АВГУСТА 1943 Г.

ЧЕТВЕРГ
№ 183 (5931) Цена 20 коп.

Ненависть, презрение к навеки проклятым гитлеровцам за содеянным ими на советской земле злодеяния зовет воинов Красной Армии к отмщению. Мстить за чудовищное умерщвление мирных советских людей на Кубани! Мстить за кровь мирных советских людей

на Ставропольщине! За все преступления гитлеровцев воздать им полной мерой — таков святой девиз доблестных бойцов

и командиров Красной Армии!

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 4 августа

В течение 4 августа наши войска на ОРЛОВСКОМ направлении про Яолжапм успешно развивать наступление и, продвинувшись вперёд от 0 до 10 километров, ворвались в.ОРЕЛ, где ведут упичные бои с про
тивником. Нашими войсками на Орловском направлении за день боев занято свыше 80 населённых пунктов, в том числе железнодорожные станции СТАЛЬНОЙ КОНЬ (6 километров севернее Орла) и СВЕТЛАЯ ЖИЗНЬ (4 километра южнее Орла).
На БЕЛГОРОДСКОМ направлении наши войска завязали бои с противником, продвинулись вперёд на 10 километров и серьезно улучшили свои позиции.
В Донбассе в районе юго-западнее ВОРОШИЛОВГРАДА наши войска вели бои местного значения, в результате которых улучшили свои пооиции.
На ЛЕНИНГРАДСКОМ фронте в районе севернее и восточнее Мга — артиллерийско-миномётная перестрепна с обеих сторон.
В течение 3 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 236 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 138 самолётов противника.

СООБЩЕНИЕ

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ НЕМЕЦКО- ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХ СООБЩНИКОВ И ПРИЧИНЕННОГО ИМИ УЩЕРБА ГРАЖДАНАМ, КОЛХОЗАМ,

ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И УЧРЕЖДЕНИЯМ СССР

О ЗЛОДЕЯНИЯХ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ОККУПАНТОВ

В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

На Орловском направлении наши войска продолжали наступление.
Северо-западнее Орла немцы непрерывно бросали в контратаки пехоту, поддержанную танками,
самоходными орудиями и авиацией. Советские войска отразили вое контратаки противника й нанесли ему большой урон. Подбито н сожжено 32 немецких танка и уничто
жено до полка пехоты по .тивннка. Пленные сообщают, что 211 немец
кая пехотная дивизия в последних боях потеряла свыше 70 процентов личного состава.
Советские войска, сломив сопротивление немцев, ворвались в Орел, тде ведут уличные бои о противником.
Юго-западнее Орла нашп войска продвинулись от 6 до 10 километ
ров и заняли более 40 населённых
пунктов. Особенно ожесточённые бои произошли за один населённый пункт, упорно защищавшийся противником. Советские бойцы разгромили немецкий гарнизон, оборо
нявший этот пункт, и заняли его. Б этих боях наши части уничтожили до 1.500 гитлеровцев, Стан
ков, 13 артиллерийских и миномётных батарей и более 120 авто
машин с боеприпасами. Захвачены у противника 15 танков, 16 ору
дий, 40 пулемётов и другие трофеи. На другом участке Н-ское со
единение, преследуя отступающего
противника, уничтожило свыше 1.000 немецких солдат и офицеров. Захвачено 10 орудий, 32 миномёта, ЛЮ пулемётов, 11 тысяч снарядов, 2 миллиона патронов, 63 тонн пороха н взрывчатых веществ.
Наша авиация бомбила н штурмовала колонны войск противника.
В воздушных боях в течение дня сбито 54 немецких самолёта.
На Белгородском направлении наши войска завязали бои с против
ником, продвинулись вперёд на 10 километров и серьезно улучши
ли свои позиции. Все попытки немцев восстановить положение провалились. Противник понёс тя
желые потери в живой силе и технике.
Советская авиация активно поддерживала боевые действия наземных войск. В результате бомбарди
ровки уничтожено большое число танков и до 300 автомашин против
ника. В воздушных боях сбито 44 немецких самолёта.
На Ленинградском фронте происходил огневой бой. Наши артилле
ристы п миномётчики уничтожили 2 немецких танка, несколько ору
дий и взорвали склад боеприпасов. Разрушено 30 ДЗОТ ов и 6 наблю
дательных пунктов. В результате активных действий наших подразделений уничтожено до 700 вражеских солдат и офицеров.

