нию театра, ставящего своей целью революционную постановку проблем современности и обслу
живание трудовых слоев населения, который в своем развитии содействовал и содействует приближению. дореволюционного театра к современности». Или, вот, посмотрим § 7 той же револю
ции: «Необходима неуклонная борьба против косности, стремления огульно и искусственно со
хранять явления, потерявшие свое социальнохудожественное значение, связанные целиком с прошлыми общественно политическими строями, борьба против застоя и нежелания стать на уро
вень требований советской обещственности». (Курсив наш — В. П.).
Неужели с момента опубликования сборника отчетов и решений майского парт-совещания по
вопросам театра все это в конец и сразу исчезло и старые театры, чудесно ударившись о-земь, встали перед нами целиком новыми театрами? А, ведь, позиция «трубачей», по крайней мере в своей тенденции, как-будто именно такова!
По их мнению: если безудержно не хвалить, значит, не разбирать и не критиковать, а то поступишь против девиза. Словом, чистейшая фетишизация и охранение «истины без излишеств и в умеренном одеянии»... Так ли на самом деле, опасна для старых театров аналитическая критика? Кстати сказать, всякая аналити
ческая критика уже непременно содержит в себе дозу и горьких истин. Мы утверждаем, что чрез
мерное попечение об «излишестве» критики, в лучшем случае, не только бесполезно повисает в воздухе, но приносит вред и в первую голову самим-же театрам, вставшим на путь переустройства.
Некоторые не в меру старательные «трубачизаявляют, что де надо быть идиотами, чтобы стремиться строить революционное дело одними чи
стыми коммунистическими руками. К кому эго упорное напоминание относится — не знаем. Мо
жет, действительно, для «трубачей» это так; что касается нас, то мы вообще предпочитаем чистые руки грязным, и понимаем т. Покровского:
„ Октябрь“
Выгрузка оружия
— «Правда, т. Ленин нам говорил, что мы должны привыкать строить коммунизм и руками некоммунистов — заявил т. М. Н. Покровский на XV партсъезде, — но, конечно, если бы тов. Ленину предложили выбрать — строить коммунизм, руками коммунистов или не-коммунистов, он бы, вероятно, обозвал нехорошо человека, предлагающего такой выбор. Так, вот, позвольте вам на
помнить, что у нас есть полная возможность иметь свою научную смену, вышедшую из таких общественных классов, которые тесно связаны с Октябрьской революцией, которые ее делали и защищали ее во время гражданской войны. Это — вполне наши по своему настроению люди, ибо
у нас даже беспартийные аспиранты обязательно проходят марксистский стаж и марксистскую выучку».
Слова эти к театральной смене еще не совсем применимы. Тем не менее, тенденция к реализации их несомненно налицо. И, вот вме
Бакинский Рабочий Театр
„Закат
6-я сцена — драка Менделя с сыновьями
Совкино