АВГУСТА 1943 Г.

ПЯТНИЦА
№ 184 (5932) Цена 20 коп.

Наши героические войска после ожесточенных сражений овладели городами Орел и Белгород. Вся страна шлет мужественным бойцам

и офицерам Красной Армии слова горячей благодарности и беспредельной любви. Трудящиеся Москвы клянутся работать не покладая рук, усилить помощь фронту для новых побед над врагом.

Смерть немецким оккупантам!

ПРИКАЗ

Верховного Главнокомандующего

Генерал-полковнику ПОПОВУ Генерал-полковнику СОКОЛОВСКОМУ

Генералу армии РОКОССОВСКОМУ

Генералу армци ВАТУТИНУ Генерал-полковнику КОНЕВУ

Сегодня, 5 августа войска Брянского фронта при содействии е флангов войск Западного и Центрального фронтов в результате ожесточённых боёв овладели городом Орел.

Сегодня же войска Степного и воронежского фронтов сломили сопротивление противника и овладели городом Белгород.

Месяц тому назад, 5 июля немцы начали своё летнее наступление из районов Орла м Белгорода/ чтобы окру

жить и уничтожить наши войска, находящиеся в Курском выступе, и занять Курск.

Отразив все попытки противника прорваться к Курску со стороны Орла и Белгорода, наши войска сами перешли в наступление и 5 августа, ровно через месяц после на

чала июльского наступления немцев, заняли Орел и Белгород.

Тем-самым разоблачена легенда немцев о том, что будто бы советские войска не в состоянии вести летом успешное наступление.

В ознаменование одержанной победы 5, 129, 380 стрелковым дивизиям, ворвавшимся первыми в город Орёл и

освободившим его, присвоить наименование „Орловских и впредь их именовать: 5 Орловская стрелковая дивизия, 129 Орловская стрелковая дивизия, 380 Орловская стрелковая дивизия.

89 Гвардейской и 305 стрелковым дивизиям, ворвавшимся первыми в город Белгород и освободившим его, присвоить наименование „Белгородских и впредь их име

новать: 89 Гвардейская Белгородская стрелковая дивизия, 305 Белгородская стрелковая дивизия.

Сегодня, 5 августа в 24 часа столица нашей Родины— Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, осво

бодившим Орел и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий.

За отличные наступательные действия об являю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в операциях по освобождению Орла и Белгорода.

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины.

Смерть немецким оккупантам!

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН.

5 августа 1943 г.

Москва салютует доблестным войскам,

освободившим Орёл и Белгород

Согласно приказу Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина, вчера, 5 августа, столица кашей Родины — Москва салютовала доблестным войскам Брляеквго фронта, освободившим ори содействии с флаято* войск Западного х Центрального фронтов горек Орёл, к войскам
Степного Воронежского фронтов, освободившим город Белгород.
Ромо в 24 часа был дан первый залп из 120 орудий. Всего было дано 12 залпов, производившихся через каждые 30 се*увд * течение дести минут.
(ТАСС).