Южнее Изюма подразделения
Н-ской части вели бои местного значения. Наши бойцы очистили от гитлеровцев рощу и захватили сильно укреплённые позиции. Противник, стремясь задержать продвиже
ние советских подразделений, пред
принял несколько контратак. При отражении контратак противника наши бойцы истребили несколько сот гитлеровцев, подбили и уничтожили 4 немецких танка. Захвачены пленные.

Северо-восточнее Новороссийска группа разведчиков, под командо
ванием капитана Орлова, ночью ворвалась в немецкие траншеи и уничтожила большую группу гитлеровцев. Разведчики захватили тро
феи и благополучно вернулись в свою часть. Снайперы Н-ского под
разделения за семь дней истребили 66 вражеских солдат. Снайпер т.
Сысоев уничтожил 12 немцев, т. Вилгурия — 8, гг. Кондратенко и Скопцов убили по 7 гитлеровцев каждый.
Разведчики партизанского отряда, действующего в одном из рай
онов Могилёвской области, узнали, что немцы готовят нападение на партизанскую базу. Командование отряда решило опередить врага. На рассвете 27 июля партизаны внезап
но атаковали немецкий карательный отряд и истребили 63 гитлеровцев. Захвачено много повозок с боеприпасами. Партизаны отряда, действу
ющего в Гомельской области, 24 июля пустили под откос немецкий воинский эшелон. Разбиты паровоз и 30 вагонов.
Пленный командир 3 самокатного эскадрона отдельного батальона 262 немецкой пехотной дпзизпн обер-лейтенант Вальтер Беккер рассказал: «С самой весны у нас мно
го говорили о предстоящем летнем наступлении. Многие мечтали о вто
ром походе на Москву. Русские расстроили все эти планы. Нам приходится отступать, отдавать территорию, купленную ценой вели
чайших жертв. Летние поражения немецкой армии произвели гнетущее впечатление на солдат и офицеров. С потерей территории, и осо
бенно инициативы, все больше и больше солдат и офицеров теряют
веру в победу. Многие офицеры считают Гитлера главным виновни
ком военных поражений Германии на Востоке. Офицеры намеками
выражают недовольство Гитлером за то, что он сам назначил себя глав
нокомандующим армией. Они гово
рят, что один ефрейтор обходится Германии гораздо дороже, чем вое ее покойные и здравствующие ге
нералы и маршалы вместе взятые. Последние события под Орлом окончательно убедили меня в том, что Германия проиграет войну. Трезво рассудив, я сдался в плеа русским».
4 августа в 12 час. дня в Кремле Председатель Президиума Верховно
го Совета СССР тов. М. И. Калинин принял Чрезвычайного и Полномочного Посла Мексиканских Соеди
ненных Штатов в СССР г-на Л. Кинтанийа, вручившего свои верительные грамоты.
, Г-на Л. Кинтанийа сопровождали военный атташе Посольства подпол
ковник Р. Калдерон Агпляр, 2-й Секретарь Посольства г. Э. Эспиноса-Приетто и другие члены Мексиканского Посольства в СССР, ко
торые были представлены Послом тов. М. И. Калинину.
При вручении верптельпых грамот присутствовали Заместитель На
родного Комиссара Иностранных Дел тов. В. Г. Деканозов, Секретарь Пре
зидиума Верховного Совета СССР тов. А. Ф. Горкин, Заведующий От
делом Американских стран НКИД тов. Г. Н. Зарубин, Заведующий Протокольным Отделом НКИД таз. Ф. Ф. Молочков.
Тов. М. И. Калинин имел беседу о г-ном Л. Кинтанийа после вручения верительных грамот.
Вручение орденов художникам В. Н. Бакшееву,
В. К. Бялыницкому-Бируля, Е. Е. Лансере, В. Н. Мешкову, И. Н. Павлову, В. С. Сварогу и К. Ф. Юону
фебелем Шмитцем вывезли из Ставропольской психиатрической боль
ницы и умертвили окисью углерода в автомашинах 660 человек больных.
Для того, чтобй скрыть .следы своих кровавых преступлений от населения города, фашистские из
верги об’явили главному вр$чу больницы доктору Гамбарову Д. С.
и медицинскому персоналу, что они всех больных переводят из города Ставрополя в больницы сёл Донское и Пролетарское, где подготовлено всё необходимое для приема—специальное оборудование и квалифицированный немецкий медицинский персонал, а в действительности всех больных умертвили.
Установлено, что с начала оккупации города Кисловодска санато
рий Наркомнефтн, оборудованный и оснащённый по последнему слову медицинской науки и техники, был занят под немецкий лазарет А? 31136. Начальником этого лазаре
та был немец обер-артц Геллер.
