмовикам приходится вступать в бой с немецкими истребителями, и благодаря замечатель
ным качествам машин и героизму пилотов они выходят победителями из этих схваток. Младший лейте
нант Костюнин в воздушном бою сбил «Мессершмитт-109», по одному истребителю . сбили младшие лейте
нанты Зубин. Дьяченко. Младший лейтенант Шкляев уничтожил транспортный самолёт противника.
Дорогие товарищи колхозники, вместе с самолетами вы вручили нам грамоту, в которой написано: «За Родину, за Сталина смело и бесстрашно ведите в бой эти гроз
ные боевые машины, беспощадно потребляйте врага до полного его уничтожения». Мы твёрдо помним н неуклонно выполняем этот ваш наказ. Можем вас заверить, что грозпое оружие, построенное на ваши средства, находится в надёж
ных руках. Слава о ратных подвигах наших лучших лётчиков Кон
стантина Шакурского, Ивана Данильченко, Георгия Цыганкова. Ивана Дьяченко гремит далеко за пределами нашей части. По ним равняется весь наш лётный и технический состав. Наши удары по врагу крепнут с каждым днём».
скн больных, будучи зачисленным в воинскую часть, ночью поднял стрельбу, ранил двух солдат и убил унтер-офицера. В процессе судебно
го следствия было установлено, что причиной заболевания этого челове
ка послужил расстрел усташами его семьи — отца, матери и старшего брата. Суд признал этого больного «политически опасным» и пригово
рил его к расстрелу. Однако после этого случая военное «министерст
во» приказало отчислить из армии всех лиц, отобранных в психиатрических больницах.
К крайним мерам при проведении мобилизации павелнчевцев вынуж
дает то обстоятельство, что их вооруженные отряды понесли огром
ные потери в длительных боях с партизанами Однако надежды Па
велича на укрепление своих войск путём мобилизации населения по
терпели крах. Пополняя ряды своей армии лицами, призванными в порядке обязательной воинской повин
ности, павеличевское командование
гем самым ослабляет боеспособность своих частей, так как подавляющее большинство призываемых настроено крайне враждебно к фашистскому навелнчевскому режиму.
Печать Павелича признаёт, что мобилизованные на основе обяза
тельной воинской повинности ведут в частях подрывную работу и что их «разлагающая деятельность» ока
зывает пагубное влияние не только на так называемую хорватскую армию, но и на специальные усташские части, составляющие опору павеличевского режима. Об этом сви
детельствует тот факт, что особый усташскнй военно-полевой суд, по сообщению газеты «Нова хрватска», рассмотрел за период с 26 февраля по 30 июня 1.562 дела. По этим делам суд вынес много смертных при
говоров. Значительная часть привле
чённых к ответственности усташей была приговорена к тюремному заключению в общей сложности на 433 года и к ссылке в концентраци
онные лагери на 137 лет. Чтобы скрыть столь очевидное разложение в устяшеких частях, павеличевское «правительство» упразднило особый у ста Ш г к ий суд и все дела усташей передает сейчас в ломейский воен
ный суд Газета «Нова хрватска», лообщает. что пои своей ликви
дации усташскнй военно-полевой суд передал армейскому суду еще 822 нерассмотренных дела.
Прием
тов. В. М. Молотовым Мексиканского Посла
г-на Л. Кинтанийа
3 августа Народный Комиссар Иностранных Дел тов. В. М. Молотов принял Чрезвычайного у Полномочного Посла Мексиканских Соединенных Штатов в СССР г-на Луиса Кинтанийа в связи с предстоящим вручением им своих верительных грамот Председателю Президиума Верховного Совета СССР.