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА ЗА 5 АВГУСТА

5 августа наши войска, после ожесточенных уличных боёв, овладели городом и железнодорожным узлом — ОРЕЛ. Северо-западнее, южнее и юго-западнее Орла наши войска за день боёв заняли свыше 30 населённых пунктов.
Того же 5 августа наши наступающие войска после упорных бсёв овладели городом БЕЛГОРОД.
В боях за освобождение Орла и Белгорода отличились войска генераллейтенанта БАГРАМЯНА, генерал-лейтенанта БЕЛОВА, генерал-лейтенанта ГОРБАТО
ВА, генерал-лейтенанта КОЛПАКЧИ, генерал-лейтенанта РОМАНЕНКО, генерал-лейтенанта ПУХОВА, генерал-лейтенанта ГАЛАНИНА, генерал-лейтенанта РЫБАЛКО, генерал-лейтенанта ЧИСТЯКОВА, генерал-лейтенанта ЖАДОВА, генерал-майора МАНАГАР08А, генерал-лейтенанта КРЮЧЕНКИНА, генерал-лейтенанта ШУМИЛОВА, генерал-лейтенанта танковых войсн КАТУКОВА, генерал-лейтенанта танковых войсн РОТМИСТРОВА, генерал-лейтенанта танковых войск БОГДАНОВА, авиационные соединения Маршала авиации ГОЛОВАНОВА, генерал-лейтенанта авиации НАУМЕН- НО, генерал-лейтенанта авиации РУДЕНКО, генерал-лейтенанта авиации КРАСО- СКОГО, генерал-лейтенанта авиации ГОРЮНОВА,
8 Донбассе, в районе ЮГО-ЗАПАДНЕЕ ВОРОШИЛОВГРАДА, продолжались беи местного значения.
На ЛЕНИНГРАДСКОМ фронте, в районах севернее и восточнее Мга — усиленные поиски разведчиков.
В течение 4 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 98 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 168 самолётов противника.
★ ★ ★
Советские войска, в результате ожесточённых уличных боёв, овладели гороюм Орёл. Немцы построили укрепления на улицах города, минировали и взрывали до
ма, посадили автоматчиков в погреба, а также на чердаки каменных зданий и ока
зывали отчаянное сопротивление. Наил бойцы, действуя штурмовыми группами,
кЕапал за кварталом очищали город ог противника. Сегодня немцы отброшены из всех районов и Орёл полностью освобож
дён от немецко-фашистских оккупантов. Захвачены большие трофеи и много пленных.
Северо-западнее Орла советские части отбивали контратаки противника. В ожесточённых боях Н-ское соединение истребило свыше 1.000 гитлеровцев, уничто
жило 16 немецких танков, 22 орудия я 8 транспортёров. Продвигаясь вперёд, пе.шя бонны захватили 6 складов боеприпасов.
Южнее и юго-западнее Орла наши войска продвинулись вперёд и заняли свыше 30 населённых пунктов. В боях за зги населённые пункты уничтожено 800 не
мецких солдат и офицеров. Захвачены у
противника 12 танков, 19 орудий и гклад с горючим.
Наша авиация бомбила и штурмовала отступающие немецкие войска. Противни
ку нанесены тяжёлые потери в живой силе и технике. Дороги, подвергнутые ударам нашей авиации, загромождены горящими и разбитыми автомашинами, оруда
ями и другой военной техникой противника.
В воздушных боях наши лётчики сбали 72 немецких самолёта.

Наши войска, после упорных боёв, ов
ладели городом Белгород. В бою за город уничтожено свыше 3.000 солдат и офицеров противника. Захвачены склады боеприпасов и другие трофеи. На другом участке Н-ское танковое соединение перере
зало важную коммуникацию противника. Контратаки, предпринятые гитлеровцами, были отражены с большими для них по
терями По неполным данным. Уничтожено 40 немецких танков и 5 самоходных ору
дий. Захвачены трофеи, в числе которых 17 танков и 4 самоходных орудия. Наши части захватили также впо материаль
ную часть двух артиллерийских полков противника.
В воздушных боях в течение дня сбито 66 немецких самолётов.
В Донбассе, в районе юго-западнее Ворошиловграда, наши войска вели бои местного значения. Утром, после сильной артиллерийской подготовки, части Н-ского соединения атаковзли позиции противника п заняли первую линию немецких тран
шей Уничтожено 6 немецких танков а до 400 гитлеровцев. Наши лётчики бомбили железнодорожные эшелоны. танковые и пехотные колонны противника. В результате бомбардировки разбито несколько железнодорожных составов, уничтожено и
повреждено большое число танков и до 150 автомашив противника.
Южнее Пзюма немцы подтянули резервы и в течение двух дней пытались вер
нуть потерянные ими- позиции. Наши части отбили двадцать три контратаки тан
ков и пехоты противника. В этих боях истреблено не менее полка немецкой аехоты. подбито а уничтожено большое число
танков и орудий противника. Советские лётчики взорвали два склада с горючим и несколько складов боеприпасов В воздушных боях сбито 11 немецких самолётов.
*
На Ленинградском фронте наши артиллеристы и миномётчики обстреливала обо
ронительные сооружения и ближние тылы противника. Артиллерийско-миномётным
огнём разрушено 29 немецких дзотов. 4 наблюдательных пункта, взорвано 2 склада боеприпасов и подавлен огонь несколь
ких артиллерийских батарей противника. Наши лётчики в воздушных боях сбили 12 немецких самолётов.