Бесчеловечное, зверское отношение к советским гражданам началось с первых же дней. Пощечины, пор
ки, розги, угрозы, напоминания о расстрелах и репрессиях были обычным явлением жизни немецкого лазарета. Советские люди жиля в вечном страхе и уг
нетении. Немцы использовали лучших советских врачей, медицинских сестер и другой меди
цинский персонал на черной работе — уборке мусорных ям, уборных и грязных патрульных помещений. На такую работу были поставлены: врач-терапевт Анищик М. И., стар
шие медицинские сестры: Баташева
М. Е., Киселева А. Н. и Козлова Е. В. Особыми зверствами отлича
лась немецкая медсестра Минна, которая избила старшую операцион
ную медицинскую сестру Буримову Ф. А., санитарок Коломийцеву Н. Е., Галепину Е. П. и Фицкую Е. И. Эта Минна в своей ненависти к советским людям доходила до исступления; она беспощадно избивала, кусала и щипала -евои жертвы. За избиениями следовали порки розгами до потери сознания.
Так, старший фельдфебель Ромакау и фельдфебель Райф, по при
казу обер-артца Геллера, зверски избивали советских людей. Мигаль И. Т. — столяр 58 лет был засечён резиновыми розгами насмерть; Мидулин А. Я. — повар 50 лет, получил 35 двойных плетей и был засечён до потери сознания; Мирошниченко В. Г. — сторож 45 лет, полу
чил 10 плетей; Федоровский В. Н,— истопник 56 лет, получил 15 плетей.
9-го сентября 1942 г. из санатория Наркомнефтн, по приказу военного коменданта города Кисло
водска Ноль и и а чал шика гестапо Вельбена, обманным нутом, под предлогом отправки в малонаселенные районы Украины, были вывезены и расстреляны в противотан
ковом -рву, в районе Минеральных Вод, лучшие советские врачи, меди
цинские сестры и обслуживающий персонал еа-чатория, с семьями, включая грудных и малолетних де
тей, инвалидов и стариков — всего 46 человек.
Установлено, что в городе Кисловодске, в школе № 16, в августе 1942 г., гестаповцы организовали застенок, где зверски истязали советских граждан. В этот застелок они привезли из Бугурстана и Бекешевки 150 человек арестован пых, эвакуированных из Крыма и со станции Кавказской. 6-го сгатября
1942 г. здание школы № 16, где по
мещались аресто-ванные, оцепили немецкие солдаты. Затем под’ехали четыре машины, в которые немцы стати грузить арестованных. Сначала погру-зилн в них первую пар
тию арестованных — одних только мужчин и увезли. Через некоторое время эти же машины вернулись и погрузили оставшихся женщин и детей. Своп жертвы гестаповцы свозпли за реку Подкумок и там в овраге расстреливали из автоматов. Среди расстрелянных погибло 47
человек детей от грудпого и до 15- летнего возраста.
Расстрел 150 советских граждан, содержавшихся в застенке гестапо в помещении школы А» 16, был произведен по приказу коменданта города майора Лидтке.
22-го июня 1943 г., под городом Кисловодском, после сильного дож
дя, возле горы Кольцо, в районе колхоза им. Кирова, жителями были найдены 26 трупов расстрелянных советских граждан.
При осмотре и судебно-медицинском освидетельствовании тру
пов было установлено среди них: 2 мужских, 15 жепоких и 9 детских трупов в возрасте от 2 до 12 лет. 11а всех 26 трупах были обнаружены следы насилий, истязаний: пере
ломы конечностей и размозженные черепа.
При осмотре другого оврага, расположенного . недалеко от горы Ко
льцо, на расстоянии 250 метров от дороги, идущей из Кисловодска в Первомайский аул, была обнару
жена размытая насыпь глубиной в 10 метров, из которой были видны отдельные части человеческих трупов.
В этом месте с 26 по июля 1943 г. были произведены рас
копки, в результате которых извлечено 130 трупов. Судебно-медицинским осмотром было.
установлено: труп 4-месячной девочки насильственных призна
ков смерти не имел, ребенок был брошен в овраг живым и по
гиб от удушения; труп мужчины в одежде красноармейца с перевязан
ной правой рукой и левой ногой, рядом с этим трупом обнаружены костыли. При осмотре трупов мла
денцев медицинская экспертиза 3 стыл овил а, что все они были за
живо брошены в овраг вместе с расстрелянными матерями. На всех остальных трупах обнаружены сле
ды пыток и истязаний: оторванные ннжние челюсти, переломанные ко
нечности, вывихи и изувечендые лица.