Концерт-выставка

Шефская работа московских областных театров
ЗАВТРА
ПО РАДИО
Концерт славянской музыки состоите
в 12 часов 30 минут. В программе — славянская сюита композитора И. Бело
го и славянская рапсодия Дворжака. Вступительный текст к сюите написан югославским поэтом Радуле Огиенскнм. Исполнители — оркестр, хор, солисты Всесоюзного радиокомитета, артистка Музыкального театра нм Станиславского п Немировича-Данченко Т. Янко и Э. Тобнаш.
В 13 ч. 15 м. передается симфонический концерт из прои.«ведений Чайковского и Глазунова. В программе — увер
тюр а-фантазия гГимлет* Чайковского, увертюра на три греческие народные песни н скерцо из пятой симфонии Глазунова. Исполнители — Большой симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета. Дирижер — лауреат всесоюзного конкурса дирижеров К. Иванов.
Вечером намечен^* трансляция радиоком позиции оперы Рубинштейна «Демон». Исполняют хор. оркестр и соли
сты Большого театр«з. В ралиокомпо
зицию -включены отрывки из поэмы Лермонтова.

В городе

Ленина

НЕИЗВЕСТНАЯ РУКОПИСЬ БЕЛИНСКОГО
: Щ. Книжная лавка союза писателей в Ленинграде приобрела ценные рукописи. Среди них особый инте
рес представляет рукопись Висса
риона Белинского. Это—отрывок из большой статьи Белинского о трудах современных ему исследователей Петра Великого. Часть
этой статьи была напечатала в XVI томе журнала «Отечественные записки» за 1841 год. В овоей статье Белинский особенно высоко ставит роль Петра в преобразовании России.
Придцрки царской цензуры васта. вили критика отказаться от продолжения своего вамечателыюго труда.
Рукопись была до сих лор не известна исследователям и хранилась у частного лица. Сейчас она пере
даётся в Государственную ордена Трудового Красного Знамени пуб
личную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина.
Книжной - лавкой приобретен кроме того редкий раскрашенный ри
сунок Репина, изображающий Л. Н, Толстого за роялем, с личным автографом Толстого от 11 декабря 1909 года. Среди других приобретеошй интересны письма Лескова и рукописи Кукольника.
ВЫСТАВКА ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА
Открылась общегородская выставка, уг-ооражающая большую работу ле
нинградцев но восстановлению жилиш,
ремонту их и подготовке к третьей военной зиме. Выставка наглядно по
казывает, как жители города Ленина, в том числе большое количество домашних хозяек, научились сами ре
монтировать водопровод, канализацию,
выполнять малярные, столярные и другие работы. Тут же помазаны новые строительные и ремонтные мате
риалы, производство которых освоено в Ленинграде. Интересны разделы, показывающие борьбу за экономию топлива. На выставке демонстрируются фильмы по экенлоатации жилищ.
ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ
ПРЕПАРАТЫ
Научно-исследовательский фармацевтический институт и Аптекоуправле
ние Ленинграда отправили в Наркомздрав химико-фармацевтические препа
раты и предметы медицинского ухода и оборудования, изготовленные в Ле
нинграде в военное время. В период блокады, когда завоз медикаментов в
город почти прекратился, работники ленинградских медицинских предприятий и учреждений освоили производ
ство таких исключительно важных препаратов, как эфир для наркоза, глюкоза, сернокислый барий для рентгеноскопии, медицинский бальзам и т. д.
Сотрудники ботанического седа успешно вырастили для лечебных це
лей ценнейшие лекарственные растения.
МАСТЕРА
МЕТКОГО ОГНЯ
Состоялся очередной выпуск школы
снайперов. Она подготовила из призывников новый отряд мастеров меткого огня. Около 90 процентов выпу
скников окончило школу на «хорошои «отлично». Они показали мастерство в овладении снайперским делом, в парной снайперской стрельбе, в маскировке.
ЛЕНИНГРАД, 3. (По телефону. Наш корр.).
Телеграммы из-за границы

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Штаб объединенного командования вооруженными силами союзников в юго-западной
части Тихого океана сообщает, что действующие на острове Новая Георгия американские войска продвинулись на воем фронте вокруг Мунда.
У побережья Новой Британии американская авиация подожгла японский эсминец. В воздушном бою сбито 11 японских истребителей.
НЬЮ-ЙОРК, 3. (ТАОС). В коммюнике американского командования, опубликованном в Дели, сообщается, что 1 ав
густа американская авиация произвела интенсивный налет на японские
суда, доки и район складов в Ката (Бирма).