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Ровенской области, 28 июля внезапно атаковал гарнизон противника, расположенный в крупном населённом пункте. В завязавшемся бою боль
шая часть немецкого гарнизона была уничтожена. Оставшиеся в живых гитле
ровцы разбежались. Убито 130 немецких солдат и офицеров, бургомистр и начальник жандармерии. Партизаны освобо
дили из тюрьмы 80 советских граждан. Захвачены трофеи: 3 пулемёта, 28 автоматов, более 100 винтовок, 13 радио
приемников, склад продовольствия, склад обмупдировання и обуви. Несколько пар
тизанских отрядов, действующих в Черниговской области, 26 июля вступили в бой с карательной экспедицией противника. В ожесточённой схватке парти
заны уничтожили 106 венгерских солдат и офицеров. Взяты пленные. Захвачено 5 пулемётов. 70 винтовок и автоматов, 300 гранат, 25 тысяч патронов и другие трофеи.
В связи с большими потерями подводного флота противника экипажи немецких подводных лодок, базирующихся в Норве
гии, всячески уклоняются от выполнения боевых заданий. Некоторые экипажи умышленно ломают приборы, материаль
ную часть и выводят лодки из строя. В Тронхейме одной подводной лодке причи
нены настолько серьёзные повреждения, что она затонула. Близ Ставангера коман
да одной подводной лодки отказалась выйти в море. Экипаж вместе с командиром арестованы.

Москва салютует

Этой ночью люди выходили на улицы и. глядя на вспышки артиллерийских залпов, аплодировали ночному вебу. Громовые раскаты языком войны рассказывали миру о нашей силе, о пашей уверенности н стойкости. Вместе с Верховным Главнокомандующим благодарила Москва защитников родины за доблесть и героизм.
★ ★
На многолюдных митингах, то тут, то там возникавших на заводах, говорили взволнованные речи. И каждый, кто хотел сказать что-то большое, достойное атой ночи, предупреждал товарищей:
— Да, мы многое сделали на пути к победе. В движении нашей Красной Армпн на запад есть доля и нашего труда. Но это еше не все. Нужны еще огромные усилия, чтобы разгромить врага.

Вместо 200— 300 деталей
Приказ Верховного Главнокомандующего был аачитан во всех цехах завода им. Владимира Ильича. Выступавшие на митингах рабочие обещали трудиться ещё напряженнее, чтобы дать фронту еще больше продукции.
Рано утром нормировщики подсчитали выработку. Цех, где начальником тов. Ал
тухов, выполнил сменное задание на 113 процентов. Бригада калильщиков тов
П&нкрашина выработала вместо обычных 200 процентов 297 процентов нормы.
В цехе, где начальником тов. Невструев, особо отличилась бригада Цветкова. На сложном оборонном задании она дала 172 процента нормы, намного перекрыв преж
ние показатели. Участок мастера Сушилина сдал сегодня утром 300 сложнейших деталей вместо 200 по норме.
В эту ночь на заводе не было ни одного цеха или участка, не перевыполнившего оперативного задания.

Три нормы

в смену

В 12 часов, когда 120 орудий салютовали Красной Армии, встали на стаханов
скую вахту пях ь фронтовых бригад завода внутришлифовэльных станков.
Ночь прошла с исключительным под’ё- мом.
В цехе, где начальником тов. Одинаков, стахановки тт. Мурашова и Маслова выработали 3 нормы в смену, на 100 процентов перекрыв свою ежедневную выработку.
— Три задания в смену — вот наша трудовая благодарность доблестным вои
нам, вот наш ответ на приказ вождя, — сказал в своем выступлении на митинге бригадир лучшей фронтовой бригады тов. Азаров.
Задание
перевыполнено
На заводе «Красный пролетарий» особенно высокий производственный под’- ем отмечен в цехе, где начальником тов. Клингер. Этот цех выпускает важное оборонное изделие.
Сегодня ночью лучшая фронтовая бригада тов. Ячменовой в ответ на приказ вож
дя выполнила норму на 220 процентов. Высокой выработки добились сверловщи
ца Шкалова, выполнившая норму на 210 процентов, токарь Гринберг, давший -205 процентов, и многие другие.
Выступая на митинге, стахановки-токари тт. Родионова и Суханова обязались дать за ночь не менее 200 процентов в смену. Слово свое передовые производственницы сдержали Они выполнили задание на 300 процентов каждая.
Так работали и остальные цехи завода
«Краоный пролетарий».

МОСКВА, 5 АВГУСТА, 24 ЧАСА. Столичные батареи салютуют героям Орла и Белгорода.
Снимок капитана, Ф. ЛЕВШИНА («Красная Звезда››)