В результате произведенных раскопок в районе горы Кольцо за время с 26 июня по 7 июля 1943 г. было извлечено 322 трупа совет
ских граждан, расстрелянных и зверски замученных по приказам военного коменданта города Кисловодска Поль, второго комедианта майора Лидтке, начальника гестапо Вельбена, помощника начальни
ка гестапо Вебера, три участии исполнителей их приказов первого следователя гестапо Геринга, второго следователя Циже, заместителя коменданта гестапо Келлера, начальника хозяйственной части гестапо Хаусмана и второго начальника хозяйственной части Хуше.
Среди погибших были опознаны трупы советских граждан Абрамова П. В., Захарченко Е. И., врача Гольберг Л. А., Кушнаренко И. А., инженера Архиповой 3. И., Шипиной Е. М., а также были обнаружены следующие документы: паспорт серии 11-ЭЕ А& 509311, выдан
ный Павлоградской милицией на имя Овсеевич Ф. X. 1900 года рож
дения, эвакуированной из Краснодарского края; паспорт серии
УЛ А» 550776 на имя Гуральник М. Л. 1886 года рождедня, урожен
ца Белой Церкви; паспорт серии П-ЭЕ № 650361, выданный Днепро
петровской милицией на имя Стискина Е. М. 1896 года рождения, уроженца Черниговской области; паспорт серии 1ЭЕ X» 520536, вы
данный Павлоградской милицией 21. IV—1941 года на имя Вагнер
А. Г. 1901 года рождения, уроженца города Павлограда, Днепропет
ровской области, и другие паспорта и документы, удостоверяющие личности расстрелянных.
Установлено, что за время оккупации города Пятигорска немецкими властями был совершен ряд чу
довищных злодеяний над мирными советскими гражданами. Главными организаторами и непосредственными участниками злодеяний над советскими гражданами в городе Пятигорске были: капитан Винц — начальник гестапо «СД-12», бывший работник германского посольства в СССР; обер-лейтенант Фишер, замес
титель начальника гестапо «СД-12» по следственной работе ц полков
ник Монц — начальник полевой жандармерии.
Исключительные по своей жестокости пытки и истязания советских граждан производились в помещении гестапо. Так, например, гражданина Ковальчук Филиппа Акимовича 1891 года рогкдения, проживающего в городе Пятигорске, аре
стовали 27 октября 1942 г. у себя на квартире, избили до потери соз
нания, затем отвели в гестапо и бросили в одну из камер. Через сутки гестаповцы приступили к его истязаниям и пыткам. Допра
шивали и избивали его только ночью. Для допросов вызывали в отдельную камеру, где были специальные приспособления для пыток: цепи с поручнями для за
крепления рук п ног. Эти цепи были прикреплены к цементному полу камеры. Арестованных предварительно раздевали наголо, клали на пол, затем рукн и ноги зако
вывали в цепи. Такта пыткам и подвергали гр. Ковальчук.. Находясь заковапным в цепях, он совершен
но не мог двигаться и лежал вверх спиной, в таком положении избивали его резиновыми палками в течение 16 дней.
Кроме таких нечеловеческих пыток, гестаповцы применяли и сле
дующие. Закованным в цепи на спину клали широкую доску и сверху по этой доске тяжелыми гирями наносили резкие удары, вследствие чего у заключенного ли
лась кровь изо рта, носа и ушей и он терял сознание.
Камера пыток в Гестапо была устроена таким образом, что когда одного арестованного пытали, то остальные арестованные, сидящие в соседней камере и ожидавшие пред
стоящей расправы, наблюдали за пытками и истязаниями.
После пыток заключённого, потерявшего сознание, бросали в сторону и следующую свою жертву геста
повцы силой волокли из соседней камеры, вновь заковывали в цепи и таким же путём продолжали пы
тать. Камеры пыток всегда были в крови. Доска, которую накладывали на спину, также была вся в крови, резиновые палки, которыми избива
ли арестованных, от крови были краспые.
Арестованных советских людей, обречённых иа расстрел, после невероятных пыток и истязаний заго
няли в машину, увозили за город и расстреливали.
Освобождённая Красной Армией из застенка гестапо-Супрун Анаста
сия Иосифовна, 1903 года рождения, проживающая в городе Пятигорске, по улице Власова, Ла 3, была арестована и заключена в одну из ка
мер гестапо; вскоре к ней в камеру для допроса явился заместитель на
