ЗА ПЕРЕДВИЖНОЙ РАБОЧИЙ ТЕАТР

Осталось не больше месяца до срока, когда вновь все теа-журналы запестрят статьями «об итогах» теа-сезона. Говорить об итогах вообще не вредно, каковы бы они, по существу, ни были, так как все суждения эти — ничто иное, как критика прошлого и корректив к будущей производственной работе.
Однако, правду сказать, увлекаясь работой центральных театров, мы забываем, подчас, о тех современных театрах, которые незаметно работают во имя подлинного, нового и рабочего зри
теля, организованного вокруг клубов Москвы и Московской губ. В этой статье хочется отметить, в первую очередь, один из таких современных театров—это Московский Передвижной театр УМЗП, вот уже второй год незаметно для обыва
теля с упорной настойчивостью обслуживающий клубного зрителя. Несмотря, может быть, на боль
шие недочеты у театра, он имеет, безусловно, огромное не только политическое, но и практическое и художественное значение в жизни района. Кто знал район два года тому назад, тот может себе представить ту неорганизованность и халтуру, которые царили в клубах.
Московский Передвижной театр, созданный при УМЗП, с самого начала своего возникновения
взял твердый курс на идеологическую установку каждого спектакля и не сходит с этого пути до настоящего времени, несмотря на все те неприятности, каким он подвергался из-за этой уста
новки даже от крупных клубов, считавших, что только пьесы без идеологии могут заинтересовать клубного зрителя. Уже только этот принцип за
служивает к себе всяческого уважения, а театр— внимания. И если в первый год своего существования Московский Передвижной театр, с одной стороны, не желая «запугать», в первую очередь, конечно, зав. клубов своим идеологическим репер
туаром, пошел по линии показа аккредитовавших себя пьес центральных театров («Бронепоезд», «Разлом», «Штиль» и т. д.), в этом году театр пошел еще дальше, дополняя репертуар уже соб
ственными пьесами, стремясь этим создать свой, нужный для рабочего зрителя репертуар («Приго
вор», «Кинжал», «Ненависть», «Ее путь»). Все это не могло не оказать влияния как на зав. клубов, убедившихся в том, что идеология не значит скука и примитив, на рабочего зрителя, который по
чувствовал, что данный репертуар является для него интересным и актуальным, так и в особен
ности на те многочисленные коллективы, которым пришлось очень и очень подтянуться. И если раньше у коллективов обычным явлением были постановки пьес, носящие на себе во всех отноше
ниях все признаки халтуры, то сейчас, когда рабочий зритель предъявил новые требования, уже не редкость и здесь видеть не только идео
логически приемлемый репертуар, но и собственное оформление, режиссера и художника, не го
воря, конечно, о срепетованности. Но... работа Передвижного театра в настоящее время находится под угрозой. Во-первых, у театра совер
шенно нет помещения для производства его по
вседневной работы. Единственное имевшееся в распоряжении УМЗП свободное помещение, где помещался театр «Тверская 35», несмотря на на
личие положительного для УМЗП постановления Верховного суда СССР на право пользования и распоряжения данным помещением, благодаря протесту комиссии по разгрузке Москвы, у УМЗП, очевидно, будет отобрано. А при таком положе
нии, конечно, нельзя говорить об условиях естественного художественного роста.
Второе, что влияет на работу данного театра в смысле сбыта продукции, это—та ненормальность, которая наблюдается в настоящее время, когда сбыт спектаклей и планировка всех работ находятся в распоряжении Центропосредрабиса.
Все это должно быть устранено, иначе театр с трудом будет влачить то же существование, в котором он находится сейчас, не увеличивая, а уменьшая уже имеющуюся у него художественную ценность, теряя смысл своего существования.