чальника гестапо обер-лейтенант Фишер с переводчиком. Переводчик предложил ей раздеться и лечь вниз лицом на скамейку. После того, как она легла на скамейку, палач Фишер сам лично избил её деревянной палкой - до потери сознания.
Не добившись вынужденных показаний, переводчик предупредил Супрун, что в дальнейшем за «не
искренние» показания на допросе она будет получать по 25 палок и будет забита насмерть. В дальнейшем при допросах её также до по
тери сознания избивал этот же офицер гестапо.
Чайка Варвара Ивановна, 1912 года рождения, проживающая по улице Дзержинского, 31, кв. 3, во время пребывания в заключении гестапо подвергалась со стороны на
чальника гестапо капитана Винц невероятно жестоким пыткам. Вот что сообщает об этом Чайка В. И.:
— «Я была подвергнута издевательствам и пыткам со стороны на
чальника гестапо немца капитана Винц. Однажды он меня вызвал на допрос в камеру пыток. В этой камере было четыре стола, на полу
деревянные решетки и два таза с водой, в которых лежали кожаные плетки. На потолке — два кольца с продетыми в них веревками, на ко
торые подвешивали арестованных во время пыток. По команде капи
тана Винц гестаповцы положили
меня на стол, сняли с меня всю одежду и силыто избивали плетьми. Избиениям я подвергалась дважды. Всего мне нанесли 75 ударов плетьми, отбили почки и выбили 8 зубов».
В городе Пятигорске немецкие власти производили массовое истребление советских граждан.
Вблизи памятника места дуэли Лермонтова, на горе Машук, были отрыты пять могил, в которых обнаружены 75 трупов.
На Комсомольской поляне, в шести километрах от города Пятигорска, у подножья горы Машук, в восьми могилах обнаружены 125 трупов зверски замученных, расстрелянных советских граждан.
В районе Белой Ромашки, на Кузнечной улице, против конюшен, обнаружено шесть трупов красноармейцев, расстрелянных немцами 10 августа 1942 г. В этом же райо
не около первой городской больнипы были отрыты трупы 16 курсантов танкового училища. Установлено, что немцы добили раненых курсантов.
Всего в засыпанных ямах в районе Пятигорска обнаружено 356 тру
пов замученных и расстрелянных советских граждан, в числе которых мужчин — 283, женщин и детей 66. Это не полные данные. Много могил ещё не обнаружено.
Из Пятигорска в октябре месяце 1942 г., по приказу начальника так называемой пятигорской «биржи трзтда», офицера Ланке, было на
сильственно угнано в рабство в Германию на каторжные работы 800 человек советских граждан. Насильственная отправка советских граж
дан в Германию сопровождалась издевательствами, избиениями и угрозами расстрела.
Исключительную жестокость в обращении с советскими гражданами при угоне их в Германию проявил начальник пятигорской «биржи тру да», Вфицер Ланке.
Установлено, что немецкие оккупанты с невероятной звериной непавнетъю учцниди кровавую бойню над еврейским населением г. Кис
ловодска. 16-го августа 1942 г. на второй день оккупации города немецкое командование, в лице военного коменданта города Кисловод
ска Поль и начальника гестапо Еельбена, обязало еврейское население юрода немедленно <;дать немецкому командованию ценности; золото, бриллианты, серебро, ковры, костюмы, белье, обувь и сто тысяч рублей наличными деньгами.
18 августа 1942 г. военным комендантом Поль была об’явлена регистрация всего еврейского насе
ления, независимо от пола и возра
ста. После регистрации всем лицам еврейской национальности, под уг
розой расстрела, было приказано носить на правой стороне груди отличительный знак—шестиконечную звезду.
7 сентября 1942 г. последовало предписание от немецкой коменда
туры А» 12, в котором евреям было
предложено явиться 9 сентября на товарную станцию Кисловодска, в-зяв с собой багаж весом не больше 20 килограммов, наиболее ценные ве
щи и двухдневный запас продуктов для отправки, якобы, в малонасе
ленные пункты Украины. Ключи от квартиры было предложено сдать в комендатуру >6 12, с указанием на особой записке адресов квартир.
9 сентября 1942 г. на товарную станцию Кисловодска собралось око
ло 2.000 человек евреев, — среди них Выли старики, женщины и де
ти, которых погрузили в эшелон, состоящий из 18 открытых плат, форм и двух крытых вагонов, я под усиленным конвоем отправили на Кофмана, офицера гестапо Франка.

Вручение верительных грамот Председателю Президиума Верховного Совета СССР тов. М. И. Калинину
мексиканским послом г-ном Л. Кинтанийа
Вчера, 4 августа. Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. М. И. Калинин вручил в Кремле ордена группе старейших русских художников.
За выдающиеся заслуги в развидни изобразительного искусства ор
ден Трудового Красного Знамени вручается художнику В. С. Сварогу, награжденному в день его шестидесятилетия. Ордена Трудового Красного Знамени за многолетнюю твор
ческую деятельность п выдающиеся заслуги в развитии русского изобразительного искусства получают ху
дожники В. Н. Бакшеев. В. К. Бялынипкий-Бируля, Е. Е. Лансере,
В. Н. Мешков, И. Н. Павлов и К Ф. Юон.
Награждение этих крупнейших мастеров, воспринятое всеми советскими художниками, как проявле
ние величайшей внимания к ним св стороны Советского правительства, как бы воскрешает многолетнюю историю русского нзобразн
Обращаясь к художникам-ордеяоносцам, тов. М. И. Калинин сер
дечно поздравил их с получениемнаград.
— Я поздравляю вас,—сказал тов. Калинин,—с наградой совет
ского народа за вашу многолетнюю творческую работу, за ту культуру, которую вы несли в народные мас
сы. Конечно, мы — старики, но советский строй и стариков моло
дит, а юношей делает мужами. Я думаю, что эта награда послужит новым стимулом для дальнейшего развития вашей творческой дея
тельности, и от души желаю вам на этом поприще самых наилучших успехов.
Выступая от имени награжденных художников, В. Н. Мешков выразил горячую благодарность Советскому правительству, уделяющему в такое суровое для нашего государства время столь большое внимание представителям изобразительного искусства.
Преступные действия немецких оккупантов в Ставрополе, Георгиев
ске, Кисловодске, Ессентуках, Мине
ральных Водах, Железноводске и в Теберде засвидетельствованы акта
ми комиссий, заявлениями потер
певших, показаниями свидетелей, заключениями медицинских экспертов, документальными материалами
а также подтверждаются членом Чрезвычайной Государственной Комиссии академиком Алексеем Тол
стым, лично посетившим эти города и районы Ставропольского края и установившим факты чудовищных злодеяний и массового истребления мирных советских граждан.
Установлено, что перед отступлением из города Георгиевска 9 и 10 января с. г., по приказу начальни
ка немецких лазаретов шеф-врача барона фон Гайман, с целью отрав
ления советских людей, немецкие солдаты продали на городском рын
ке спирт и питьевую соду, причем спирт оказался метиловым, а «сода
— щавелевой кислотой. Произошло массовое отравление жителей горо
да- Из 714 случаев были отравлены метиловым спиртом 214 человек и 50 человек совершенно потеряли зрение — ослепли.
Тяжёлое отравление многие жители получили от так называемой «соды», которую они примешивали в тесто для выпечки хлеба.
Установлено массовое истребление немцами мирного советского населения путём отравления окисью уг
лерода в специально оборудованных автомашинах — «душегубках». Военнопленный Фенихель Е. М. сообщил:
— «Работая автомехаником, я имел возможность детально ознакомиться с устройством автомашин, специаль
но приспособленных для удушения
—уничтожения людей отработанным газом. Таких машин в городе Ставрополе при гестапо было несколько.
Устройство её было таково: кузов длиной, примерно, 5 метров, шири
ной два с половиной метра, высота кузова также, примерно, два с по
ловиной метра. Кузов имел форму вагона, без окон, внутри обит оцин
кованным железом, на полу, тоже обитом железом, лежали деревян
ные решетки; дверь кузова обита резиной, с помощью автоматического замка плотно закрывалась. На йолу автомашины, под решеткой, находились две металлические трубы диаметром, примерно, 1,5 дюйма и длиной два с половиной мет
ра. Трубы эти между собой были соединены поперечной такого же диаметра трубой (расположенные в форме буквы «Н»). Эти трубы имели частые полусантиметровые отвер
стия; от поперечной трубы вниз, через отверстие оцинкованного пола выходит резиновый шланг, на кон
це которого шеетигранная гайка с резьбой, соответствующая резьбе на конечности выхлопной трубы мотора. Этот шланг навинчивается на выхлопную трубу, и при работе мо
тора весь отработанный газ идёт во внутрь кузова этой герметически
закрытой машины. В результате скопления газов находящийся в кузове человек через непродолжительное время умирал. Кузов машины может вместить 70—80 чело
век. Мотор на этой автомашипе установлен марки «Зауэр». Кузов изготовлен в Берлине и имеет на левой стороне, вблизи мотора, металлическую дощечку с надписью: «Завод строительства автокузовов акционерного общества в Берлине».
Для расправы над советскими гражданами при гестапо существовала специальная команда числен
ностью в 25 человек. Возглавлял
эту команду немец обер-лейтенант Кацендорф и его помощник оберлейтенант Бенцель, а впоследствии эту команду возглавлял начальпнк «СД-12» обер-лейтенант Клейбер н его заместитель офицер гестапо Кнор. Начальником тюрьмы гестапо был пемецкий офицер обер-шар-фюрер Вильгельм Шмидт и его заместитель н переводчик венгерец Энгель Николай».
В Ставропольском крае в таких автомашинах немцы умертвили тысячи ни в чём неповинных советских людей.
Установлено, что в декабре 1942 г., по приказу начальника ге
стапо города ^Микоян-Шахар оберлейтенанта Отто Вебера, было орга
низовано исключительное по своей жестокости умерщвление больных костным туберкулеза*- советских де
тей, находившихся на излечении в санаториях курорта Теберда. Оче
видцы этого злодеяния сотрудники детских санаторий, медицинская сестра Иванова С. Е. и санитарка Полупанова М. И. сообщили:
— «22-го декабря 1942 г. к под’- езду санаторпя первого отделения под ехала немецкая автомашина. Прибывшие с этой автомашиной семь немецки^ солдат вытащили из санатория 54 тяжело больных ре
бенка в возрасте от трёх лет, уло
жкли их штабелями в несколько ярусов в машине, затем захлопнули дверь, впустили газ (окись углерода)
и выехали из санатория. Через час автомашина вернулась в посёлок Теберда. Все дети погибли, они были умерщвлены немцами и сброше
ны в Тебердское ущелье близ Гуначгира».
Установлено, что е 5 по 10 августа 1942 г. немецкие солдаты из комендатуры «ОС» во главе с оберфельдфебедем Герингом
На основании показаний жителей города Минеральные Воды, оче
видцев фашистских злодеяний: Лисицина Ф. М., Михеева Н. В., Белоусовой Е. Е., Розанова А. Н. и других, а также машинистов паровоз
ного депо Минеральные Воды —< Павлова А. М. и Сапунова А. В., сопровождавших со станции Кисло, водск эшелон с еврейским населе
нием в составе 18 платформ и двух вагонов, установлено, что прибыв
шие 9 сентября 1942 г. в эшелоне со станции Кисловодск около 2.000 советских граждан по национальности евреи были, по приказу комен
данта города Кисловодска Поль, начальника гестапо города Кисловодска Вельбен, его помощника Ве
бер и коменданта города Минеральные Воды майора Барт, расстреля
ны в противотанковом рву против стекольного завода, в двух с поло, виной километрах от г. Минеральные Воды. Здесь же были расстре
ляны тысячи евреев с нх семьями, вывезенные из Ессентуков и Пятигорска,
10 июля 1943 г. членом Чрезвы. чайной Государственной Комиссии академиком Алексеем Толстым была произведена раскопка этого проти
вотанкового рва на протяжении 551 метра. Комиссия установила, что в этом противотанковом рву находится не менее 6.300 зверски расстрелянных советских граждан.
Установлено, что организаторами истязаний и расстрелов советских граждан в г. Минеральные Воды были немецкий военный комендант города майор Барт и начальник по. левой жандармерии штаб-фельдфе
бель Ройтгард, по приказу которых расстреляны железнодорожники, ра
бочие и служащие советских учреж. дений.
При вскрытии того же противотанкового рва были опознаны трупы граждан Минеральные Воды — кон
дуктора Табурченко И. К., его сына учителя Табурченко В. И., кондук
тора Кукса П. II., токаря паровозно. го депо Захарова М. И., машиниста депо Советовг И. А и других.
Чрезвычайная Государственная Комиссия считает ответственными за совершенные злодеяния в горо
дах: Ставрополе, Георгиевске, Кисловодецр, Ессентуках, Минеральных Водах, курорте Теберда и других районах Ставропольского кра? — за массовые убийства многих тысяч невинных мирных жителей, за убий
ства и истязания раненых и боль, ных военнопленных, за нечеловече
ские пытки в застенках гестапо, за ограбление и увод в немецкое рабство советских граждан, организованные по прямым приказам гит
леровского военного командовапия: командующего первой танковой ар
мии генерала кавалерии Макензена,
начальника тыла танковой аркан генерала Штубенрауха, начальника пропаганды танковой армии зондерфюрера доктора Витте, начальника полевой жандармерии полковника Монца, а также непосредственных исполнителей указанных зверских преступлений:
1) По гор. Ставрополю — начальника гестапо Майера, начальника команды «СД-12» обер-лейтенанта Капендорфа, начальника «СД-12» обер-лейтенанта Клейбера, его заме
стителя — офицера гестапо Кнора, обер-лейтенанта гестапо Венцеля, начальника тюрьмы гестапо оберлейтенанта Шмидта, его заместите
ля венгерца Энгель Николая, офи. церов гестапо — Шульца, Фреймана, Штунфа, Байера, следователя гестапо Горинтропа, обер-лейтенанта войск «СС» Ферникса, офицеров — врачей «СД-12» Рауша и Шредера, доктора Шульца, шефа по вопросам сельского хозяйства Клейна, оберфельдфебеля команды «СД-12» Ге
ринга, фельдфебеля команды «СД12» Шмитца, ефрейтора команды «СД-12» Чнч Адольфа и начальника ГФТ (тайной полевой полиции), лейтенанта Ноя.
2) По гор. Кисловодску — комендантов Поль и майора Лидтке, начальника гестапо Вельбена, помощ
ника начальника гестапо Вебера* первого следователя гестапо — Ге. ринга, второго следователя — Циже, заместителя коменданта гестапо — Келлера, начальника хозяйс геенной части Хаумана, второго начальника хозяйственной части — Хуш, на
чальника немецкого лазарета А» 31136, обер-артца Геллера, старшего фельдфебеля Ромакау, фельдфебеля Райфа и старшую медицинскую сестру этого лазарета Минну.
3) По гор. Пятигорску — начальника гестапо «СД-12» капитана Вин
ца, заместителя начальника гестапо «СД-12» обер-лейтенанта Фишера, начальника биржи труда полковнпча Аншпона, второго начальника биржи труда офицера Ланке.
4) Но гор. Ессентуки — коменданта обер-лейтенанта фон Бека, обер. лейтенанта фон Пфейфер.
5) По гор. Минеральные Воды — коменданта майора Барта, начальни
ка полевой жандармерии штабфельдфебеля Ройтгарда.
6) По гор. Георгиевску — начальника немецких лазаретов шеф-врача барона фон Гаймана.
7) По курорту Теберда — коменданта города Микоян-Шахар обер лейтенанта Отто Вебера.
8) По гор. Железноводсжу —
комендантов капитанов Вульфа